Что такое КГМ?
Мусоровозы
Ну а что тут непонятного? Каждый занятый в коммунальной сфере знает, что КГМ – это крупногабаритные материалы, непременный компонент как бытовых, так и промышленных отходов, существенно усложняющий работу тех, кто осуществляет их сбор и вывоз. Впрочем, расшифровать эту аббревиатуру можно и иначе: «Куда Грузить Мусор?», например. Такая интерпретация, хоть и звучит как шутка, как нельзя лучше отражает трудности, связанные со сбором, погрузкой, предварительным складированием, транспортировкой, утилизацией всего, что по размеру больше стандартного 20-литрового пакета.
С давних пор в городах принято было валить мусор в кучи рядом с домами. Время от времени кучи эти вывозили телегами куда-нибудь с глаз долой, благо дома тогда были в основном двухэтажные, мусора образовывалось меньше, да и каждый пятачок не был заставлен автомобилями ввиду их отсутствия. Сегодня, спустя столетия, если бытовой мусор нам удалось худо-бедно рассовать по пакетам, то все, что в контейнер не вмещается, как и в далеком прошлом, образует свалку.
Надеяться на то, что в наши дворы жильцы когда-нибудь перестанут вытаскивать отслужившие свой срок громоздкие товары народного потребления и стройматериалы, не приходится, ведь так называемые фирмы, выполняющие ремонт в квартирах, отходы везут в лучшем случае до площадки для сбора ТБО, а в худшем – до ближайшего лесного оврага. Старьевщики вывозят старую бытовую технику, да и то не везде, а старая мебель, равно как и упаковка от новой, и вовсе никому не нужна. Поэтому в нашем случае КГМ всегда будет означать не большой пластиковый пакет с мусором, который надо тащить вдвоем, а всевозможные доски, двери, бетон, кирпичи, сантехнику, шкафы, диваны и все такое прочее.
Там, где ремонтно-строительные работы ведутся организованно, эффективное средство для сбора и вывоза строительного мусора давно изобретено. Это сменные контейнеры для автомобилей с системой «мультилифт». Ставишь такой на стройке и собираешь в него отходы. Можно было бы подобный вариант применить и в жилых дворах, и не только «мультилифт», но и контейнеры для портальных погрузчиков. Однако практика неоднократных попыток в разных городах нашей страны организовать цивильный сбор КГМ показала, что скорее можно обезьяну научить разговаривать, чем наших граждан читать. Заваливают большие контейнеры для КГМ гниющими органическими отходами, и приходится вывозить полупустой контейнер, тогда как такой контейнер должен вывозиться 1–2 раза в неделю, иначе – никакой рентабельности.
Вторая напасть после бескультурья связана с экономической конъюнктурой. Орудующие на свалках «металлоискатели» в поисках того, что можно сдать в «приемку», выбрасывают груженые КГМ из контейнеров, в итоге утром рабочим приходится грузить их вручную, как и там, где сбор КГМ в контейнеры не организован. Долгое время основным средством и для сбора, и для вывоза КГМ служил у нас старый самосвал «КамАЗ», да где-то и по сей день остается или заменяется на самосвал китайский. Альтернативой самосвалу всегда служил мусоровоз с боковой загрузкой, бывший в советское время основным типом машин для вывоза ТБО. КГМ в такой мусоровоз грузят, открывая задний борт, потом к нему уже обычным путем грузят ТБО из контейнеров, повредить пресс-плиту при этом невозможно.
Главный недостаток такого метода в том, что КГМ можно погрузить только один раз, на одной площадке, поэтому приходится выбирать ту, что «пожирнее», и менять график, наматывая лишние километры. Кроме того, погрузка КГМ как в самосвал, так и в мусоровоз с боковой загрузкой проводится с грубыми нарушениями правил техники безопасности. У самосвала или приподнимают кузов, или подпирают его задний борт подручными брусками или досками. У мусоровоза рабочие стоят под поднятым задним бортом, как под челюстями доисторической гигантской акулы. И появившиеся теперь даже в самых отдаленных уголках мусоровозы с задней загрузкой для вывоза КГМ часто применяют по тому же принципу: поднимают большой задний «хвост», выталкивающую плиту не используют для подпрессовывания, в общем, берегут технику. Да ведь и не каждый производитель мусоровозов разрешает применять свою пресс-камеру в качестве «щелкунчика» для досок толщиной пять и более сантиметров. Некоторые за такие эксперименты и вовсе могут лишить гарантии. Некоторые, но не все.
Есть предприятия, которые не только разрешают, но более того, поощряют использование своих мусоровозов как передвижной дробилки для крупногабаритного мусора. Например, так поступают в ООО «Мега Драйв», выпускающем в нашей стране мусоровозы с оборудованием знаменитой на весь мир американской марки McNeilus, правда, не со всеми моделями, а только с серией «М2». На родине кузова этой серии прозвали «соковыжималка» но не за давление, создаваемое пресс-плитой (кого этим сейчас удивишь), а за высокую жесткость кузова, позволяющую все это давление выдерживать многократно, без потери прочности за годы интенсивной эксплуатации.
Для достижения такой прочности, конечно, важно и применять износостойкие марки сталей, и контролировать качество сварных соединений, но опять же, все это есть у любого производителя, закон ведь не запрещает конкурирующим фирмам пользоваться одними и теми же хорошими материалами и работать на совесть. А вот копировать чертежи кузова конкурента закон уже не позволяет, тем более что конструкция кузова, благодаря которой он легко терпит запредельные нагрузки при прессовании, не экспромт, родившийся в чьей-то гениальной американской голове, а результат многократных испытаний, продукт многолетнего труда большого инженерного коллектива и серьезных инвестиций в разработку.
К слову, многие компании, выпускающие сегодня мусоровозы, просто не могут позволить себе содержание серьезного конструкторского отдела и производят кузова по готовым патентам. Кузов у McNeilus с покатыми стенками, по углам расположены усилители пирамидальной формы (расширяющиеся кзади). Нижние углы соединения каркаса дополнительно усилены наваренными косынками. Днище приемного бункера укреплено снизу ребрами жесткости. Все это обеспечивает большую крепость именно задней части кузова, где давление на его стенки самое высокое.
К тому же у McNeilus и разгрузочная плита принимает непосредственное участие в прессовании. В начале цикла она находится вблизи пресс-камеры, по мере заполнения продвигается кпереди. Таким образом, высокое давление в «хвосте» создается уже в начале погрузки, а не в конце, при полном заполнении кузова. Здесь не одна партия мусора поджимает другую, а спрессованный брикет, увеличиваясь в объеме, продвигается внутри кузова. Вот почему его высокая стойкость к нагрузкам так важна. Будь кузов недостаточно прочным, такой режим работы привел бы к поломке в кратчайший срок. Детали кузова изготавливаются из американской износостойкой стали марки AR200, боковые стенки и крыша толщиной 3,6 мм; дно и верхняя часть плиты – 4,8 мм; днище приемной камеры и нижняя часть прессующей плиты – 6,4 мм. Все это и позволяет сделать кузов максимально прочным.
Понятно, что у нас, как и на Плюке, словам не верят, но убедиться в том, что мусоровозы McNeilus «едят» абсолютно любой крупногабаритный мусор, какой только может быть обнаружен на площадке для сбора ТБО, наши коммунальщики могут своими глазами. Для демонстрации возможностей заокеанской техники в компании «Мега Драйв» выделили один свой обычный серийный автомобиль для тестовых испытаний, с кузовом объемом 16 м3, на шасси КамАЗ-53605. В тех городах, где он уже успел побывать в этом году, специалисты, занимающиеся благоустройством, повидавшие на своем веку не один лопнувший по швам кузов, поначалу скептически относились к новинке. Но после того, как проверили ее в работе собственноручно, большая часть сомнений рассеялась. Почему часть? Ну, чтобы совсем убедиться в надежности техники, надо поработать на ней интенсивно хотя бы год, тест же проводится от одного до трех дней, и главной его задачей является показать технические возможности машины.
Впрочем, и этого короткого срока достаточно, чтобы понять, что если такие трюки проделывать с некоторыми другими марками мусоровозов с задней загрузкой, то кузов потом разгружать придется вручную. Можно привести конкретные примеры подобных экспериментов, проводившихся на испытаниях. Кроме Подмосковья тестовый мусоровоз успел побывать в Санкт-Петербурге, Новгороде Великом, Твери, Владимире и даже Волгограде. Его 16-кубовый кузов вмещал до 110 евроконтейнеров объемом 1,1 м3, общей массой отходов от 9,5 до 12 т. Степень уплотнения достигала 1:7 и даже 1:8. При смешанной погрузке ТБО с КГМ степень уплотнения и масса отходов, конечно, снижались, зато «щелкунчик» так раскалывал старые поддоны, диваны, толстые доски оконных переплетов и даже крепкие деревянные двери, что многие перевозчики, испытывавшие таким способом мусоровоз с задней загрузкой впервые, не могли скрыть своего восторга, а порой и удивления.
Никто не говорит, что это все способен выполнять только мусоровоз марки McNeilus, но скажите, какую еще марку у нас в стране можно вот так взять и испытать в реальных условиях на собственной рабочей территории? Здесь же тест-драйв может заказать любой отечественный перевозчик, обратившийся предварительно в компанию «Мега Драйв». Машина передается по договору аренды за символическую плату с водителем, или клиент может поставить на проверку автомобиля своих специалистов после короткого инструктажа на месте. Тяжелое двухосное шасси КамАЗ популярно в коммунальной сфере, но в ООО «Мега Драйв» доступны мусоровозы и на аналогичных импортных шасси: Scania, Volvo, Ford Cargo с кузовом объемом 16 м3. Для трехосных шасси МАЗ, КамАЗ предусмотрена установка кузова объемом 19 м3, а на импортные «трехосники» – до 22 м3. Вариантами дополнительного оснащения являются портальный погрузчик и кран-манипулятор на крыше кузова.
Впрочем, чтобы перевезти КГМ, не обязательно их крошить. Значительную часть крупногабаритных материалов можно грузить целиком в другой тип мусоровозов – фронтлоудеры. Мусоровозы с передней загрузкой по устройству схожи с боковыми, но более крупные. Полезный объем кузова у них составляет от 25 до 32 м3 для 3- и 4-осных шасси. Размеры загрузочного бункера тоже впечатляющие: например, у фронтлоудеров McNeilus серий Pacific и Atlantic он превышает 9 м3. Этого с запасом хватает для разгрузки типичного для фронтлоудеров большого контейнера объемом 7 м3. В такой бак что не влезет? Разве что только очень длинные доски... Европоддоны туда по крайней мере входят целиком. Грузоподъемность манипулятора – 4 т, этого достаточно и для ТБО, и для КГМ, не будут же все 7 м3загружать бетонным боем.
Ну, если крупногабаритные материалы из жилых дворов непредсказуемы по составу, то отходы производственных и коммерческих предприятий, наоборот, и в вывозе промышленного мусора фронтлоудеры в мире занимают первое место, поскольку они для этого являются самым выгодным транспортным средством. Мы же в этом смысле отстаем. Отечественных разработок мусоровозов с передней загрузкой никогда не существовало, западные компании последнее время как-то неактивно предлагали их нашим коммунальщикам. Кто-то сам разово привозил такие машины для себя из-за рубежа небольшими партиями, устанавливая кузова с оборудованием на европейские шасси, как поступили, например, на предприятии «Спецтранс» из Санкт-Петербурга.
Четырехлетний опыт эксплуатации фронтлоудеров из США показал двукратный рост производительности по сравнению с мусоровозами с задней и боковой загрузкой, применявшимися ранее. Кроме большого кузова это достигается и за счет короткого цикла погрузки: 23 секунды на подъем, разгрузку, постановку на место, 3 минуты занимает полный цикл с маневрированием. Один такой мусоровоз собирает до 120 м3 ТБО и КГМ из 7-кубовых контейнеров, вывозя в месяц 10 тыс. м3 отходов. Экономическая выгода применения фронтлоудеров стимулировала расширить число специальных контейнеров для них до 1 тыс. штук. Стоит ли добавлять, в каких комфортных условиях работает водитель-оператор, не контактируя с мусором и не выходя из кабины. К тому же он работает в одно лицо, это вам не бригада из двух-трех, а то и четырех человек, обслуживающих мусоровоз с задней загрузкой.
В общем, у фронтлоудеров в нашей стране есть хорошие перспективы, а у коммунальных предприятий в ближайшее время расширится выбор доступной техники. В компании «Мега Драйв» не намерены останавливаться на производстве мусоровозов с задней загрузкой и в ближайшее время собираются освоить установку оборудования McNeilus с передней загрузкой на отечественные и европейские «трехосники».
Фронтлоудеры McNeilus характеризует крепкий кузов из износостойкой стали марок AR200 и AR400 и надежная гидравлика. Прессующая плита одновременно является и выталкивающей, она аналогична той, что применяется на моделях с задней загрузкой, толщиной 4,8 мм с мощным телескопическим цилиндром ее привода. Простое управление джойстиком из кабины с контролем разгрузки через камеру приемного бункера. Будем надеяться, что эти замечательные машины займут свою достойную нишу в нашей коммунальной сфере.