Парикмахеры для дорожных обочин
Техника для содержания растительности в придорожной полосе
Роторные (дисковые) косилки
Наиболее популярный у дорожников тип косилок с простой конструкцией – роторные. Основу механизмов роторных (иначе – дисковых, ротационных, барабанных) косилок, как и следует из их названия, составляет ротор – вращающийся режущий орган. Это один или несколько металлических дисков (обычно 2 или 4, до 10 и более), срезающих траву, у некоторых типов роторных косилок на диске закрепляются «плавающие» шарнирно установленные ножи. Диски вращаются с частотой до 2300 об/мин и более в противоположных направлениях, что позволяет срезать траву без пропусков. Трава при этом измельчается.
Диски устанавливаются на опорной раме косилки. Привод рабочих органов механический (от ВОМ трактора) или гидравлический. Во многих моделях предусмотрено защитное устройство, которое отводит при помощи пружины либо останавливает режущие органы при столкновении с каким-либо препятствием. Также в некоторых моделях косилок ножи могут менять угол наклона до 45°, что обеспечивает более чистый срез.
Косилка дорожная краевая роторная CHEEGE 184 предназначена для скашивания травы и кустарника толщиной до 35 мм на обочинах автомобильных дорог и т.п., Косилка Cheege с успехом применяется как мульчировщик-измельчитель для ухода за садами и виноградниками, измельчения высокой травы, кустарника и виноградной лозы.
Косилка оснащена мощными молотковыми ножами, предохранительным срезным устройством с шириной захвата 1,8 м. Благодаря специальной кинематике поворотного механизма косилка может работать под углом от –45° до 90°, параллелограммная навеска позволяет вести работы в горизонтальной плоскости.
Роторные косилки серии STRIGE, четыре модели, предназначены для скашивания травы и являются сельскохозяйственными орудиями, а не коммунальными.
Разновидности роторных косилок. Роторные косилки условно делятся на дисковые и барабанные. Последние конструктивно проще: у них отсутствует режущий брус, и следовательно, барабанные косилки дешевле дисковых. Ножи крепятся снизу ротора-барабана. Для дорожных работ специалисты рекомендуют выбирать именно дисковые модели, а не барабанные.
Возможности роторных косилок. Роторные косилки широко используются для содержания дорог, они достаточно эффективно, с достаточной скоростью и производительностью косят высокую траву, подрезают кусты, при правильном подборе мощности способны справляться с грубостебельными травами и мелким кустарником до 2–3 см в диаметре на придорожных участках, скатах, в кюветах и пр., удобны для обработки заболоченных, засоренных и неровных мест, примыкающих к проезжей части. Роторные косилки-кусторезы способны срезать также поросль деревьев диаметром до 50–200 мм. Ширина захвата таких косилок, как правило, находится в диапазоне 1,9–2,8 м. Для работы на наклонных поверхностях: откосах, насыпях и т.д. дорожные модели оснащаются механизмом установки отрицательного угла наклона к поверхности до 30–45°.
Косилка ротационная навесная с уклоном КРН-2,1Б предназначена как для коммунальных служб, так и для фермеров. Способна косить под отрицательным углом до 30°. Оснащена четырьмя роторами, каждый с двумя скашивающими ножами. Ширина захвата – 2100 мм. Масса без инструмента, принадлежностей и запчастей – 580 кг.
Также завод производит три модели ротационных навесных косилок КРН (среди них одна косилка-плющилка) сельскохозяйственного назначения, предназначенных для скашивания высокоурожайных и полеглых трав.
Преимущества и недостатки роторных косилок. Роторные косилки лучше косилок других типов подходят для работы в условиях, когда есть вероятность удара режущего инструмента о твердое препятствие (например, камень). Даже если удар произойдет, он не принесет вреда ножам, а затупившуюся кромку легко заточить повторно. Роторные косилки имеют небольшую массу, габариты, они маневренны, несложны в эксплуатации и ремонтопригодны. Способны работать при плохих погодных условиях, устойчивы к действию влаги.
Однако по сравнению с сегментными роторные косился все же считаются менее производительными. Ножи роторных косилок могут не срезать мягкую траву, а только приминать ее к земле. К тому же косилки роторного типа тяжелее и дороже сегментных косилок. В процессе работы мелкие камни могут с большой силой вылетать из-под ножей роторов, поэтому необходимо защищать от них кабину трактора и следить, чтобы никого не было поблизости от машины – ни людей, ни проезжающих машин.
Для того чтобы роторная косилка работала долго и производительно, владелец должен регулярно осматривать и смазывать ее узлы, указанные в инструкции, очищать рабочие органы от земли и травы каждый раз по окончании работы, выполнять регулировки и своевременно устранять неисправности. Рекомендуется стараться использовать захват косилки полностью, чтобы режущие органы изнашивались равномерно. Перед постановкой косилки на зимнее хранение ее следует тщательно очистить и отмыть.
Косилки сегментные и пальцево-сегментные
У сегментных косилок режущие органы представляют собой множество треугольных сегментов, закрепленных на двух брусьях: верхнем и нижнем. Сегменты на верхнем и нижнем брусьях вплотную прилегают друг к другу. Брусья располагаются в поперечном направлении относительно движения косилки по земле.
У сегментно-пальцевых косилок имеются металлические штыри-«пальцы», разделяющие сплошную травяную массу на отдельные пучки и защищающие режущие сегменты от крупных посторонних предметов. Нижний брус с сегментами у них неподвижный, а возвратно-поступательно движется только верхний брус. Трава, попадающая между сегментами верхнего и нижнего ряда, срезается как ножницами. Верхний брус движется с большой частотой (до 500 двойных ходов в минуту), вызывая сильные инерционные нагрузки в рабочем органе.
У двухножевых беспальцевых косилок (их еще называют дуплексными), как следует из названия, «пальцев» нет, зато верхний и нижний брусья с сегментами движутся возвратно-поступательно друг относительно друга, взаимно уравновешивая силы инерции. Такой механизм испытывает меньшие нагрузки при работе, срезает траву чище, не забивается мусором. Кроме того, он может работать с более высокими скоростями: дуплексный режущий аппарат позволяет увеличить скорость движения трактора при отличном качестве косьбы, что повышает производительность косилки почти в два раза.
Привод аппаратов обеспечивается от ВОМ трактора или от гидромотора через планетарный либо кривошипно-шатунный механизм с различными вариантами конструкций трансмиссий.
Модель КРН-2.1 Б-1 – универсальная машина, оснащена режущим брусом с четырьмя роторами и восемью мощными ножами. Косилка создана для самых трудных условий эксплуатации, в том числе для окашивания обочин и кюветов дорог с уклоном до 40° и коммунальных работ в населенных пунктах. Ширина захвата – 2,1 м. При наезде на препятствия режущий брус уклоняется на 45°. Масса – 535 кг. Потребляемая мощность от ВОМ трактора 18–20 кВт.
Сегментно-пальцевые модели значительно легче – их масса 180 кг, они обладают энергоемкостью всего 4 кВт.
Возможности и назначение сегментных косилок. Сегментные косилки имеют более широкую сферу применения по сравнению с роторными: эффективно справляются и с мокрой, и с сухой, и с мягкой травой, и с толстыми грубыми стеблями диаметром до 10 мм и проволокой в 3 мм, укладывают скошенную массу тонким слоем, который хорошо просыхает. Они способны работать практически в любых погодных условиях, даже во время дождя.
Косилка КН-2,1 массой 250 кг с шириной захвата 2,1 м. Режущий аппарат оснащен устройством для копирования рельефа почвы. КН-2,1 оснащена предохранительным механизмом от поломки при встрече с препятствием.
Косилка-измельчитель КИР 1,5М К (КИР-Vega) с шириной захвата 1,5 м имеет массу 960–1180 кг и оснащена обгонной муфтой, предотвращающей выход из строя ротора при встрече с препятствием во время работы.
Преимущества и недостатки сегментных косилок. Сегментные косилки имеют высокую производительность, обеспечивают ровную линию среза растительности. Для работы им достаточно энергосредства относительно невысокой мощности, они способны работать на склонах и буграх. Стоимость сегментных косилок также сравнительно невысока.
Однако сегментные косилки не очень подходят для работ в сложных условиях, стабильно работают только на травостое не гуще среднего, их режущий механизм боится захламленных территорий, попадания твердых предметов, кочек и муравейников. Желательно, чтобы работы проводились на ровных поверхностях, без мусора. Масса и габариты у них больше, чем у роторных, при навеске на одну и ту же модель трактора. Конструкция у них несколько сложнее, чем у роторных, и считается, что процесс их навешивания более трудоемкий. Техническое обслуживание и ремонт у сегментных косилок более сложные, чем у роторных: они нуждаются в техобслуживании после каждой смены и в конце сезона работ – косилка должна очищаться от грязи, травы и проверяться надежность крепления сегментов к режущей пластине. Периодически требуется производить смазку узлов, заточку или замену сегментов.
Так, косилка навесная КД-210 с дуплексным режущим аппаратом предназначена для скашивания трав на откосах и насыпях. Ширина захвата – 2,1 м, масса – 225 кг.
Необычную конструкцию имеет косилка ЛК-12А, предназначенная для кошения камыша под водой. Она состоит из корпуса лодки, режущего аппарата, размещенного за носовой частью, двигателя мощностью 9 кВт, карданной передачи (итальянского производства), гребных колес и рулевого механизма. Кошение водной растительности происходит как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В конструкции косилки предусмотрено регулирование глубины кошения до 1 м. Ширина захвата – 2,1 м, масса косилки – 1050 кг.
Косилка навесная дисковая КДН-310 имеет возможность автоматически подстраиваться под рельеф даже при значительных неровностях почвы. Ширина захвата – 3,1 м, масса – 950 кг. Благодаря изогнутой форме ножей обеспечивается высокое качество скошенного сена и сокращается энергопотребление агрегата.
Косилки для установки на тракторах
В основном дорожные службы используют косилки, навешиваемые на тракторах (и еще самоходные радиоуправляемые). Тракторы используются дорожными и коммунальными службами постоянно и круглогодично, поэтому использование сменных навесных орудий, в частности косилок, самый удобный для них вариант. Косилки могут навешиваться на трактор спереди, сзади и, самое удобное положение, сбоку.
Передняя навеска существенно ограничивает проходимость и маневренность трактора, поэтому устанавливается только для кошения травы на полях. При монтаже косилки на заднюю навеску работать также рекомендуется только на ровной местности. Наиболее популярный вариант из вышеназванных – боковая подвеска. Такое расположение косилки позволяет достаточно точно управлять работой режущего инструмента и не мешает обзору при переводе в вертикальное положение.
Манипуляторные косилки
Еще большее удобство, эффективность и универсальность работы трактора с косилкой обеспечивает установка на манипуляторе: можно косить растительность вплоть до кустов и поросли деревьев диаметром до 80 мм на удалении нескольких метров от трактора, за дорожным ограждением или канавой и устанавливая косилку под различными углами (до 30–45°) для обработки склонов и кюветов.
Не менее широко используются косилки с манипуляторами для подготовки площадок под строительство, расчистки трасс под прокладку дорожного полотна и строительство линейных сооружений (ЛЭП, трубопроводов), а в последующем для содержания территорий, прилегающих к эксплуатируемым объектам.
Косилка-кусторез роторная ЕМ 1,3-01 для тракторов МТЗ предназначена для скашивания трав, кустарников и отдельно стоящих деревьев толщиной до 100 мм на обочинах дорог с уклоном от –60° до +90°. Вылет рабочего органа на манипуляторе – 6300 мм. Ширина захвата 1300–1500 мм.
ЕМ 1,3-01 может оснащаться режущей головкой для удаления и перемалывания с обочин дорог, откосов, за барьерным ограждением травы и кустарника толщиной до 20 мм. Ширина захвата –1300 мм. Вылет рабочего органа – 6300 мм.
Также в линейке имеется модификация косилки-кустореза с индексом ЕМ 1,3 с подобными характерстиками: толщина срезаемых деревьев до 100 мм, ширина захвата 1300–1500 мм, вылет стрелы с рабочим органом от 2,4 до 4,5 м.
И наконец, навесная косилка ЕМ 1,3-02 с механическим приводом предназначена для срезания поросли не толще 35 мм, ширина захвата – 1600 мм.
Манипуляторы, как правило, имеют собственную гидравлическую систему. Привод гидромотора осуществляется от ВОМ трактора. Производители такого оборудования предлагают сменные насадки-головки разного назначения на манипуляторы, джойстиковое электронное управление, охладитель гидросистемы, увеличенный бак для масла и т.д.
Манипулятор дорожной косилки-кустореза может располагаться в задней или передней части шасси, а также на боковых силовых элементах рамы. При заднем расположении спецоборудования от оператора требуется исключительное внимание и немалый опыт работы. При переднем расположении оператору обеспечивается полный обзор оборудования, но нагрузка на переднюю ось трактора может быть близка к критической. При боковом расположении оператору не менее удобно работать с манипулятором, вылет его стрелы может составлять более 8–11 м. Следует, однако, заметить, что манипулятор, установленный на заднюю 3-точечную навеску трактора, демонтируется легко и быстро, тогда как агрегат боковой установки демонтировать намного сложнее.
КРН-2,1 «Дорожная» с защитным кожухом благодаря карабину, скашивание травы может осуществляться под углом до 35°. Срезание стеблей растений осуществляется с помощью пластинчатых ножей, по два шарнирно установленных на четырех роторах, попарно вращающихся навстречу друг другу. Ширина захвата – 2,1 м, масса не более 510 кг. Холостой ход роторов и механизмов передач в момент отключения ВОМ трактора обеспечивается обгонной муфтой.
Косилки с дистанционным управлением (радиоуправляемые)
Косилки этого типа незаменимы при кошении травы и прочей растительности на протяженных крутых склонах до 50–65°, где могут опрокинуться и забуксовать косилки любого другого типа. Высокие склоны недоступны даже для тракторов с косилками на манипуляторах. Одна такая радиоуправляемая косилка – юркая, высокопроходимая, с низко расположенным центром тяжести – заменяет целую бригаду из 15 рабочих с ручными триммерами (а больше ничем такие склоны не обработаешь), окашивает склон быстрее и, в общем, дешевле с учетом всех расходов.
Пульт дистанционного управления имеет дальность действия до 150 м, что избавляет оператора от различных опасностей и неприятностей при работе: шума, вибрации, воздействия выхлопных газов, летящих мелких камней, веток от срезанной растительности или осколков от мусора и т.д. Косилки с дистанционным управлением комплектуются режущими орудиями различных типов, в том числе справляющимися с любой травой: высокой, мокрой, густой, а также с молодой древесной порослью диаметром до 50 мм и более. Ходовая часть обычно гусеничная, как обладающая более высокой проходимостью, но на рынке предлагаются и модели с колесами, более скоростные.
Косилки с дистанционным управлением могут оснащаться двигателями разных типов: электрическими, работающими от аккумуляторов, или внутреннего сгорания – бензиновыми и дизельными, специально приспособленными к длительной работе в наклонном положении, с особой системой смазки (или даже с системой фиксации двигателя в вертикальном положении). Специалисты отмечают, что косилки с двигателями внутреннего сгорания имеют более широкий спектр применения и более высокую производительность.
Радиоуправляемые газонокосилки очень удобны для использования в различных сферах: на обработке откосов автомобильных и железных дорог, территорий военных объектов, полигонов, сельскохозяйственных и садовых участков, электростанций, электроподстанций, аэропортов, отелей, горнолыжных склонов, парков и т. д.
Косилка-кусторез роторная навесная дорожная EM 1.3 для обочин дорог с уклоном от –50° до +70° способна срезать деревья толщиной до 100 мм. Управление косилкой гидравлическое. Мощность эксплуатационная – 57,4 кВт. Ширина захвата рабочего органа – 1300–1500 мм.
Косилка-кусторез роторная навесная дорожная К-78М для обочин предназначена для окашивания трав и мелкого кустарника диаметром до 20 мм, в том числе на склонах каналов глубиной до 2 м. Максимальная ширина обрабатываемого откоса – 3,5 м. Ширина захвата – 1,6 м, масса – 850 кг. Привод гидравлический, мощность – 37,6 кВт.
Косилка роторная навесная дорожная КРН-2,1 для окашивания трав на обочинах дорог. Полотно косилки имеет четыре рабочих ротора, на которые шарнирно закреплены по два пластинчатых ножа. Ширина захвата – 2,1 м, масса – 600 кг.
Законодательные нормы
Назовем лишь несколько из множества нормативных документов, устанавливающих требования к обслуживанию полос, примыкающих к автомобильным дорогам.
Пункт. 3.24 ГОСТ 33475–2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы» требует поддерживать обочины и примыкающие полосы в порядке: «обеспечить боковую видимость придорожной полосы на расстоянии не менее 25 м от кромки проезжей части для дорог I–III категорий и 15 м для дорог IV–V категорий».
С этой целью предприятия, обслуживающие дороги, выполняют окашивание травы на обочинах и примыкающих полосах, окашивание кустарника и молодой поросли деревьев, а также обрезку ветвей деревьев, закрывающих дорожные знаки или мешающих движению.
Отчасти о допустимом характере растительности в полосе вблизи дорожного полотна можно получить из следующих документов:
Отраслевая дорожная методика ОДМ 218.011-98 «Автомобильные дороги общего пользования. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог». Утверждено Приказом ФДС России № 421 от 5.11.1998 г.;
п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597–2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (дата введения 01.06. 2018 г.);
гл. 6 «Требования к полосе отвода, обочинам и земляному полотну» ГОСТ Р 59292–2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» (дата введения 01.04.2021 г.);
п. 3.1.5. «Удаление нежелательной растительности, сухостоя и поврежденных деревьев, находящихся в непосредственной близости к автомобильной дороге и угрожающих безопасности движения. Вырубка кустарников и деревьев в целях обеспечения видимости на кривых в плане» «Руководства по производству работ дорожным мастером (при содержании и ремонте автомобильных дорог)». Утверждено Приказом Российского дорожного агентства (Росавтодор) от 16.06.2000 г. № 115-р;
глава II, пп. 2.2; 2.3 и далее, Типовая технологическая карта «Скашивание травы на обочинах, откосах и в резервах земляного полотна автомобильной дороги II категории» (используется в составе ППР согласно ОДМД 218.3.044-2015).
Итак, мы познакомились с особенностями наиболее популярных типов дорожных косилок. На рынках сельскохозяйственной, дорожной и коммунальной техники в целом, и дорожных косилок, которые относятся ко всем этим рынкам, в частности, сейчас наблюдается турбуленция, разнонаправленные тенденции, связанные с изменением состава участников, изменением логистических цепочек поставок и общим снижением спроса. Однако ассортимент предлагаемой продукции – косилок – достаточно широк, представлены и отечественные, и иностранные бренды, поэтому хочется надеяться, что ситуация на рынке придет к состоянию равновесия и устойчивого роста.