Выручают инфраструктурные проекты
Автокраны: круглый стол экспертов отрасли
Юрий Радченко, ведущий специалист по подъемной технике ООО «СюйГун Ру», официального представительства XCMG в России;
Антон Кедровских, директор ЗАО «ЧелябКранСбыт», эксклюзивного дистрибьютора по реализации техники ОАО «ЧМЗ»;
Юрий Горпинич, генеральный директор ООО «Палфингер Сани Крэйнз», эксклюзивного дистрибьютора по реализации спецтехники PALFINGER SANY,
и Игорь Грачёв, финансовый директор ООО «Палфингер Сани Крэйнз».
Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: На сегодняшний день сложилась довольно серьезная конкурентная борьба на рынке автокранов. Это связано с тем, что конкурентные китайские бренды стали больше завозить своей продукции, в некоторых случаях встречается и демпинг. В ближайшее время на автокраны XCMG от 50 до 80 т, которые сейчас есть в наличии на складах в России, мы будем предоставлять очень интересные скидки, это будет особенный прайс с бòльшим дисконтом, чем мы предоставляли ранее. В случае с импортируемой техникой существенную роль, конечно, играет высокий курс иностранной валюты. Он сейчас растет, и соответственно покупательская способность потребителей несколько снижается.
А. Кедровских, «ЧелябКранСбыт»: Что касается ситуации на рынке автокранов, то в число основных игроков среди отечественных производителей грузоподъемной техники по-прежнему входят холдинг «Кудесник», Ивановский завод «Автокран» и Челябинский механический завод. Необходимо отметить агрессивную экспансию на российский рынок китайских производителей. За первое полугодие 2023 г. они поставили на отечественный рынок практически в пять раз больше машин, чем за аналогичный период прошлого года. По нашим данным, это более 1500 единиц автокранов. При этом пять российских заводов отгрузили за шесть месяцев этого года всего порядка 1200 единиц.
Кроме того, производители китайской техники понимают, что на нашем рынке (в том числе в тех отраслях, где присутствует ОАО «ЧМЗ») очень востребованы крановые установки на вездеходных шасси. Конечно, производители из Китая будут стремиться занять в том числе и эту нишу, выпуская продукт для данного сегмента. Да, у китайского крана могут быть определенные проблемы с габаритными показателями (например, импортная техника может не попадать в действующие габариты по нагрузкам на оси), но у него неплохие потребительские параметры.
Автомобильный или гусеничный кран – не предмет роскоши, это рабочий инструмент. И заказчик голосует рублем: на какой машине он больше заработает. Помимо цены покупателя также интересуют гарантия качества и долговечность приобретаемой техники. Сегодня китайские компании не только импортируют в страну огромное количество техники, но и активно расширяют дилерскую сеть и массово открывают сервисные центры. Учитывая активность китайских производителей, могу предположить стремительное развитие сети поставок запасных частей для импортной техники.
Вывод такой: российские заводы будут конкурировать не между собой, а с китайскими производителями. И если ничего не поменяется со стороны государства, то в будущем китайская экспансия будет самой большой головной болью отечественных краностроителей.
Перспективы российского краностроения в конкурентной борьбе не радужные. Все российские краностроители сегодня задумываются: что мы можем противопоставить нашим китайским конкурентам? Это очень злободневный и открытый вопрос. Он настолько же актуален, насколько и вопрос с дефицитом шасси УРАЛ, КАМАЗ и базовых комплектующих других производителей, которых сегодня катастрофически не хватает.
Китайские компании еще и потому так уверенно заходят на российский рынок, что отечественные производители не могут полноценно обеспечить спрос на грузоподъемные машины. Всё больше покупателей (например, среди них строители жилых и коммерческих объектов, представители нефтесервисных компаний) сегодня делают выбор в пользу китайских производителей. У российского автокрана большое преимущество по проходимости. Но порой потребители предпочитают приобрести спецтехнику из Китая, заплатить за ее доставку на объект и оформить разрешение на перемещение по дорогам общего пользования.
Словом, перспективы российского краностроения в конкурентной борьбе с китайскими производителями без поддержки со стороны государства (введения антидемпинговых мер, повышения ставок утилизационного сбора для ввозимых машин и др.) очень туманные.
И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Сфера деятельности нашей компании – поставка в РФ готовых автомобильных и коротокобазных кранов бренда SANY. На данный момент мы ощущаем резкий подъем интереса к китайским кранам, объем продаж вырос более чем в два раза. В то же время идет просадка продаж отечественных производителей. На наш взгляд, ситуация вызвана рядом факторов: это комфортный уровень курса юаня, когда он держался ниже отметки в 11 руб., повышенная активность в сфере финансирования покупки строительной техники, сравнительно низкая ставка заимствования и дефицит компонентов у российских производителей. Правда, на момент данного интервью ситуация резко изменилась: ЦБ поднял ключевую ставку до 12%, а курс юаня выше 13 руб. На наш взгляд, данные изменения могут негативно отразиться на динамике спроса в нашей отрасли в целом. Соответственно уровень конкуренции среди основных игроков будет возрастать, но мы к этому готовы.
Что касается отечественного краностроения, то многое будет зависеть от программ поддержки, которые государство будет предоставлять российским заводам. На наш взгляд, упор должен быть сделан на стимулирование расширения модельной линейки и улучшение технических характеристик автокранов, если же все пойдет в русле преференций по уплате утилизационного сбора и льготных программ финансирования, то это даст лишь временный эффект, который не позволит получить конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе и приведет к еще большему отставанию в технологичности и инновационности по сравнению с ведущими иностранными игроками. Возможно, выход можно нащупать в налаживании кооперации между российскими и китайскими производителями, но для этого должны сложиться благоприятные условия, которые смогут принести выгоду всем участвующим сторонам.
Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Потребителю не принципиально видеть обновленный дизайн. Нет таких требований от клиентов: сделайте мне в виде гоночного болида автокран или какой-нибудь угловатый, потому что я привык ездить на таких машинах. Здесь, вообще, дизайн играет самую последнюю роль. В плане удобства управления и эргономики – да. Многие операторы, которые работают на автокранах XCMG, говорят, что в наших кабинах посвободнее, чем в конкурентных, к примеру. Касательно того, каких машин стало на рынке больше? Да, 25–30-тонных машин всегда продавалось больше, и на сегодняшний день ситуация не изменилась.
А. Кедровских, «ЧелябКранСбыт»: Сегодня среди покупателей высоким спросом пользуются автокраны грузоподъемностью 25 т. Такие машины по-прежнему самый массовый продукт в производстве Челябинского механического завода. Не первый год наблюдается тенденция в сторону увеличения грузоподъемности: возрастает потребность в более «тяжелых» машинах (грузоподъемностью 32 т и выше). Что касается соотношения автокранов различных классов грузоподъемности в производстве, то этот год не показательный, что опять же связано с дефицитом шасси. Краны большой грузоподъемности в основном изготавливаются на базе четырехосных шасси с колесной формулой 8х8 либо 8х4, которых сейчас не хватает на заводах-производителях.
Требования потребителей к комплектации и эргономике крановой техники постоянно возрастают. Сегодня ОАО «ЧМЗ» предлагает покупателям автокраны грузоподъемностью 16–60 т с разной длиной стрел, которые можно дополнительно укомплектовать разнообразными опциями. Среди них климатические (кондиционеры, «северный пакет») и функциональные (гуськи различной длины, люлька, противовесы) настройки. Словом, ОАО «ЧМЗ» предлагает один из самых широких рядов дополнительных опций, чтобы адаптировать грузоподъемную технику к разным условиям эксплуатации.
Ю. Горпинич, «Палфингер Сани Крэйнз»: Рынок автокранов практически живой организм, поэтому потребности заказчиков в кранах различной грузоподъемности меняются в течение года. Возможно, это связано с новыми инфраструктурными проектами, под которые требуются те или иные краны. Что касается изменений в требованиях заказчиков к дизайну и эргономике, то на этот вопрос можно ответить только утвердительно. Чем более кран удобен в работе и комфортен для оператора, тем выше его производительность, тем самым и больше финансовая отдача собственнику на инвестированные им средства. Этот параметр настолько важен заказчикам в разных странах мира, что корпорация SANY инвестировала значительные средства в разработку новых кабин шасси и новых кабин крановых установок автокранов.
Новые кабины семейства i-Cab кранов SANY предоставляют операторам великолепную обзорность, функциональность, комфорт и обеспечивают простоту и удобство управления. Новая кабина соответствует новейшим международным стандартам по шумности. Уровень шума на холостом ходу двигателя составляет 53 дБ, что эквивалентно международному уровню шумности для тяжелых грузовиков с выключенным двигателем и даже легковых автомобилей. Мультифункциональное рулевое колесо с возможностью управления интерактивной системой панели приборов с помощью джойстиков. Системы E-Architecture и T-Box имеют возможность беспроводного обновления интерактивной логики и пользовательского интерфейса.
Унифицированная с серийными грузовыми автомобилями SANY электронная система управления, система помощи водителю уровня L2 (L2drive assistance), полнофункциональный жидкокристаллический дисплей, оснащенный антибликовой регулировкой, способной ослабить эффект синего свечения, 12,1-дюймовый дисплей, система мультимедиа, которую можно подключить к смартфону. Сиденье водителя на пневмоподвеске, автоматический климат-контроль, увеличенная на 30% обзорность кабины крановой установки, более широкое кресло оператора – все это обеспечивает высокую безопасность и максимальный уровень комфорта.
А. Кедровских, «ЧелябКранСбыт»: С белорусскими шасси сейчас точно такой же дефицит, как и с российскими. Что касается турецких шасси, конкретно мы не рассматривали этот вопрос.
И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: У нашей копании до 2022 года был опыт сборки крановых установок SANY 25 и 30 т на шасси КАМАЗ. Было собрано более 150 кранов, но с началом известных событий приобрести шасси стало нереально, и проект был временно заморожен, а поиск новых производителей шасси, которые смогли бы заменить КАМАЗ по всем техническим параметрам, пока не привел к успеху.
Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Этот вопрос скорее всего связан с тем, что где-то идет локализация производства. Мы сейчас планируем начать поставку крановых установок 25 т на базе шасси КАМАЗ. Опытная партия из двух машин уже готова, на заводе XCMG успешно провели их испытания и уже сертифицировали в России. Крановые установки будут поставляться сюда целиком, т.е. их останется только установить на раму грузовика и всё – автокран готов. Не будет отдельного снабжения лебедками, крюками, кабинами и тому подобное.
А. Кедровских, «ЧелябКранСбыт»: Весь 2022 год и половину 2023 года отечественные производители спецтехники вели колоссальную работу по замене импортных деталей на отечественные аналоги или на комплектующие из «дружественных» стран (Китая, Белоруссии и др.). В настоящий момент данная работа не закончена. Вопросы, связанные со снабжением важными компонентами и комплектующими для автокрановой техники, по-прежнему остро стоят перед российским бизнесом.
Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Я думаю, расширения производства китайских автокранов пока не будет, текущий спрос удовлетворяется, заводы по производству автокранов XCMG могут производить и больше машин.
И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Возможности производства на заводе SANY в городе Чанша в Китае позволяют без напряжения закрыть весь рынок РФ. С учетом спада на китайском внутреннем рынке сейчас часть мощностей работает не в полную силу.