![Fendt 415 Vario](/article/17380-otechestvennye-selhoztraktory-doljny-byt-usovershenstvovany-dlya-raboty-na-transporte-kak-ravnye-sredi-ravnyh/0000.jpg)
Как равные среди равных
Отечественные сельхозтракторы должны быть усовершенствованы для работы на транспорте
В последние годы за рубежом наблюдается тенденция массового перехода в использовании стандартных тракторов с нормальной колеей, преимущественно средней и высокой мощности, для выполнения транспортных перевозок по дорогам общего пользования. Соответственно увеличиваются максимальные скорости тракторов в штатной комплектации до 40–50 и даже до 60–70 км/ч вместо применявшихся ранее максимальных скоростей 30–40 км/ч.
![Агромаш 30ТК](/article/17380-otechestvennye-selhoztraktory-doljny-byt-usovershenstvovany-dlya-raboty-na-transporte-kak-ravnye-sredi-ravnyh/Agro.jpg)
Так, современные колесные энергонасыщенные тракторы компоновочных схем 4К4а (классической со всеми ведущими колесами), 4К4б (интегральной со всеми ведущими одинаковыми колесами) и 4К4б’ (с шарнирно-сочлененной рамой и всеми ведущими одинаковыми колесами), как наиболее приспособленные для транспортных работ по полевым и асфальтированным дорогам общего назначения, наряду с грузовыми автомобилями стали, помимо различных тяговых работ в сельскохозяйственном производстве, широко использоваться и на внутрихозяйственных перевозках сельскохозяйственных грузов.
При этом удельный вес перевозок сельскохозяйственных грузов тракторными прицепами и полуприцепами в хозяйствах ведущих стран Западной Европы (Германии, Италии, Франции и др.) и США в последние годы возрос почти до 70–90% в общем балансе времени использования тракторов, тогда как для отечественных тракторов этот показатель составляет меньшую величину – 50–60%.
![Terrion 5280](/article/17380-otechestvennye-selhoztraktory-doljny-byt-usovershenstvovany-dlya-raboty-na-transporte-kak-ravnye-sredi-ravnyh/terrion-5280.jpg)
![Claas Arion 640](/article/17380-otechestvennye-selhoztraktory-doljny-byt-usovershenstvovany-dlya-raboty-na-transporte-kak-ravnye-sredi-ravnyh/Claas-Arion-640.jpg)
В этих условиях, особенно при движении отечественного трактора по бездорожью с возросшими транспортными скоростями, колебания и вибрации, передающиеся от традиционных, недостаточно демпфируемых двигателя, трансмиссии и ходовой части, суммируются непосредственно в зоне кабины, делая работу оператора при перемещении трактора, мягко выражаясь, некомфортной. Этому может способствовать некачественное, резкое торможение трактора, неудовлетворительный обзор дороги по направлению движения, в том числе в условиях плохой видимости, а также отсутствие соответствующих средств автоматизации для безопасного передвижения на повышенных транспортных скоростях.
![Кировец К-9400](/article/17380-otechestvennye-selhoztraktory-doljny-byt-usovershenstvovany-dlya-raboty-na-transporte-kak-ravnye-sredi-ravnyh/kirov.jpg)
Учитывая дальнейший рост объемов транспортных перевозок тракторами на повышенных скоростях, значительный интерес может представлять сопоставление оснащения отечественных колесных тракторов и аналогичных зарубежных тракторов средней и высокой мощности основными агрегатами и системами, обусловливающими, главным образом, достигнутый уровень автоматизации применяемых трансмиссий, количество затормаживаемых при экстренном торможении колес, качество эластичности подвесок передних мостов, кабин и сидений тракторов, уровень обзорности из кабин, наличие эффективных тормозов для агрегатируемых с тракторами прицепов, оснащение системами автоматизации для облегчения вождения на повышенных транспортных скоростях, способных по отдельности или суммарно, что наиболее вероятно, существенно улучшить ездовые и ходовые качества этих тракторов на повышенных транспортных скоростях, а также выявить узлы, агрегаты и системы отечественных тракторов недостаточного технического уровня, которые в дальнейшем следует усовершенствовать (см. табл. ).
![](/article/17380-otechestvennye-selhoztraktory-doljny-byt-usovershenstvovany-dlya-raboty-na-transporte-kak-ravnye-sredi-ravnyh/Images/tabf.jpg)
Из зарубежных производителей колесных тракторов, развивающих высокие транспортные скорости, для дальнейшего анализа выбраны только ведущие фирмы, отличающиеся от остальных более высокими продажами продукции на рынках, большим числом различных модификаций и комплектаций, а также применением узлов, агрегатов и систем более высокого технического уровня, причем из этих фирм выбраны наиболее продвинутые, которые выпускают не только тракторы схем 4К4а, но одновременно с ними и тракторы другой схемы (в частности, 4К4б’). Кроме того, в число указанных фирм включена также компания Fendt, как одна из самых прогрессивных, первая применившая на своих высокоскоростных тракторах автоматические бесступенчатые трансмиссии.
![CLAAS Xerion 3800](/article/17380-otechestvennye-selhoztraktory-doljny-byt-usovershenstvovany-dlya-raboty-na-transporte-kak-ravnye-sredi-ravnyh/CLAAS_Xerion_3800.jpg)
Из данных представленного в таблице мониторинга видно, что подавляющее большинство выпускаемых тракторными заводами (ОАО «ВМТЗ», ЗАО «Агротехмаш» и АО «ПТЗ») отечественных тракторов средней и высокой мощности, в отличие от аналогичных тракторов ведущих зарубежных фирм, штатно не комплектуются трансмиссиями, обеспечивающими максимальную транспортную скорость 50 км/ч, являясь, по существу, низкоскоростными (с максимальными транспортными скоростями до 40 км/ч), причем конструкции самих трансмиссий по большей части являются устаревшими, за исключением закупаемой за рубежом для одной наиболее мощной модели ЗАО «Агротехмаш» (трактора -7360), тогда как за рубежом аналогичные тракторы уже давно могут комплектоваться более современными бесступенчатыми трансмиссиями, способными осуществлять автоматический выбор скоростей движения до 50 км/ч в зависимости от дорожного сопротивления при максимальной топливной экономичности, при этом такие трансмиссии обеспечивают не только плавное бесступенчатое регулирование скорости в зависимости от силы тяги, но и способствуют увеличению надежности работы двигателя и тормозной системы, а также уменьшают психофизические нагрузки на оператора.
![Terrion](/article/17380-otechestvennye-selhoztraktory-doljny-byt-usovershenstvovany-dlya-raboty-na-transporte-kak-ravnye-sredi-ravnyh/Terrion.jpg)
Кроме того, как следует из данных таблицы, для обеспечения безопасного передвижения с такими возросшими скоростями конструкции отечественных тракторов должны быть существенно доработаны, в том числе в части оснащения их:
- эффективными тормозами не только задних, но и передних колес (как это решено на тракторах АО «ПТЗ»);
- независимой эластичной подвеской переднего моста, отслеживающей изменения рельефа дороги и подстраивающейся под них, при этом подвеска учитывает настройку заднего навесного устройства и тормозной системы; а также эластичными подвесками сиденья и кабины (отсутствующими на тракторах средней мощности ОАО «ВМТЗ»);
- более эффективной независимой антивибрационной подвеской кабины (отсутствующей на мощных тракторах АО «ПТЗ»);
- пневмоприводом тормозов прицепа (штатно), не устанавливаемым на тракторах Т-60 ТК и Т-85ТК;
- микропроцессорной системой автоматической помощи при вождении, отсутствующей на отечественных тракторах, которая при движении может выполнять функцию подруливания (устанавливается на руль трактора) либо функцию автопилота.
![John Deere 7830](/article/17380-otechestvennye-selhoztraktory-doljny-byt-usovershenstvovany-dlya-raboty-na-transporte-kak-ravnye-sredi-ravnyh/John-Deere-7830.jpg)
![Case Maxxum-110](/article/17380-otechestvennye-selhoztraktory-doljny-byt-usovershenstvovany-dlya-raboty-na-transporte-kak-ravnye-sredi-ravnyh/Case-Maxxum-110.jpg)
Помимо оснащения указанными основными агрегатами и системами высокого технического уровня для повышения ездовых качеств в условиях постоянного роста скоростей до 50 км/ч, подавляющее большинство ведущих зарубежных фирм внедряют в свои тракторы еще и дополнительные усовершенствования, также способствующие более плавному без рывков, безопасному, комфортному и эргономичному их использованию на транспорте с лучшей маневренностью, управляемостью и устойчивостью при движении, отсутствующие на выпускаемых отечественных тракторах, в том числе:
- тракторные двигатели с электронным впрыском топлива, обеспечивающие точное дозирование топлива, что значительно улучшает работу трактора с переменными нагрузками на транспорте, увеличивает мощность на 15–20%, улучшает топливную экономичность, снижает токсичность отработавших газов и упрощает процессы автоматизации трактора при работе на транспорте;
- поворотные по типу «краб» передние и задние колеса (по заказу);
- гасители колебаний тяг задних навесных устройств в транспортном положении;
- удлиненная колесная база, улучшающая контакт и сцепление колес с грунтом при передвижении по дорогам с неровным рельефом;
- маятниковое тягово-сцепное устройство для улучшения маневренности при движении с одним или несколькими прицепами при поворотах.
![Fendt 900 Vario](/article/17380-otechestvennye-selhoztraktory-doljny-byt-usovershenstvovany-dlya-raboty-na-transporte-kak-ravnye-sredi-ravnyh/02.jpg)
Таким образом, суммируя сказанное, можно констатировать, что постоянное увеличение максимальных транспортных скоростей колесных тракторов до 50 км/ч требует наличия на отечественных колесных тракторах целого ряда усовершенствований, о которых упоминалась выше, и прежде всего эффективных бесступенчатых трансмиссий, надежных тормозов на всех четырех колесах, комфортабельных независимых подвесок переднего моста, сиденья и кабины, безопасных пневмоприводов тормозов прицепов, а также производительных систем автоматического вождения.
![Тракторы ВМТЗ на выставке в Москве](/article/17380-otechestvennye-selhoztraktory-doljny-byt-usovershenstvovany-dlya-raboty-na-transporte-kak-ravnye-sredi-ravnyh/01.jpg)