Правила зимней жизни

Как предотвратить неисправности строительной техники зимой?

Рекомендации от специалистов по обслуживанию дорожно-строительной техники помогут вам обеспечить ее бесперебойную работу и безопасность работников в период зимних холодов.

Бòльшая часть территории нашей страны отличается довольно холодным климатом, и дорожно-строительную технику необходимо специально готовить к работе в зимний период, чтобы она бесперебойно и безопасно работала зимой. Это важный и всеобъемлющий процесс, включающий в себя подготовку машины к воздействию низких температур, к работе на снегу и в гололед. Процесс подготовки к зиме состоит из нескольких групп работ: профилактическое сезонное техническое обслуживание, которое выполняется перед наступлением зимнего сезона, и сервисные работы, которые производятся непосредственно в зимний период.

Постарайтесь предусмотреть всё заранее!

Готовность к зиме начинается с тщательной подготовки осенью. Доставка машины в сервисный центр для профилактического техобслуживания кому-то из владельцев техники может показаться напрасной тратой дорогого рабочего времени. Тем не менее это единственный способ уменьшить риск дорогостоящего простоя машины зимой и, что еще более важно, уменьшить риск аварии и ранения оператора.

Смазочные материалы. В зависимости от климата в конкретном регионе при сезонном обслуживании в машине может производиться замена консистентной смазки и масел на зимние сорта. В этом случае рекомендуется не экономить на смазочных материалах и приобретать не самые дешевые, а качественные современные продукты у проверенных поставщиков. Если климат вашего региона позволяет, можно использовать всесезонные масла, вязкость которых изменяется незначительно в широком диапазоне температур окружающего воздуха. Например, после пуска холодного двигателя система смазки будет заполняться всесезонным моторным маслом в течение 1–2 сек. А если используется синтетическое масло, система смазки заполняется практически мгновенно.

Топливо. Чтобы не сливать из бака большое количество летнего дизтоплива, в него можно добавить специальные депрессорные «зимние» присадки, препятствующие образованию сгустков парафина. Парафин может очень быстро заблокировать все фильтры, и подача топлива в двигатель прекратится. Подчеркнем, что депрессорные присадки уже имеются в составе «зимних» сортов дизтоплива.

Некоторые специалисты отрицательно относятся к идее самостоятельной добавки в топливо депрессорных присадок и антигелей. Они стоят недешево, работают при не очень низких температурах и в долгосрочной перспективе могут нарушить работу узлов двигателя. Так что данный метод можно рекомендовать как разовую акцию в экстремальной ситуации, а не постоянный способ.

Замена фильтров при сезонном техобслуживании

Фильтры. Перед наступлением зимнего периода рекомендуется заменить элементы фильтров. При этом не забываем про фильтрующие элементы системы вентиляции картера и сапунов картеров трансмиссии и мостов, если таковые фильтры в сапунах имеются.

Электрооборудование. При сезонном предзимнем обслуживании необходимо тщательно проверить все компоненты электрооборудования: нет ли окислившихся ослабших контактов, оголившихся надломленных проводов, порванных резиновых чехлов, защищающих разъемы электропроводки, и т.п.

Нужно проверить степень заряженности аккумуляторной батареи и при необходимости зарядить до 100%. Плотность электролита в батарее по окончании заряда и уровень зарядного напряжения должны соответствовать цифрам, указанным в инструкции по эксплуатации машины или аккумулятора.

Перед началом зимнего сезона следует обязательно проверить состояние генератора и его способность заряжать АКБ. «Массовый» провод от аккумуляторной батареи полезно дополнительно подсоединить напрямую к двигателю с целью уменьшения потерь напряжения при пуске двигателя, поскольку дополнительные сопротивления в соединениях от клеммы на корпус и с корпуса на двигатель и стартер приводят к снижению пускового тока, то есть к потере мощности, потребляемой от АКБ.

Шины. Для работы в зимний период колесную дорожно-строительную технику необходимо укомплектовать зимними шинами. Зимние шины предназначены для работы при низких температурах, в снег, гололед, при оттепелях в снежно-водяной каше. В этих условиях рисунок протектора зимних шин обеспечивает более надежное сцепление с поверхностью по сравнению с летними шинами. Для изготовления зимних шин используется резина специального состава, которая и в мороз сохраняет эластичность.

 

Сложно предусмотреть заранее, в каких условиях придется работать дорожно-строительной технике зимой, поэтому всегда нужно готовить ее к работе в самых неблагоприятных и тяжелых условиях.

Сравните затраты

Сравните затраты на техническое обслуживание с затратами, которые могут возникнуть из-за отсутствия технического обслуживания. Остановка оборудования на пару дней – это непростое дело для владельца. Простой обойдется дорого и к тому же еще затруднит работу другой техники и людей на строительном объекте, вызовет отставание от графика работ и прочие неприятные последствия. Например, если транспортировка выполняется по зимнику, вы можете не успеть до оттепели выполнить работу и перевезти необходимое количество грузов.

Если вы работаете «на краю света» и попадаете в ситуацию, когда машина не заводится, если выясняется, что летнее масло не хочет течь и его невозможно ни разогреть, ни заменить, а ближайший сервисный центр находится в 900 километрах и поездка туда может стоить сотни тысяч рублей, простой техники будет очень неприятен и разорителен. А если бы вы вовремя заехали с машиной на сезонное техобслуживание в сервисный центр, там бы слили и заменили все масла на зимние, добавили зимнюю присадку к топливу и сделали бы все прочие необходимые работы за небольшую часть той суммы, которую вы потеряете теперь.

Сезонное превентивное техобслуживание в сервисном центре

Неисправности оборудования могут привести к опасным авариям, при которых пострадают люди

Неправильно обслуживаемое оборудование может неожиданно выйти из строя, при авариях могут пострадать люди, что особенно опасно, если несчастье происходит в отдаленном районе, где прибытия медицинской помощи можно ждать долго.

Из опыта известно, что отказы дорожно-строительной техники в зимнее время часто бывают связаны с неисправностями системы топливоподачи (питания). Если система питания не обслуживалась должным образом и не отрегулирована, неисправность может привести к остановке машины, либо электронная система управления ограничит работу двигателя, оставив лишь режим холостого хода. Таким образом, оператор может застрять где-то вдали от «цивилизации» в неподвижной машине, в которой еще и отключится отопитель кабины.

И вот еще один момент, о котором люди часто не задумываются. Если одна машина встанет в каком-то неудобном месте на обледенелой дороге, она может перекрыть движение для всей остальной техники. Поэтому при превентивном сезонном обслуживании всю технику нужно готовить так, чтобы она могла надежно работать при любой отрицательной температуре.

Обслуживание в процессе зимней эксплуатации

Сказать по правде, у владельца дорожно-строительного оборудования возникает большой соблазн отложить или проигнорировать «дорогое удовольствие» – профилактическое сезонное обслуживание, когда на это оборудование имеется множество заказов и владелец изо всех сил пытается ни упустить ни один из них и уложиться в оговоренные сроки выполнения работ.

Преимущества, как правило, менее заметны, поскольку эффект сезонного обслуживания проявляется постепенно, с течением времени – по мере того, как зимний сезон проходит с меньшими затратами рабочего времени на незапланированные простои, с меньшим количеством аварий при работе и по мере того, как обеспечивается более продолжительный общий срок службы оборудования, финансовые выгоды от профилактического обслуживания становятся очевидными.

Однако наиболее важными преимуществами являются уверенность операторов в надежной работе хорошо обслуживаемого и правильно эксплуатируемого оборудования, их спокойная работа с более высокой производительностью.

Экскаватор вышел из строя зимой

Это особенно верно в отношении оборудования, работающего в регионах с холодным климатом, где вероятность отказа техники и его последствий возрастает. Сильный мороз может существенно затруднить рытье грунта и создать большие нагрузки на компоненты машины. Поэтому для безотказной работы оборудования важно и свое­временное проведение планового технического обслуживания в сервисном центре, и регулярные осмотры во время эксплуатации, и выполнение всех рекомендованных производителем сервисных работ, в том числе соблюдение операторами надлежащего порядка запуска и прогрева машины в холодную погоду.

Гидросистема. Тратить дополнительное время на постепенный прогрев систем машины после запуска в холодную погоду может показаться неудобным, когда требуется скорее завершить работу. Некоторые операторы и владельцы техники просто поворачивают ключ зажигания и выводят холодную машину на полную мощность. Однако только выполнение рекомендованного производителем машины порядка прогрева гарантирует, что все системы экскаватора, автокрана или другой техники будут работать надежно.

При умеренных температурах окружающего воздуха рукава высокого давления и уплотнения гидросистемы эластичны, но в очень холодную погоду резина, из которой они изготовлены, может стать хрупкой. Если попытаться сразу заставить холодную гидросистему работать на полную мощность, в гидравлических шлангах и уплотнениях могут появиться трещины и разрывы.

В гидроприводах дорожно-строительных машин содержится большой объем масла, которое нужно прогреть, прежде чем включать привод на полную мощность. Все специалисты рекомендуют дать машине некоторое время для прогрева гидросистемы.

Поэтому, после того, как двигатель немного прогреется на холостом ходу, оператор должен начинать потихоньку двигать рабочим оборудованием экскаватора, чтобы прогреть гидросистему. Когда указатели температуры на панели приборов в кабине покажут, что системы прогрелись до нормальных значений, можно начинать работать на полной мощности.

Длительность прогрева зависит от температуры окружающего воздуха и объема гидросистемы машины. К тому же длительная работа двигателя машины на холостом ходу также нежелательна. Поэтому некое усредненное время прогрева гидросистемы машины усредненного типоразмера при усредненной отрицательной температуре окружающего воздуха составляет приблизительно 10–20 минут после запуска двигателя, при этом нужно осторожно подвигать рабочим оборудованием для разогрева масла и затем приступать к работе. Однако для тяжелой машины при сильных морозах время прогрева гидравлической системы, которая качает масло по замкнутому кругу без контакта с двигателем, может занимать около часа.

Еженедельно или чаще осматривайте все резиновые детали экскаватора, особенно РВД гидросистемы, которые наиболее чувствительны к негативным погодным воздействиям зимой. Срок службы гидравлических РВД обычно составляет 7000–9000 моточасов, но под влиянием низких температур резина досрочно может стать жесткой и хрупкой. Следует немедленно заменить РВД, в которых обнаружатся трещины или потертости, так как они могут лопнуть в ближайшее время, не выдержав давления горячей гидравлической жидкости. Если рукав лопнет, сотни литров гидравлической жидкости вытекут на землю в течение нескольких секунд. Придется потратиться не только на ремонт и очистку земли от пролитой жидкости, но и, возможно, заплатить штраф за загрязнение окружающей среды.

Штоки гидроцилиндров – это еще одни компоненты дорожно-строительных машин, на которые необходимо обращать повышенное внимание при ежедневных осмотрах. Частые воздействия снега и льда (а также соляного раствора, если техника регулярно ездит по дорогам общего пользования) могут со временем вызвать коррозию хромового покрытия. Рекомендуется полностью втягивать штоки в гидроцилиндры при каждой возможности, это поможет уменьшить вероятность их повреждения. Регулярная мойка и очистка машин водой под давлением и паром помогают удалять вредные отложения и соли.

Перед началом работы следует удалять снег и лед, скопившиеся в полостях машин, так как они могут затруднять движения стрел и рукоятей. Известны случаи поломки гидроцилиндров из-за того, что полость в стреле машины была заполнена снегом. Оператор не удалил снег из полости и стал двигать стрелу погрузчика. Гидроцилиндр начал давить на снег, в какой-то момент снег перестал сжиматься, и гидроцилиндр сломался. Снег, с виду такой пушистый и мягкий, может сломать мощные стальные детали, если его сильно сжать.

Электрооборудование. Открытые и незаизолированные электрические провода могут сделаться хрупкими и переломиться. Этих проблем можно избежать, если дать машине достаточно времени для прогрева перед работой.

Одной из наиболее вероятных причин того, что двигатель машины не запускается в холод, может быть разряд аккумуляторной батареи. При длительном простое машины на холоде аккумулятор может полностью утратить заряд. При экстремально низких температурах понижается температура электролита батареи, возрастает его вязкость, снижается скорость диффузии в поры активного материала пластин, уменьшается электропроводность, и по этой причине снижается эффективность процесса заряда от генератора при тех же величинах зарядного напряжения. Поэтому емкость аккумулятора может уменьшиться до 50%. А если аккумулятор уже был не полностью заряжен?

Причиной разряда батареи, помимо несоответствующего профилактического обслуживания, может быть слишком много холодных запусков. Если на улице –30 °С и вы запускаете какую-то тяжелую машину, которая не работала в течение нескольких дней, а двигатель этой машины не оснащен предпусковым подогревателем или другим источником тепла, например, подогревателем дизельного топлива или тепловой пушкой, для запуска холодного двигателя потребуется большая мощность, которая будет поглощаться из аккумуляторов.

К тому же генератор экскаватора по причине износа может не выдавать номинального тока нагрузки, и если оператор не проверяет реальную мощность отдачи генератора (что на практике случается довольно часто), АКБ не дополучает заряда еще больше и в результате на морозе может оказаться неспособной запустить холодный двигатель.

Если аккумулятор все же разрядился, то лучше согреть и зарядить его в теплом помещении или найти другой рабочий заряженный аккумулятор на замену. Это безопаснее, чем пытаться запустить стартер двигателя способом «прикуривания» от другой аккумуляторной батареи. Подобные меры могут привести к взрыву разряженного аккумулятора. К тому же у современных дорожно-строительных машин при неправильном подключении проводов в процессе «прикуривания» может выйти из строя электронное оборудование.

Подогреватели. Проблему холодного пуска двигателей дорожно-строительной техники зимой помогают решить пусковые подогреватели, устанавливаемые на всех современных моделях спецтехники. Желательно, чтобы подогреватель обеспечивал подогрев моторного масла и жидкости в системе охлаждения, тогда насосы смогут быстро прокачать их по системам смазки и охлаждения, иначе при холодном пуске износ деталей двигателя будет идти ускоренными темпами. Категорически запрещается оставлять без присмотра включенный пусковой подогреватель. В случае неисправности подогреватель может вызвать пожар или даже взрыв.

Существенно помогает решить проблему с запуском двигателя при низких температурах подогрев топлива. Самым уязвимым местом топливной магистрали является фильтр тонкой очистки, который при низких температурах может быть заблокирован выпавшими из топлива хлопьями парафина. На рынке предлагается множество различных электрических подогревателей топлива: проточных, которые устанавливаются в разрез штатного топливопровода перед фильтрами тонкой очистки; устанавливающиеся на корпус фильтра тонкой очистки в виде диска; накладной обоймы – бандажа или гибкие ленточные – для фильтров и топливопроводов; стержневые – для фильтров-сепараторов различных систем; в форме подогреваемых насадок на штатные топливозаборники или просто подогреваемые топливозаборники.

Недостатком всех этих способов является обязательное условие – наличие электрической сети. Есть подогреватели, питающиеся от аккумулятора машины, но это тоже не очень удобно, т.к. создает дополнительную немалую нагрузку на аккумулятор и генератор.

Отопление кабины. Автономный воздушный отопитель позволит поддерживать в кабине при неработающем двигателе хотя бы минимально приемлемую температуру. Этот агрегат является малозатратным, к тому же он предотвращает замерзание стекол. Жидкостный отопитель стоит дороже, но зато сможет прогреть не только кабину, но и двигатель машины. Самым дешевым способом согревания оператора является установка подогрева водительского сиденья. На рынке имеются автономные электрические жидкостные системы климат-контроля, в которых не используются источники открытого пламени и тепло двигателя, а питание осуществляется от электросети машины. Такой автономный обогреватель способен при работающем на холостом ходу двигателе развивать большую теплотворную способность. Жидкость в системе климат-контроля нагревается до 96 °С.

Сезонное превентивное техобслуживание в сервисном центре

Повышайте квалификацию ваших работников

За последнее десятилетие конструкции дорожно-строительных машин претерпели значительные изменения. Необходимо заботиться о том, чтобы операторы, слесари и механики регулярно проходили обучение по повышению профессиональной квалификации, изучали особенности новой техники, ее обслуживания и знали все ранние признаки неисправности оборудования. Ведь многие из них учились 10–15 лет назад, а с тех пор, как уже было сказано, техника сильно изменилась.

Как правило, меньше всего работники знакомы с устройством современных систем питания и нейтрализации отработавших газов. А операторы должны знать, как эти системы устроены, как они работают, понимать предупреждающие надписи.

Безопасное вождение в зимнее время предполагает больше осторожности и внимания к мелочам, чем в другие сезоны года. Можно порекомендовать организовать специальный курс «зимнего вождения» дорожно-строительной техники для операторов, чтобы ознакомить их с умножившимися опасностями работы в зимний период. Необходимо напомнить им простые, но действенные правила, такие как выбирать скорость движения с учетом дорожных условий, держать больше дистанцию, потому что тормозной путь увеличивается, регулярно очищать машины ото льда и снега перед выездом на работу, объезжать по возможности подальше работающую технику, потому что сильно увеличивается риск заноса колес и гусениц машин на замерзшем или обледенелом грунте, что может привести к повреждению другого оборудования, строений и ранениям людей.

Хорошо обученные и получившие в полном объеме правильное сезонное техобслуживание машины операторы – это залог успешной бесперебойной работы вашего машинного парка.

 

В заключение можно привести краткое, но емкое высказывание одного из экспертов: «Если вы не уважаете оборудование, оно в конце концов накажет вас». И зима больше, чем любое другое время года, заставляет задуматься о смысле этой фразы.