Работаем с электрической строительной техникой

Рекомендации по зарядке аккумуляторов современных электрических строительных машин

  С. Лобанов
По мере того, как в строительной отрасли увеличивается количество электрических самоходных машин (подъемники, мини-экскаваторы и т.д.), все больше людей оказываются вовлеченными в их эксплуатацию. Тяжелая электрическая техника (условно назовем ее так, чтобы отличать от электрического строительного ручного инструмента, известного давно) – оборудование новое для большинства пользователей. Поэтому наша статья будет посвящена некоторым особенностям использования и обслуживания этого оборудования.

Специалисты отрасли называют ряд причин, по которым применение тяжелого электрического оборудования в строительной отрасли будет расширяться.

Снижение эксплуатационных расходов – уже имеющийся опыт владения электрической техникой показал, что экономия только на расходах на дизельное топливо существенна.

Большинство производителей указывают диапазон от четырех до восьми часов непрерывной работы при использовании электрического оборудования со средней нагрузкой и с 8-часовой ночной зарядкой батарей. Электродвигатели не работают на холостом ходу – без нагрузки они сразу останавливаются, и на этом экономится немало энергии. Таким образом, оператор может продуктивно работать на электрической технике в течение дня, поскольку обычно машину не приходится использовать все восемь часов непрерывно.

Снижение затрат на техническое обслуживание. В двигателях внутреннего сгорания гораздо больше трущихся деталей, чем в электродвигателях. В результате трения детали нагреваются, постепенно изнашиваются, продукты износа попадают в масло, откладываются на поверхностях патрубков и деталей двигателя. В итоге двигателям внутреннего сгорания требуется больший объем технического обслуживания и стоимость тех­обслуживания ДВС тоже больше, чем у электродвигателей.

Экологичность. Электрические машины более экологичны, и для компаний, работающих в зонах жилой застройки, особо охраняемых природных заповедниках и т.д., это обстоятельство весьма важно.

Льготы и субсидии. Федеральное правительство и региональные власти поощряют внедрение в практику электрической техники, и в будущем, несомненно, эта политика продолжится и расширится. Владельцы электрического строительного оборудования будут иметь преференции и экономить на этом серьезные средства.

Заряжаем батарею электрической самоходной машины

Зарядка аккумуляторных батарей – одна из важнейших каждодневных операций при эксплуатации тяжелого электрического оборудования.

Прежде всего надо знать, что зарядку электрических машин должны выполнять исключительно квалифицированные и сертифицированные сотрудники. Мощность электрозаправочной станции должна быть достаточной для зарядки аккумуляторов данной машины. Если к электрозаправочной станции одновременно подключаются несколько машин, мощности станции должно быть достаточно для зарядки их всех, иначе, простояв всю ночь на зарядке, машины утром окажутся недозаряженными и не смогут проработать полную смену. Электроснабжение строительного объекта должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить зарядку всей электрической техники. В противном случае следует попытаться решить проблему либо путем организации временного электроснабжения объекта, либо придется снимать аккумуляторы с машин на ночь и возить их на подзарядку в другое место.

Длительность зарядки (примерно от 1 до 16 часов) зависит от степени разрядки, новизны и емкости батареи, типа электрозарядной станции («быстрая» или обычная) и ее мощности. Лучшей с точки зрения продления срока службы батареи, самой щадящей и не изнашивающей дорогостоящую батарею токами большой силы, является так называемая «медленная» зарядка от сети переменного тока, даже от обычной бытовой розетки на 220  В, в отличие от «быстрой» зарядки от постоянного тока. Конечно, если у владельца техники нет возможности останавливать свои электрические машины на длительную ночную зарядку, приходится использовать «быстрый» режим, и чем больше будет мощность зарядного устройства, тем быстрее зарядится аккумулятор.

Если батарея обслуживаемого типа, перед зарядкой следует проверить уровень электролита в банках и при необходимости долить до нормы. Затем необходимо подключить машину к электрозаправочной станции, убедившись предварительно, что розетка и коннектор соответствуют требованиям производителя спецтехники, все предохранители и автоматические выключатели работают, а удлинительный шнур полностью изолирован и готов к работе. После начала зарядки нужно контролировать процесс по индикатору заряда батареи и приборам электрозаправочной станции. Когда аккумуляторная батарея будет заряжена полностью, следует некоторое время подождать, пока она остынет. Если батарея обслуживаемого типа, нужно проверить уровень жидкости в банках (он должен быть примерно на 10 мм выше пластин).

Меры безопасности

В современных электрозаправочных станциях предусмотрены многочисленные меры безопасности, практически исключающие риск поражения электрическим током при зарядке самоходной машины. При подключении зарядного коннектора к машине электрический ток не подается, и лишь после того, как автоматика проверит качество соединений по всей цепи, заблокирует замки коннекторов, убедится в отсутствии возможности утечек тока и в том, что в машине выключатель стартера установлен в положение «ВЫКЛ.», будет подано зарядное напряжение.

Аккумуляторы при зарядке выделяют водород, который в определенной смеси с воздухом может быть пожаро- или взрывоопасным. Поэтому место, где будет заряжаться машина (или аккумулятор, снятый с машины), должно быть хорошо проветриваемым. Поблизости не должно быть источников открытого пламени или искр.

Хранение аккумуляторных батарей необходимо организовать с соблюдением всех правил безопасности, в прохладном проветриваемом или вентилируемом помещении. Выработавшие свой срок аккумуляторы должны утилизироваться в соответствии с действующими законодательными нормами и соблюдением всех возможных мер безопасности. Еще раз напомним: работать с аккумуляторами должны только специально обученные и сертифицированные сотрудники.

Литий-ионные батареи

Следует отдельно сказать о литий-ионных батареях. Общепризнано, что литий-ионная технология аккумуляторных батарей предпочтительнее и старой свинцово-кислотной, и никель-кадмиевой технологии. Дело в том, что литий-ионные аккумуляторы не требуют технического обслуживания, допускают быструю зарядку и меньше теряют мощность при низких температурах. К тому же литий-ионные батареи не обладают так называемым «эффектом памяти»: этим негативным качеством отличаются никель-кадмиевые аккумуляторы, а заключается он в том, что емкость аккумулятора постепенно снижается, если его регулярно заряжают, не давая разрядиться до нуля.

Отсюда и рекомендации специалистов для строительной техники, укомплектованной литий-ионными аккумуляторами: чтобы обеспечить максимальную зарядку батарей, в течение рабочего дня, во время любой паузы в работе ставить машину на подзарядку (ведь строительные машины чаще всего активно используются от 4 до 6 часов в смену), а для того, чтобы экономить энергию, не включайте электрическую машину все время на полную мощность, старайтесь обходиться минимально достаточной мощностью.

Продлить срок службы батарей

Опыт эксплуатации аккумуляторных батарей в электрическом строительном оборудовании пока еще не такой уж большой, и статистики по их срокам службы мало, однако, по оценкам специалистов отрасли, срок службы батарей, вероятно, будет составлять около 10 лет.

Как известно, любая аккумуляторная батарея может выдержать определенное число циклов зарядки-разрядки, следовательно, чтобы она прослужила подольше, необходимо прежде всего экономно расходовать энергию. В этом плане современные электрические строительные машины, как уже отмечалось выше, имеют преимущество перед дизельными аналогами: они оснащены функцией автоматического отключения электродвигателя при отсутствии рабочей нагрузки, и оператору не нужно всякий раз выключать электрическую машину в течение рабочей смены, когда она не используется. Этим электрическая техника отличается от машин с дизельными двигателями, которые у нерадивых операторов могут по пол­смены работать на холостом ходу, сжигая топливо и деньги владельца. И наконец: современная строительная техника, и в том числе электрическая, оборудуется светодиодными приборами освещения и световой сигнализации, потребляющими очень мало энергии.

Что же касается свинцово-цинковых и никель-кадмиевых аккумуляторов, для того, чтобы батареи такого типа служили как можно дольше, рекомендуется их заряжать один раз в сутки, после завершения рабочего дня. Подчеркнем еще раз, что литий-ионные аккумуляторные батареи выдерживают многократные подзарядки без особого вреда.

 

В настоящее время развитие инфраструктуры зарядки в основном обусловлено распространением электрической мобильной техники. По мере роста парка подобной техники будет так или иначе развиваться более совершенная инфраструктура зарядки. Электричество – это не дань моде, оно никуда не денется. Мы можем ожидать, что инфраструктура зарядки останется главным приоритетом для отраслей электромобилей, строительной и многого другого. И конечно же, производители электрических мобильных машин продолжат совершенствование этой техники и электрозаправочных станций.