Сравнительный анализ экономической эффективности использования силовых установок на промышленном тракторе класса тяги 10 т (Часть 2)

А. Платонов, фото «ДСТ-Урал»
В предыдущей статье был проведен общий анализ основных ДВС, используемых в отечественной гусеничной технике. Во второй статье цикла мы рассмотрим вопросы оптимальных скоростных режимов работы данных ДВС и тему взаимодействия двигателя и различных вариантов трансмиссии, а также использование современных систем управления и контроля в рамках топливной экономичности машины. Проведем анализ расхода топлива в теории и на практике.

Выбор оптимального скоростного режима работы исследуемых двигателей можно проиллюстрировать усеченной внешней скоростной характеристикой, представленной на графике (предыдущие рисунки и текст смотри в первой части).

Максимальный вращающий момент и минимальный удельный эффективный расход топлива для двигателя Д-180 располагается в диапазоне частоты вращения коленчатого вала 900–1000 об/мин. Для ЯМЗ-236М2 оптимальным диапазоном работы, где достигается максимальный вращающий момент при минимальном удельном расходе топлива, будем считать 1200–1500 об/мин. Оптимальным режимом работы для ЯМЗ-238НД8 будем считать частоту вращения коленчатого вала 1300–1500  об/мин.

Усеченная внешняя скоростная характеристика рассматриваемых двигателей

Предпочтительный режим работы двигателя Cummins L8,9-C 340 в составе промышленного трактора располагается в широком диапазоне частот вращения коленчатого вала 1100–1500 об/мин, при котором обеспечивается постоянство величины максимального вращающего момента в 1455 Н.м и минимального удельного расхода топлива 210,5 (г/кВт.ч). Для ЯМЗ-536 оптимальный диапазон частот вращения расположился в интервале 1200–1600 об/мин. Кроме того, оптимальные процессы газообмена и топливоподачи, а следовательно, «хорошо» управляемый процесс сгорания при данных частотах вращения коленчатого вала, позволяют иметь постоянный пиковый вращающий момент и минимальный удельный эффективный расход топлива. Газовый двигатель ЯМЗ-53644 CNG будет выдавать постоянный максимальный вращающий момент при минимальном удельном эффективным расходе топлива в диапазоне частот вращения коленчатого вала 1100–1700 об/мин.

Проанализируем расход топлива исследуемых двигателей, данные которых сведены в табл. 1.

Таблица 1. Расход топлива, потребляемый двигателем за 12-часовую смену
Нагрузка, кВт Д-180.100-6 ЯМЗ-236М2 Cummins L8,9-C 340 ЯМЗ-238НД8 ЯМЗ-536 ЯМЗ-53644 CNG
50 154 153 150 150 141 154
70 215 214 210 210 197 216
80 246 245 241 240 225 246
90 276 275 271 270 253 277
100 307 306 301 300 281 308
110 338 336 331 330 310 339
120 369 367 361 360 338 370
Сред. расход топлива за смену, л 272 271 266,3 265,7 249 273
Стоимость топлива, руб., за смену 12 405 12 347 12 144 12 117 11 366 4365

Из-за отсутствия статистических данных о реальных режимах работы промышленного трактора, данные, представленные в табл. 1, носят теоретический характер. При заполнении таблицы полагаем, что трактор за смену работает с разной нагрузкой от максимальной (режим максимального вращающего момента) до работы на холостом ходу при вынужденном простое. За одну смену принимаем 12 ч работы. Как было сказано ранее, двигатель работает с разной нагрузкой, допустим, если больше простоев, то целесообразно принять меньшую нагрузку (см. табл. 1, 1-й столбец). Если трактор работает бóльшую часть времени со средней или полной нагрузкой, то из табл. 1 принимаем значения, соответствующие средней или полной нагрузке. Средний расход топлива за смену, указанный в табл. 1, определен как среднеарифметическое для каждого двигателя в отдельности. При этом в расчет не идут современные системы экономии топлива в целом у машины, которые будут рассмотрены далее. Пока считаем только чистое потребление топлива ДВС при абсолютно одинаковой конструкции машины. Из анализа табл. 1 можно заключить следующее: для выработки единицы мощности больше всего топлива тратят Д-180, ЯМЗ-236М2 и ЯМЗ-53644 CNG, далее практически рядом идут двигатели Cummins L8,9-C 340 и ЯМЗ-238НД8. Самым экономичным оказался ЯМЗ-536, разница между самым прожорливым и самым экономичным составила 23 л дизельного топлива. В рублевом эквиваленте максимальная разница составляет чуть больше 1 тыс. руб. Расход газового двигателя в литрах сопоставим с расходом топлива двигателей Д-180 и ЯМЗ-236М2. Но при этом литр газа почти в 4 раза дешевле литра дизельного топлива. Следовательно, за смену газовый двигатель ЯМЗ-53644 CNG в сравнении с Д-180 и ЯМЗ-236М2 способен сократить расходы на топливо до 8 тыс. руб., что составляет 63–65% от стоимости топлива за смену для двигателей Д-180 и ЯМЗ-236М2. Сравнение самого экономичного дизельного двигателя ЯМЗ-536 с газовым ЯМЗ-53644 CNG также позволяет сократить расходы на топливо до 7 тыс. руб., что составляет 60–62% от стоимости топлива за смену для ЯМЗ-536.

Затраты на обслуживание исследуемых двигателей представлены в табл. 2. За один календарный год считаем, что машина работает 2000 моточасов.

Таблица 2. Затраты на техническое обслуживание двигателя
Расходные материалы для ТО ЯМЗ-536 ЯМЗ-236М2 Cummins L8,9-C 340 ЯМЗ-53644 CNG ЯМЗ-238НД8 Д-180.100-6
Моторное масло 8775 2281,25 7685 8775 2920 2920
Заправочный объем 22,5 25 26,5 22,5 32 32
Тип моторного масла/ цена за 1 л SAE 10w-40/390 М8Г2К/91 SAE 15W-40/295 SAE 10w-40/390 М8Г2К/91 М8Г2К/91
Масляный фильтр к-т 616 2076 2021 616 2076 100
Топливный фильтр к-т 2516 1082 1833 3316 1082 1690
Воздушный фильтр к-т 825 735 3882 1495 735 1060
Антифриз 3651 2160 2142 3651 4552 6828
Стоимость ТО, руб. 16 383 8334,25 17 563 17 853 11 365 12 598
Количество ТО шт/ периодичность, час 4/500 8/250 4/500 4/500 8/250 8/250
Стоимость ТО за год, руб. 65 532 66 674 70 252 71 412 90 920 100 784

Наименьшие разовые затраты на обслуживание приходятся на двигатели ЯМЗ-236М2, далее следуют ЯМЗ-238НД8 и Д-180. Наибольшие разовые расходы приходятся на двигатели ЯМЗ-53644 CNG, Cummins L8,9-C 340 и ЯМЗ-536. Увеличение расходов на ТО обусловлено более высокой стоимостью запчастей и применением дорогого масла из-за современной конструкции данных ДВС. Однако у современных ДВС периодичность ТО составляет 500 моточасов в отличие от 250 моточасов у устаревших ДВС. В связи с этим видим, что по затратам на дистанции ЯМЗ-536 оказывается самым экономически выгодным, а Д-180 – наиболее дорогим, в 1,53 раза.

Теперь проведем анализ взаимодействия ДВС с основными возможными тракторными трансмиссиями.

  1. Механическая трансмиссия – самый устаревший вариант для промышленных тракторов. В сочетании с правильно подобранной коробкой передач подходит любой из представленных ДВС. Однако в России в настоящий момент серийно производится всего одна тракторная механическая коробка серии 20-12-ххх, которую изготавливает завод ЧТЗ. Данная КПП может работать лишь с низкооборотистыми ДВС, к которым среди рассматриваемых относится только Д-180.
  2. Гидромеханическая трансмиссия – классический вид трансмиссии, для работы с которой требуются высокие обороты и крутящий момент ДВС. Данным условиям соответствуют все рассматриваемые ДВС, кроме Д-180 (низкая скорость вращения) и ЯМЗ-236 (низкий крутящий момент).
  3. Гидростатическая трансмиссия – самый актуальный и перспективный на сегодняшний день вид трансмиссии для среднеразмерных тракторов (от 8-го до 25-го классов тяги) (обзор тенденций развития конструкции новых моделей бульдозеров разных производителей, подтверждающих это, будет проведен в одной из следующих статей цикла). Основные требования к ДВС – это высокие обороты и возможность электроуправления. Данным критериям соответствуют лишь современные Cummins L8,9-C 340 и ЯМЗ 536.
  4. Дизельно-электрическая гибридная трансмиссия по требованиям и принципу работы очень похожа на гидростатическую трансмиссию. Сейчас серийно применяется только на бульдозере Cat D7E, более широкое использование ограничено высокой стоимостью и сложностью элементной базы. Поэтому в течение ближайших 5–10 лет массовое применение на бульдозерах и вытеснение ГСТ не прогнозируется.

Следующий фактор при выборе ДВС – возможность применения современных топливосберегающих систем. Более подробно конструкция, экономические и мощностные расчеты данных систем будут описаны в следующей статье цикла, тут приведем лишь общие данные.

  1. Привод вентилятора: существует механический привод, привод вискомуфтой, гидропривод Fan Drive. В среднем при устоявшемся цикле работы механический привод потребляет 7–10% от общего топливопотребления машины, вискомуфта – 5–6%, гидропривод – 3%. Ввиду отсутствия портов отбора мощности для установки гидронасоса Fan Drive двигатели Д-180, ЯМЗ 236 и 238НД8 можно агрегатировать либо механической крыльчаткой (базовая комплектация), либо приводом с вискомуфтой. Современные ДВС обладают возможностью легко смонтировать два дополнительных насоса отбора мощности, а также имеют контроллер и электронное снятие параметров температуры всех систем. Тем самым реализуются все возможности системы Fan Drive.
  2. Реализация ЭКО-режима работы – наличие собственного контроллера у ДВС позволяет автоматически поддерживать необходимые обороты и топливоподачу ТНВД независимо от нагрузки, а также реализовать снижение оборотов до холостого хода при отсутствии нагрузки или простое бульдозера. Это позволяет экономить от 5 до 15% топлива при разных режимах работы техники и уровня подготовки оператора. Такая возможность отсутствует у Д-180, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238НД8.
  3. Наличие системы Common Rail (аккумуляторная топливная система) – позволяет достичь современных экологических норм и небольшой экономии топлива. Отсутствует на Д-180, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238НД8.
Система Сommon-rail

Выводы

По результатам исследований можно заключить следующее.

  1. Применение на промышленном тракторе двигателей ЯМЗ-536 и Cummins L8,9-C 340 в сравнении с двигателями Д-180, ЯМЗ-236М2 и ЯМЗ-238НД8 обеспечивает экономию на топливе за смену от 5 до 8% соответственно. В сочетании со всеми возможными современными системами топливной экономичности общая экономия может достигать 25%. Если рассмотреть возможность установки газового двигателя ЯМЗ-53644 CNG, то денежная экономия на топливе за смену работы машины может достигать 65%.
  2. Двигатели Cummins L8,9-C 340, ЯМЗ-536 и ЯМЗ-53644 CNG обеспечивают практически неизменный (постоянный) вращающий момент и минимальный удельный эффективный расход топлива в широком диапазоне частот вращения коленчатого вала.
  3. Двигатель Cummins L8,9-C 340 в сравнении с другими двигателями, представленными в табл. 1, имеет самую высокую мощность и самый высокий вращающий момент, реализуемый в широком диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя.
  4. Двигатели Cummins L8,9-C 340 и семейство двигателей ЯМ-536 требуют использования дорогого диагностического оборудования, стоимость технического обслуживания выше. Однако увеличенный в два раза межсервисный интервал в итоге значительно экономит средства пользователя.
  5. Семейство двигателей ЯМЗ-236/238 примерно схоже с двигателем Д-180 по периоду создания. Модификация двигателя ЯМЗ-236М2 имеет самую низкую собственную стоимость и минимальные затраты на техническое обслуживание. Двигатель ЯМЗ-536, превосходящий по техническим характеристикам и стоимости владения двигатель Д-180, дешевле его почти на 200 тыс. руб.
  6. Увеличенный ресурс на 2000 моточасов до капитального ремонта у двигателей ЯМЗ-536 и ЯМЗ-53644 CNG.
  7. Двигатели ЯМЗ-536, Cummins L8,9-C 340 и ЯМЗ-53644 CNG соответствуют высоким экологическим стандартам Euro 4 и Euro 5. Высокий экологический класс делает возможным применение техники в закрытых и плохо проветриваемых помещениях.