Малогабаритные тракторы из Японии

А. Нефедов, к.т.н.
Shibaura SX 24, ST 329 и ST 321
Kubota B 2530D
Shibaura ST 333
Iseki TXG 23
Iseki TM 3240 AHL
Shibaura SX 24 c кабиной
Диаграмма распределения компоновочных схем малогабаритных тракторов производства японских фирм
Kubota STV 36
Kubota L 4630

Япония занимает одно из ведущих мест в мире в производстве компактных малогабаритных тракторов, экспортируя их в больших количествах на все континенты, в том числе в Европу, Северную и Южную Америку, Азию, страны Тихоокеанского региона. Эти легкие в управлении многофункциональные высокоманевренные небольшие тракторы разрабатываются для выполнения широкого перечня работ в разных отраслях сельского хозяйства. Преимущественно их используют на полях с узкими междурядьями, на ограниченных площадях, прежде всего в садоводстве, виноградарстве, а также в коммунальном хозяйстве в самых разных почвенно-климатических зонах на работах, не требующих больших энергетических затрат, там, где из-за громоздкости и потому низкой эффективности использовать дорогую крупную тракторную технику практически невозможно. Высокая потребность покупателей в таких тракторах объясняется их чрезвычайной простотой в эксплуатации, оригинальным дизайном, низким давлением на почву, несложным техническим обслуживанием, сравнительно невысокой ценой при достаточно простой конструкции комплектующих и агрегатов.

К наиболее крупным фирмам в Японии с внушительной историей, специализирующимся на разработке и производстве малогабаритных тракторов, относятся Iseki, Kubota и Shibaura, основанные еще соответственно в 1927-м, 1890-м и 1950-м годах. Продажи каждой из них превышают $1 млрд в год. Cтарейшая японская фирма Kubota является ведущим мировым производителем не только малогабаритной тракторной техники, но и компактных надежных экономичных двигателей мощностью от 1,36 до 95 л.с.

Большой популярностью малогабаритные тракторы японских фирм пользуются в странах Западной Европы, прежде всего в Германии. Так, согласно статистическим данным о числе новых тракторов, допущенных к эксплуатации в ФРГ в 2008 г., малогабаритные тракторы Kubotа и Iseki вошли в десятку наиболее популярных мировых брендов рынка сельскохозяйственных тракторов Германии, причем их доли на этом рынке значительны и составляют соответственно 2,8 и 2,5%. Для сравнения: доли таких ведущих производителей тракторов, как, например, New Holland и Massey Ferguson, составляют при этом соответственно 5,7 и 4,6%.

В классе небольшой мощности – до 50 л.с. малогабаритные тракторы Iseki и Kubota после фирмы John Deere занимают по числу закупленных в ФРГ тракторов второе и третье места, существенно приближаясь к ней по этому показателю (табл. 1).

Полное представление о номенклатуре выпускаемых моделей малогабаритных тракторов указанных фирм дают сведения о количественном и качественном составе этих тракторов, представленных, например, на наиболее насыщенном западноевропейском рынке Германии (табл. 2).

Фирмы Iseki, Kubota и Shibaura предлагают покупателям на западноевропейском рынке колесные модели классической компоновочной схемы: с задним ведущим мостом схемы 4К2 в ограниченной номенклатуре из двух серий и четырех моделей (только фирма Iseki). Всеми фирмами предлагаются полноприводные модели с передним и задним ведущими мостами схемы 4К4а (10 серий, 42 модели, см. диаграмму).

Таблица 1. Рейтинг фирм по числу закупленных тракторов мощностью до 50 л.с.
Место 1 2 3 4 5
Фирма
John Deere
Iseki
Kubota
Deutz-Fahr
Massey Ferguson
Число закупленных тракторов, ед.
810
770
760
226
91
Источник: Profi, № 3, 2009, p. 84–87.

Применение на большинстве малогабаритных тракторов японских фирм привода как заднего, так и переднего мостов обусловлено обеспечением заданных тяговых показателей одновременно при высокой проходимости и маневренности на различных почвенных фонах. Основные технико-экономические показатели малогабаритных тракторов фирм Японии показаны в табл. 3.

Японским малогабаритным тракторам присуще большинство основных признаков их более крупных и тяжелых «родственников» – обычных стандартных тракторов других мировых производителей, в том числе из Европы и Северной Америки, не производимых в Японии, кроме оснащенности сложными двигателями, трансмиссиями и т. д. более высокого технического уровня, широко применяемых на стандартных тракторах. При малых размерах и базе их минимальный радиус поворота не превышает 1,9…3,5 м, что свидетельствует о высокой маневренности японских малогабаритных тракторов. При этом их дорожный просвет довольно высокий, превышает аналогичный показатель для других тракторов, в том числе европейских фирм.

Необходимые тяговые показатели этих небольших тракторов, относящихся (по отечественной классификации) в основном к тяговому классу 0,6, обеспечиваются рациональным распределением их масс на передние и задние оси.

Малогабаритные тракторы Kubota и Shibaura оснащаются трехцилиндровыми, наиболее мощные из них – четырехцилиндровыми, рядными 4-тактными, чаще дизельными двигателями жидкостного охлаждения, при этом число цилиндров наименее мощного трактора Iseki SXG 15H составляет 2. Двигатели всех фирм оборудованы электрозапуском, а тракторы Iseki и Kubota мощностью соответственно 40 и 51…59 л.с. – еще и турбонаддувом. Интервал замены масла двигателей находится в диапазоне 100…300 моточасов, а двигателей всех тракторов Shibaura – 100 моточасов, что свидетельствует о более низком техническом уровне двигателей этой фирмы в сравнении с большей частью двигателей Iseki и Kubota. На всех этих тракторах применяются двигатели только собственного производства.

Как правило, все малогабаритные тракторы японских фирм оборудуют простыми однодисковыми «сухими» муфтами сцепления с механическим управлением и штатно комплектуют в основном бесступенчатыми гидрообъемными многодиапазонными либо (на их меньшей части) ступенчатыми синхронизированными коробками передач, при этом тракторы с последним типом КП выполняются как модификации тракторов с коробками передач гидрообъемного типа, а некоторая их часть – как модификации тракторов с коробками передач с полным реверсом. По причине невысокой рабочей скорости (до 33 км/ч) ходоуменьшителями их не оборудуют.

Число передач вперед/ назад в зависимости от моделей в основном составляет 6/ 2, 8/ 4, 8/ 8, 9/ 3, 9/ 9, 12/ 8, 16/ 16 или 24/ 24. При этом максимальная скорость всех японских моделей увеличивается с возрастанием мощности двигателя.

Таблица 2. Структура малогабаритных тракторов ведущих фирм Японии
Фирма Компоновочная схема Диапазон эксплуатационной мощности, л.с. Диапазон эксплуатационной массы, кг Число серий Число моделей
Iseki
4К2
15…25
515…620
2 (SXG, TXG)
4
4К4а
16…47
620…1600
4 (TXG, TM, TH, TG)
14
Kubota
4К4а
13…59
787…1995
4 (B,BX, STV, L)
18
Shibaura
4К4а
21…46
754…1610
2 (ST, SX)
10
Источник: dlz, 2009, Traktoren.

Используемые для привода активных рабочих органов задние независимые ВОМ малогабаритных тракторов выполняются переключаемыми вручную под нагрузкой одно-, двухскоростными или, как на тракторе Shibaura 455 SSS, четырехскоростными. Управление, как правило, простое механическое. Отдельные модели, такие как Kubota STV 32 и 36, выполняются с двухскоростным ВОМ, имеющим экономичную частоту вращения (540/ 540Е), которые, а также модели серии L оснащены более совершенным электрогидравлическим управлением. Расширение возможностей агрегатирования этих тракторов обеспечивается оборудованием их по заказу имеющими механическое включение передними ВОМ с частотой вращения 1000 мин–1 (Kubota) или 2000 мин–1 (Iseki и Shibaura).

Включение переднего ведущего моста и его блокировки для повышения проходимости чаще выполняется посредством механического привода. Рулевое управление передних колес японских тракторов гидрообъемное со смонтированным в рулевой трапеции гидроцилиндром.

Для уменьшения радиуса поворота малогабаритных тракторов Kubota серии STV по сравнению с тракторами других фирм аналогичной или близкой мощности привод их управляемых колес выполняется двухступенчатым, обеспечивающим ускоренное вращение передних колес при их повороте. Торможение подавляющего большинства японских малогабаритных тракторов осуществляется имеющими механическое управление и смонтированными в задних колесах «мокрыми», работающими в масле дисковыми тормозами, отличающимися повышенной износостойкостью.

Гидросистемы всех малогабаритных тракторов выполняются раздельно-агрегатными с максимальным давлением 11…18 МПа. Они укомплектованы гидронасосами с подачей 13…47 л/мин, а также задними трехточечными навесными устройствами I категории грузоподъемностью 540…1750 кг, возрастающей с повышением мощности двигателя, имеющими в основном силовое и позиционное регулирование глубины обработки, а на тракторах Iseki и Shibaura – еще и плавающее.

По заказу в зависимости от условий эксплуатации малогабаритные тракторы могут оснащать передними навесными устройствами простейшего типа грузоподъемностью 200…600 кг.

Шины всех малогабаритных тракторов в основном диагонального типа, которые достаточно хорошо работают при действующих на них умеренных нагрузках, свойственных этим небольшим тракторам.

Большинство японских малогабаритных тракторов оборудованы каркасами безопасности, а более мощные модели штатно или по заказу – смонтированными на сайлентблоках защитными кабинами, имеющими встроенный жесткий каркас, увеличенную площадь остекления, эффективные отопительно-вентиляционные установки. При этом на тракторах Shibaura широко используются и низкие кабины, предназначенные для работ внутри помещений разного назначения. Уровень шума на рабочем месте составляет 77…86 дБ (А), причем тракторы Iseki и Kubota оснащаются штатно или по заказу еще кондиционерами, а модель Iseki TG 5470AQL – кабиной с климатической установкой. Удобно расположенные органы управления и контрольно-измерительные приборы, а также подрессоренные сиденья создают водителю необходимый комфорт при работе.

Для изменения тягово-сцепных свойств на тракторах Kubota широко используется комплектация передним балластным грузом. Комплектация малогабаритных тракторов машинами и оборудованием разнообразного назначения позволяет в стесненных условиях качественно выполнять не только вспашку однокорпусным плугом и другие операции по обработке почвы, но и опрыскивание, скашивание трав, прессование сена, погрузку различных грузов, транспортные работы с прицепами в садах, виноградниках, коммунальном хозяйстве.

Характерно, что по соотношению цена/ качество японские малогабаритные тракторы с недорогими комплектующими и агрегатами выглядят предпочтительнее или на уровне тракторов многих других, в том числе европейских, производителей.

Таблица 3. Технические характеристики японских малогабаритных тракторов
Показатель Iseki Kubota Shibaura
Мощность, л.с.
15…47
13…59
21…46
Охлаждение
Жидкостное
Номинальная частота вращения, мин–1
2500…2800
2400…3200
2600…3000
Муфта сцепления
Однодисковая «сухая» с механическим приводом
н. д.
Однодисковая «сухая» с механическим приводом
Коробка передач
Бесступенчатая гидрообъемная; ступенчатая синхронизированная
Число передач вперед/ назад
6/ 2, 9/ 3
6/ 2, 8/ 4, 8/ 8, 9/ 9, 12/ 8, 16/ 16
9/ 3, 24/ 24
Макс. скорость вперед, км/ч
11…30
16,2…33
15…27
Частота вращения заднего ВОМ, мин–1
540, 540/ 100
540, 540/ 540Е
540, 540/ 750/ 950/ 1250
Частота вращения переднего ВОМ, мин–1
2000
1000
2000
Максимальное давление в гидронавесной системе, МПа
15
11…18
13…15
Подача гидронасоса, л/мин
15…37,5
13…37
17…47
Колея, мм
980, 1160
930…1380
820…1250
Дорожный просвет, мм
170…420
180…400
270…330
База, мм
1320…1900
1270…1920
1400…1775
Рулевое управление
Гидрообъемное
Радиус поворота, м
1,9…3,23
2,25…3,5
2,18…3,05
Тормоза
«Мокрые» дисковые с механическим управлением
Комплектация
По заказу – дуга безопасности
Штатно – дуга безопасности
По заказу – дуга безопасности
Уровень шума на рабочем месте, дБ (А)
77…82
83…86
н. д.
Источники: dlz, Traktoren, 2009 и Shlepperkatalog, 2008.