Импортозамещение в строительной отрасли

Доклад на саммите деловых кругов «Сильная Россия»-2022

Русские, а чего вы так мало улыбаетесь? 
Улыбаемся... Когда то, что задумано, случается…
Когда там, где только лёд, города появляются,
Когда наш первый в космос отправляется,
Когда тот, кто должен дойти до победы, доходит,
а потом возвращается, и улыбается...
(Дмитрий Гребнев, май 2022 г.)
12 июля в Москве состоялся традиционный ежегодный саммит деловых кругов «Сильная Россия»-2022. Обсуждались самые насущные вопросы развития российской экономики: возможности ее трансформации в условиях беспрецедентного санкционного давления, стратегические национальные приоритеты на этом пути.

Саммит собрал более 700 участников – бизнесменов, экспертов отраслей, представителей финансовой сферы и профильных министерств и ведомств, партнеров из дружественных государств. О положении в строительной отрасли и мерах, которые предпринимает Минстрой для преодоления трудностей, рассказал в своем докладе Константин Александрович Михайлик, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Строительная отрасль всегда являлась одной из базовых в нашей экономике. В сложившейся обстановке, когда ряд производителей строительных ресурсов – стройматериалов и оборудования – прекратили работу в России, перед министерством строительства стоят задачи:

  • сформировать список импортных строительных ресурсов (и в том числе программного обеспечения), которые подлежат замещению;
  • максимально упростить административные процедуры ввода новых строительных ресурсов взамен утраченных импортных для использования в находящихся на стадии реализации проектах;
  • совместно с Минпромторгом РФ и другими госинститутами сформировать меры поддержки отечественных производителей импортозамещающих строительных ресурсов (и в том числе оте­чественных аналогов импортного ПО), помочь им максимально увеличить объемы производства своей продукции.

В принципе, по основным строительным материалам – цемент, песок, щебень, металл, кирпич, необходимых для возведения объектов, у нас никакого дефицита нет. Поэтому на слайде «Доля импорта по основным группам строительных объектов» по объектам массового жилищного строительства доля импортных строительных ресурсов составляет всего 5%.

Сложнее ситуация с административными зданиями и социальными объектами: здесь доля импорта уже 25%. Из них 10% – это такие же импортные ресурсы, как в жилищном строительстве, плюс 15% – это специализированное медицинское, технологическое оборудование, системы отопления, кондиционирования, конечно, автоматики и пр. Решение вопросов замещения этих импортных ресурсов активно прорабатывается специалистами Минпромторга совместно с Минстроем. Системы технически не столь уж сложные, просто так исторически сложилась система международной кооперации, и нашим строителям было дешевле закупать данное оборудование за границей. Возможно, расчет на 100%-ный импорт оказался ошибочным. Но в тот момент импорт помог сосредоточить ресурсы страны на развитии других, более важных отраслей и развивать страну быстрее.

Аналогичное положение с инженерными сооружениями. Там проблемный импорт составляет 10%, это запорная, регулирующая арматура, электротехнические изделия, системы безопасности, автоматика. По промобъектам ситуация самая сложная: 35% импорта; 5% – те же самые инженерные системы, отопление, кондиционирование, вентиляция, 25% – технологическое оборудование, 3%  – электротехнические изделия и 2% – системы безопасности и автоматика.

По стройматериалам мы серьезно зависим от импорта: фасадная клинкерная плитка – 95%; саморезы, фасадный крепеж – 85%; герметики, клеи, монтажная пена – 45%; лицевой кирпич ручной формовки – 35% и лицевой кирпич клинкерный – 30%; сантехника, керамика – 27%; плитка, керамогранит – 23%.

В строительстве дорожной инфраструктуры доля импортных материалов и инженерных систем составляет менее 5%. Структура затрат в данной отрасли специфическая: затраты на материалы составляют 76% всех затрат на строительно-монтажные работы, а затраты на импортные материалы составляют всего 3,8–5%: добавки (1%), применяемые для устройства дорожного полотна (эмульгаторы, промоторы адгезии, модификаторы битума); инженерные системы (1,5%) – это общая проблема нашего отечественного строительства; электротехнические изделия (1%), интеллектуальные системы управления дорожным движением (1,5%).

Самая сложная ситуация с зависимостью от импорта дорожно-строительной техники. Как можно видеть на слайде, доля импорта огромна. По ВГО (внутридомовое газовое оборудование), АПАС (автоматизированные пассажирские автотранспортные системы), гусеничным асфальтоукладчикам, колесным ресайклерам, гусеничным фрезам, автокранам грузоподъемностью более 90 т зависимость от импорта полная. Немногим лучше и по ряду других позиций. Однако все же существует отечественное производство некоторых видов дорожно-строительного оборудования, эти предприятия наращивают мощности своих заводов. Министерство ведет интенсивные переговоры с производителями из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и других региональных экономических содружеств, чтобы заместить выпавшие объемы машин и оборудования поставками из дружественных стран.

Это одна из первоочередных задач, потому что перед строительной отраслью Российской Федерации стоит задача строительства опорной дорожной сети. Опорная сеть автомобильных дорог обеспечит устойчивые транспортные связи между основными городами, авиационными, железнодорожными, морскими и речными транспортными узлами, пограничными пунктами пропуска. В опорную сеть войдут трассы федерального, регионального, межмуниципального и местного значения. Работы по формированию опорной сети начались в 2021 г., и в ближайшие годы строительной отрасли потребуются большие ресурсы (оборудование и стройматериалы) для реализации этой и других задач.

Почему докладчик так по­дробно перечислял строительные ресурсы, в которых возник дефицит? Потому что задачей данного саммита деловых кругов было указать присутствующим представителям отечественного бизнеса и в их лице всему российскому бизнесу, куда можно вкладывать средства, где и каких продуктов не хватает, какие производства выгоднее всего развивать.

Перспективные направления для развития бизнеса по импортозамещению в строительной отрасли

Инженерные системы, импорт которых прекратился, пока планируется замещать с помощью Минпромторга (т.е. закупать в дружественных странах).

До сих пор докладчик не упоминал о еще одной серьезной проблеме: в строительной отрасли используются специализированные средства и оборудование для высокоточных испытаний и измерений. Все они ранее поставлялись в основном из Японии, США и Швейцарии. Аналоги, которые выпускает наша промышленность (или которые можно приобрести в дружественных странах), к сожалению, имеют намного хуже характеристики, меньшую точность показаний. Эту насущную проблему тоже предстоит решать нашей строительной отрасли, и это перспективное направление развития для отечественного бизнеса.

Сырьевые компоненты, которые используются при производстве наших строительных ресурсов, в первую очередь полимерная продукция, тоже перспективное поле деятельности для отечественного бизнеса.

И конечно, чрезвычайно востребованное и перспективное направление – производство запчастей для находящегося в эксплуатации западного, попавшего под санкции оборудования.

Меры, которые предпринимает министерство строительства

Создан каталог импортозамещения строительных ресурсов, он размещен на сайте министерства. Бизнесмены, которые хотели бы предложить замену импортируемым ранее ресурсам (стройматериалам и оборудованию), могут зайти на портал, пройти соответствующую модерацию и разместить на сайте свое предложение. Далее происходит выстраивание связей данного производителя и потребителей предлагаемых им импортозамещающих ресурсов. Аналогичную работу по помощи в импортозамещении ведет и Госстрой РФ, и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), и некоторые другие организации.

Еще одно направление деятельности – финансовая поддержка производителей строительных ресурсов. В этом направлении большую работу ведет Внешэкономбанк. Поддерживаются крупные инвестиционные проекты по приоритетным направлениям, выдаются льготные кредиты с привлечением государственных средств.

12 марта 2022 г. вышло антикризисное Постановление Правительства РФ № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» (с изменениями и дополнениями, которое просто «перевернуло правила игры». Постановление позволяет ускоренно выводить на рынок строительные материалы, изделия и конструкции за счет существенного сокращения срока с 90 до 10 рабочих дней и упрощения процедуры подтверждения пригодности отечественных стройматериалов. Разрешения теперь выдаются оперативно, уже действующие разрешения автоматически продлены на два года.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 04.04.2022 г. № 579 «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации» реализована возможность замены застройщиками импортных строительных ресурсов, предусмотренных строительной документацией, на аналоги в связи с невозможностью дальнейших поставок строительных ресурсов из ряда недружественных стран. Это еще один пример эффективной работы правительства в новых условиях – быстро претворено в жизнь решение серьезной проблемы.

Не менее важной задачей министерства было определить список объектов программного обеспечения, которое заменяет зарубежное ПО в области конструкторского и 3D-моделирования, сметных расчетов. На сайте Минстроя приводится верифицированный перечень аккредитованного заменяющего российского ПО, проверенного и уже активно используемого, для субъектов градостроительной деятельности в соответствии с данными единого реестра российского ПО для ЭВМ. Указанный перечень является открытым и обновляется на системной основе.

Минстроем совместно с Минцифры РФ формируются адресные меры поддержки субъектов градостроительной деятельности по разработке и внедрению российского ПО по технологиям информационного моделирования, а также меры поддержки регионов и участников рынка для приобретения решений отечественных производителей. Министерство организует курсы по переобучению пользованию оте­чественным ПО людей, привыкших к иностранному ПО.

Минстрой предложил ряд мер по содействию импортозамещению в строительной отрасли

1. Обеспечить локализацию производства ресурсов, которые пока не имеют аналогов в РФ, в том числе на основе офсетных контрактов. Офсетный контракт – государственный контракт со встречными инвестиционными обязательствами. Он заключается государственным заказчиком от имени региона и предусматривает гарантированный долгосрочный заказ (до 10 лет), под который поставщик создает в регионе производство этого товара.

Предлагается также обеспечивать локализацию за счет включения в работу по импортозамещению предприятий военно-промышленного комплекса, особенно в области производства специализированного оборудования с высокой точностью измерения (геодезическое, неразрушающего контроля, лабораторное). Теперь есть возможность привлекать к этому предприятия ВПК и оказывать им финансовую поддержку по интересующим Минстрой направлениям, здесь очень помогает Минпромторг. Для создания специализированного оборудования с высокой точностью измерения Минстрой стремится опереться на отечественную научную школу и ждет сейчас ответа от российских научных организаций.

2. Разработать стратегические карты обеспеченности импортным сырьем и комплектующими всех технологических цепочек производства приоритетных ресурсов для запуска их импортозамещения. Карты готовятся министерством. Задача в данном случае: определить, где имеется недостаток того или иного продукта, и максимально быстро их заместить.

3. В целях повышения информированности отечественных застройщиков об отечественных производителях Минстрой будет формировать общедоступный информационный ресурс с картой действующих производственных объектов и производимых ими ресурсов. Министерство открыто для предложений отечественных производителей и будет распространять информацию среди потенциальных потребителей о производимой импортозамещающей продукции.

4. Особый вопрос – расширение механизмов поддержки инвестиционных проектов по импортозамещению приоритетных видов сырья, оборудования, приборов и компонентов для производства строительных материалов.

Понятно, что на первых этапах стоимость импортозамещающих решений, скорее всего, будет выше, чем у импортных аналогов, которые выпускаются большими объемами для мирового рынка.

Поэтому необходимо соответственно корректировать условия реализации уже действующих программ финансовой поддержки, оптимизировать требования к получателям мер поддержки, то есть главное внимание направить на реальных производителей строительных ресурсов.

5. Разработать и внедрить меры по административному и налоговому стимулированию импортозамещающих производств. Такие меры прорабатываются совместно с Минпромторгом, составляются списки приоритетных видов сырья и оборудования.

6. Разработать механизмы поддержки производителей строительных материалов на покупку оборудования и сырья, аналоги которого не производятся в РФ.

7. Отказаться от применения зарубежных ценовых индикаторов в отношении нефтехимического сырья, металлопродукции, прочих сырьевых компонентов, используемых для производства строительных материалов в РФ.

8. Обеспечить реализацию мер поддержки НИИ, научных центров при вузах, которые осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке импортозамещающих технологий, сырья, оборудования для производства строительных материалов.

9. Сформировать при Минстрое России центр компетенций инновационной строительной продукции и технологий, который обеспечит координацию запросов и решений по разработке и внедрению инновационной строительной продукции, в том числе реализацию задач в области импортозамещения.

 

Вот такие задачи по импортозамещению в строительной отрасли ставит министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и такие меры предлагает и предпринимает для их реализации.

НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin