Западноевропейский рынок тракторов для аграриев

Перспективные новинки года 2010 года

А. Бирюков
Fendt 200 Vario
Valtra S
Fendt 200 Vario
New Holland Т7000 Auto Command
Case IH Puma CVX

(Окончание. Начало см. «ОС» № 8, 2010 г.)

    Подавляющее большинство фирм традиционно поставляют на рынок новые тракторы в виде семейств или серий, включающих модели, мало различающиеся по массе, но существенно по мощности, причем основой каждой серии являются унифицированные агрегаты – двигатели, трансмиссии, передние и задние мосты, гидронавесные системы, кабины и др. Среди множества новых моделей наибольший интерес для потенциальных клиентов с точки зрения потребительских качеств представляют, как правило, тракторы, сочетающие улучшенные технические параметры с комфортом и простой, но высокоэффективной системой управления, выполненные в предпочтительной комплектации, разработанные с использованием последних достижений науки и техники, учитывающие запросы и нужды взыскательных покупателей. К их числу относятся следующие типоразмеры тракторов, преимущественно средней и высокой мощности, которые, как показал опыт продаж зарубежных тракторов в России, наиболее востребованы у отечественных покупателей:
  • колесные Case IH серии Puma CVX, New Holland серии Т7000 AutoCommand, Valtra серии S, John Deere cерии 8000R и Fendt серии 200 Vario;
  • гусеничные John Deere серии 8000RT и Challenger серий MT 700C и 800C;
  • а также тракторные двигатели Deutz с индексом DCR.

Характерно, что общей особенностью всех наиболее интересных новых моделей тракторов, появившихся на рынке в 2010 г., является оснащение их бесступенчатой гидрообъемной трансмиссией. Такой 4-диапазонной трансмиссией оборудованы тракторы Case IH Puma серии CVX (схемы 4К4а) мощностью от 167 до 224 л.с., которая обеспечивает движение тракторов со скоростью до 50 км/ч, при этом вследствие вращения коленвала двигателей на пониженном скоростном режиме с частотой 1450 мин–1 расход топлива у них заметно снижен. Механическая часть трансмиссии оснащена системой DKT с двумя муфтами сцепления, которая позволяет переключать диапазоны без разрыва потока мощности. В этих моделях также предусмотрена электронная система APM для совместного управления трансмиссией, двигателем, ВОМ и электрогидравлическим регулятором, автоматически устанавливающая передаточное отношение трансмиссии и частоту вращения коленчатого вала двигателя так, чтобы последний постоянно работал на наиболее экономичных режимах. Их экономичные двигатели, оснащенные регулируемым вентилятором с поворотными лопастями, оборудованы прогрессивной системой впрыска топлива Common Rail, а также турбонаддувом и охлаждением воздуха после компрессора и соответствуют нормам Tier 3. В диапазоне от 1600 до 2200 мин–1 мощность двигателей практически не меняется, оставаясь постоянной. Двигатели выполнены с нижним и верхним уровнями регулирования мощности, причем на последний режим двигатели переходят автоматически при передаче мощности через ВОМ или при работе на транспорте. Периодичность техобслуживания увеличена до 600 моточасов. Их ВОМ выполнены более универсальными и раcсчитаны на четыре режима с экономичными частотами вращения: 540, 540Е, 1000 и 1000Е. Задняя навесная система может работать с более тяжелыми орудиями, ее подъемное усилие увеличено до 10 460 кг, и она оснащена регулятором тяговых усилий. Для снижения вибраций на рабочем месте применены упругие подвески переднего моста и кабины, а также пневматическая подвеска сиденья водителя. Кабина отличается большими размерами и хорошим обзором благодаря отсутствию средних стоек. Бо'льшую часть информации водитель получает посредством монитора с сенсорным дисплеем. Управление тракторами осуществляется с помощью многофункционального рычага с кнопками для переключения диапазонов трансмиссии, включения реверса, темпомата, автоматики разворота.

Тракторы фирмы New Holland серии Т7000 Auto Command (схемы 4К4а) мощностью от 167 до 224 л.с. помимо двухпоточной бесступенчатой трансмиссии с высоким к.п.д., максимальной скоростью 50 км/ч и 4-ступенчатым переключателем диапазонов, которая для данного уровня мощностей фирмой применена впервые, оснащены еще и современными двигателями с 4-клапанным газораспределением, электронным впрыском топлива, отвечающими нормам Tier 3. Они оборудованы также эффективными упругой подвеской переднего ведущего моста и кабины и экономичным четырехскоростным ВОМ с электрогидравлическим управлением, рассчитанным на частоту вращения 537/ 540Е/ 1000/ 1000E. Реверс этих моделей переключается под нагрузкой, стояночный тормоз имеет электронное управление, а в системе управления предусмотрен темпомат с памятью на три значения скорости в каждом направлении движения. На этих тракторах применены система согласованного регулирования двигателя и трансмиссии и цветной монитор IntelliViev III. По заказу они могут оснащаться реверсивным вентилятором, моторным тормозом, передними навесной системой и ВОМ, автоматическим рулевым управлением.

Фирма Valtra поставила на рынок тракторы cерии S (схемы 4К4а) мощностью от 254 до 354 л.с., представляющие собой новый класс тракторной техники с высоким тяговым усилием, преимущественно для тяжелой почвообработки – результат сотрудничества фирм Valtra и AGCO Sisu Power. Их двигатели Sisu оборудованы экологической системой SCR очистки отработавших газов с катализатором AdBlue (мочевина), причем эта система входит в базовую комплектацию наиболее мощной модели S352 и устанавливается по заказу на остальные, менее мощные модели. Двигатели с SCR на 10% экономичнее аналогов без этой системы и соответствуют нормам Tier 3. Тракторы в базовой комплектации оснащены не только надежной бесступенчатой гидрообъемной трансмиссией, которая расширяет ряд тракторов этой фирмы, оснащенных такого типа трансмиссией, но и оборудованы подрессоренными посредством пневматической подвески передним ведущим мостом и эргономичной комфортной кабиной на четырех опорах, а также односкоростным (1000 мин–1) задним независимым ВОМ, передней и задней навесными системами максимальной грузоподъемностью соответственно 5000 и 12 000 кг, эффективными многодисковыми «мокрыми» тормозами (6 дисков на колесо), регулируемым усилителем рулевого управления Quick Steere, позволяющим устанавливать передаточное отношение между числом оборотов рулевого колеса и углом поворота колес, кондиционером с ручной регулировкой. Применение на этих тракторах системы ISO BUS позволяет автоматически управлять рабочим орудием, а наличие у них реверсивного поста управления для равноценного движения как передним, так и задним ходом и системы AutoGuide для автоматического вождения существенно расширяет их функциональные возможности.

Объединенные в новую серию 8000R тракторы John Deere (4К4а) мощностью 245…345 л.с. оснащены двигателями Power Tech Plus с низшим и высшим уровнями регулирования, 4-клапанной системой газораспределения, турбокомпрессором с регулируемым направляющим аппаратом турбины, системой впрыска топлива Common Rail, системой внешней рециркуляции отработавших газов, регулируемым вентилятором и электронной системой управления IRM, которые соответствуют нормам Tier 3. Их бесступенчатая гидрообъемная трансмиссия Auto Power обеспечивает движение со скоростью до 50 км/ч при оптимальной производительности и экономичности, ВОМ рассчитан на работу с частотой вращения 540 и 1000 мин–1, максимальное подъемное усилие задней навесной системы увеличено до 11 500 кг, колеса переднего ведущего моста снабжены индивидуальной независимой подвеской. Новая кабина Command Viev отличается повышенной комфортностью с увеличенными соответственно на 10 и 7% внутренним объемом и площадью остекления и оснащена климатической установкой Klimatronic. Основные органы управления размещены на расположенной справа от сиденья водителя консоли Command Arm, а терминал их системы управления совместим с шиной ISO.

Стандартные тракторы Fendt всех серий теперь оснащают бесступенчатой трансмиссией, обеспечивающей движение со скоростью от 0 до 43 км/ч в одном диапазоне, а 3-цилиндровые двигатели Sisu мощностью от 70 до 110 л.с. оборудованы системой впрыска топлива Common Rail и внешней рециркуляцией отработавших газов, благодаря чему удалось снизить уровень вредных выбросов до норм Tier 3. ВОМ – трехрежимный с 540, 540Е и 1000 мин–1 либо двухрежимный с 540 и 540Е мин–1 и синхронной частотой вращения. Передний мост по заказу может быть выполнен подрессоренным. Число гидрораспределителей также может быть увеличено до четырех, причем первый и третий из них способны регулировать подачу жидкости также и по расходу.

Примечательно, что впервые фирма John Deere оснастила гусеничные тракторы серии 8000RТ мощностью от 295 до 345 л.с. бесступенчатой трансмиссией вместо механической с переключением под нагрузкой, которые созданы на базе трех наиболее мощных и тяжелых колесных тракторов этой же фирмы серии 8000R. Конструкция ходовой части гусеничных тракторов существенно переработана: для увеличения опорной поверхности гусениц и лучшего распределения масс трактора по длине и соответствующего повышения тяговых свойств расстояние между ведущим и направляющим колесами увеличено на 25,4 см, а для снижения износа гусеничных лент диаметр ведущих колес увеличен на 5,5 см. При этом, чтобы обеспечить возможность коррекции колеи при установке гусениц разной ширины, планетарные механизмы сдвинули к середине трактора. Повышение плавности хода достигнуто применением новой подвески гусениц, в которую встроены два больших пневмоэлемента, заимствованные от трактора 9030T предыдущей серии. Новая трансмиссия допускает движение со скоростью до 40 км/ч. Здесь следует отметить, что гусеничные тракторы оказались дороже колесных аналогов на 40 тыс. евро.

Новую серию гусеничных тракторов с индексом С вместо тех же тракторов с индексом В создала и фирма Challenger – МТ 700С и МТ 800С мощностью соответственно 269…320 и 430…570 л.с. В новую серию внесли ряд усовершенствований, в основном для повышения комфорта и удобства управления, которые относятся прежде всего к интерьеру и автоматизированному оборудованию кабины. Новый дисплей в кабине позволяет контролировать, управлять и настраивать практически все возможные функции тракторов. Предусмотрена и система управления разворотом onetouch, она стала более универсальной и удобной в пользовании и может хранить до 35 последовательностей выполнения разворота для шести различных орудий. Новое более эргономичное кресло VRS оператора – с поясничной опорой, сменными подушками, поворотной спинкой анатомической формы для оптимального комфорта при повороте кресла – имеет до десяти установочных регулировок и оборудовано электромагнитной системой снижения вибраций при передвижении по неровной поверхности. Новая инновационная гидросистема с равномерным приоритетным в сравнении с другими потребителями распределением потоков между гидрораспределителями независимо от нагрузки позволяет выполнять несколько операций одновременно. Рабочие поверхности опорных катков покрыты вместо прессованной резины полимерным материалом из износостойкого полиуретана.

Для обновленных двигателей Deutz

типа TCD 2013 мощностью 110…180 л.с., устанавливаемых на наиболее популярных новых универсальных колесных тракторах Deutz-Fahr, Huerlimann, Lamborghini (4К4а) c индексом DCR, характерно применение системы впрыска топлива с общим нагнетательным трубопроводом, двух насосов высокого давления, 4-клапанной системы газораспределения, 8-сопловых форсунок и электронного управления EMC. На наиболее мощных моделях этих фирм предусмотрена инновационная система SCR очистки отработавших газов, благодаря которой двигатели могут уже сейчас выполнять еще более жесткие требования норм Tier 4, внедрение которых планируется только с 2011 г.

* * *

Общим для всех появившихся в 2010 г. новых моделей тракторов компоновочной схемы 4К4а средней и высокой мощности, а также гусеничных тракторов является оснащение их не только бесступенчатой трансмиссией с функцией согласованного автоматического регулирования режимов работы двигателя и трансмиссии, но и такими системами, как Common Rail, автоматика разворотной полосы, CAN bus, автоматического вождения, бортовой диагностики технического состояния узлов и агрегатов и др.