Важнейшая после Конституции (Часть 2)

Эксплуатация и приемы работы на короткобазном кране

Для гражданина Конституция государства – важнейший закон, определяющий его права и саму жизнь. Для оператора крана «Инструкция по эксплуатации» – важнейший свод правил, определяющий не только качество работы и производительность, но и саму жизнь работника.

Работа крана

Последовательность действий непосредственно перед подъемом

Столкновение стрелы с высоко расположенными препятствиями – одна из наиболее часто встречающихся причин аварий с кранами. Крановщик должен точно знать, в какой точке будет поднят груз и куда его нужно перенести. Соответственно кран должен быть расположен так, чтобы точки подъема и доставки груза находились в пределах, допускаемых грузовысотной характеристикой крана. Перед тем, как начать подъем, проверьте предполагаемую траекторию перемещения груза и зону, в которой будет работать кран, обращая внимание на то, где проходят электрические и прочие высоко расположенные инфраструктурные линии, находятся препятствия, автомобили и ходят люди. Убедитесь, что груз не проходит над головами людей, проанализируйте, каково состояние грунта и все прочие опасные для работы крана моменты.

Затем необходимо оценить груз: оператор обязан знать его вес. Следует также знать, где находится центр тяжести груза, чтобы правильно закрепить груз на крюке. Нужно проанализировать прочность конструкции груза, чтобы не повредить его при подъеме. Запрещается поднимать груз, превышающий грузоподъемность. Если вес груза больше 75% от номинальной грузоподъемности, подъем считается особо опасным. В этом случае перед подъемом рекомендуется проделать тренировочный подъем без груза, чтобы убедиться, что место расположения крана выбрано правильно и при подъеме не будут превышены пределы грузовысотной характеристики. Подъем такого груза должны выполнять только опытные крановщики.

Следует выбрать стропы по грузоподъемности и по конфигурации, другое грузоподъемное оборудование в соответствии с грузом и задачей по его подъему. Тщательно и надежно закрепить стропы, чтобы груз был уравновешен. Если груз может начать вращаться при подъеме – закрепить и оттяжку. Проверить все подъемное оборудование.

При работе крана одна из важнейших операций – крепление груза. Если груз будет плохо закреплен, при аварии могут быть ранены люди, поврежден сам груз и другое имущество. Крепление груза занимает больше всего времени при любых крановых работах, это очень ответственная операция, так как последствия ошибки при ее выполнении могут быть очень тяжелыми. Если подъем выполняется с использованием нескольких стропов, все ветви подвески должны иметь равную длину и воспринимать одинаковую нагрузку. Следите, чтобы стропы не повредились об острые углы груза либо из-за перегрузки. Чтобы правильно и надежно закрепить стропы, требуется немалый опыт.

Крепление стропов проверяют, подняв груз на несколько сантиметров над землей, чтобы убедиться, что груз не начнет крутиться и что он закреплен надежно. Помните, что в графике работ очень важно запланировать достаточное время на правильное выполнение креп-ления. Ошибка при выполнении крепления может обойтись очень дорого.

Необходимо обсудить порядок выполнения подъема с оператором, такелажниками и сигнальщиком. Сигнальщиков рекомендуется поставить в местах, которые плохо видны крановщику, и так, чтобы им были хорошо видны груз и оператор.

Прежде чем начать подъем груза, проверьте работоспособность верхнего и нижнего выключателей ограничения движения троса, перемещая пустой крюкоблок. Убедитесь, что на грузе или компонентах крана нет незакрепленных предметов, например болтов или инструмента, забытого после выполнения креп­ления груза, эти предметы могут упасть в процессе подъ-ема; поэтому крановщики, стропальщики и прочие работники, занятые на крановых работах, должны носить прочные шлемы, а траекторию перемещения груза следует прокладывать так, чтобы груз не проходил над головами людей. Убедитесь, что трос располагается вертикально, слабину троса выбирайте медленно.

Запрещается допускать к управлению краном людей, не имеющих соответствующих удостоверений.

Три режима подъема

Когда груз перемещается, на компоненты крана воздействуют дополнительные нагрузки (рис. 14). В соответствии с первым и вторым законами Ньютона тело, находящееся в покое, стремится оставаться в покое, а тело, находящееся в движении, стремится оставаться в движении до тех пор, пока на него действует внешняя сила. Чтобы привести груз в движение, поднимая крюк, стрелу или поворачивая надстройку, гидросистема крана должна развить дополнительное усилие, величина которого зависит от веса груза и скорости его перемещения. Следует начинать и останавливать движение груза плавно, чтобы уменьшить нагрузки, воздействующие при этом на компоненты крана.

Первый режим – в стационарном положении через переднюю часть – часто позволяет крану реализовать максимальную грузоподъемность. В этом случае стрела в плане должна располагаться между передними аутригерами или колесами. Оператору следует учесть, что максимальная грузоподъемность «на колесах» ниже грузоподъемности при установленных аутригерах, и если допустимая грузоподъемность, указанная в соответствующих грузовысотных характеристиках, окажется превышена, кран может опрокинуться. Поворот стрелы в плане за пределы передних аутригеров или колес тоже может привести к опрокидыванию крана. Не рекомендуется поднимать стрелу выше 75°, в противном случае кран может опрокинуться назад. Другими словами, короткобазный кран может опрокинуться при подъеме стрелы на большой угол даже без груза.

Второй режим – в стационарном положении в зоне 360° по окружности: у стрелы может быть любой вылет, и она может поворачиваться в любое положение по окружности, в то время как машина остается непо­движной. Стрела в плане может находиться вне передних аут-ригеров и колес, при этом допустимая грузоподъемность будет меньше, чем в случае подъема через переднюю часть. И опять-таки допустимая грузоподъемность при установленных аутригерах и «на колесах» будет разной.

Третий режим – это перенос груза на стреле: короткобазный кран должен двигаться на «ползущей» передаче, то есть не быстрее 1 км/ч, и проходить не более 60 м за 30 мин. При движении крана со слишком высоко поднятой стрелой центр тяжести поднимается чрезмерно высоко, и кран может опрокинуться набок или назад. Особенно опасно, если стрела удлинена гуськом. В идеале стрела должна быть поднята как можно меньше, только чтобы груз не заслонял оператору дорогу и не сильно раскачивался.

Боковые нагрузки

Если стрелу с грузом поворачивают резко, груз под действием центробежной силы может отклониться от вертикали (рис. 15). Этого следует избегать, так как в результате плечо действия веса груза увеличится, и если кран поднимает груз предельно допустимой для данного вылета массы, он может опрокинуться. Поэтому поворачивать надстройку со стрелой и грузом следует медленно и плавно. Если начать поворачивать надстройку резко, а затем резко остановить, груз под действием сил инерции продолжит движение, насколько хватит длины троса. Этот динамический рывок может опрокинуть кран. Избегайте беспорядочных хаотичных движений стрелой.

Следует избегать бокового действия нагрузки (рис. 16). Кран и его стрела рассчитаны на подъем груза по вертикальной траектории. Запрещается подтаскивать или волочить груз с помощью крана. При подъеме грузов не по вертикальной траектории можно повредить и сам кран, и подъемное оборудование, а трос может неправильно намотаться на барабан. Если трос неправильно намотался на барабан, немедленно остановите работу и вызовите специалистов по ремонту. Любая боковая нагрузка оказывает отрицательное воздействие на стрелу и всю конструкцию крана. Боковые нагрузки могут возникать в результате действия ветра или когда пытаются подтаскивать груз по земле, поворачивая надстройку.

Трудно поверить, но ветер может создать очень высокие нагрузки на кран. Ветер воздействует на саму стрелу, особенно если она высоко поднята, и ветровая нагрузка может способствовать опрокидыванию крана. Оператор должен прекратить работу, если ветер достигнет опасной силы. Решение об остановке работы в такой ситуации остается за оператором. Давление ветра на груз также увеличивает боковую нагрузку на стрелу и мешает управлять грузом. Следует использовать оттяжки, помогающие управлять грузом. Запрещается преодолевать ветровую нагрузку путем поворота надстройки со стрелой. Стрела очень подвержена повреждениям в результате действия боковых нагрузок, поэтому необходимо всегда сохранять контроль над движением груза. Подъем бетонных панелей с земли – частая причина возникновения боковых нагрузок. Поднимая панель, необходимо следить, чтобы линия нагрузки всегда располагалась вертикально.

Линии электропередачи

При подъеме и транспортировке груза крановое оборудование должно всегда находиться на безопасном расстоянии от линий электропередачи (рис. 17). Иногда приходится привлекать специального наблюдателя, задачей которого является предупреждать крановщика о приближении кранового оборудования к опасным зонам, так как поражение электрическим током – наиболее распространенная причина смерти при авариях кранов. Рекомендуемые безопасные расстояния до линий электропередачи: для линии 50 кВ – 3 м; от 50 до 200 кВ – 4,5 м; от 200 до 350 кВ – 7 м.

В случае, если кран все же коснется линии электропередачи (рис. 18), оператор должен оставаться в кабине насколько это возможно, до тех пор, пока электрики не обесточат линию и не подтвердят, что опасность устранена. Дело в том, что у компонентов крана может быть различный электрический потенциал, и при одновременном прикосновении к ним человек может получить удар током. Запрещается прикасаться и даже подходить к крану. Если крановщик потерял сознание, не пытайтесь извлекать его из кабины до тех пор, пока не будет обесточена линия.

Если оператору необходимо покинуть кран, на котором возник пожар, он должен подойти очень мелкими шагами (чтобы не попасть под «шаговое напряжение») к краю платформы и осторожно спрыгнуть на землю. Очень важно, чтобы он приземлился стоя. Оказавшись на земле, также самыми мелкими шагами следует отойти от крана.

Подъем двумя кранами

В некоторых случаях приходится поднимать груз двумя кранами. Такой подъем должен выполняться опытными крановщиками под руководством опытного сигнальщика, координирующего их действия.

От действий руководителя подъема во многом зависит безопасность работ. Руководить подъемом должен один человек. Перед началом работы руководитель собирает и инструктирует всех участников подъема – крановщиков, такелажников, сигнальщиков. Руководитель должен находиться в таком месте, откуда ему будет постоянно виден груз и будет удобно связываться со всеми крановщиками и другими участниками работы (рис. 20). Все причастные к управлению перемещением груза должны находиться в прямом контакте с руководителем работ. Если для связи используются радиопередатчики, канал обязательно должен быть закрытым от посторонних воздействий, которые могут привести к опасной ошибке при работе.

Каждый кран должен быть соответственно оборудован, и вес груза или его часть, которая будет приходиться на каждый из кранов, должна быть точно рассчитана. Когда центр тяжести груза совпадает с его геометрической серединой и крюк каждого крана закреплен на одинаковом расстоянии от центра тяжести груза, на краны будет приходиться точно по половине веса груза. Если крюк одного из кранов будет закреплен ближе к центру тяжести груза, на него будет приходиться бóльшая часть веса груза по сравнению с другим краном. При выполнении подъема работники должны внимательно следить за положением груза: если груз наклонится и его центр тяжести сместится к одному из кранов, кран может оказаться перегруженным и даже перевернуться.

При выполнении подъема груза, центр тяжести которого не лежит на одной прямой с точками крепления крюков (рис.21), части веса груза, приходящиеся на каждый кран, будут изменяться при наклоне груза. На рисунке груз расположен ровно – на кран В приходится бóльшая часть веса, поскольку центр тяжести находится ближе к крану В. Когда груз наклонен, нагрузка на кран В становится еще больше.

Если груз поднимается с помощью траверсы (рис.22), то точка приложения веса груза и точки крепления крюков находятся на одной прямой и расстояния от крюков до линии приложения груза не изменяются даже при наклоне траверсы, на краны по-прежнему действуют те же части веса груза.

Если груз поднимается с помощью траверсы, форма которой показана на рисунке (рис. 23), точки крепления крюков и груза не лежат на одной прямой. Когда траверса наклоняется, груз оказывается ближе к одному из кранов и на этот кран начинает действовать бóльшая часть веса груза: на рисунке, если кран А опускает свой крюк, груз оказывается ближе к крану В, и нагрузка на кран В возрастает.

При подъеме груза двумя кранами очень важно, чтобы тросы кранов всегда были расположены вертикально (рис. 19), в противном случае возникнет горизонтальная сила, «притягивающая» один кран к другому. При перемещении груза это может легко произойти, если операторы будут не очень внимательны в работе. В процессе подъема руководитель должен следить за действиями крановщиков и координировать их, чтобы тросы кранов оставались в вертикальном положении.

  • Некоторые правила охраны труда при работе на короткобазном кране
  • Во время перемещения груз следует держать как можно ниже.
  • Следите за командами сигнальщика и немедленно останавливайте работу, если вы не поняли команды.
  • Оператор должен постоянно следить за тем, как наматывается и сматывается трос с барабана лебедки.
  • На барабане лебедки обязательно должно оставаться как минимум три витка троса.
  • Следите, чтобы во время подъема под грузом не находились люди.
  • Следует поднимать в один прием только один груз.
  • Запрещается поднимать людей с помощью стропов.
  • При подъеме нагрузка не должна приходиться на предохранительную защелку крюка.
  • Если у крановщика возникают подозрения в неисправности крана, следует немедленно остановить работу, выключить силовую установку крана и вызвать специалистов по ремонту.
  • Запрещается оставлять груз висящим на тросе крана.
компании по теме статьи
компании по теме статьи