Сравнительный анализ экономической эффективности использования силовых установок на промышленном тракторе класса тяги 10 т (Часть 1)
Промышленный трактор Б10М агрегатируется двигателями Д-180 производства «ЧТЗ-Уралтрак» и ЯМЗ-236 (Ярославский моторный завод), а схожая по классу машина производства «ДСТ-Урал» может агрегатироваться отечественными двигателями семейства ЯМЗ-236/238, ЯМЗ-536 и локализованным Cummins QSL8,9-С340.
Двигатель с нынешним названием Д-180 берет свое начало с 1960-х гг. За долгие годы производства двигатель прекрасно себя зарекомендовал как надежный и безотказный, способный работать в суровых климатических условиях.
Двигатели Ярославского моторного завода ЯМЗ-236/238 также берут свое начало с 1960-х гг. Двигатели изначально проектировались под установку на грузовой колесный коммерческий транспорт. Однако из-за отсутствия какого-либо ассортимента тракторных двигателей производители начали прорабатывать возможность установки автомобильных агрегатов семейства ЯМЗ на свою технику. Так в 1990-х гг. двигатели ЯМЗ-236/238 и их модификации получили дополнительное применение на промышленных тракторах.
В условиях жесткой конкуренции производитель вынужден непрерывно повышать технический уровень выпускаемой продукции. Одним из главных инструментов модернизации можно считать «сердце» машины – силовую установку. Энергоэффективная современная силовая установка позволяет не только перерабатывать топливо в механическую энергию с максимальным уровнем КПД, но и значительно снижать уровень выбросов токсичных компонентов с отработавшими газами в атмосферу.
Для удобства анализа технические характеристики исследуемых силовых установок сведем в табл. 1. Дополнительно для сравнения топливной экономичности рассмотрим двигатель ЯМЗ модификации 53644, работающий на CNG (компримированный природный газ).
Параметры | Д-180.100-6 | ЯМЗ-236М2 | ЯМЗ-238НД8 | Cummins QSL 8,9-C 340 | ЯМЗ-536 | ЯМЗ-53644 CNG |
---|---|---|---|---|---|---|
ne, мин-1 | 1250 | 2100 | 1900 | 2100 | 2300 | 2300 |
*ge, г/кВт·ч | 218 | 227 | 215 | 234,8 | 213 | 228,3 |
Мmax, Н·м | 1260 | 667 | 1280 | 1455 | 1226 | 1098,7 |
Ne, кВт | 132 | 132 | 220 | 250 | 229 | 191,2 |
n при Мmax, мин-1 | 900–1100 | 1200–1450 | 1200–1400 | 1100–1500 | 1300–1600 | 1100–1600 |
** ge, г/кВт·ч | 215 | 214 | 208 | 205,5 | 197 | 215,6 |
Ресурс до кап. ремонта, моточас | 10 000 | 10 000 | 10 000 | 10 500 | 12 000 | 12 000 |
Габаритные размеры, мм, Д/Ш/В | 1730/1190/ /1730 | 1020/1040/ /1100 | 1370/1045/ /1070 | 1150/890/ /1020 | 1298/759/ /972 | 1298/759/ /972 |
Масса, кг | 1890 | 890 | 1180 | 707 | 640 | 700 |
Экологический класс | Euro 0 | Euro 0 | Euro 1 | Euro 4 | Euro 4 | Euro 5 |
***Средняя цена ДВС с НДС, тыс.руб. | 950 | 538 | 750 | 790 | 766 | 880 |
*Удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности двигателя. **Минимальный удельный эффективный расход топлива. ***Стоимость ДВС датирована I кварталом 2019 г. и носит исключительно ознакомительный характер. Поле обозначения двигателя выделено цветом. От красного (крайний левый столбик) – двигатель обладает менее эффективными, до зеленого (крайний правый столбик) – более эффективными экологическими и/ или стоимостными показателями. |
Дизельный ЯМЗ-536 будем рассматривать в версии со стандартной прошивкой контроллера на 312 л.с. (на тракторе ТМ10 ГСТ12 используется дефорсированная версия ДВС с иной прошивкой, мощностью 240 л.с.).
Тракторный двигатель Д-180 (рис. 3) обладает рядом достоинств для механической трансмиссии, таких как: невысокая частота вращения коленчатого вала, не требующая применения дополнительных редукторов для понижения частоты вращения; пиковый крутящий момент достигается при невысокой частоте вращения; неприхотливость к топливу и обслуживанию. Кроме того, двигатель может агрегатироваться пусковым бензиновым двигателем, обеспечивающим гарантированный пуск дизельного (основного) двигателя при отрицательных температурах в условиях Крайнего Севера. Высокая масса двигателя является полезной для развесовки и производительности гусеничных машин.
К недостаткам можно отнести повышенный удельный расход топлива и высокую стоимость, большой размер ДВС. А также низкий экологический класс, исключающий использование техники в закрытых и плохо проветриваемых помещениях, на машинах, к которым предъявляются более строгие экологические требования и регламенты.
У двигателей ЯМЗ-236М2 (рис. 4) и ЯМЗ-238 (рис. 5) к достоинствам можно отнести невысокую стоимость, возможность выбора разных модификаций двигателя с разным уровнем форсировки по мощности и соответствие экологическому классу до Euro 2. В связи с применением данных двигателей на различном автомобильном транспорте их плюсами являются большая распространенность и низкая стоимость запасных частей, знание конструкции и понимание ремонтных технологий механизаторами по всему СНГ. Меньший удельный расход топлива для наддувной модификации двигателя ЯМЗ-238НД8 на режимах номинальной мощности и режиме максимального вращающего момента на 3–6 г/(кВт.ч) соответственно в сравнении с тракторным двигателем Д-180.
К недостаткам семейства двигателей ЯМЗ-236/ 238 можно отнести малую массу и высокую частоту вращения коленчатого вала в сравнении с тракторным двигателем Д-180. Частный случай – безнаддувная модификация двигателя ЯМЗ-236М2 менее экономична, удельный эффективный расход топлива на режиме номинальной мощности составляет 227 г/(кВт.ч) против 218 г/(кВт.ч) у Д-180, максимальный вращающий момент почти в два раза меньше в сравнении с двигателем Д-180.
К достоинствам двигателя Cummins L8,9-C 340 (рис. 6) можно отнести высокую эффективную мощность при небольших габаритных размерах, условно постоянный максимальный вращающий момент, равный 1455 Н·м в широком диапазоне частот вращения коленчатого вала, пиковое значение вращающего момента значительно превосходит эти значения у конкурентов. Минимальный удельный эффективный расход топлива сопоставим с ЯМЗ-238НД8. С учетом новизны и технологичности данного ДВС, значение в 205,5 (г/кВт.ч) к достоинствам можно отнести с некоторой натяжкой. Бесспорным достоинством является высокий 4-й экологический класс двигателя.
Недостатком будем считать худший удельный эффективный расход топлива на режиме номинальной мощности, невысокий ресурс на фоне серии двигателей ЯМЗ-536, низкую локализацию элементов ДВС (бóльшая часть элементов сделана в Китае). Также сюда можно отнести высокую стоимость, малый вес и высокие требования к обслуживанию, топливу и маслу.
Двигатель ЯМЗ-536 (рис. 7) по удельному эффективному расходу топлива на режиме максимального вращающего момента значительно, на 11–18 г/(кВт.ч), превосходит остальные ДВС. Уровень выбросов вредных компонентов с отработавшими газами соответствует экологическому классу Euro 4 (Tier 3/ Stage 3a). К плюсам относятся увеличенный до 12 000 моточасов ресурс до капитального ремонта и хорошая переносимость отечественного топлива. Применение современного семейства двигателей ЯМЗ-536 требует дополнительных расходов на покупку самого двигателя и на его обслуживание. Кроме того, для обслуживания электронных систем двигателя необходимо применение дорогостоящего диагностического оборудования и обучение персонала. Масса двигателя не является сильной стороной для рассматриваемых промышленных тракторов.
В рамках постановления правительства РФ о переводе на газовое топливо не менее половины общественного транспорта, Ярославский моторный завод начал серийно выпускать двигатели для коммерческого транспорта, работающие на природном газе. Одной из них является двигатель Ярославского моторного завода ЯМЗ-53644 CNG (рис. 8).
Двигатель по техническим характеристикам существенно уступает своему аналогу ЯМЗ-536, работающему на дизельном топливе. Удельный эффективный расход топлива газового двигателя сопоставим с расходом топлива двигателей Д-180 и ЯМЗ-236М2. Но при этом необходимо учитывать, что стоимость метана в четыре раза дешевле дизельного топлива. Уровень выбросов вредных компонентов с отработавшими газами двигателя ЯМЗ-53644 CNG соответствует экологическому классу Euro 5, что делает возможным применять технику в закрытых и непроветриваемых помещениях.
Ресурс газового двигателя до капитального ремонта составляет 12 000 моточасов. Использование газового двигателя в составе промышленного трактора увеличивает его стоимость из-за высокой стоимости двигателя, которая сопоставима со стоимостью двигателя Д-180. Обслуживание двигателя требует применения дорогостоящих расходных материалов и сложного диагностического оборудования.
В следующей статье будет рассмотрен вопрос выбора оптимальных скоростных режимов работы данных ДВС, проведен анализ расхода топлива в теории и на практике. Обсудим тему взаимодействия ДВС и различных вариантов трансмиссии, а также использования современных систем управления и контроля в рамках топливной экономичности машины.
">
К недостаткам можно отнести повышенный удельный расход топлива и высокую стоимость, большой размер ДВС. А также низкий экологический класс, исключающий использование техники в закрытых и плохо проветриваемых помещениях, на машинах, к которым предъявляются более строгие экологические требования и регламенты.
У двигателей ЯМЗ-236М2 (рис. 4) и ЯМЗ-238 (рис. 5) к достоинствам можно отнести невысокую стоимость, возможность выбора разных модификаций двигателя с разным уровнем форсировки по мощности и соответствие экологическому классу до Euro 2. В связи с применением данных двигателей на различном автомобильном транспорте их плюсами являются большая распространенность и низкая стоимость запасных частей, знание конструкции и понимание ремонтных технологий механизаторами по всему СНГ. Меньший удельный расход топлива для наддувной модификации двигателя ЯМЗ-238НД8 на режимах номинальной мощности и режиме максимального вращающего момента на 3–6 г/(кВт.ч) соответственно в сравнении с тракторным двигателем Д-180.
К недостаткам семейства двигателей ЯМЗ-236/ 238 можно отнести малую массу и высокую частоту вращения коленчатого вала в сравнении с тракторным двигателем Д-180. Частный случай – безнаддувная модификация двигателя ЯМЗ-236М2 менее экономична, удельный эффективный расход топлива на режиме номинальной мощности составляет 227 г/(кВт.ч) против 218 г/(кВт.ч) у Д-180, максимальный вращающий момент почти в два раза меньше в сравнении с двигателем Д-180.
К достоинствам двигателя Cummins L8,9-C 340 (рис. 6) можно отнести высокую эффективную мощность при небольших габаритных размерах, условно постоянный максимальный вращающий момент, равный 1455 Н·м в широком диапазоне частот вращения коленчатого вала, пиковое значение вращающего момента значительно превосходит эти значения у конкурентов. Минимальный удельный эффективный расход топлива сопоставим с ЯМЗ-238НД8. С учетом новизны и технологичности данного ДВС, значение в 205,5 (г/кВт.ч) к достоинствам можно отнести с некоторой натяжкой. Бесспорным достоинством является высокий 4-й экологический класс двигателя.
Недостатком будем считать худший удельный эффективный расход топлива на режиме номинальной мощности, невысокий ресурс на фоне серии двигателей ЯМЗ-536, низкую локализацию элементов ДВС (бóльшая часть элементов сделана в Китае). Также сюда можно отнести высокую стоимость, малый вес и высокие требования к обслуживанию, топливу и маслу.
Двигатель ЯМЗ-536 (рис. 7) по удельному эффективному расходу топлива на режиме максимального вращающего момента значительно, на 11–18 г/(кВт.ч), превосходит остальные ДВС. Уровень выбросов вредных компонентов с отработавшими газами соответствует экологическому классу Euro 4 (Tier 3/ Stage 3a). К плюсам относятся увеличенный до 12 000 моточасов ресурс до капитального ремонта и хорошая переносимость отечественного топлива. Применение современного семейства двигателей ЯМЗ-536 требует дополнительных расходов на покупку самого двигателя и на его обслуживание. Кроме того, для обслуживания электронных систем двигателя необходимо применение дорогостоящего диагностического оборудования и обучение персонала. Масса двигателя не является сильной стороной для рассматриваемых промышленных тракторов.
В рамках постановления правительства РФ о переводе на газовое топливо не менее половины общественного транспорта, Ярославский моторный завод начал серийно выпускать двигатели для коммерческого транспорта, работающие на природном газе. Одной из них является двигатель Ярославского моторного завода ЯМЗ-53644 CNG (рис. 8).
Двигатель по техническим характеристикам существенно уступает своему аналогу ЯМЗ-536, работающему на дизельном топливе. Удельный эффективный расход топлива газового двигателя сопоставим с расходом топлива двигателей Д-180 и ЯМЗ-236М2. Но при этом необходимо учитывать, что стоимость метана в четыре раза дешевле дизельного топлива. Уровень выбросов вредных компонентов с отработавшими газами двигателя ЯМЗ-53644 CNG соответствует экологическому классу Euro 5, что делает возможным применять технику в закрытых и непроветриваемых помещениях.
Ресурс газового двигателя до капитального ремонта составляет 12 000 моточасов. Использование газового двигателя в составе промышленного трактора увеличивает его стоимость из-за высокой стоимости двигателя, которая сопоставима со стоимостью двигателя Д-180. Обслуживание двигателя требует применения дорогостоящих расходных материалов и сложного диагностического оборудования.
В следующей статье будет рассмотрен вопрос выбора оптимальных скоростных режимов работы данных ДВС, проведен анализ расхода топлива в теории и на практике. Обсудим тему взаимодействия ДВС и различных вариантов трансмиссии, а также использования современных систем управления и контроля в рамках топливной экономичности машины.