Тяжеловозы теряют избыточный вес
Снижение собственной массы тяжеловозов российскими производителями прицепной техники началось в 2015 г. в связи с ощутимым увеличением компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами автомобильным дорогам РФ. С тех пор облегченные версии представили все участники этого рынка.
Для европейцев экономия – норма жизни, традиция, овеянная веками, у европейских производителей тяжеловозов – автомобильных полуприцепов и модульных транспортных средств – минимизация собственной массы давно и основательно проработана, сегодня их изделия – это настоящие произведения инженерного искусства. Передовой европейский опыт перенимают и адаптируют российские производители техники. Под адаптацией подразумевается и изобретение технологий работы с российской сталью, не отличающейся однородностью химического состава и постоянством геометрических параметров, причем в допустимых новыми российскими ГОСТами пределах.
В число основных опций входят механизм раздвижения, прямые гусаки либо скошенный низкопрофильный гусак »MEGA«, рассчитанный на низкорамные тягачи. Гусак »MEGA« позволяет существенно увеличить полезную длину полуприцепа без раздвижения и перевозить два 20-футовых или один 40-футовый морской контейнер либо машину полностью, или частично погруженную на гусак.
Для перевозок высоких колесных машин грузовая платформа выполняется с одной или двумя парами колесных ниш. Удлиненная передняя пара ниш позволяет размещать технику с различными колесными базами. Ниши закрываются алюминиевыми вставками, чтобы на ровную платформу могла заехать гусеничная машина. Для размещения рабочего оборудования экскаватора платформу могут оснащать нишей глубиной 310 мм, шириной 760 мм и длиной до 3850 мм.
Предусмотрены несколько вариантов устройств для заезда техники на платформу:
- съемные аппарели длиной 2400 мм с углом заезда 15 или 17° в зависимости от размера шин;
- механические и гидравлические трапы одинарного сложения длиной 2500 и 3000 мм с углом въезда от 11 до 16°;
- гидравлические трапы двойного сложения длиной 4300 и 4900 мм с углом въезда от 7 до 9°.
Таким образом, полуприцепы »STEPSTAR« пригодны для перевозок техники с малым углом въезда – асфальтоукладчиков, фрез, дробилок и грохотов.
Платформа накрыта стальным листом. По заказу на настил наносят противоскользящее покрытие TRAFFIDECKTM GO, устойчивое к абразивному износу. Во многих случаях покрытие заменяет противоскользящие маты, что упрощает погрузку-разгрузку. Для фиксации груза на платформе предусмотрены утопленные в настил крепежные элементы. Для перевозки контейнеров полуприцеп комплектуют замками.
На полуприцепы устанавливают особо надежные осевые агрегаты производства BPW на пневматической подвеске, задние оси – самоустанавливающиеся с углом поворота до 20°. Стандартное расстояние между осями – 1410 мм.
Снижение собственной массы целесообразно для нижней части шкалы грузоподъемности, где грузы сравнительно невелики и собственная масса транспортного средства вносит существенный вклад в полную массу автопоезда. То есть речь идет о полуприцепах-тяжеловозах с 2–5 осями, которые используют в самом массовом сегменте перевозок строительной техники, промышленного оборудования и строительных конструкций.
Основной потенциал снижения массы лежит в самой конструкции. Современные методы расчетов, моделирования нагрузок, прототипирования и физических испытаний позволяют сбросить лишнее «железо» без ущерба для прочности и жесткости всей конструкции. Согласно концепции цифрового прототипа объект проектируется в том же порядке, как его будут потом собирать на сборочной линии, при этом программа учитывает свойства всех применяемых материалов, особенности их взаимодействия между собой и может моделировать в виртуальной среде реальное поведение будущей конструкции в тех или иных условиях. Такой подход позволяет не только уменьшить затраты на создание физических прототипов и макетов, но и избежать коллизий при совмещении разных разделов проекта. Цифровые прототипы значительно ускоряют и удешевляют разработку, так как требуется значительно меньше образцов для физических испытаний.
Совершенствованию и облегчению конструкции способствуют высокопрочные стали, которые применяют для наиболее нагруженных элементов конструкции. Целиком строить полуприцеп из высокопрочных сталей чрезмерно дорого и не оправданно с точки зрения технологии. Для слабонагруженных элементов невозможно применить слишком тонкую, пусть и высокопрочную сталь, так как для надежного сварного шва нужна определенная толщина.
Третий путь – облегченные агрегаты и ненесущие элементы конструкции. Облегченные осевые агрегаты на пневматической подвеске, трапы, аппарели, борта, уширители из алюминиевого сплава, комбинированный настил из стали с деревянными вставками помогают сбросить еще сотню-другую килограммов.
В ответ на требования рынка челябинская компания ПКФ «Политранс» выпускает облегченные версии во всей линейке полуприцепов. Наиболее востребованные модели – это 3-осные низкорамные полуприцепы с задним заездом. Модель 94183-070-0Ж01 при собственной массе 10 т перевозит до 38 т груза. Габаритная грузовая платформа шириной 2550 мм выполнена раздвижной с 9160 до 13 660 мм. Для лучшего распределения груза предусмотрена передвижная площадка, которая переставляется по раздвижной раме с сокращенным шагом 500 мм. Площадка оснащена деревянным настилом и грузовыми петлями. Между основной платформой и передвижной площадкой устанавливают промежуточные алюминиевые трапы. На скошенный гусак можно закатывать переднюю ось машины по небольшим алюминиевым трапам либо укладывать ковш погрузчика, что позволяет более полно использовать возможности полуприцепа. Для фиксации на платформе труб, сортамента, а также других грузов предусмотрен комплект вертикальных стоек. Ширина платформы может быть увеличена до 3000 мм с помощью выдвижных алюминиевых уширителей и комплекта деревянных балок, которые хранятся на гусаке.
С шинами 235/75 R17.5 погрузочная высота полуприцепа составляет 910 мм. Техника может въезжать на платформу по приставным алюминиевым аппарелям, обеспечивающим угол въезда 16°. Хранятся аппарели в специальном ящике под рамой. Использование алюминиевых узлов и деталей – аппарелей, трапов, бортов – и комбинированного настила из стального рифленого листа с деревянными вставками позволило снизить собственную массу полуприцепа, одновременно увеличив его полезную нагрузку. Снижению массы также способствует пневматическая подвеска, которая существенно легче рессорной.
Нераздвижная модель 94183-030-5Ж00 с грузовой платформой длиной 10 645 мм отличается еще меньшей массой – 8700 кг и меньшей грузоподъемностью – 30,3 т. Для контроля осевых нагрузок полуприцеп оснащен системой манометров. Погрузочная высота полуприцепа с шинами 235/75 R17.5 составляет 865 мм, что позволяет перевозить грузы высотой до 3,1 м. Заезд на платформу выполняется по приставным алюминиевым аппарелям, которые хранятся в ящике под рамой. По дополнительным алюминиевым трапам машина может заехать на скошенную гусачную часть. Настил платформы комбинированный – стальной с деревянными вставками. Также предусмотрены комплект вертикальных стоек для фиксации труб и других грузов и выдвижные алюминиевые уширители, увеличивающие ширину платформы с 2550 до 3000 мм.
Для перевозок в условиях бездорожья разработана модель высокорамного полуприцепа «Политранс 94165-040» (5Д00) снаряженной массой 11 300 кг. Это 4-осный полуприцеп с уголковыми трапами на пневматической подвеске и 1-й подьемной осью. Длина погрузочной площадки составляет 10 900 мм. Высокий клиренс – 395 мм – позволяет легко преодолевать дорожные неровности. Груз надежно фиксируется вертикальными съемными стойками, отбойными брусьями и петлями. Для перевозки грузов шириной до трех метров используются выдвижные уширители несущего типа. Полуприцеп оснащается электронными системами Traction Help и OptiTurn от Wabco.
Сегодня снижение собственной массы связано не только с нормативными требованиями, но с ценой на металл, а нередко и с его дефицитом. США и ЕС пережили падение объемов производства в период первой волны Covid-19, вплоть до остановки некоторых плавильных мощностей. Ситуацию усугубили деградация и разрыв логистических цепочек. Свой вклад в дефицит металла независимо от ковида продолжает вносить «зеленая» повестка.
Сверхмягкая денежно-кредитная политика крупнейших ЦБ мира, выражающаяся в масштабном «печатании» денег, привела к тому, что денежная масса достаточно быстро перетекла на финансовые рынки, в том числе на биржи металлов, где фьючерсы обновили исторические максимумы.
Российские производители стали полностью вписались в мировой тренд, поставив в трудное положение строительную отрасль, машиностроение и население в целом, которое и оплатит весь этот банкет.
Сегодня предложение облегченных полуприцепов-тяжеловозов разнообразно по техническим возможностям, комплектации, цене. Облегченные полуприцепы универсальны и позволяют перевозить широкий перечень крупногабаритных тяжеловесных грузов, а также контейнеров, труб, сортимента, предоставляя все возможности для интенсивной эксплуатации полуприцепа и быстрого возврата инвестиций.