Российский рынок основных нефтепродуктов: факты и комментарии

А. Рикошинский

Основные нефтепродукты – бензин, дизельное топливо и топочный мазут, представляют собой продукты повсеместного и масштабного спроса, бесперебойное обеспечение которыми создает нормальные условия для жизни населения и развития общества, социально-экономической и военно-политической стабильности государства. Кроме того, бензин, дизельное топливо и топочный мазут занимают весьма заметное место в структуре российского экспорта, обеспечивая поступление в страну валютных резервов.

Рынок этих нефтепродуктов, являясь частью рынков продукции топливно-энергетического комплекса, включает внутренний российский оптовый рынок продукции промышленного назначения, рынок потребительских товаров (по оценкам специалистов, в настоящее время в частном секторе потребляется примерно 45 – 50% всего реализуемого на внутреннем рынке бензина и предприятиями, соответственно, 50 – 55%) и внешнеторговый (экспортноориентированный) рынок. Поэтому на конъюнктуру рынка нефтепродуктов влияет ситуация во всех этих сегментах товарного рынка.

В производстве и реализации нефте-продуктов на внутреннем российском рынке в первой половине 2003 г. сохранились тенденции, сложившиеся в прошлом году. На состоянии внутреннего рынка нефте-продуктов отразились благоприятная для экспортеров конъюнктура мирового рынка, общее улучшение состояния российской экономики и, в том числе увеличение объема перевозок, а также рост материального благосостояния граждан России.

В январе – мае 2003 г. российская экономика развивалась высокими темпами: промышленное производство к соответствующему периоду прошлого года составило 107,2%, грузооборот транспорта – 105,0%, реально располагаемые денежные доходы – 111,3%. Это способствовало росту платежеспособного спроса на нефтепродукты. Развитие экономики страны потребовало от нефтеперерабатывающей отрасли соответствующего роста производства, одновременно создавая все необходимые предпосылки для этого.

В январе – мае объем добычи нефти составил 111,3% к уровню того же периода 2002 г., а первичная переработка нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах составила 104,8%. Соответственно, выросло производство нефте-продуктов: автомобильного бензина – 104,5%, дизельного топлива – 103,5%, топочного мазута – 105,1%.

В нефтеперерабатывающей промышленности было переработано 46,6% добытых в Российской Федерации нефти и газового конденсата, причем производство нефтепродуктов с использованием углубляющих технологий увеличилось на 18,1%. С начала года выпуск высокооктанового бензина увеличился на 9%, а его доля в общем производстве автомобильного бензина увеличилась с 46,9 до 48,8%.

По официальным данным Госкомстата, в Российской Федерации производством нефтепродуктов занято 65 заводов. Существенная часть продукции поступает на экспорт. Среднегодовая доля экспорта в объеме производства составляет: по автомобильному бензину 10 – 15%, по дизельному топливу 35 – 40, по топочному мазуту – более 55%.

Среди регионов наиболее крупный производитель нефтепродуктов – Республика Башкортостан. Нефтеперерабатывающие заводы башкирской группы производят от объема общероссийского производства: автомобильного бензина – 20%, дизельного топлива – 16, топочного мазута – 15%.

Существующее в России собственное производство автомобильного бензина, дизельного топлива и топочного мазута не только полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка, но и выполняет их существенные поставки на мировой рынок. Российская нефтеперерабатывающая промышленность обладает огромным потенциалом – суммарная мощность заводов более 260 млн. т, однако в настоящее время объем переработки нефти составляет менее 65% от уровня конца 80-х начала 90-х годов.

Резервом для увеличения выхода нефтепродуктов является увеличение глубины переработки нефти. В настоящее время средняя глубина переработки на российских НПЗ составляет около 70%, а в США, например, около 90% (на лучших американских НПЗ она доходит до 98%). Следует отметить, что такое положение с глубиной переработки сложилось исторически, исходя из потребности топливного баланса СССР в мазуте.

В настоящее время нефтеперерабатывающая отрасль обладает необходимыми для развития ресурсами: квалифицированной рабочей силой и запасами сырья (нефти). Сдерживает эффективность работы отрасли недофинансированность технической базы. Дальнейшее развитие комплекса требует модернизации и технического перевооружения производства. Рост загрузки НПЗ сопровождается как строительством новых производственных мощностей, так и их реконструкцией, направленной на увеличение выхода высококачественных нефтепродуктов.

Потребление нефтепродуктов в регионах существенно отличается как в абсолютном, так и относительном исчислении. Обеспеченность дизельным топливом и автомобильным бензином как в целом по стране, так и на региональном уровне оставалась достаточно стабильной.

Цены на нефтепродукты в этом году оставались стабильными и даже снижались. Так, в мае 2003 г. цены производителей снизились по сравнению с декабрем 2002 г. – индекс цен составил 85,2%. В мае индекс потребительских цен на бензин составил 99,1% (с начала года 108,3%), индекс цен производителей – 96,5% (с начала года 96,3%).

В мае снижение потребительских цен на бензин было отмечено в 46 субъектах Российской Федерации. Самым значительным оно было в Новосибирской обл. (7,7%). По сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения в 33 субъектах РФ. Увеличение цен на бензин наблюдалось в девяти субъектах, при этом наибольшее – в республиках Саха (Якутия) и Дагестан (0,5%). В Москве потребительские цены на бензин в мае практически остались без изменения, в Санкт-Петербурге в среднем снизились на 0,4%.

В мае в среднем по России отмечалось и снижение цен производителей на бензин автомобильный всех марок на 3,5%, вызванное его удешевлением в 14 субъектах Российской Федерации (от 1,9% в Омской, Нижегородской областях и Республике Коми до 9,5% в Республике Башкортостан и Рязанской обл.). В трех субъектах отмечено повышение цен на бензин автомобильный (максимальный прирост цен наблюдался в Оренбургской обл. – на 2,6%). На уровне апреля сохранились цены на бензин в пяти субъектах РФ.

В июне 2003 г. цены на автомобильный бензин находились практически на уровне мая.

В последнюю неделю июня удорожание бензина было отмечено в восьми центрах субъектов Российской Федерации. Наибольшее увеличение цен на бензин автомобильный наблюдалось в Новосибирске (в среднем на 16,4%), в том числе на бензин марки А-76 (АИ-80 и т.п.) на 28,4%. В 72 центрах субъектов РФ цены на бензин автомобильный остались без изменения. Удешевление бензина было отмечено в восьми центрах субъектов Российской Федерации. Среди территориальных центров России наибольшее снижение цен наблюдалось в Белгороде (в среднем на 2,2%), где бензин марки А-76 (АИ-80 и т.п.) стал дешевле на 2,6%. В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин автомобильный остались на уровне предыдущей недели.

Перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли изложены в Федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика на 2002 – 2005 гг. и на перспективу до 2010 г.» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. №796). Ею предусматривается реализация комплекса мер по реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей с целью углубления переработки нефти, увеличения производства высококачественных нефтепродуктов и снижения затрат на их производство.

В период до 2005 г. предусматривается ввод новых установок, позволяющих повысить глубину переработки нефти, суммарной мощностью около 30 млн. т и 15 млн. т мощностей, повышающих качество нефтепродуктов, а в 2006 – 2010 гг. соответственно около 10 и 9 млн. т.

Кроме того, до 2005 г. намечается ввод новых мощностей по первичной переработке 15,5 млн. т нефти. В результате глубина переработки в целом по отрасли составит 73% в 2005 г. и 75% в 2010 г. при объемах первичной переработки соответственно 200 и 210 млн. т. В таком случае представляется возможным произвести достаточное количество нефте-продуктов для внутреннего рынка и обеспечить их экспорт.

Реализация указанных мероприятий обеспечит снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду, снижение энергетических и материальных затрат при производстве продукции. Прекращение производства высокосернистых топлив позволит снизить выбросы в атмосферу оксидов серы почти в 2 раза, а внедрение современных крупнотоннажных процессов переработки нефти – снизить безвозвратные потери на 0,1 – 0,2% объема перерабатываемой нефти. За счет использования высокоактивных и селективных катализаторов и экономичного современного оборудования в перерабатывающем производстве потребление топлива, тепла и электроэнергии может быть снижено в целом по отрасли на 5 млн. т условного топлива в год. В результате намечаемой реконструкции нефтеперерабатывающей промышленности суммарная энергоемкость перерабатывающего производства снизится с 10,4% в 2001 г. до 7,9% в 2005 г. и до 7% в 2010 г. в нефтяном эквиваленте.