Брутальные и несгибаемые (Часть 1)
Новинки короткобазных кранов последних лет
Напомним, что короткобазные краны – это подкласс гидравлических кранов с телескопической стрелой на поворотной платформе, с самоходным полноприводным шасси на пневматических шинах, обычно двухосным (один мост жестко крепится к раме, второй – на балансирной подвеске), реже – трех- или четырехосным, все оси управляемые, причем рулевое управление, как правило, имеет три-четыре режима.
Классический признак короткобазного крана, как и следует из названия, короткая колесная база, которая близка к величине колеи. Заметим, что в англоязычной литературе эти краны называются Rough Terrain Cranes, то есть «предназначенные для труднопроходимой местности», а «короткобазные» – название, принятое в русскоязычной технической литературе. Понятно, что трех- и четырехосные краны можно называть «короткобазными» уже с большой долей условности.
Колеса большого размера, ошиновка односкатная, как правило, с шинами повышенной проходимости – особо прочными и с глубоким рисунком протектора. Один общий двигатель приводит и шасси, и крановую установку, обычно установлен в заднем свесе шасси (реже – на поворотной платформе) и в транспортном положении служит противовесом выдающейся вперед стрелы. Одна кабина на поворотной платформе, из которой ведется управление и шасси, и крановой установкой. Известны также модели короткобазных кранов с «низко» расположенной на шасси кабиной. Жесткая сварная коробчатого сечения рама шасси устойчива к скручивающим усилиям. Опоры-аутригеры выдвижные, часто имеют несколько рабочих положений.
Сейчас на Западе появились модели, созданные на специальных шасси мобильных стреловых подъемников, которые производители также позиционируют как «короткобазные» (rough terrain).
Достоинства и недостатки короткобазных кранов происходят от их конструкции. Короткобазные краны отличаются от кранов класса «сити» и кранов на спецшасси автомобильного типа простотой конструкции (меньше агрегатов и систем), что также упрощает обслуживание, ремонт и соответственно снижает цену покупки (в несколько раз!) и эксплуатации. Именно это обстоятельство, а также универсальность, простота эксплуатации и подготовки к работе на строительном объекте более всего привлекают потребителей в короткобазных кранах.
Благодаря короткой базе и обеим ведущим и управляемым осям эти машины имеют высокую маневренность и проходимость. Они специально предназначены для выполнения погрузочных работ с поворотом надстройки: в круговой рабочей зоне грузоподъемность не зависит (или незначительно зависит) от угла поворота платформы; для работы в стесненных и тяжелых условиях на бездорожье, где полноразмерному мобильному крану или автокрану трудно маневрировать и сложно проехать. Важное преимущество короткобазных кранов в том, что они специально предназначены для транспортировки грузов на крюке (по ровной дороге!).
С другой стороны, эти краны из-за короткой базы не отличаются устойчивостью, выдающаяся вперед стрела и значительная высота способствуют продольному раскачиванию, например, при торможении, поэтому скорость этих машин чаще всего не превышает 40 км/ч. Данные краны, за небольшим исключением, не вписываются в разрешенные правилами дорожного движения габариты, а их нагрузка на ось превышает допустимую, что не только ограничивает возможности самостоятельного передвижения крана, но и вызывает быстрый износ компонентов мостов. Поэтому их приходится перевозить между объектами на низкорамных прицепах. Этим «короткобазники» отличаются в отрицательную сторону от кранов класса «сити», которые могут переезжать на новые объекты самостоятельно.
Короткобазные краны используются на строительстве. В горнодобывающей отрасли считают, что короткобазные краны – идеальное оборудование для проведения техобслуживания и ремонта огромных горных машин. Они также используются для сборки других кранов и при ремонте крупногабаритного оборудования на нефтехимических предприятиях.
100 тонн плюс?
В то время как конструктивная схема короткобазных кранов в основном остается неизменной более тридцати лет, запросы потребителей сместились в сторону моделей большего типоразмера. Мировой рынок короткобазных кранов динамично развивается, годовая прибавка достигает 20%, причем более половины из этого приращения составляют краны грузоподъемностью (г/п) 50 т и более, все больше популярности получают краны г/п 85–110 т, причем требования по повышению г/п продолжают расти.
Причиной явилось, с одной стороны, то, что для работы с грузами небольшой массы вместо кранов стали широко применяться грузовики с краноманипуляторными установками и телескопические погрузчики, а с другой стороны – увеличение размеров компонентов сооружений в энергетической и горнодобывающей отраслях промышленности. Компаниям, занимающимся строительством в этих секторах, теперь нужны краны с более высокой г/п и более длинными стрелами, способные маневрировать в стесненных условиях и обладающие высокой проходимостью на бездорожье, но в то же время не такие дорогие, как мобильные краны на спецшасси. Короткобазные краны высокой г/п успешно занимают место небольших башенных кранов и мобильных кранов повышенной проходимости.
США – родина «короткобазников»
Terex Cranes становится глобальной компанией. Как известно, первые короткобазные краны появились на американском континенте. Одним из первопроходцев в производстве этих машин является компания Terex. Со временем в состав Terex Cranes вошли ряд брендов короткобазных кранов, а с 1995 г. был присоединен итальянский производитель – Bendini. Именно на заводе Bendini Terex теперь производит короткобазные краны для европейского и российского рынков.
В настоящее время компания выпускает две линейки короткобазных кранов и стремится создать из них единый глобальный ряд для всех рынков: линейку Quadstar. В настоящее время в ее составе две самые новые модели компании, которые оснащены 2-осным шасси, трансмиссией с 6 передачами переднего и заднего хода с переключением под нагрузкой, кабиной Terex, которая наклоняется до 18°, сиденьем с регулировкой по 6 направлениям, джойстиками управления крановым оборудованием, встроенными в подлокотники сиденья, графическим дисплеем, предоставляющим оператору данные о работе машины. Потребителям предлагаются как опции стрелы разной длины. Рулевое управление имеет три режима, гидрооборудование усовершенствовано, аутригеры имеют три рабочих положения и могут выдвигаться независимо друг от друга. Машины способны преодолевать уклон в 55%.
Мод. Quadstar 1100 г/п 99,8 т появилась в 2013 г. У нее есть 5-секционная полноприводная стрела, которая имеет два режима телескопирования (в одном режиме оптимизируется грузовая характеристика на малых вылетах, во втором – на максимальном вылете) и способна телескопироваться с грузом, поворотный 2-секционный телескопический удлинитель с гидравлическим приводом. Главная и вспомогательная лебедки гидравлические, двухскоростные, шасси 2-осное.
На Bauma 2013 была представлена мод. Quadstar 1075L г/п 75 т. Кран оборудован усовершенствованной гидросистемой с электрогидравлическим управлением. В качестве опции предлагается 3-осное шасси с колесной формулой 6х6х6.
Сегодня самый крупный короткобазный кран Terex – 118-тонная мод. RT130 на 2-осном шасси, выпущенная несколько раньше моделей Quadstar.
Руководство Terex заявляет: «Мы уверены, что сектор короткобазных кранов г/п 80–120/130 т – наиболее быстрорастущий на рынке и обещает представить в ближайшем будущем новинки кранов г/п 80–90 т.
Некоторые специалисты считают, что на мировом рынке, возможно, назревает острое соперничество между Terex и Grove.
Manitowoc Cranes, Grove. Компания Grove является одним из основоположников производства короткобазных кранов. Сейчас Grove входит в Manitowoc Cranes. C 2005 г. Grove перенесла свое производство короткобазных кранов для Европы в Италию. Производство аналогичных моделей продолжается также в США.
Все современные короткобазные краны Grove имеют следующие конструктивные особенности: 4 режима рулевого управления, блокируемые дифференциалы, дисковые гидравлические тормоза, гидроцилиндры аутригеров «перевернутые», такое положение защищает их от попадания песка и пыли, электронная система безопасности позволяет устанавливать пределы движения стрелы, все системы крана связаны между собой по шине CAN.
Стрела Grove MEGAFORM имеет универсальную конструкцию: овоидное сечение, износные вкладыши большой площади, обеспечивающие отличную центровку секций при телескопировании и распределение массы, один гидроцилиндр выдвижения и запатентованную систему TWIN-LOCK со «штифтуемыми» секциями. У стрелы два режима выдвижения (А и В), благодаря чему оптимизируются грузовысотные характеристики на малых и больших вылетах, она способна выдвигаться с грузом на крюке и является «самой длинной в данном классе грузоподъемности». Из упомянутых ниже моделей не имеет стрелы MEGAFORM только мод. RT 540.
Новой системой управления Manitowoc CCS (Crane Control System) оснащаются все новые модели кранов Manitowoc и Grove. В составе CCS имеется стандартный комплект дисплеев, джойстиков, блоков управления и указательных приборов. Программное обеспечение также стандартизовано для всех моделей кранов и совместимо с сервисной программой Manitowoc Crane Care service.
С момента неудачного опыта выпуска многоосных короткобазных кранов в 1980-х гг. компания Grove стала убежденным приверженцем 2-осной схемы шасси, и представленная в 2011 г. модель компании – 135-тонный RT9150E – также имеет 2 портальных моста с планетарными колесными редукторами, передний мост отключаемый, стрела 6-секционная, удлинитель складывается вдвое, с гидроприводом.
Трансмиссия с шестью передачами переднего и тремя заднего хода. Кабина может наклоняться на 20°. Имеется инновационная электронная система управления краном CraneStar, позволяющая повысить его производительность. Джойстики управления встроены в подлокотники сиденья, управление соединяется по шине CAN с системой безопасности.
Привод поворотной платформы двойной, планетарный. Аутригеры имеют 3 рабочих положения.
Мод. RT550E впервые была представлена на выставке Bauma 2013. Она оснащена 5-секционной стрелой, а также поворотным удлинителем. Машина оборудована системой управления CCS. Трансмиссия обеспечивает по 6 передач переднего и заднего хода. Кран имеет габаритную ширину 2,55 м, благодаря чему его несложно транспортировать.
На выставке Bauma 2013 также была представлена мод. RT770E г/п 65 т с 5-секционной стрелой. Благодаря увеличенной длине стрелы мод. RT770E имеет рабочие характеристики на уровне кранов бóльших типоразмеров – г/п 70–80 т, но ее проще транспортировать.
Мод. RT770E оснащена кабиной с улучшенным обзором Full Vision, 2-осным шасси шириной 3,33 м, способна преодолевать подъемы до 75%.
Вместе с данным краном была представлена еще одна инновация компании – синтетический грузовой трос лебедки мод. KZ100. Трос не подвержен коррозии, не нуждается в смазке, уменьшает износ барабанов и направляющих шкивов. Он на 80% легче стального, имеет конструкцию с нейтральным скручивающим моментом, за счет чего исключается вращение груза при подъеме и скручивание троса. Трос из нового материала проще запасовывать, уменьшается опасность образования петель и узлов при наматывании-разматывании с барабана лебедки. Канат предлагается в качестве опции для всех короткобазных кранов уже к концу 2014 г.
На Conexpo 2014 Grove представила модернизированный вариант популярной мод. RT540 г/п 35 т. Стрела 4-секционная, прямоугольного сечения, полноприводная, выдвижение секций синхронизировано, с гуськом. Управление стрелой осуществляется одним джойстиком.
Машина оснащена новой кабиной и системой управления CCS. Конструкция механизма поворота надстройки усовершенствована, он теперь быстрее реагирует на команды джойстика, быстрее замедляет движение и работает более плавно. Трансмиссия обеспечивает по 6 передач переднего и заднего хода. Передний мост отключаемый.
С 2014 г. мод. RT765E-2 г/п 60 т (новинка 2011 г.) полностью производится на бразильском заводе компании. Машина оборудована 4-секционной стрелой MEGAFORM, наклоняемой на 20° кабиной, управление осуществляется джойстиками на подлокотниках сиденья, трансмиссией с 6 передачами переднего и заднего хода, аутригеры имеют 3 рабочих положения, преодолеваемый машиной подъем – 75%.
Link-Belt Construction Equipment Co. Link-Belt может комплектовать свои короткобазные краны двигателями экологических классов: Tier 4F/ Stage IV и Tier 3/ Stage IIIA.
Самый мощный короткобазный кран Link-Belt – 3-осный 120-тонный RTC-80130 Series II был представлен в 2008 г., его поставки начались со 2-й половины 2009 г. Кран способен транспортировать на крюке со стрелой в переднем положении груз весом до 40 т. Эта 5-секционная стрела была специально разработана для данного крана.
В конце 2011 г. Link-Belt выпустил модернизированную мод. RTC-80110 Series II г/п 100 т, оснащеную полноприводной 5-секционной стрелой, к которой предлагается поворачивающийся удлинитель. Машина оснащена гидростатической трансмиссией и 3-осным шасси с колесной формулой 6х6х6. Машина может быть подготовлена к транспортировке из рабочего положения менее чем за час. Противовес и аутригеры перевозятся на отдельном транспорте и могут быть установлены на кран в течение часа.
По словам специалистов компании, «самое главное преимущество 3-осной конфигурации в том, что она позволяет уменьшить габаритную высоту машины, таким образом, упрощается ее перевозка: трехосные машины можно перевозить не снимая колес».
Мод. RTC-8080 Series II г/п 72,5 т была представлена осенью 2012 г. Стрела 4-секционная полноприводная, «лучшая в своем классе по грузоподъемности». Есть два режима телескопирования стрелы (система А-max). Износные вставки тефлоновые, благодаря которым секции стрелы не нуждаются в смазке. Удлинитель решетчатый. Наклон удлинителя относительно стрелы осуществляется вручную. Кабина с большими стеклами, устраняющими «слепые зоны», наклоняющаяся на 20°, впервые применена на короткобазных кранах Link-Belt. Имеется 2 джойстика в подлокотниках сиденья, 4 режима рулевого управления. Link-Belt Pulse – фирменная система управления краном. На дисплее отражается до 20 параметров, в том числе данные по диагностике, ограничению нагрузки, скорости ветра, длине и углу стрелы, рабочая зона отражается в зависимости от положения аутригеров. Установлен комплект видеокамер. Шина CAN объединяет все системы управления машины. Трансмиссия с переключением под нагрузкой, 6 передач переднего и заднего хода. Тормоза гидравлические дисковые.
В мод. RTC-8080 Series II используется необычная для короткобазных американских кранов полностью независимая четырехрычажная задняя подвеска автомобильного типа, которую применили для того, чтобы уменьшить вертикальную продольную раскачку и улучшить ход и управляемость машины как по дороге, так и по бездорожью (такой подвеской оснащаются все короткобазные краны Link-Belt малого и среднего класса). В качестве опции машину можно оснастить подвеской с газогидравлическими амортизаторами. Преодолеваемый уклон – 66%.
Новейший и самый мощный короткобазный кран Link-Belt RTC-80150 Series II г/п 135 т был представлен на выставке Conexpo 2014. Машина оснащена 6-секционной полноприводной стрелой с тефлоновыми износными вставками. Удлинитель решетчатый, имеется 3-метровый усиленный гусек для тяжелых грузов. Шасси 3-осное, с гидростатическим приводом, габаритная ширина 3 м, есть 4 режима рулевого управления. Преодолеваемый подъем – 44%. Кабина наклоняется на 20°, оборудована отопителем, сиденье регулируется по пяти направлениям. Имеется система управления Link-Belt Pulse, комплект видеокамер.
Перевозка осуществляется двумя транспортными средствами, шины низкопрофильные, не снимаются при перевозке. Сборка крана после перевозки занимает менее часа, выполняется без помощи другого крана.
Manitex International Inc.; Badger Equipment Co. Компания Manitex International купила Badger Equipment Co. в 2009 г. Badger широко известна своими короткобазными кранами «с низко расположенной кабиной», которые не так распространены, как краны от Link-Belt или Grove, но очень востребованы в железнодорожном строительстве, на нефтяных месторождениях и нефтехимических предприятиях, потому что с ними удобно работать в стесненных условиях. Сейчас в производственной линейке Badger три модели таких кранов.
В 2010 г. Badger Equipment вновь выпустила на рынок модели короткобазных кранов с низко расположенной кабиной CD4430 г/п 27,2 т и CD4420 г/п 18 т.
Краны во многом унифицированы: 2-секционная стрела с шестигранным профилем (несколько конфигураций стрелы на выбор) не нуждается в смазке за счет специальных износных вкладышей, машина способна транспортировать груз на крюке. Комфортная кабина с улучшенным обзором, герметизированная с избыточным давлением воздуха, с системой кондиционирования, отопителем и оттаивателем стекол, регулируемым сиденьем, 2 двери, управление джойстиками, 4 режима рулевого управления, камера заднего вида и защитные решетки на стеклах, система ограничения нагрузки с графическим дисплеем, все электронные системы связаны по шине CAN. Трансмиссия с шестью передачами переднего и заднего хода, двухдиапазонная. Привод задней оси отключаемый. Преодолеваемый подъем – 61,5%. Машины опционно комплектуются пенонаполненными шинами и фрикционным движителем для перемещения по рельсам (система Hi-Rail). Тормоза гидравлические, барабанные.
На выставке Conexpo 2010 г. была показана специальная железнодорожная версия крана CD4430R. Она вызвала интерес благодаря своей универсальности и уникальным особенностям конструкции, которая позволяет выдерживать высокие боковые нагрузки, воздействующие на кран при подъеме рельсов.
В октябре 2012 г. выпущена мод. CD4415 г/п 13,6 т с 3-секционной стрелой с удлинителем, на 2-осном шасси. Кран продается под двойным брендом Manitex-Badger. Кабина с двумя дверями, с сиденьем с регулировками по шести направлениям, с джойстиками управления на подлокотниках сиденья, есть 4 режима рулевого управления, отопитель и оттаиватель. Трансмиссия с шестью передачами переднего и заднего хода, двухдиапазонная, на передней оси дифференциал повышенного трения. Преодолеваемый подъем – 80%.
Руководство компании Badger считает, что сейчас для короткобазных кранов открывается широкое поле деятельности при прокладке трубопроводов и на стройках нефтеперерабатывающих предприятий.
Компания Manitex начала интеграцию своего бизнеса. В 2015 г. бренд Badger планируется объединить с основной линейкой короткобазных кранов Manitex.(Окончание следует)
Компания | Модель | Грузоподъем-ность, т | Эксплуатационная масса, кг | Двигатель, мощность, кВт | Длина стрелы/ удлинителя, м | Высота подъема стрелы/ с удлинителем, м | Наклон удлинителя относительно стрелы, град | Скорость движения машины, км/ч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Terex - Bendini | RT 130 | 117,9 | 67 200 | 224 | 47,3/ н.д. | 50/ 71,6 | н.д. | 32,8 |
Quadstar 1100 | 99,8 | 47 627 | 191 | 47,2/ 22 | 66,4/ 71,6 | 40 | 30,1 | |
Quadstar 1075L | 75 | н.д. | 164 | 41,8/ 20 | 45/ н.д. | 20 | 30,1 | |
Manitowoc- Grove | RT 9150E | 135 | 88 039 | 239/ 224 | 60/ 18 | 63,7/ 95,1 | 20, 40 | н.д. |
RT 770E | 65 | 43 913 | 179 | 42/ 17,1 | 50/ 71,6 | 25, 45 | 37 | |
RT 765E-2 | 60 | 40 802 | 176,5 | 33,5/ 17,1 | н.д./ 65 | н.д. | 37 | |
RT 550E | 45 | 28 500 | 119 | 39/ 8 | н.д./ 48,8 | 20, 40 | 27 | |
RT 540 | 35 | 28 775 | 122/ 179 | 31/ 13,7 | 41,1/ 46,9 | 30 | 40 | |
Link-Belt | RTC-80150 Series II | 135 | 64 954 | 254 | 59,5/ 16,7 | н.д./ 94,8 | 2; 15; 30; 45 | 24 |
RTC-80130 Series II | 120 | 59 234 | 242,3 | 49,3/ 16,8 | н.д./ 84,7 | 2 ; 15; 30; 45 | 29,8 | |
RTC-80110 Series II | 100 | 58 714 | 254 | 45,7/ 16,8 | н.д./ 76,2 | 2; 15; 30; 45 | 29,8 | |
RTC-8080 Series II | 72,5 | н.д. | 201 | 42,7/ 19,5 | н.д./ 72,6 | 2; 15; 30; 45 | 31,9 | |
Manitex- Badger | CD4430/ CD4430R | 27,2 | 24 834 | 119,3 | 22,86/ н.д. | 27,43/ 33,5 | – | 40 |
CD4420 | 18 | 23 586 | 119,3 | 22,86/ н.д. | 27,43/ 33,5 | – | 40 | |
CD4415 | 13,6 | 18 960 | 119,3/ 104 | 19/ 6,1 | 21,6/ 27,4 | – | 42 |