Короткобазный кран – рациональный выбор
Рекомендации по выбору короткобазного крана и его техническому осмотру

Иногда в распоряжении руководства строительной компании имеются различные подъемно-транспортные машины: телескопический погрузчик, гусеничный кран и короткобазный кран, и нужно решить, какую из этих машин использовать для выполнения конкретной работы, чтобы обеспечить максимальную производительность и уменьшить 

Выбор короткобазного крана вместо телескопического погрузчика или гусеничного крана

Специалисты утверждают, что рабочие возможности короткобазных кранов, гусеничных кранов и больших телескопических погрузчиков отчетливо различаются. Короткобазный кран по габаритам меньше машин других двух типов, аналогичных ему по грузоподъемности. Чтобы подготовить его к работе, не нужно так много времени и сил, как, например, для подготовки гусеничного крана. Короткобазный кран можно ввести в работу в течение считаных минут, легко вывести из процесса, легко транспортировать на прицепе. Телескопические погрузчики, несмотря на то, что являются тоже высокомобильными машинами, имеют некоторые ограничения по сравнению с короткобазными кранами. Большинство телескопических погрузчиков не способны поворачивать стрелу, и грузоподъемность их существенно ограничена. Даже самые малые в линейках основных производителей короткобазные краны имеют намного больший вылет и грузоподъемность, чем самые большие телескопические погрузчики. Телескопические погрузчики используют главным образом для разгрузки и позиционирования различных грузов на строительном объекте.

Принимая решение об использовании короткобазного крана, учитывайте не только на грузоподъемность, проанализируйте все аспекты эксплуатации: в чем будет заключаться основная работа крана, оцените общую стоимость владения им, зависящую от множества факторов, оцените, насколько легко транспортировать машину, сколько это будет стоить, проста ли машина в обслуживании, какова периодичность обслуживания и, конечно, самое главное – как обеспечивается безопасность работы, на этом экономить не стоит.

Но вот вы остановили свой выбор на короткобазном кране. Теперь поговорим о том, как и что следует осматривать, выбирая эту машину. 

Проверка и осмотр короткобазного крана

В нынешнем состоянии отечественной экономики советы по приобретению подержанной техники становятся особенно актуальными. При покупке подер­жанного короткобазного крана рекомендуется проверить ряд его компонентов. Изложенные правила проверки можно использовать также при периодических осмотрах машины в ходе эксплуатации. Порядок, периодичность осмотра и критерии оценки пригодности к работе компонентов крановой техники регламентируются государственными стандартами и другими официальными документами, поэтому мы лишь еще раз повторим основные моменты данных работ. Запрещается управлять и производить какие-либо действия с краном работникам с недостаточной квалификацией. При неумелом и неправильном управлении машина может перевернуться. Прежде чем начать осмотр крана, обязательно проверьте, не проходит ли над машиной линия электропередачи, которую кран может задеть стрелой. 

Кабина и поворотная крановая надстройка

Не должно быть трещин, сколов и иных повреждений стекол кабины, которые могут препятствовать обзору оператора. Необходимо проверить работоспособность стеклоочистителей лобового стекла. В кабине должен находиться исправный огнетушитель. Все органы управления должны быть снабжены пояснительными табличками, в которых указывается их назначение и направление перемещения. Проверьте состояние всех компонентов гидросистемы (РВД, трубок и фитингов на надстройке и стреле), убедитесь в отсутствии следов потертостей и повреждений. При обнаружении подтеканий гидравлической жидкости причину следует устранить. Проверьте состояние электрооборудования и аккумуляторной батареи, убедитесь в отсутствии признаков износа и повреждений.

Осмотрите раму поворотной надстройки, убедитесь в отсутствии трещин, в том числе по сварным швам, проверьте затяжку деталей крепления, а также состояние опорно-поворотного устройства (ОПУ): подшипника и компонентов механизма вращения – зубчатого венца (зубья могут быть внутренними или наружными). Поворотная крановая надстройка держится фактически на подшипнике ОПУ и в случае разрушения последнего может просто упасть, так как более ничем не удерживается на раме шасси. Следует регулярно смазывать подшипник ОПУ в соответствии с указаниями производителя крана.

Проверьте двигатель, в том числе состояние приводных ремней, и компоненты системы охлаждения (радиатор и шланги), убедитесь в отсутствии подтеканий. Осмотрите компоненты системы выпуска.

Стрела

Тщательно осмотрите стрелу и гусек. Убедитесь, что нигде нет следов повреждений металла в результате перегрузки, деформаций, трещин по сварным швам или повреждений от ударов. Каждую обнаруженную неисправность необходимо тщательно исследовать, так как эти повреждения могут привести к опасной аварии. Проверьте шарнир крепления стрелы – состояние пальца и втулок.

Необходимо убедиться, что все вкладыши (скользуны) между телескопирующимися секциями исправны, центровка секций относительно друг друга не нарушается. Если возможно, опустите конец стрелы на надежную опору и, пытаясь слегка опустить и приподнять стрелу, проверьте величину люфтов между секциями. При обнаружении чрезмерного люфта отрегулируйте или замените вкладыши. Попросите крановщика выдвинуть стрелу и убедитесь, что движение секций происходит плавно. Заклинивание или какие-либо другие затруднения при выдвижении могут привести к повреждению секций стрелы. Убедитесь в отсутствии деформаций телескопируемых секций. Если возможно, осмотрите гидроцилиндр выдвижения стрелы и убедитесь в отсутствии подтеканий. Осмотрите оголовок стрелы, убедитесь в отсутствии деформаций, проверьте состояние тросового блока, у роликов не должно быть чрезмерного износа и повреждений, они должны вращаться свободно.

Проверьте концевые выключатели ограничителей подъема и опускания крюковой подвески: установите кран на открытой площадке, на крюке не должно быть груза. Медленно и осторожно поднимите крюкоблок до срабатывания выключателя ограничителя подъема. Также осторожно опустите крюкоблок до срабатывания ограничителя опускания крюкоблока (если установлен). Убедитесь, что на барабане лебедки остается указанное производителем число витков троса (например, 2,5). Снова поднимите крюкоблок до верхнего предела и убедитесь, что трос наматывается на барабан лебедки правильно, витки не перехлестываются и располагаются на барабане без каких-либо нарушений. Нужно также регулярно проверять состояние электрического провода этой системы, проложенного по боковой стороне стрелы, и его креп­лений. Запрещается эксплуатировать кран, если хотя бы один из ограничителей неисправен.

Если гусек откидной, проверьте состояние кронштейнов крепления, если они будут деформированы, гусек не сможет нормально устанавливаться в рабочее положение.

Проверьте состояние шарнирных креплений гидроцилиндра подъема стрелы и самого гидроцилиндра, убедитесь в отсутствии подтекания жидкости, трещин и других признаков чрезмерных нагрузок, следов ненормального износа или повреждений. Попросите оператора несколько раз поднять и опустить стрелу и внимательно проследите, как происходит движение, нет ли неисправностей, чрезмерных люфтов. Проверьте, нет ли значительной ржавчины на деталях стрелы или гуська.

Убедитесь в исправности крюкоблока. Его грузоподъемность должна быть обозначена на его корпусе. Проверьте затяжку деталей крепления боковых пластин (щек) крюкоблока, а также состояние креплений и шарниров крюкоблока, осей и подшипников талевых блоков, убедитесь в отсутствии чрезмерного износа и в наличии смазки в подшипниках осей талевых блоков. Когда крюковой блок не используется, он должен храниться в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Если есть шар-утяжелитель, убедитесь в исправности его крепления. Масса шара должна быть обозначена на его корпусе. Шарнир, находящийся внутри шара, должен свободно поворачиваться и не иметь чрезмерного износа. Некоторые шарниры оснащены подшипниками с постоянно заложенной смазкой, но другие нуждаются в регулярной смазке. Крепления шара к тросу и крюку должны иметь соответствующую грузоподъемность. Следует осмотреть их и убедиться в отсутствии повреждений и чрезмерного износа.

Убедитесь в исправности и отсутствии чрезмерного износа крюка. В процессе эксплуатации крюк должен регулярно проверяться на наличие деформаций, трещин, заусенцев, износа и повреждений. Он должен свободно и плавно поворачиваться на шарнире крепления. Убедитесь в отсутствии чрезмерного люфта в шарнире. Если крюк закреплен на гайке, следует периодически его откручивать и проверять состояние резьбы, наличие ржавчины и повреждений. Если более 20% резьбовой части занято ржавчиной, крюк следует заменить. Предохранительная автоматическая защелка зева крюка должна быть исправной. Запрещается демонтировать защелку зева крюка. Если износ шейки крюка превышает 5%, а износ прочих его частей 10% (в том числе нижней изогнутой части), крюк следует отдать в ремонт. При увеличении размера зева крюка более чем на 15%, крюк следует заменить. При скручивающей деформации крюка с отклонением от плоскости более чем на 10% крюк следует заменить. Запрещается самостоятельное внесение изменений в конструкцию крюка.

Проверьте состояние роликов. У них не должно быть износа оси, чрезмерного люфта ролика на оси, на шарнир всегда должна быть нанесена консистентная смазка. Проверьте степень износа ручья ролика путем измерения его глубины специальным калибром. У бортиков не должно быть чрезмерного износа, трещин, выломанных или замятых участков, они должны вращаться свободно, без заеданий. Запрещается устанавливать на кран пластмассовые ролики, которые менее устойчивы к износу и повреждениям.

Запрещается самостоятельный ремонт крюка и роликов, они должны заменяться на новые. Ремонт может осуществляться только в заводских условиях, у производителя.

Лебедка

В ходе эксплуатации крана лебедку следует регулярно проверять, чтобы убедиться, что трос наматывается на барабан правильно и ровно. Проверьте состояние барабана. Убедитесь в отсутствии трещин на кронштейнах крепления лебедки, проверьте затяжку деталей крепления. Убедитесь в отсутствии подтекания масла из гидромотора привода лебедки и РВД, подходящих к нему. Оператор должен постоянно внимательно следить за работой лебедки, чтобы предотвратить запутывание и образование петель при ослаблении натяжения троса. Если трос намотался неправильно, следует аккуратно размотать его с барабана и затем снова осторожно намотать правильно, чтобы предотвратить повреждение.

Диаметр стального троса следует регулярно измерять. Диаметр измеряется по внешней границе профиля троса на данном участке. В инструкции по эксплуатации крана производитель указывает допустимое уменьшение диаметра троса относительно номинального размера. Например, при уменьшении диаметра троса в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более или если уменьшение диаметра на 10% произошло в результате повреждения сердечника (выпучивания, обрыва, выгорания), трос подлежит отбраковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

Повреждения троса чаще всего случаются именно из-за замятия или рывков при неправильном наматывании на барабан, если между витками остаются промежутки, в которые при подъеме груза могут попасть и застрять следующие витки. В результате при разматывании (опускании груза) на тросе возникают задиры – разрывы наружных проволок. Одной из наиболее частых причин выхода из строя и списания тросов является передавливание. Проволочный стальной трос, имеющий постоянную деформацию в результате передавливания, должен быть заменен. Не допускается наличие узлов и петель, заломов, перекрученных участков, расширения троса типа «фонарь» («птичья клетка»).

Если трос проходит через шкивы малых диаметров, то есть трос постоянно подвергается повторяющимся перегибам, усталость металла наступает преждевременно, и в конце концов отдельные проволоки или пряди троса рвутся. Возможно изменение цвета проволоки и образование в них трещин в результате перегрева от трения, от ударов молнии, воздействия сварки. Разрешается эксплуатировать трос при температуре до 100–200 °С. Если обнаруживаются порывы отдельных проволок и прядей, их количество на единицу длины троса подсчитывается и при превышении нормы трос списывается. Встречается повреждение троса коррозией вследствие недостатка смазки, снаружи или внутри. Внутреннюю коррозию порой можно определить только по увеличению диаметра троса выше номинала. В результате коррозии в проволоках возникают трещины и становится опасно пользоваться тросом.

R8.jpg

При перепасовке троса следует размещать трос ближе к середине талевого блока или равномерно по краям, чтобы предотвратить перекос блока при подъеме груза, так как работа с перекосом может привести к ускоренному абразивному износу троса и разрушению бортов роликов. Если трос будет неправильно расположен на блоке оголовка стрелы, конец стрелы может быть деформирован – перекошен под действием неравномерно приложенной нагрузки. 

Шасси и ходовая часть

Необходимо проверить состояние сварных швов рамы шасси, затяжку деталей крепления, компоненты трансмиссии, РВД, фитинги и прочие компоненты гидросистемы, убедиться в отсутствии подтекания гидравлической жидкости, также убедиться в отсутствии других повреждений, в том числе необходимо регулярно осматривать кран снизу. У машин с большим сроком эксплуатации могут ослабнуть крепления компонентов гидросистемы к раме так, что рукава и трубки могут тереться о раму. Шины – следует убедиться в отсутствии повреждений (в том числе с внутренней стороны шасси) и в правильной величине давления в шине. Проверьте исправность электропроводки и приборов освещения.

Прежде чем начать использовать кран, следует проверить состояние аутригеров: убедиться в отсутствии подтеканий гидравлической жидкости из гидроцилиндров, фитингов, трубок и РВД, нет ли чрезмерного количества жидкости на вертикальных штоках гидроцилиндров опор, повреждений деталей в результате чрезмерных нагрузок: шарниров опор, пяток опор (пятки должны быть плоскими, чтобы они равномерно передавали нагрузку на грунт), балок аутригеров, чрезмерного люфта балок аутригеров в гнезде в раме, трещин по сварным швам на гнездах балок в раме и в местах крепления опор к балкам аутригеров. Подкладки под аутригеры должны быть в исправности. Для осмотра некоторых мест и деталей необходимо залезть под машину. При обнаружении повреждений и признаков неисправностей следует оценить, насколько это повреждение может повлиять на безопасность работы крана.

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи