На рынке прицепной автотехники

В. Салыгин

Оценка текущего состояния российского рынка прицепной автотехники показывает, что производственные планы большинства отечественных заводов на 2002 г. оказались явно завышенными, а прогнозы специалистов по объемам выпуска и продаж – излишне оптимистичными. После очевидного подъема в предыдущем году рынок перешел в состояние стагнации, а затем и спада. Рыночные цены на прицепную технику по подавляющему большинству марок и моделей в текущем году монотонно росли. Их прирост с начала года составил 6 – 10% (в зависимости от модели) и в среднем соответствовал уровню инфляции в стране. Объем продаж, хотя и незначительно, превысил уровень их производства, но сократился (оценочно почти на 15%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Выпуск прицепной техники в I полугодии текущего года был весьма нестабильным. Спад производства в машиностроении и металлообработке в первые месяцы не обошел стороной и предприятия, изготавливающие автоприцепы, хотя для них он и был не столь глубоким, как в других отраслях. Вместе с тем, ряду заводов удалось сохранить достаточно высокие темпы производства предыдущего года. В частности, радует стабильность в работе лидера по изготовлению отечественной прицепной техники ОАО «Автоприцеп-КамАЗ», на долю которого приходится более 30% российского выпуска. Не только сохранить прежний объем производства, но и существенно, почти в 1,5 раза, его нарастить удалось нефтекамскому заводу «НЕФАЗ».

Однако большинство предприятий, в том числе челябинский «Уралавтоприцеп», сосновоборский КЗПТ, «Ирбитский автоагрегатный завод», орский «ОЗТП-Сармат» и другие заметно снизили выпуск продукции. В итоге производство отечественных автоприцепов сократилось в I полугодии более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г.

Динамика рыночных цен на прицепную автотехнику в целом носила монотонный характер. При этом в I квартале явно преобладала тенденция снижения, вызванная стремлением заводов-изготовителей и дилеров сократить запасы прицепной техники, оставшиеся с прошлого года. В апреле текущего года цены вновь стали расти. Этому способствовало и весеннее оживление потребительского спроса, связанное с ростом деловой активности в реальном секторе экономики.

Темпы подорожания прицепной техники заметно различались в зависимости от марки, типа и модели. Так, медленнее росли рыночные цены на тяжеловозы челябинского завода. Их прирост за 9 месяцев текущего года составил 3 – 4%. Незначительно поднялись цены и на контейнеровозы (4 – 5%). Быстрее росли цены на самосвальные прицепы. Их рост находился в интервале 6 – 10% в зависимости от марки и модели. При этом заметнее дорожали прицепы средней грузоподъемности (от 6 до 12 т).

Сезонное весеннее увеличение потребления топлива и стремительный рост цен на бензин способствовали подорожанию топливных цистерн. Прирост цен на них составил 6 – 9%, в то время как цены на пищевые цистерны выросли лишь на 2 – 4%. Медленнее росли рыночные цены на продукцию РУП «МАЗ», оказывающего серьезную конкуренцию производителям отечественной прицепной техники. Его производство стабильно растет и в текущем году может достичь 4 тыс. единиц прицепной техники, значительная часть которой направляется в Россию. Доля «мазовских» прицепов на российском рынке, по оценке экспертов, приближается к 25%, по объемам продаж белорусская техника уступает лишь продукции ставропольского завода «Автоприцеп-КамАЗ».

Что касается прицепной автотехники западноевропейских фирм, то ее продажи в России в текущем году несколько выросли, но существенной конкуренции отечественной продукции она пока не оказывает. Основной причиной, сдерживающей рост импорта прицепов, по-прежнему остается их высокая цена. К примеру, интересным для российских перевозчиков, по мнению дилеров, является предложение о продаже автопоезда в составе автомобиля MAN TG-А (6х2) с тентовым кузовом и прицепом Sommer (двухосный, объем 120 м3) за 150 тыс. евро. Условный отечественный аналог (бортовой КамАЗ-53215 с тентом и двухосный прицеп СЗАП-8357 тентовый) можно приобрести за 30 тыс. евро, т.е. в 5 раз дешевле. Следует заметить, что для автотранспортных предприятий, успешно работающих на международных перевозках, или крупных российских транспортных компаний вариант MAN-Sommer может оказаться действительно интересным.

Более ощутимую конкуренцию на рынке прицепов начинает составлять подержанная импортная автотехника. Последнее время значительно выросло число дилеров, предлагающих прицепную технику ведущих европейских фирм, в том числе германских «Шмитц Каргобулл АГ», «Когель Фарцойгверке», «Соммер Груп», финской «Ой Нарко», бельгийской «Турбос Хоит груп» и других известных в мире компаний со стоянок в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, а также за рубежом (Германия, Бельгия, Нидерланды, Латвия).

Преобладают в продажах импортной техники бортовые (тентовые) прицепы и полуприцепы. Значительная доля импорта подержанных автоприцепов приходится на рефрижераторные полуприцепы, контейнеровозы, а также самосвальные и полуприцепы-цистерны. Наибольшим спросом пользуется прицепная техника выпуска 1993 – 1997 гг. При этом цены на подержанную импортную технику, эксплуатируемую 5 – 7 лет близки к ценам на новую аналогичную отечественную (белорусскую) прицепную технику. Так, трехосные полуприцепы «Шмитц» 1995 – 1996 года выпуска (длина 13,61 м, остаток тормозных колодок 60 – 80%, износ покрышек 40 – 50%) предлагаются по цене $13,5 – 15 тыс., полуприцепы-контейнеровозы «Рендерс» 1996 – 1997 года выпуска (40-футовые, трехосные, пневмоподвеска, длина 13,6 м) – по $12 – 13 тыс.

Наблюдаемое «охлаждение» рынка прицепов вызвано, по-видимому, как общим состоянием отечественной экономики (отсутствие стабильности в развитии основных отраслей, недостаток инвестиций, замедление роста в целом и прочее), так и определенное его насыщение. Снижение спроса на отечественную продукцию заставит производителей отечественных прицепов расширить номенклатуру и поднять качество выпускаемой техники. Если сопоставить емкость внутреннего рынка автоприцепов (по самым скромным оценкам около 20 тыс. единиц) и годовой выпуск отечественных прицепов (10 139 шт. по итогам 2001 г.), то становится ясно, что у российских производителей есть перспективы развития и немалые.