Рынок запасных частей к грузовым автомобилям

В. Салыгин

Ситуация на рынке запасных частей остается достаточно стабильной. В сентябре-октябре отмечено некоторое оживление продаж, связанное с рядом сезонных факторов, в том числе с ростом объемов автоперевозок и более интенсивным использованием автотранспорта, а также плановым техническим обслуживанием и переходом на зимний период эксплуатации. Устойчивый спрос на запасные части к грузовым автомобилям способствует постоянному росту цен на них. Темпы подорожания запчастей остаются ниже темпов роста цен на грузовые автомобили, что свидетельствует об определенном насыщении рынка агрегатов, узлов и деталей к основным маркам машин.

В этих условиях производство компонентов автомобильной техники, ставшее весьма чувствительным к ситуации на рынке, по ряду показателей снизило выпуск. Особенно это заметно по изготовлению дизельных двигателей. Так, по итогам I полугодия производство двигателей заводом ОАО «КАМАЗ-Дизель» сократилось почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ярославским «Автодизелем»–на 4,7%. Резко сократился выпуск Новоуральского ЗАО «УАМЗ» (как дизельных семейства ЗИЛ-645, так и бензиновых ЗИЛ-508).

Следует заметить, что во второй половине текущего года предприятия по производству двигателей стали наращивать темп. Так, Ульяновский моторный завод (ОАО «Волжские моторы») в июле-августе вдвое увеличил производство двигателей на запасные части. Подшипниковые предприятия в целом сохранили темп прошлого года. При этом выпуск подшипников для грузовых автомобилей сократился (в рублевом выражении на 15–20% по итогам I полугодия), в то время как для легковых автомобилей он заметно вырос. Производство радиаторов и гидравлики по данным «АСМ-Холдинг» осталось практически на прежнем уровне. В то же время вырос выпуск топливной аппаратуры. В частности, Ярославский завод топливной аппаратуры в I полугодии вчетверо увеличил производство топливных насосов высокого давления в запчасти.

Динамика рыночных цен на запасные части к грузовым автомобилям носила волнообразный характер. После заметного подорожания запчастей в начале текущего года цены длительное время оставались неизменными, а по некоторым позициям (аккумуляторные батареи, отопители, тормозная аппаратура) было отмечено даже некоторое их снижение. В мае вновь начался рост цен, ускорившийся в сентябре. За 9 месяцев текущего года наибольший прирост цен (8–12%) отмечен по запасным частям группы 10 (двигатель). Медленнее росли цены на изделия групп 11, 17 (система питания, КПП). Прирост цен по ним составил 5–7%. По подавляющему большинству изделий других групп увеличение цен колебалось от 1–2 до 4–6%. Имеющаяся статистика по продажам запчастей показывает, что повышенным спросом по-прежнему пользуются детали двигателя (в том числе поршни, головки цилиндров, коленчатые валы), системы питания (топливные насосы, распылители, форсунки, топливные фильтры), системы охлаждения (насосы водяные, крыльчатки вентиляторов), а также элементы электрооборудования.

В течение 9 месяцев 2002 г. произошли заметные изменения по отдельным статьям эксплуатационных расходов на автомобили, используемые для грузоперевозок. В связи с ростом цен на бензин и дизельное топливо затраты на них заметно выросли (оценочно на 10–12%). Медленнее росли затраты на заработную плату водителей (до 8%). Эксплуатационные расходы на техническое обслуживание и ремонт (включая стоимость запчастей) фактически остались на прежнем уровне. Несколько сократились общехозяйственные затраты, видимо, за счет экономии на коммунальных услугах и сокращения обслуживающего персонала.

На развитие отечественного рынка запасных частей, помимо производства, влияет и ряд других факторов, в том числе социальных. Один из них–форма собственности грузового автомобиля. Исследования специалистов, в том числе и Минтранса РФ, показывают, что условия эксплуатации и технического обслуживания автотранспортных средств, находящихся в государственной и частной собственности существенно отличаются друг от друга. В частности, коэффициенты использования парка грузовых автомобилей КамАЗ и ЗИЛ, арендуемых или находящихся в частном владении, в 2–2,5 раза выше государственных, а наработка до отказа больше на 30–50%.

Более высокая надежность арендуемых и частных транспортных средств достигается, как показывает анализ, за счет качественного техобслуживания и ремонта (своевременная диагностика, качественные запчасти и материалы, достаточная квалификация технического персонала). Обслуживание транспортных средств на фирменных технических центрах повышает эксплуатационные расходы, но и увеличивает реальные годовые и общие ресурсы грузовых автомобилей и таким образом затраты окупаются дополнительной прибылью. В результате медленно, но необратимо, меняется структура продаж запчастей: растет доля систем и механизмов более качественных, надежность которых гарантирует производитель или дилер. Кроме того, расширяется ассортимент применяемого современного диагностического оборудования и приборов, новейшего оборудования для обслуживания и ремонта автотехники.

В текущем году заметно усилилась тенденция вытеснения мелких торговцев запасными частями к грузовым автомобилям более крупными посредниками – официальными дилерами (дистрибьюторами) заводов. Среди них можно выделить две большие группы. Первая – это фирмы, специализирующиеся на продаже определенных групп систем и механизмов, в том числе двигателей, топливной аппаратуры, радиаторов, тормозных систем и т.д. Как правило, они тесно связаны с заводами-производителями соответствующих систем, их продукция достаточно качественна, цены – заводские или близкие к ним. К второй группе следует отнести оптовые склады запасных частей. Они отличаются широким ассортиментом изделий на основные марки отечественных, а также белорусских и украинских грузовиков. Качество запчастей здесь может быть самым различным (изделия от разных производителей) и цены могут быть значительно ниже.

В последнее время сами заводы-изготовители запчастей стали более активно включаться в продажу своей продукции. Сбытовые службы обеспечивают отгрузку железнодорожным транспортом, принимают часто любую форму оплаты, используют гибкую систему скидок. Все более широко используется «заказ» и непосредственно от потребителя, и через посредника в регионе (населенном пункте). Срок реализации заказа в Европейской части страны составляет от 2–3 до 10 дней, доставка по городу часто бесплатная. Центрам технического обслуживания (СТО) предлагается централизованная поставка запасных частей или размещение в центрах склада для расширения объема реализации.

В целях совершенствования сбыта заводы и дилеры стремятся использовать опыт зарубежных компаний по организации эффективных товаропроводящих систем. Широкое применение компьютеров и средств электронной связи создают благоприятные возможности для осуществления заказов, учета поставок, хранения и реализации запчастей. Большинство крупных фирм имеют сайты в Интернете, но используются они пока преимущественно для рекламы.

Возвращаясь к ценам на запасные части к грузовым автомобилям, заметим, что в целом динамика рыночных цен на них пока отстает от уровня инфляции в стране. Это дает основание полагать, что в годовом исчислении рост цен не будет выше прошлогоднего и может составить в среднем 10–12%.