На рынке грузовых автомобилей

В. Салыгин

В III квартале текущего года ситуация на рынке грузовых автомобилей оставалась достаточно стабильной. Изменение рыночных цен по большинству моделей незначительное, а вот объемы продаж по сравнению с летними месяцами несколько возросли, что свидетельствует об оживлении спроса на грузовую автотехнику. В какой-то мере этому способствует развитие отечественной экономики. По данным Госкомстата РФ, в I полугодии 2003 г. производство продукции и услуг базовых отраслей выросли на 7,3%. Увеличение инвестиций в основной капитал составило 12%, объемы промышленной продукции выросли на 7%, грузооборот транспорта на 7,1%. За 6 месяцев производство грузовых автомобилей в стране увеличилось на 11,2%, а объем продаж отечественных грузовиков вырос на 10,1%.

Вслед за рынком легковых автомобилей более открытым становится российский рынок грузовиков. По разным оценкам экспертов, объем продаж новых и подержанных грузовых автомобилей, произведенных за рубежом, составил в прошлом году от 15 до 18 тыс. машин. По предварительной оценке в текущем году импорт грузовиков может возрасти до 20 тыс. машин, т.е. на 10% превысит общий объем продаж машин этого класса в стране. Наибольшую конкуренцию со стороны иностранных фирм (включая белорусских и украинских) испытывают производители отечественных большегрузов – автомобильные заводы КАМАЗ и «Урал».

Несмотря на заметный рост импорта, по всей видимости, он не будет оказывать значительного влияния на внутренний рынок, по крайней мере в ближайшие 3-5 лет. Поэтому в целом по России состояние рынка грузовых автомобилей по-прежнему определяется отечественным производством автотранспортных средств. Вклад предприятий российского автопрома в общий итог, как и положение дел на каждом из них, весьма различны.

Уверенно наращивает выпуск автомобилей лидер отечественного автопрома ОАО «ГАЗ». За I полугодие этим предприятием выпущено 50 438 грузовиков – рост составил 9,6%. На долю Горьковского автозавода приходится более 55% общего объема продаж отечественных грузовых автомобилей. По оценке руководства предприятия, в 2003 г. выполнение бизнес-плана идет со значительным опережением. За 9 месяцев произведено более 154 тыс. автомобилей и машино-комплектов. Ежемесячный темп производства грузовиков в сентябре превысил 10 тыс. машин.

Чтобы повысить эффективность производства на ОАО «ГАЗ» производится реструктуризация, реализуются программы по улучшению качества выпускаемой продукции, обновляется модельный ряд. Завод коробок передач и Завод деталей из полиуретана и пластмасс выделены в самостоятельные предприятия. Следом планируется создание еще нескольких производств: агрегатного, литейного, кузнечного.

В 2003 г. на программу повышения качества направлено около $20 млн., это позволит существенно снизить общие потери от выпуска некачественной продукции и в 2-3 раза уменьшить количество поступающих рекламаций. Сегодня процент грузовиков, предлагаемых в сбыт, фактически приблизился к уровню легковых автомобилей (80,7%, 86,8, 86,2 и 77,3% соответственно на 1-м, 2-м, 3-м и 4-м конвейерах). При помощи технического оснащения и оптимизации рабочих мест удалось повысить производительность труда, снизить численность персонала и увеличить рентабельность предприятия. В период январь – июнь численность занятых на производстве сократилось на 20% (до 58 тыс. человек). Основу производственной программы завода по-прежнему составляют малотоннажники «Газель» (ГАЗ-3302, ГАЗ-2705) и «Соболь» (ГАЗ-2752). На долю первых приходится более 79% выпуска, на долю вторых – 7,3%. Несколько увеличилось производство среднетоннажников ГАЗ-3307, их доля составляет 10% заводского производства грузовиков.

Достаточно стабильным выглядит положение предприятий, выпускающих мини-грузовики – это ОАО «УАЗ» и ОАО «ИжАвто». Ульяновским автозаводом в I полугодии 2003 г. изготовлено 10 516 машин малой грузоподъемности, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 26,9%. Увеличение достигнуто в основном за счет наращивания производства специальной автотехники: удвоился выпуск автомобиля «Фермер» с цельнометаллическим кузовом (УАЗ-3909) и на 25% больше стали производить автомобилей «Фермер» с пятиместной кабиной (УАЗ-39094).

В 1,5 раза возросло изготовление устаревшего УАЗ-3303, выпуск которого в прошлом году сократился на 20%. Доля ОАО «УАЗ» в общем объеме продаж отечественных грузовых автомобилей выросла с 9,8 (по итогам I полугодия 2002 г.) до 11,44% в текущем году. Однако снижение уровня продаж УАЗиков (99% от уровня их производства) свидетельствуют об определенном насыщении занимаемой рыночной ниши. Свои надежды заводчане связывают с новым капотным грузовиком УАЗ-2360 (грузоподъемность 800 кг, двигатель – турбодизель ЗМЗ-514, 98 л.с. или бензиновый ЗМЗ-409, 142 л.с.). Производство этого автомобиля по обходной технологии ожидается в I квартале 2004 г., а серийный выпуск начнется летом будущего года (до 1 500 машин). Ориентировочная цена УАЗ-2360 в базовой комплектации (двигатель ЗМЗ-514) около $8-8,5 тыс., т.е. вдвое больше нынешнего УАЗ-3303. Поскольку новый полноприводный автомобиль ориентирован преимущественно на эксплуатацию по проселочным дорогам, его основными потребителями станут сельскохозяйственные предприятия. Готовы ли они покупать его по такой цене, покажет время.

На треть увеличил выпуск грузовиков особо малой грузоподъемности ОАО «ИжАвто». В I полугодии 2003 г. им изготовлено 7 250 машин. Основу его программы грузовых автомобилей по-прежнему составляют фургоны Иж-2717. Более чем вдвое возросло производство пикапов Иж-27171 (около 200 машин за 9 месяцев). Объем продаж ижевских грузовичков оказался несколько ниже уровня прошлого года, как и их доля (7,66%) в общем объеме продаж отечественных грузовых автомобилей (8,63% в 2002 г.).

Значительно вырос темп производства у основного продуцента отечественных большегрузов – ОАО «КАМАЗ». В I полугодии 2003 г. им выпущено 10 652 автомобиля (рост 22,9%). Половину этого выпуска по-прежнему составляют шасси, преимущественно под спецтехнику, спрос на которую остается устойчивым. Доля продаж автомобилей КамАЗ в общем объеме реализации отечественных грузовых машин возросла с 9,12 в прошлом году до 11,44% в текущем. Вместе с тем, у предприятия появились трудности со сбытом производимой автотехники. Заводские специалисты связывают эти проблемы преимущественно с обострившейся в последнее время конкуренцией на рынке подержанных грузовиков импортного производства. Не оспаривая этих выводов, попытаемся оценить ситуацию с иной стороны.

По данным АСМ-Холдинга, выпуск грузовиков КамАЗ составлял по годам: 2000 г. – 23 482, 2001 г. – 22 109, 2002 г. – 20 056 автомобилей. Ежегодный объем продаж составлял: 2000 г. – 22 153, 2001 г. – 22 293, 2002 г. – 20 375 автомобилей, т.е. ниже уровня производства на 3-4%. Своевременно нереализованные грузовики накапливались на заводской площадке, в результате к середине 2003 г. остаток превышал половину месячного выпуска. Отпускные и рыночные цены поднимались с темпом, близким к росту инфляции в стране, а попытки дилеров их ускорить вели к снижению продаж. Чувствительность объема продаж к цене свидетельствовала о неустойчивости спроса на грузовики этой марки и о наличии достаточно жестких спросовых ограничений, которые обусловлены и недостаточной платежеспособностью потребителей продукции ОАО «КАМАЗ», и потребительскими свойствами выпускаемой им автотехники, не отвечающей в полной мере современным требованиям. Иными словами, реальный уровень продаж автомобилей КамАЗ, а стало быть и оптимальный уровень их производства, обусловленные нынешним состоянием российской экономики и организацией производства и сбыта, не превышает 20-22 тыс. большегрузов. Хочется надеяться, что намеченные на ближайшие годы руководством ОАО «КАМАЗ» меры по совершенствованию организации производства, его диверсификации и расширению модельного ряда окажутся эффективными.

Затруднения в производстве и сбыте автотехники испытывает и другой крупный производитель отечественных большегрузов ОАО «АЗ «Урал». По итогам I полугодия 2003 г. выпуск грузовых автомобилей на этом заводе сократился на 20,9%, объем продаж – на 17,0%. При этом доля продаж «Уралов» в общем объеме реализации отечественных грузовиков уменьшилась с 4,75 в 2002 г. до 3,56% в текущем. Руководство предприятия объясняет снижение спроса заметным подорожанием «Уралов» (на 10-12%), связанным с оснащением этих машин новыми двигателями (в том числе ЯМЗ-236НЕ2, Euro-2).

Как показала практика, скачок цен, связанный с переходом на выпуск автомобилей с более сложным двигателем, требующим квалифицированного сервисного обслуживания, показался потребителям автотехники АЗ «Урал» не вполне оправданным. Потребовалось время и настойчивая разъяснительная работа специалистов завода, чтобы не только восстановить, но и увеличить объем реализации грузовиков на внутреннем рынке (в I полугодии 2003 г. на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.). В июле-августе ежемесячный темп производства автомобилей на заводе превышал 800, план реализации выполнялся. Это дает основание полагать, что итоговый объем текущего года будет близок к выпуску прошлого, т.е. более 8 тыс. машин.

В сложном положении находится столичный АМО ЗИЛ, его финансово-хозяйственная деятельность постоянно ухудшается. За последние три года выпуск грузовых автомобилей здесь сократился почти вдвое – с 20 440 машин в 2000 г. до 11 810 в 2002 г. По итогам I полугодия 2003 г. снижение производства грузовиков составило 5,9%, объема продаж – 6,4%. По словам Генерального директора АМО ЗИЛ К. Лаптева, производственные активы предприятия претерпевают глубокую реструктуризацию, формируется гибкая система производства и управления.

В I полугодии 2003 г. динамика рыночных цен в России на грузовые автомобили носила устойчивый характер – медленный рост цен сопровождался незначительными колебаниями. В III квартале быстрее дорожали автомобили Горьковского автозавода (в августе их прирост составил 3-5%), поскольку площадки дилеров постепенно заполняли обновленные и более дорогие модели «Газели» и «Соболя».

Рост цен на КамАЗы и «Уралы» составлял ежемесячно 1-1,5%. Практически неизменными по стоимости оставались автотранспортные средства АМО ЗИЛ. Что касается импорта из ближнего зарубежья, то быстрее росли цены на автомобили Минского автозавода. В среднем их рост составлял 1-2%, однако по некоторым моделям, в том числе седельным тягачам с двигателями Euro-2 (двухосные МАЗ-543205-20 и МАЗ-543208-20, трехосный МАЗ-642208-20), подорожание превышало 2,5-3%. Цены на грузовики Кременчугского автозавода выросли незначительно (0,5-1,0%).

В текущем году снижение темпов инфляции несколько сдерживает рост рыночной стоимости грузовых автомобилей, несмотря на это традиционный период относительно стабильных летних цен был короче прошлогоднего. В августе цены заметно подросли. При этом быстрее дорожали бортовые автомобили, медленнее – седельные тягачи и самосвалы. В связи с сезонным повышением деловой активности, связанной, в частности, с осенними уборочными сельскохозяйственными работами, дорожным строительством и интенсивными транспортными перевозками, рост цен будет продолжаться с темпом, близким к уровню инфляции.