CTT Expo 2023: возвращение к прежним кондициям
Люди и цифры
Начать стоит с небывалой за последний десяток лет площади экспозиции: три выставки заняли в сумме более 100 000 м2, на которых выставлялись 1268 экспонентов из 14 стран и которые посетили 62 269 посетителей из 56 стран. Строительная выставка заняла большую часть общей территории – 70 893 м2. Участвовали в строительной части 920 экспонентов из 12 стран мира, в том числе 304 из РФ и стран СНГ и 616 из стран дальнего зарубежья. Были развернуты два национальных павильона – китайский и турецкий. Посетителей насчитали 59 469 человек.
От цифр перейдем к субъективным оценкам. Выставка, действительно, огромна, такой не было очень давно. Злые языки могут утверждать, что площади приросли за счет компонентов и коммерческого транспорта, и отчасти это утверждение справедливо, но лишь отчасти, так как и компоненты, и коммерческий транспорт всегда присутствовали на СТТ, причем примерно в таком же объеме.
Выставка осталась международной, поменялась направленность международности, и даже закрадывается мысль, что уход западных партнеров послужил мощным стимулом к росту выставочных площадей.
Второе субъективное впечатление – это воссоединение выставок СТТ и «КомТранс», разошедшихся в далеком 2005 г. За эти годы менялись названия выставок, менялись их владельцы, но концептуально они оставались неизменными. Прекрасно, что всё вернулось на круги своя в наиболее разумный и экономичный формат.
Третье впечатление: китайская продукция везде. Свято место пусто не бывает – китайские производители техники и комплектующих занимают рыночное пространство, внезапно освобожденное партнерами легкого поведения.
Отдельной темой выставки стали габаритные гусеничные экскаваторы класса 22 т, представленные компаниями ООО «Строительно-дорожные машины», «Люгонг Машинери Рус».
Машиностроение КНР значительно продвинулось, и если раньше оно было известно своими фронтальными погрузчиками, то в 2022–2023 гг. поставило гусеничных экскаваторов в неменьших количествах. Дальше – больше, китайские компании выходят на рынок горной техники с легкими карьерными самосвалами грузоподъемностью 35–65 т. На выставку привезли такие самосвалы четырех брендов: LGMG, SANY, Weichai и Tonly. Рынок горной техники сложен и требователен, но очевидно желание китайских партнеров постепенно его освоить.
Справедливо и то утверждение, что китайская продукция пока не везде. Еще остаются сегменты экскаваторов-погрузчиков, колесных экскаваторов, автокранов, автогидроподъемников, автобетоносмесителей, в которых можно побороться.
Землеройная и строительная техника
ООО «Строительно-дорожные машины», выпускающее технику под брендом UMG, представило в экспозиции обновленную линейку строительно-дорожной техники. Впервые демонстрировались гусеничный экскаватор UMG Е225NC, фронтальный погрузчик UMG WL50 и автогрейдер UMG АГ-180.
Гусеничный экскаватор UMG Е225NC не имеет аналогов на российском рынке и, как утверждается, занимает лидирующие позиции в классе по своему функционалу. Экскаватор укомплектован улучшенной кабиной и двигателем ЯМЗ 530-й серии с электронным управлением. Полностью обновлена гидросистема экскаватора, обеспечивающая увеличение экономичности работы. Кроме стандартной рукояти 2920 мм предлагаются опции длиной 2000, 2400, 3500 мм. Имеется «габаритная» версия экскаватора с «узким» гусеничным ходом шириной 2,5 м, что позволяет перевозить ее по дорогам общего пользования без специальных разрешений.
UMG Е225NC стал победителем конкурса «Инновации в строительной технике в России – 2023» в номинации «Лучший экскаватор».
Универсальный фронтальный погрузчик UMG WL50 массой 17,7 т грузоподъемностью 5 т с увеличенной колесной базой 3250 мм и вместимостью ковша 3 м3. В кабине оператору обеспечивается большой угол обзора, чему способствуют стеклоочистители на переднем и заднем окнах. В базовой комплектации кондиционер, отопитель и салонный фильтр. Положение рулевой колонки регулируется. Имеются функции «плавающее положение ковша» и «ограничение высоты выгрузки». Погрузчик оснащается двигателем Weichai мощностью 162 кВт с первичным воздушным фильтром (циклон) и топливным фильтром-сепаратором. Коробка передач планетарная с ГДТ, с переключением под нагрузкой, колесная формула машины 4х4.
Автогрейдер UMG АГ-180 среднего класса эксплуатационной массой 15,9 т может эксплуатироваться в диапазоне температур от –40 до +40 °С. В базовой комплектации электроподогрев зеркал заднего вида. Оснащается дизельным двигателем ЯМЗ мощностью 132 кВт, механической КП и неполноприводной трансмиссией.
По заказу машина может комплектоваться системой автоматического нивелирования (2D и 3D), автоматической централизованной системой смазки, камерой заднего вида и подогревом топливного фильтра.
В этом году компания начинает наращивать объемы выпуска принципиально новой и качественной продукции. Полным ходом идет модернизация производственных мощностей. Предусмотрено открытие новых заводских корпусов. Общий рост производства и продаж планируется до 40%.
Главным экспонатом на стенде ООО «ЧЕТРА» стал новый мини-погрузчик с бортовым поворотом ЧЕТРА МКСМ 1600М в комплектации «Премиум».
На сегодня это единственный российский мини-погрузчик грузоподъемностью 1600 кг. Высота выгрузки составляет 3825 мм, емкость ковша 0,8 м3, на машине установлен двигатель Минского моторного завода мощностью 107 л.с.
Главная особенность и преимущество комплектации «Премиум» – новая конструкция стрелы с вертикальной траекторией подъема ковша. Благодаря этому высота выгрузки увеличилась на 600 мм, а грузоподъемность увеличилась на 20%. Также погрузчики в комплектации «Премиум» имеют улучшенное оснащение и более высокую производительность.
Среди прочих особенностей этой модели стоит отметить: гидравлические джойстики управления движением погрузчика и работой навесного оборудования; бесключевой запуск двигателя кнопкой старт/ стоп; отделка кабины мягким пластиком, обеспечивающим хорошую шумо- и виброизоляцию; эргономичное сиденье оператора с регулировкой по росту и массе оператора; светодиодные световые приборы, включая дорожные фары и фонари рабочего освещения. Погрузчик оснащен высокопроизводительной дополнительной гидролинией с расходом потока 123 л/мин. Она позволяет устанавливать на машину более мощное навесное оборудование, такое как мульчер, дорожная фреза, буровая установка. В стандартной комплектации мини-погрузчика цифровая приборная панель, камера заднего вида с монитором, встроенным в зеркало заднего вида в кабине, кондиционер, предпусковой подогреватель двигателя, зуммер заднего хода и магнитола с динамиками.
Александр Васильев, директор по продажам коммунальной техники ООО «ЧЕТРА», рассказал: «В течение 2023 года новая модель пройдет все необходимые эксплуатационные, сертификационные испытания. Начать серийный выпуск машины мы планируем в первом квартале 2024 года».
Также на стенде присутствовал еще один мини-погрузчик из новой серии М в линейке коммунальной техники ЧЕТРА, разработанной в рамках программы импортозамещения: МКСМ 1000М в комплектации «Премиум».
Гости стенда могли ознакомиться с конструкцией погрузчиков и посидеть в их кабинах. На многочисленные вопросы посетителей отвечали специалисты компании «ЧЕТРА» и главный конструктор завода-производителя «Промтрактор».
На стенде Машиностроительной группы «КРАНЭКС», г. Иваново, демонстрировали экскаваторы новой 10-й серии массой от 21,8 до 51 т. Представители компании отметили ряд преимуществ новых машин.
Техника специально создана для климатических и прочих условий эксплуатации в нашей стране: работает при температурах воздуха от –40 до +40 °С. Металлы, используемые в конструкции, адаптированы к работе в таких условиях, в то время как большинство импортных машин и металлы в их конструкции рассчитаны на работу при температурах до –30 °С или даже до –20 °С.
КРАНЭКС старается максимально использовать российские комплектующие. Механики хорошо знают продукцию КРАНЭКС, это тоже немалое преимущество. Компоненты, которые не выпускают в России – двигатели для экскаваторов массой свыше 30 т, а также узлы гидросистем, используются китайского производства либо собранные в России и Белоруссии, что гарантирует постоянную доступность запчастей для клиентов.
На данный момент новая серия экскаваторов пока не получила подтверждения по Постановлению № 719 «О подтверждении производства… на территории РФ» (для участия в госзакупках). Но скоро такое подтверждение для машин массой до 30 т будет получено. На следующий год планируется получить подтверждение на более тяжелые машины.
У КРАНЭКС развернута собственная сервисная сеть с тремя базовыми пунктами: Центральный сервисный центр (в Иваново), а также в Екатеринбурге и Томске. Из этих центров охватываются регионы, куда поставляются экскаваторы КРАНЭКС. Запчасти также держат на центральных складах в наличии и оперативно поставляются клиентам в сроки от одного дня до недели в зависимости от региона. У дилеров имеются склады с наиболее востребованными запчастями и расходными материалами. Чтобы гарантировать клиентам поставку качественных смазочных материалов, компания работает только с проверенными крупными поставщиками. Приобретаются и южнокорейские, и китайские масла проверенного высокого качества.
Сроки поставки техники: от немедленной со склада (в наличии имеется почти вся техника) и до двух месяцев. Ценовая категория экскаваторов КРАНЭКС – это примерно между бюджетной продукцией из Китая и Южной Кореи, довольно близко к уровню цен экскаваторов SANY, XCMG и т.п.
«Чебоксарский завод силовых агрегатов» 20 лет копил компетенции для производства компонентов, которые в стране больше никто не производит, – мостов, в том числе для брянских автогрейдеров, тандемных мостов для челябинских автогрейдеров, для Петербургского тракторного завода, управляемых мостов для собственных вилочных погрузчиков. Сейчас завод занимается освоением ведущего моста для своих вилочных погрузчиков. Также традиционное направление производства – катки и другие элементы для гусеничных ходовых систем, в том числе для бульдозеров «ЧЕТРА».
Но самая важная тема – производство вилочных погрузчиков под брендом «СИЛАНТ» («Сила Наших Технологий»). По известным причинам спрос на доступную технику, в том числе отечественную складскую, вырос в полтора раза, и предприятие планирует запустить новый производственный цех и увеличить выпуск вилочных погрузчиков, коммунальной техники и мостов. На сегодня «ЧЗСА» – единственный полностью локализованный производитель вилочных погрузчиков от 1,5 до 5 т грузоподъемностью и может участвовать в торгах по ФЗ № 44.
«ЧЗСА» установила рекорд России на «Самую высокую пирамиду из вилочных погрузчиков» – 7,37 м – с использованием двух погрузчиков, что было продемонстрировано на выставке.
Также завод представил грузовик «СИЛАНТ» 4х4 для бездорожья, который позиционируют как аналог немецкого Unimog. Вездеходы «СИЛАНТ» разработаны с расширенной функциональностью, грузоподъемностью от 3 до 8 т и могут использоваться в различных отраслях в качестве силового модуля для надстроек и навесок самого различного назначения. Вездеход на 100% импортозамещен.
Компания «Русбизнесавто» традиционно представляла технику бренда SDLG, который ныне существует в двух брендах: LGCE и LGMG. Прежде всего следует отметить карьерные экскаваторы LGMG CMT60A и CMT96 грузоподъемностью 35 и 65 т. Самосвал CMT60A с колесной формулой 6х6 оснащен двигателем Weichai мощностью 338 кВт, агрегатированным с АКП Fast Gear FC6A210, скальным кузовом объемом 26 м3 с удлиненным защитным козырьком, камневыталкивателями и подогревом. Кузов поднимается с помощью механизма DeepKaler (Германия). Также доступны другие исполнения и комплектации кузова.
Неполноприводный самосвал CMT96 6х4 оснащен двигателем Weichai мощностью 390 кВт и АКП той же серии FC6A250. На машину устанавливают скальный кузов объемом 33 м3 либо универсальный объемом 38 м3.
Для российского рынка самосвалы комплектуют утепленной кабиной и системами подогрева.
В этом году на стенде компании «Люгонг Машинери Рус» представляли 35 единиц техники, из которых 16 заявили новинками.
Экскаватор LiuGong 923FN – новинка F-серии экскаваторов, специально спроектированная для российского рынка габаритная машина массой 23 т с ковшом 1 м3, которая не требует спецразрешения для перевозки по дорогам общего пользования. Управление рабочим оборудованием электрогидравлическое. В кабине установлен сенсорный монитор, с помощью которого оператор может задавать режим мощности двигателя.
После ухода с российского рынка ряда западных компаний образовался дефицит асфальтоукладчиков. Поэтому LiuGong продемонстрировала новинку: гусеничный асфальтоукладчик магистрального типа LiuGong 509E для укладки дорожного полотна шириной 3000–9000 мм. Энергоэффективный силовой блок асфальтоукладчика с режимом Eco позволяет сократить потребление топлива на 12%. Машина укомплектована гидравлической раздвижной плитой с электрообогревом.
Самосвал LiuGong DR50C – новинка, имеет грузоподъемность 45 т и кузов геометрической емкостью 21 м3. Предназначен для работ в глубоких карьерах: может преодолевать уклоны технологических дорог до 34,3%. Рама усилена литыми компонентами. Стандартное исполнение включает автоматическую КП Allison. Мосты усиленные, подвеска независимая.
40-тонный бульдозер LiuGong LD36D самый тяжелый в линейке новейшего поколения. Кабина существенно улучшена: все управление движением осуществляется одним рычагом, снизился уровень шума, имеется система климат-контроля, подрессоренное сиденье с подогревом и жидкокристаллический дисплей управления. Дополнительно может быть установлена камера заднего вида, стеклоочистители дверей. Изменена конструкция ходовых тележек: теперь толчки и удары при движении не передаются на бортовые редукторы.
Новый продукт для строительной отрасли – 25-тонный автокран LTC 250T5 со стрелой длиной 43 м и максимальной высотой подъема 52,7 м. Пятисекционная стрела U-образного профиля выполнена из высокопрочной стали. Опорный контур увеличен для повышения устойчивости до 6,42 и 5,5 м, что на 5–10% больше, чем у аналогичных машин.
Фронтальный погрузчик LiuGong CLG8128H победил в конкурсе «Инновации в строительной технике» в номинации «Фронтальный погрузчик года».
В ближайшие два года компания LiuGong планирует занять одну из лидирующих позиций на российском рынке спецтехники за счет расширения модельного ряда во всех его сегментах.
На стенде компании «ТехМашЮнит» был представлен полноприводный 3-осный карьерный самосвал Tonly TL859 A грузоподъемностью 40 т, который успешно эксплуатируют совместно или вместо шарнирно-сочлененных самосвалов. Как и у шарнирно-сочлененных, у самосвала Tonly TL859 A односкатная ошиновка всех колес спецшинами размером R25.
Отличительная особенность самосвалов Tonly, которая позволяет им выдерживать бездорожье, это так называемая гибкая рама, представляющая собой нечто среднее между жесткорамными и сочлененными самосвалами: передний и задний сегменты рамы соединены высокопрочной гибкой конструкцией. Благодаря конструкции рамы и подвески при движении по неровностям обеспечивается надежное сцепление колес с поверхностью дороги.
Самосвалы TL859 А оснащают двигателем Weichai мощностью 338 кВт, агрегатированным с АКП Xi’an FC FC6A250DPRT. Предусмотрены различные исполнения и комплектации самосвальных кузовов объемом 22–25 м3. В стандартную комплектацию самосвала также входят: предпусковой подогреватель двигателя, кузов для вскрышных пород емкостью 24 м3, камера заднего вида.
Карьерный самосвал Weichai WT95 грузоподъемностью 63 т можно было посмотреть на стенде компании «СтройИмпортТехника». Самосвал с колесной формулой 6х4 и двускатной ошиновкой задних осей спецшинами размером R25 оснащен двигателем Weichai мощностью 390 кВт, АКП Fast FC6A250DPRT, мостами Handle и гидросистемой подъема кузова Hyva. Объем кузова в зависимости от исполнения – 38–42 м3 – универсальный, скальный, угольный. В стандартное оборудование входит кондиционер кабины, в качестве дополнительного оборудования доступны централизованная система смазки, футеровка кузова, аварийная система рулевого управления, северный пакет.
Грузоподъемная техника
«Галичский автокрановый завод» привез на выставку концептуальную новинку – автокран КС-55721-1В-1 «Комсомолец» грузоподъемностью 35 т на шасси КАМАЗ-6540 8х4. Кран отличается самой длинной в своем классе стрелой – 41 м. Пятисекционная стрела овалоидного сечения.
«Комсомолец» продолжает инновационное направление, заданное «Пионером», но направлен на конкуренцию не с российскими, а с китайскими кранами. По характеристикам «Комсомолец» не уступает китайским кранам, при этом соответствует требованиям российского законодательства: в габаритах 12 м соответствует всем нормативным нагрузкам и имеет возможность передвигаться по дорогам общего пользования – то, чего «китайцы» не могут. А главная изюминка этого крана – длинная стрела. Опорный контур увеличен по сравнению с «Пионером» и составляет 5,5х6,4 м.
«Комсомолец» – это современный кран с комфортабельной кабиной со сдвижной дверью, кондиционером, аудиосистемой и системой удаленного мониторинга. Впервые в России применен световой сигнализатор-«светофор» для безопасности людей вокруг крана.
«Клинцовский крановый завод» представил автокран грузоподъемностью 55 т – КС-65713-1К-5В на шасси КАМАЗ-65201 8х4. Кран оснащен 4-секционной стрелой длиной 36,3 м овалоидного сечения. Управление крановыми операциями упрощенное, но по заказу кран укомплектуют джойстиковым управлением, подъемной кабиной, рабочей платформой, большим набором противовесов, гуськом, северными, южными опциями. Изюминки крана – самая длинная 4-секционная стрела и самый большой опорный контур в данном сегменте.
Следующая машина – коленчато-телескопический автогидроподъемник АГП-45-5К с высотой подъема 45 м на шасси КАМАЗ-43118, который стал продолжением 36-метрового АГП-36. У 45-метровой модели 4-секционная телескопическая стрела и телескопическое поворотное колено. Опорный контур 5,7х6,15 м полностью использует возможности шасси без запаса. АГП-45-5К запущен в серию, и его поставки зависят исключительно от доступности шасси. Как вы знаете, сегодня производители надстроек испытывают дефицит вездеходных шасси, на которые повышенный спрос. Даже для госконтрактов шасси приходят с опозданием в 2–3 месяца.
Также возник дефицит краноманипуляторных установок, и Клинцовский завод принял решение перевести свои КМУ военного назначения на гражданское использование. Гражданская линейка включает КМУ Z-образного сложения с грузовым моментом 3, 8, 10, 12,5, 25 и 32 тм, которые несколько отличаются комплектацией от военных.
«Камышинский крановый завод» выпускает автокраны грузоподъемностью 35 и 32 т по технической документации Клинцовского завода, а также унаследованные от прежних владельцев 40-тонные краны.
На выставке представлен кран КС-557729-5К-31 г/п 32 т на шасси КАМАЗ-43118 с отметкой «100-й кран» на ветровом стекле. Камышинский завод – полного цикла и сам выпускает стрелы для своих кранов, в том числе овоидного сечения. Кран комплектуют гуськом и дополнительной лебедкой. В штатную комплектацию входит система видеонаблюдения с камерой на лебедке для контроля намотки грузового каната, камерой на оголовке стрелы и монитором в кабине крановщика. Для удобства выставления на опоры управление выведено на оба борта.
В штатном исполнении кран оборудован полуторатонным противовесом, но для достижения полного функционала опций рекомендуют приобрести возимый отдельно дополнительный противовес весом 4,5 т.
Камышинский завод монтирует крановые установки на шасси КАМАЗ, УРАЛ и в перспективе на FAW. Выходят на сертификацию тягово-сцепного устройства для прицепа.
Компания «ТЕХИНКОМ» с 2020 г. является официальным дистрибьютором краноманипуляторных установок HANGIL (Южная Корея) на территории РФ. В линейке HANGIL есть КМУ грузоподъемностью 3, 5, 7,5 и 8 т, но наиболее востребованы самые мощные КМУ.
Новинка – 12-тонный кран HANGIL – пользуется большой популярностью на нашем рынке благодаря сегодняшнему строительному буму. Этот кран позволяет загружать и перевозить стройматериалы, не привлекая другой техники, и управлять им может водитель грузовика. Грузовой момент крана составляет 36 тм, вылет 5-секционной стрелы гексагонального профиля – 20,7 м, рабочая высота – 23,5 м. Угол наклона стрелы – от –7 до 80°. КМУ может поворачиваться на 360°. Шасси оснащается передними и задними аутригерами. КМУ снабжена охладителем рабочей жидкости.
Преимуществами этих кранов являются выносливость, ремонтопригодность в полевых условиях, хорошее качество. Положительных отзывов от клиентов уже много. Тем не менее «ТЕХИНКОМ» постоянно дорабатывает конструкцию КМУ по просьбам клиентов в сотрудничестве с компанией HANGIL.
«ТЕХИНКОМ» может поставлять КМУ грузоподъемностью 12–15 т и мог бы поставлять российским потребителям и более мощные КМУ, но, к сожалению, на рынке для них нет достаточно мощных шасси: европейские производители ушли, южнокорейские тоже, а шасси китайских поставщиков компания пока только изучает.
КМУ полностью изготавливают в Южной Корее, а на шасси монтируют в Набережных Челнах. В северных регионах клиенты часто предпочитают КМУ на полноприводных шасси. «ТЕХИНКОМ» предлагает также КМУ с доработкой автомобиля до автогидроподъемника (АГП) для работы с электрооборудованием, со всеми документами для регистрации в РОСТЕХНАДЗОРЕ.
«ТЕХИНКОМ» в полной мере обеспечивает клиентов гарантийным и постгарантийным обслуживанием. В Подольске Московской области размещен торгово-сервисный комплекс «ТЕХИНКОМ», есть многочисленные сервисные центры в Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Чебоксарах и т.д. Компания развивает дилерскую сеть, стремится максимально продвинуться за Урал.
Говоря о ситуации на рынке КМУ, представители компании «ТЕХИНКОМ» отметили, что сейчас заходит много китайских производителей, но клиентам они пока мало знакомы, а корейскую технику потребители хорошо знают, зарекомендовала она себя хорошо.
Компания «ТЕХИНКОМ» старается держать цены на КМУ в доступном для потребителей диапазоне. К сожалению, сделать это непросто, так как общий уровень цен за последние пять лет существенно поднялся.
Компания «ПАЛФИНГЕР» на этот раз представляла свою продукцию на стендах партнеров.
В частности, модернизированная версия популярного тросового крана-манипулятора ИНМАН ИТ 150 демонстрировалась сразу на двух стендах: компания ООО «САС» смонтировала его на УРАЛ, и на стенде самого производителя шасси – АЗ «УРАЛ» также демонстрировалась КМУ этой модели. ИНМАН ИТ 150 обладает увеличенной до 7,05 т грузоподъемностью, новым постом управления, эргономичными рычагами управления опорами, новой опцией ручного поворота опор с пневмоцилиндром, а также 19-метровым вылетом стрелы. Грузовой момент составляет 15 тм, максимальная высота подъема и опускания равна 19,5 м.
Кроме того, на уличном стенде компании КАМАЗ был представлен ломовоз производства ООО «КРАН Центр КАМАЗ» с гидроманипулятором ВЕЛМАШ ВМ10-74М, оснащенным металловозным грейфером. Грузовой момент КМУ составляет 10 тм, максимальный вылет стрелы 7,4 м, грузоподъемность максимальная 3,1 т на вылете 3 м. Данная модель КМУ может быть изготовлена в различных вариантах: верхнее или нижнее управление, дополнительные опоры и дополнительное оборудование.
Посетители выставки высоко оценили КМУ «ПАЛФИНГЕР»: партнеры компании «ПАЛФИНГЕР» прямо на выставке заключили целый ряд договоров на поставку техники.