![](/article/28427-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-perspektivy-alternativnyh-vidov-topliva-i-tehnologiy-dlya-avtotransporta/000.jpg)
Перспективы альтернативных видов топлива и технологий для автотранспорта
Научно-практическая конференция
Организаторами конференции выступили Российское энергетическое агентство Минэнерго России и фонд «Росконгресс» при участии Минэнерго России. Конференция является площадкой для обсуждения актуальных вопросов российской энергетической повестки. Впервые конференция состоялась в 2022 г., объединив более 70 спикеров, 350 участников, 10 деловых мероприятий и 1800 просмотров трансляции. Представители научных организаций, технологических компаний, институтов развития и органов власти обменялись мнениями о прикладных вопросах развития отраслей ТЭК на ближайшие годы и в долгосрочном перспективе планирования альтернативных видов топлива и технологий для автотранспорта.
![](/article/28427-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-perspektivy-alternativnyh-vidov-topliva-i-tehnologiy-dlya-avtotransporta/01.jpg)
Среди множества обсуждаемых тем была заявлена панельная сессия «Перспективы альтернативных видов топлива и технологий для автотранспорта». Модератор дискуссии, первый заместитель генерального директора фонда «ЦСР» Татьяна Радченко считает, что в нашей стране рынок альтернативного автотранспорта за последние годы качественно изменился.
«У этого направления есть явные преимущества, связанные с экономией потребителей, улучшением экологической ситуации в городах и сокращением выбросов парниковых газов. В России приняты программы в части развития газомоторного и электрического автотранспорта, внедрены меры поддержки по стимулированию создания заправочной инфраструктуры, а также производства и спроса на автотранспорт. Электрический автотранспорт в последние пару лет получил импульс, в том числе за счет налаживания производства электромобилей на территории России. Вместе с тем для устойчивого развития необходимо наличие отечественной компонентной базы, условий для испытаний перспективных образцов и другие факторы, которые будут обсуждаться в ходе панельной сессии», – отметила Татьяна Радченко.
![](/article/28427-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-perspektivy-alternativnyh-vidov-topliva-i-tehnologiy-dlya-avtotransporta/08.jpg)
Газовое топливо
Открыла сессию Е.В. Грушевенко, ведущий эксперт Центра энергоперехода ESG Сколковского института науки и технологий. Она озвучила статистические данные о тенденциях развития автомобилей, работающих на альтернативном топливе, и электромобилей, заметив, что развитие автотранспорта происходило в условиях пандемии. Выступавшая отметила стагнацию в области газомоторного автомобильного транспорта, увеличение в три раза в РФ за последние десять лет количества автомобильных газозаправочных станций (АГЗС).
Можно отметить, что, как следует из данных в презентации Минэнерго «О реализации приоритетных проектов в энергетике», опубликованных газетой «Ведомости», общее количество газовых автозаправок увеличилось в 2022 г. на 49%, до 896 ед., а потребление газа в качестве моторного топлива – на 28% к уровню 2021 г. К 2030 г. число газовых заправок в стране должно увеличиться до 1875. Всего в России, по данным Российского топливного союза, действует порядка 23 000–24 000 АЗС, сообщала газета «Ведомости».
Помимо увеличения числа газонаполнительных станций, в том числе криогенных автозаправочных станций (криоАЗС), поддержка газомоторных автомобилей заключалась в субсидировании переоборудования автомобилей. В 2020–2022 гг. в России были переоборудованы с бензина и дизтоплива на газ 35 200 автомобилей, сообщается в публикации «Известий» со ссылкой на официальный документ. В августе 2022 г. премьер-министр М. Мишустин подписал постановление об увеличении объема субсидирования расходов физлиц и бизнеса по переводу автотранспорта с бензина на метан. Объем субсидии был увеличен с 24 до 48% от общей стоимости переоборудования транспортного средства.
![](/article/28427-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-perspektivy-alternativnyh-vidov-topliva-i-tehnologiy-dlya-avtotransporta/04.jpg)
Е. Грушевенко отметила значение документа «Концепция рынка газомоторного топлива», который будет утвержден постановлением правительства. Еще в марте 2020 г. в рамках госпрограммы по развитию энергетики правительством была утверждена подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» с объемом госфинансирования в 19,3 млрд руб., предусматривающая увеличение по итогам 2024 г. потребления газа в качестве моторного топлива до 2,7 млрд м3, числа газовых заправок – до 1273 ед. До конца 2024 г. также предполагается увеличить парк техники на природном газе не менее чем на 40 000 ед. Выступавшая подчеркнула, что стоимость газа в Китае составляет 50% от стоимости бензина.
Однако метановые заправки «Газпрома», по словам председателя совета директоров компании В. Зубкова, загружены лишь на 34% и приносят «Газпрому» убыток в 3 млрд руб. ежегодно.
![](/article/28427-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-perspektivy-alternativnyh-vidov-topliva-i-tehnologiy-dlya-avtotransporta/02.jpg)
Д. Корниенко, генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо», объявив о 35 новых объектах, обратил внимание на газомоторные рейсовые автобусы, заметив, что пробег московских электробусов составляет только 60 км на одном заряде, в то время как газовый имеет пробег 300 км. Он отметил «трассовую» стратегию своей компании, реализация которой позволила обеспечить газовому транспорту движение по магистрали М-4.
Представитель компании «Автотор» отметил отсутствие льгот для покупающих газомоторную технику. Д. Корненко сообщил ему, что «Газпром газомоторное топливо» при покупке такой техники дарит заправочную карту на сумму 75 тыс. руб.
![](/article/28427-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-perspektivy-alternativnyh-vidov-topliva-i-tehnologiy-dlya-avtotransporta/03.jpg)
Электротранспорт
Кроме того, Китай является лидером по вводу и производству электрического транспорта. В 2022 г. доля электромобилей на мировом рынке легковых автомобилей составила 14%, а в Евросоюзе и Китае превысила 20%. В будущем ожидается существенное усиление этой тенденции несмотря на то, что электромобиль ограничен количеством зарядных станций, а также длительностью зарядки. Эксплуатация в холодном климате также вызывает трудности.
А.В. Колесникова, заместитель директора Департамента секторов экономики Минэкономразвития РФ, отметила актуальность электротранспорта и тренд на отказ от ДВС, а также необходимость механизма господдержки. В РФ такая политика началась в 2021 г. С тех пор парк электромобилей удвоился. Число регистраций возросло с 25 до 400 в неделю.
![](/article/28427-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-perspektivy-alternativnyh-vidov-topliva-i-tehnologiy-dlya-avtotransporta/06.jpg)
В настоящее время реализуется программа по созданию быстрых зарядных станций мощностью 150 кВт. После запуска госпрограммы поддержки количество электрозарядных станций (ЭЗС) увеличилось в два раза. Только за 2022 г. были построены 439 станций для быстрой зарядки электромобилей в 12 пилотных регионах страны. Год назад в РФ насчитывалось 4367 точек заряда, из которых 3679 – точки медленной и 688 – быстрой зарядки. Количество пользователей достигло почти 20 тыс. До конца года, по словам выступавшей, в 35 регионах будет свыше 690 быстрых ЭЗС, общее количество станций достигнет 4500.
Выступавшие в дискуссии отмечали, что ключевым вопросом при создании ЭЗС является стоимость технологического подключения, которая сильно варьируется. Для обеспечения окупаемости станций их операторы выступают за электрические такси, о легком коммерческом транспорте (LCV), правда, не говорилось. Видимо, еще не знают. Здесь стоит отметить возможную аналогию с метановыми заправками «Газпрома».
![](/article/28427-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-perspektivy-alternativnyh-vidov-topliva-i-tehnologiy-dlya-avtotransporta/07.jpg)
Семён Корнилов, главный конструктор энергетических систем ПАО «КАМАЗ», объявил, что корпорация в настоящее время работает над созданием автомобиля на топливных элементах с использованием водородного электрохимического генератора одной «дружественной» страны. Про то, что в Китае уже существуют заправки водородом, он заметил немного раньше.
Татьяна Редько, директор по взаимодействию с государственными органами и корпоративным связям АО МАЗ «Москвич», в ответ на прозвучавшее замечание, что современный «Москвич» отличается от китайского автомобиля только эмблемами (эмблемы тоже сделаны в КНР), ответила, что ни одна фирма не производит автомобиль из собственных комплектующих, не упомянув о комплектующих, сделанных в одной стране. Она сообщила о планах перехода на сборку СКД в следующем году и о проекте на Сахалине.
![](/article/28427-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-perspektivy-alternativnyh-vidov-topliva-i-tehnologiy-dlya-avtotransporta/05.jpg)
Дискуссия подчеркнула необходимость подобного рода конференций по развитию и обсуждению альтернативных видов топлива и технологий для автотранспорта.