«СюйГун Ру»

Вместе мы всё преодолеем!

Благодаря своей мобильности и универсальности автомобильные краны являются одним из самых востребованных видов техники не только в строительстве, но и во многих других отраслях. О том, как чувствует себя сегодня отечественный рынок автомобильных кранов, как удовлетворяются запросы потребителей и какие новинки предлагают краностроители, сегодня расскажут авторитетные специалисты: Юрий Радченко, продакт-менеджер по направлению «Автомобильные краны» ООО «СюйГун Ру», официального представительства XCMG в России;
Юрий Горпинич, генеральный директор ООО «Палфингер Сани Крэйнз»
Игорь Грачёв, финансовый директор; Денис Саттаров, директор по развитию АО «ЧМЗ»;
Александр Трофимов, директор КБПР АО «Галичский автокрановый завод».
Что вы можете сказать об итогах 2023 года и начала 2024 года для вашей компании? Удалось ли реализовать намеченные планы?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Не все планы удалось реализовать, так как курс юаня существенно вырос в 2023 году, но в целом 2023 год был для нас очень удачным. Начало 2024 года было ровным, хорошую динамику продаж отмечаем в феврале.

И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: В 2023 году весь рынок автомобильных кранов РФ пережил значительный подъем, в целом мы почти дотянулись до пиковых значений 2012 года, тогда продавали около 6 тыс. единиц в год (для сравнения в 2017 году мы опускались ниже 2 тыс. единиц). Прошедший год закончился с результатом, близким к 5 тыс. единиц (в 2022 г. было около 4 тыс.) На этом фоне наш рост с 200 машин до 730 выглядит еще внушительнее, но мы видим, что наши конкуренты из Китая пока обогнали нас за счет более широкого модельного ряда.

Однако уже к концу 2023 года мы почти сравнялись с ними по ширине представляемой линейки продукции, у нас появились краны на базе спецшасси 6х6 и тяжелые автокраны грузоподъемностью в 120 т, на очереди подходят тяжелые внедорожные краны г/п до 500 т. 2024 год пока начался хорошо, уровень отгрузок нашим партнерам не сократился. Вместе с тем мы понимаем, что выводы делать рано. Нестабильный курс рубля и заградительная величина ставки рефинансирования ЦБ, которая влияет на лизинговые ставки, могут в конченом итоге ухудшить прогнозы на текущий год.

«ЧМЗ»

Д. Саттаров, ЧМЗ: В последнее время каждый год приносит свои неожиданности и становится все труднее прогнозировать – сложно спланировать рынок, номенклатуру отгрузки, цены, предугадать вектор и силу развития какого-либо направления. Но тем интереснее работать. Мы всегда оптимистично смотрим в будущее, развиваем модельный ряд, осваиваем новые виды продукции, и опираясь на различные программы Минпромторга России, Челябинский механический завод на протяжении нескольких лет показывает уверенную траекторию роста производства техники. Согласно разработанной стратегии развития ЧМЗ, план прошлого года предусматривал рост рынка автокранов и соответственно увеличение объемов производства и реализации кранов «ЧЕЛЯБИНЕЦ». Емкость рынка, конечно, выросла, но только за счет зарубежных кранов (100% китайского производства), импорт которых увеличился больше чем в 1,5 раза. А вот производство автокранов на российских заводах упало на 7%.

Несмотря на такой расклад Челябинскому механическому заводу – единственному из оте­чественных крановых заводов – удалось увеличить объем производства автомобильных кранов почти на 2% (согласно отчету интернет-портала «Росспецмаш-Стат»). Соответственно увеличилась и доля завода на рынке: теперь она составляет 25%, то есть каждый четвертый кран на рынке – это «ЧЕЛЯБИНЕЦ»! Можно сказать, что цели прошлого года достигнуты. В этом году мы планируем наращивать производство и увеличить ежемесячный выпуск автокранов – до 70 единиц. Эта цифра реальна, покупательский спрос есть, но она достижима при соблюдении определенных условий. Одно из основных, конечно, бесперебойная поставка на завод шасси.

А. Трофимов, ГАКЗ: В 2023 году и в начале 2024 года наше предприятие продолжило демонстрировать стабильный рост и развитие. Мы успешно реализовали поставленные перед собой задачи, что объясняется нашим фокусом на технологические решения, качественным обслуживанием клиентов и взаимодействием со стратегическими партнерами.

«ГАКЗ»
Как вы считаете, какие автокраны (по грузоподъемности, длине стрелы; шасси и прочим параметрам) наиболее популярны на российском рынке? Какие из моделей вашей компании пользуются наибольшим спросом? Какова структура заказчиков – это строительные компании, арендные компании, другие?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Наиболее популярны на российском рынке машины грузоподъемностью 25 т. Что касается автокранов XCMG, наибольшим спросом пользуются модели XCT25 и XCT30, как с длинной стрелой 42 м, так и с короткой стрелой 34 м, с полным и неполным приводом, грузоподъемностью 25 и 30 т соответственно. Состав наших заказчиков, которые покупают такие машины, это в основном, конечно, строительные компании, на втором месте нефтегазовые компании, в этих организациях востребованы машины грузоподьемностью от 100 т.

Ю. Горпинич, «Палфингер Сани Крэйнз»: Самыми востребованными моделями в линейке автокранов SANY являются 25-тонный STC250T5-5 и 30-тонный STC300T5 с максимально длинной стрелой 42,5 м. При этом отмечается рост популярности именно 30-тонного автокрана. Это связано с увеличением спроса среди арендных компаний. Мы также видим увеличение спроса на 25-тонные автокраны с колесной формулой 6х6. В модельном ряду SANY есть две модели, которые отличаются длиной стрелы: STC250T5-4R и STC250T5-5R.

«Палфингер Сани Крэйнз»

Д. Саттаров, ЧМЗ: На протяжении последних пяти лет емкость рынка увеличивается примерно на 20%. В настоящее время потребность в автокранах составляет более 4000 единиц. К сожалению, почти половину (40–45%) этого спроса покрывают импортные краны. Самым популярным сегментом по-прежнему являются автокраны грузоподъемностью 25–35 т. Говорить о приверженности покупателей к какому-либо шасси сейчас сложно. Отгружаются любые краны из наличия, будь то на шасси «УРАЛ» или «КАМАЗ», вездеход или шоссейное. Из-за нехватки «тяжелых» шасси ощущается острый дефицит автокранов грузоподъемностью 50–55 т. Основными потребителями продукции остаются крупные организации, средний бизнес и индивидуальные предприниматели из различных отраслей: нефтегазовой, энергетической, металлургической, атомной, дорожного строительства.

А. Трофимов, ГАКЗ: Сейчас на российском рынке автокранов популярностью пользуются модели средней грузоподъемности от 25 до 35 т с пятисекционными стрелами. Наш автокран серии «Комсомолец» грузоподъемностью 35 т – это оптимальный выбор для выполнения различных строительных задач с гарантией высокого уровня производительности и безопасности работы. Данные краны оснащаются пятисекционной стрелой 41 м с высотой подъема груза от 1,7 до 57 м. Автокран смонтирован на шасси КАМАЗ-6540 (8х4) и соответствует российским требованиям для передвижения по дорогам общего пользования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200. Нашими заказчиками являются как строительные компании, так и арендные организации, что подчеркивает широкий спектр нашей аудитории.

«СюйГун Ру»
Расскажите об усовершенствованиях и новинках ваших автокранов, которые вышли или должны вскоре выйти на отечественный рынок?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: В этом году на российский рынок выходит новая линейка автокранов XCMG грузоподъемностью 25, 30 и 70 т. От предыдущих они отличаются в первую очередь длиной стрелы: она увеличена примерно на 2 м. У 25- и 30-тонных кранов XCMG длина стрелы будет 44 м. Соответственно 46 м будет длина стрелы у 70-тонного крана. Новые краны XCMG будут еще более эргономичными – появилось третье место в кабине водителя автокрана, на котором сможет разместиться стропальщик. 70-тонный кран стал шире по габаритам, у него увеличилась грузоподъемность, кран стал более устойчивым. Появилась еще одна новая модель, которая будет представлена на выставке СТТ 2024, это короткобазный кран XCR150 грузоподъемностью 150 т.

Ю. Горпинич, «Палфингер Сани Крэйнз»: Корпорация SANY уделяет пристальное внимание рынку РФ, поэтому конструкторский отдел завода готовит новые модели для рынка России. В ближайшее время заказчикам будут представлены модели внедорожных кранов в различных модификациях грузоподъемностью от 200 т и выше. Также завод активно работает над расширением модельного ряда автокранов. Некоторые из них появятся уже в конце второго квартала этого года.

Д. Саттаров, ЧМЗ: Мы производим крановые установки с телескопическими стрелами грузоподъемностью от 16 до 60 т, которые могут быть смонтированы на различные шасси, не только распространенные «УРАЛ» и «КАМАЗ», но и, например, минского завода или китайских производителей – был бы заказ. Сейчас активно развиваем новое направление – крановые установки на гусеничных трелевочных шасси. Буквально за год мы отгрузили порядка десяти таких моделей разной грузоподъемности и с разной длиной стрел. Их основные потребители – организации, которые строят объекты в труднопроходимой местности, там, где не может проехать автокран.

В этом году мы запускаем в серийное производство автокраны грузоподъемностью 25–32 т серии «СТ» – они пришли на замену моделям серии «ПЛЮС». Новинки отличает полностью переработанная конструкция стрелы, поворотной и нижней рам. Ширина опорного контура у данных моделей увеличена до 6,3 м, кабина оператора – до 2 м3. Грузовые характеристики машин увеличены на 16–18% по сравнению с предыдущей серией. Возможна установка противовесов с новым механизмом их монтажа для еще большего увеличения грузоподъемности на средних и дальних вылетах.

«ЧМЗ»

Сейчас на заводе проходит расширенные испытания еще одна эксклюзивная новинка – автокран грузоподъемностью 60 т на серийном и популярном шасси КАМАЗ-6560 (8х8). Изюминкой этой модели является система стационарных съемников стрелы и задней балки нижней рамы, которые обеспечивают оперативный демонтаж данных узлов и перевозку на отдельном транспортном средстве. В транспортном положении (без стрелы и задней балки) кран соответствует требованиям весового контроля (нагрузка на заднюю тележку шасси составляет менее 15 т) и может свободно передвигаться по дорогам без штрафов и оформления спецразрешения. Эта модель – первая в линейке новых автокранов грузоподъемностью 50, 55 и 60 т серии СТ, которая будет внедрена в серийное производство в 2024 году. Подробнее о ней можно будет узнать на стенде АО «ЧМЗ» на международной выставке «СТТ Expo».

А. Трофимов, ГАКЗ: Предприятие АО «ГАКЗ» постоянно работает над усовершенствованием своих автокранов. Наш завод также активно продолжает развивать линейку краноманипуляторных установок под брендом «Галичанин». Учитывая растущую популярность КМУ-150, наш завод начал освоение краноманипуляторов на импортных шасси. Первым образцом, вышедшим на российский рынок, стал краноманипулятор КМА-150-9 на шасси FAW (6х6) с длиной бортовой платформы 8 м в комплектации «три в одном», совмещающей в себе кран, бурильную установку и автогидроподъемник. Особенностью первого образца КМА-150-9 является установка прибора безопасности «Дирижёр» в комплектации с регистратором параметров («черным ящиком»). Используемое для установки КМУ полноприводное шасси FAW с мощным двигателем 390 кВт отличается надежностью и неприхотливостью. Современная кабина оснащена сиденьем водителя на пневмоподвеске с большим количеством регулировок, климат-контролем и спальным местом. В ближайшем будущем планируется производство КМУ-150 на шасси УРАЛ-4320 «NEXT».

«ГАКЗ»
В чем, по вашему мнению, преимущества для потребителей автокранов именно вашей компании по сравнению с аналогичными, представленными на рынке?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: XCMG – это государственный концерн с 80-летней историей работы в отрасли машиностроения и самой широкой линейкой производства спецтехники в мире. В России XCMG предоставляет своим клиентам развитую дилерскую сеть, послепродажное и послегарантийное обслуживание, так как мы имеем склады запчастей, как дистрибьюторских, так и дилерских, что позволяет нам гарантировать клиентам сервисное обслуживание в любой точке России от наших дилеров.

И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Начнем издалека: мы на рынке с 2012 года, тогда о кранах SANY почти никто не слышал. С самого начала мы организовывали сеть дистрибуции на очень простых и прозрачных правилах, выгодных партнерам и прежде всего конечным клиентам. Основное в них – это ориентация на клиента, поддержка его по всем важным аспектам жизненного цикла крана, а не только до окончания гарантийного периода. Такой подход позволил нам сформировать команду дилеров с хорошей репутацией, прочно стоящих на ногах, с широкой сетью сервисных центров поддержки по всей России. Нашими дилерами являются такие компании, как: «СК Машинери» (Группа ИСТК), «КвинтМАДИ», «ПКФ Ремэкс», АО «Промстройконтракт», «АККРАН».

Подводя итог вышесказанному, можно уверенно сказать: мы по-настоящему отвечаем за сервис кранов после их продажи во всех регионах РФ. Технически наши машины по многим параметрам являются лучшими в своих классах среди представленных сейчас на рынке. Все заработанные деньги мы инвестируем в поддержку нашего продукта.

Д. Саттаров, ЧМЗ: Для покупателей всегда важны такие параметры, как надежность, функциональность, стоимость владения краном, удобство управления. Мы уделяем данным показателям повышенное внимание: в конструкции грузоподъемных машин «ЧЕЛЯБИНЕЦ» применяются проверенные временем комплектующие, металлоконструкции изготавливаются на современном оборудовании, они обрабатываются и окрашиваются с применением новейших технологий. Брак выявляется на каждом «переделе» посредством использования «чек-листов». Благодаря такому подходу Челябинский механический завод по итогам 2023 года стал лауреатом Премии Правительства РФ в области качества, которая присуждается ежегодно на конкурсной основе за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества. Распоряжение о награждении ЧМЗ подписал Председатель Правительства РФ М. Мишустин.

«ЧМЗ»

Хочу подчеркнуть, что наше главное преимущество – это ориентация на потребности покупателей. Внедренная на заводе система непрерывного улучшения конструкции техники по отзывам и рекомендациям заказчиков, получаемых из мест эксплуатации, позволяет постоянно совершенствовать наши модели, выпускать новые серии и поколения автокранов. Мы предлагаем своим заказчикам гибкость при конфигурировании крана под стоящие перед ними задачи благодаря широкому перечню дополнительных опций и комплектаций, удобную и доступную систему сервисного сопровождения.

Модернизация автокранов – постоянное улучшение технических, эксплуатационных и экономических характеристик техники – отвечает всем требованиям покупателей. Это и увеличенная грузоподъемность на средних и дальних вылетах, и улучшенная эргономика для крановщика (просторная кабина с множеством приятных «фишек», например, возможность микропроветривания кабины дверью, управление стеклоочистителями кнопками на рычагах или джойстиках, дистанционное управление пуском/ остановом двигателя шасси кнопкой START/STOP, предусмотренные места для хранения вещей, документов и т.д). Дополнение стандартной комплектации различными элементами позволяет расширить функциональность автокранов и адаптировать их для решения разных задач.

Краны «ЧЕЛЯБИНЕЦ» доукомплектовывают не только стандартным (гусек, люлька, противовесы), но и уникальным оборудованием. К примеру, грузоподъемную технику оснащают электроприводом крановых операций, позволяющим работать от электросети 380 В и выполнять крановые операции с выключенным двигателем шасси. А механизм изменения угла наклона сиденья крановщика обеспечивает комфорт при работе с грузами на больших высотах подъема.

А. Трофимов, ГАКЗ: Мы – российский производитель, у которого насчитывается более 100 сервисных центров по всей стране. Наш сервис обеспечивает не только высокое качество и надежность, но и индивидуальный подход. Мы предлагаем гибкие условия поставки, обслуживания и обучения персонала, что делает нашу продукцию более привлекательной для потребителей.

«Палфингер Сани Крэйнз»
Клиентам всегда интересно, как организовано послепродажное обслуживание и снабжение запчастями автокранов в вашей компании. Расскажите об этом.

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Послепродажное обслуживание и снабжение запчастями организовано очень хорошо. У нас есть склады, которые находятся на Дальнем Востоке, в Центральной части России и на юге. Мы охватываем практически всю территорию страны. Уменьшились сроки доставки этих запчастей, так как они есть на складе, любые детали для автокранов мы можем привезти в любой регион быстро и недорого.

И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Ответ на данный вопрос тесно перекликается с предыдущим. Сконцентрируемся на том, что мы в 2023 году пропорционально росту продаж увеличили запасы запасных частей для поддержания кранов в период эксплуатации. Запасные части завозятся как на центральный склад компании в Московском регионе, так и на склады наших дилеров по всей России.

Д. Саттаров, ЧМЗ: После приобретения техники крановую установку ставят на гарантийное обслуживание. Это возможно сделать онлайн, пройдя регистрацию на корпоративном сайте или позвонив в отдел сервисного обслуживания завода. Гарантийное и техническое обслуживание крановой установки можно пройти в любом из ста официальных сервисных центров АО «ЧМЗ». Гарантийный срок на комплектующие (шасси автомобиля, ограничитель грузоподъемности и др.) соответствует сроку, указанному в эксплуатационной документации на эти изделия. Если гарантийный срок на КУ истекает, а на комплектующие изделия действует, то рекламации отправляют на завод-изготовитель соответствующего изделия. При выявлении неисправностей, возникших в процессе транспортировки крана или его эксплуатации, необходимо сообщить о рекламации в отдел сервисного обслуживания АО «ЧМЗ».

«СюйГун Ру»
Предлагаются ли клиентам какие-либо финансовые услуги (лизинг, кредит)?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Финансовые услуги от себя мы не предоставляем, но мы плотно работаем с лизинговыми компаниями. У нас существуют специальные финансовые лизинговые программы совместно с лизинговыми компаниями, где лизинг предоставляет субсидии для клиентов.

И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Конечно, мы открыты для использования всех имеющихся на нашем рынке финансовых инструментов. Сотрудничаем со всеми крупнейшими игроками на рынке лизинговых услуг.

Каков ваш прогноз развития российского рынка автокранов на остаток 2024 года и далее?

Ю. Радченко, «СюйГун Ру»: Это очень сложный вопрос. На мой взгляд, емкость рынка автокранов не увеличится в 2024 году, рынок уже достиг пика по импорту в 2023 году. В 2024 году, вероятно, будет продолжаться демпинг на рынке автокранов компаниями, которые предлагают более низкие цены и обслуживание соответствующего качества.

И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Сложный вопрос, где рынок найдет баланс? С одной стороны, бюджетные стимулы, большие инвестиции в сферу строительства, с другой – повышенные инфляционные ожидания, высокая ставка рефинансирования. Факторы разнонаправленные, но мы рассчитываем, что этот год будет для нас не хуже предыдущего.

Д. Саттаров, ЧМЗ: Как я уже говорил, мы настроены позитивно. Надеемся, что принятые государством меры поддержки отечественного производителя (увеличение ставки утилизационного сбора и др.) будут действовать и в дальнейшем. Их последствия уже заметны: импорт в IV квартале 2023 года прекратил рост и стабилизировался на отметке 140 ед. в месяц (ранее он достигал 180 ед/мес.). Это сказывается и на ценах на импортную продукцию. Соответственно чем меньше импорт, тем выше возможности для отечественных производителей.

А. Трофимов, ГАКЗ: Прогноз развития российского рынка автокранов на оставшийся 2024 год остается оптимистичным. Мы ожидаем увеличения спроса на современные и инновационные модели, что подтверждает нашу стратегию по внедрению новых технологий и соблюдению всех стандартов качества.

«Палфингер Сани Крэйнз»
Что бы вы еще хотели сказать, какую важную мысль хотели бы донести до наших читателей и потенциальных потребителей ваших автокранов?

Ю. Горпинич, И. Грачёв, «Палфингер Сани Крэйнз»: Наверное, мы хотели бы пожелать нам и нашим клиентам снижения внешней турбулентности, крепчайшего морального и физического здоровья – вместе мы всё преодолеем.

Д. Саттаров, ЧМЗ: Мы всегда открыты для сотрудничества и приглашаем всех на главную выставку строительной техники и технологий в России «СТТ Expo», которая пройдет в Москве с 28 по 31 мая. На уличной экспозиции МВЦ «Крокус Экспо» на стенде Е-1.55 мы будем демонстрировать новый модельный ряд автокранов «ЧЕЛЯБИНЕЦ» серии «СТ» грузоподъемностью 50–60 т. Руководители и ведущие специалисты завода расскажут о преимуществах новинок и ответят на все вопросы, касающиеся конструкции автокранов, технологии изготовления, производителей комплектующих, качества сборки, логистики. Будем рады видеть вас на нашем стенде!

«ГАКЗ»
 

Итак, наиболее популярны у российского потребителя по-прежнему автокраны грузоподъемностью 25–30 т. Все опрошенные нами представители предприятий заверили, что их компании готовят к выпуску на российский рынок новинки крановой техники и понимают важность хорошей организации послепродажного сервиса. Что касается прогнозов экспертов на 2024-й и последующие годы – они, в общем, оптимистичные. Будем надеяться, что так оно и будет!

компании по теме статьи
компании по теме статьи