Грузовики на газе: поделимся опытом (часть 1)

По материалам V международной конференции «Газомоторное топливо»

Часть 1    Часть 2

Мы продолжаем знакомить читателей с материалами V международной конференция «Газомоторное топливо», прошедшей в Москве 15 марта 2022 г. На этот раз мы расскажем о примерах практической эксплуатации парков грузовой автомобильной техники на газомоторном топливе.

Магистральные автопоезда на ГМТ

О своем опыте эксплуатации парка магистральных газодизельных и моногазовых тягачей рассказал участникам конференции Александр Ципин, директор по стратегии компании Delco.

Компании Delco уже более 20 лет. Она является крупнейшей в сегменте FTL-грузоперевозок (т.е. полностью груженными автомобилями из точки А в точку Б без промежуточной обработки или смены автомобиля). За 2021 г. суммарный пробег автомобилей компании составил более 1,5 трлн т.км. У Delco есть статистика по всем важным составляющим ее грузооборота. Шесть лет расценки на грузоперевозки не росли, расти они стали только в 2021 г. Поэтому, чтобы не получить убытки, компании уже давно, задолго до изменения обстановки 24 февраля, приходится выполнять тщательные экономические расчеты.

Статистические данные. Компания Delco быстро растет. За прошлый (2021) год ее автопарк увеличился на 41%. Количество автомобилей на газовом топливе растет еще быстрее. Так, количество автомобилей на дизельном топливе за указанный период выросло на 35%, газодизельных – на 50%, а моногазовых (на КПГ, сжатом природном газе, метане) – на 775%! На текущий момент Delco обладает самым крупным парком в России моногазовых и газодизельных тягачей – суммарное количество превышает 1000 ед. при общей численности парка более 3500 автопоездов. В составе парка современные тягачи. Средний возраст автомобилей по парку – 1,5 года, потому что парк растет очень быстро. Специалисты компании имеют большой опыт и знают особенности эксплуатации таких автомобилей.

Почему Delco стала использовать газовое топливо? Для этого есть две хорошо известные причины. Первая – это, безусловно, стоимость эксплуатации автомобилей на газе. Экономия по сравнению с дизельным топливом у Delco получается порядка 2 руб./км. Следует заметить, что так было не всегда. Чуть более года назад (до начала 2021 г.), когда стоимость газового топлива росла быстрее, чем дизельного, практически никакой экономии не получалось. В компании даже возникали сомнения в целесообразности использования газового топлива. Это при том, что Delco использует современные экономичные грузовики.

Вторая причина – снижение выбросов СО2. Как крупная современная компания, Delco понимает свою социальную ответственность за экологию (т.н. «ESG-повестка», набор характеристик, по которым можно оценить социальную и экологическую ответственность бизнеса, меры, которые принимает компания, чтобы улучшить окружающий мир). Среди клиентов Delco крупные российские компании, которые работают, в том числе и на зарубежных рынках. Эти компании обязаны за рубежом показывать в рамках так называемого «перехода к углеродной нейтральности» суммарный выброс парниковых газов (СО2) от своих производственных мощностей. Сотрудничая с компанией Delco, ее клиенты могут предоставлять более низкие данные по выбросам парниковых газов.

Пробег газодизельных автомобилей Delco в 2021 г. вырос почти в два раза. Соответственно уменьшился объем выбросов СО2. Пробег автомобилей на газовом топливе в 2021 г. составил более 70 млн км. Парк автомобилей на метане увеличился (в 2021 г.) более чем в два раза, а пробег таких автомобилей – более чем в три раза.

Пробег автомобилей Scania с моногазовыми двигателями у компании Delco пока составляет по 600–700 тыс. км, и по этому опыту летом двигатели ведут себя замечательно, а зимой чуть хуже (возникают проблемы с компонентами системы искрового зажигания). По отзывам коллег из Турции, у них такие же проблемы в зимнее время с моногазовыми грузовиками. Из-за неудовлетворительного качества топлива приходится чаще менять фильтры, а это дополнительные расходы.

Кроме того, межсервисные пробеги автомобилей Scania и Mercedes-Benz в Европе выше на 20–40%, чем в России, т.к. производитель обосновывает это более низким качеством топлива в России. Причем это относится к качеству как дизельного, так и газомоторного топлива. Например, у дизельного Mercedes-Benz в Европе межсервисный пробег равен 150 000 км, в России – 120  000 км.

У Delco есть определенные решения, за счет которых она может обеспечить пробег автомобилей до 40 000 км в месяц. Компании это дает ощутимые экономический и экологический эффекты.

Для чего это нужно компании? Как уже упоминалось, российские компании, работающие с Delco, снижают свои показатели по вредным выбросам, предоставляемые за рубежом. Кроме того, Delco работает и с международными компаниями, которые еще присутствуют на нашем рынке, им тоже приходится предоставлять за рубежом данные о выбросах, и это является для них фактором в пользу выбора именно компании Delco как партнера для сотрудничества. Delco тем самым помогает своим клиентам избежать дополнительных налогов на «экологию», которые будут вводиться в Европе начиная с 2026 г.

В России дизтопливо класса Euro 6 пока встречается редко, а в Европе все эксплуатируемые дизельные тягачи соответствуют классу Euro 6. В России большинство дизельных тягачей, которые предлагаются на рынке, имеют класс Euro 5. Газовое топливо позволяет достичь стандарта Euro 6. Итак, внедрение газового топлива – один из важнейших элементов развития компании Delco.

Тем не менее Delco сталкивается с рядом сложностей. Прежде всего это недостаток инфраструктуры. Грузовой автопоезд на газе может пройти на одной заправке до 400–500 км, и примерно на таком расстоянии друг от друга расположены газовые заправки на трассах, где эта инфраструктура есть. Но иногда случается, что заправка по каким-то причинам не работает. Поэтому, по мнению и опыту специалистов Delco, для эффективного использования газовых автомобилей оптимальным расстоянием между газовыми заправками является 250 км.

Более того, на слайде показаны некоторые маршруты, которых вынуждены избегать газовые автопоезда Delco. Из-за этого сильно усложняется управление перевозками большого парка компании, даже при использовании современных интеллектуальных компьютерных систем: нужно тщательно отслеживать, чтобы газовая машина случайно не попала на маршрут, на котором отсутствуют газовые заправки. Даже газодизельные автомобили практически не пригодны для движения по таким маршрутам – бак под дизтопливо у них имеет половинный объем по сравнению со штатным баком дизельного грузовика, и половинного запаса дизтоплива может не хватить до следующей дизельной заправки, которые расположены слишком редко или тоже не всегда работают.

Или, например, всем перевозчикам известно, что трасса М7 «Волга» (Москва – Нижний Новгород – Уфа) крайне загружена. Есть северный обход через Тюмень – Пермь – Киров, но Delco не может его использовать, потому что там не развита инфраструктура газовых заправок. Если бы на этой трассе была достаточная сеть АГНКС, Delco могла бы осуществлять эффективные, надежные и рентабельные автоперевозки грузов. В результате разгрузились бы прочие трассы, которые вынуждены сейчас использовать газовые автопоезда Delco, меньше изнашивались бы дороги от чрезмерной нагрузки транспорта, выше была бы скорость перевозок. Вот какова плата за неразвитость инфраструктуры газовых заправок.

Вторая проблема, тоже очень важная на текущий момент и приобретающая все большую остроту (в связи с последними событиями), это отсутствие запасных частей. Как и оборудование для АГНКС, так и газотопливная аппаратура автомобилей во многом состоит из компонентов иностранного производства.

Delco использует моногазовые автомобили Scania, газодизельные – Scania и Mercedes-Benz. Запчасти для моногазовых автомобилей Scania, поскольку их пока не так много во всем мире, выпускает одна компания в ограниченном количестве, порядка 2000 ед. для рынков всего мира. Теперь с этими запчастями проблемы, и самое главное, нет аналогов-заменителей. С этой проблемой мы сейчас уже сталкиваемся, и она становится все более острой. Более того, нет и квалифицированных кадров по обслуживанию этой техники. У нашего холдинга есть свои сервисные центры, но они не охватывают всю страну.

Следующий момент – качество газового топлива, его чистота, особенно на АГНКС, которые были построены давно. Качество газового топлива вызывает у компании Delco определенные сложности: приходится часто менять элементы фильтров.

Тем не менее Delco не отказывается от газового топлива, планирует развивать его использование: компания поставила цель (и ведет работу), чтобы довести численность своего автопарка до 10 000 автопоездов. Тогда Delco станет одной из крупнейших компаний не только в России, но и в Европе, и в мире. Delco планирует, что этот парк будет состоять в определенной пропорции из дизельных (Euro 5 и Euro 6), газодизельных и газовых (КПГ) автопоездов. Применение этой техники поможет сократить возможные выбросы СО2 до 20%.

Сейчас парк автомобилей Delco на ГМТ составляет менее 2000 ед. Считается, что статистика при таком количестве не точна. Тем не менее опыт, знания и статистика Delco на российском рынке являются одними из самых полных. Аналитики Delco по­дробно анализируют все экономические аспекты деятельности своего предприятия, своих автомобилей, и в том числе газовых. В себестоимости пробега грузового автомобиля свыше 30% составляют затраты на топливо. В связи со сложившимися обстоятельствами компания Delco не прогнозирует снижения объемов грузоперевозок в ближайшем будущем.

Автомобили на сжиженном метане (СПГ) дороже по цене, стоимость тонно-километра у них примерно на том же уровне, как у машин на КПГ, а дальность поездки на одной заправке у автомобилей на СПГ выше. Но использование автомобилей на СПГ сдерживает отсутствие заправок и вообще инфраструктуры, никто не поставляет в страну расходные материалы для автомобилей на СПГ, т.к. таких машин крайне мало. Если бы все было – заправки, инфраструктура, компания Delco, конечно, использовала бы автомобили на СПГ.

Холдинг Delco занимается также и строительством АГНКС, причем только заправки общего пользования: за последнее время компания ввела в строй порядка шести АГНКС, но компании, конечно, сложно охватить в одиночку все вопросы создания инфраструктуры.