Массовый сегмент: перевозка строительной техники
Выбор транспортного средства зависит от массы, размеров и конструктивных особенностей груза. Что объединяет все строительные машины, так это большая габаритная высота и высота центра тяжести, и это предъявляет определенные требования к погрузочной высоте транспортного средства. Чем погрузочная высота меньше, тем легче и безопаснее строительную машину погрузить и сгрузить, тем ниже габаритная высота автопоезда, которая напрямую влияет на протяженность и сложность маршрута, а также ниже центр тяжести и лучше устойчивость. К минимальной погрузочной высоте и стремятся производители тяжеловозов, предназначенных для движения по дорогам общего пользования. Что касается перевозок техники по бездорожью, то для этого нужно более проходимое транспортное средство – высокорамный тяжеловоз.
С транспортной точки зрения можно выделить несколько основных типов строительных машин и соответствующих транспортных средств.
Топовый сегмент гусеничных строительных машин – одноковшовые экскаваторы, бульдозеры, краны, буровые, сваебойные и фундаментные машины, тяжелые траншейные экскаваторы, самоходные дробилки и грохоты, которые в отличие от горной тяжелой техники можно перевозить без демонтажа ходовой части. Их перевозят на однобалочных грузовых площадках (постелях, рамах) с опорой на нижнюю поверхность гусеничной тележки или на бронированное днище корпуса, если говорить о бульдозерах. Это идеальный способ перевозки, называемый «под брюхо», так как под гусеницами машины остается минимальный дорожный просвет в 200–250 мм. Такая низкая посадка машины зачастую позволяет уложиться в разрешенный габарит по высоте без демонтажа кабины. Заезд и въезд машины на однобалочную площадку представляет собой наиболее безопасный вариант погрузочно-разгрузочных работ. Если балка невысокая, то машина наезжает на балку прямо по земле, если же дорожного просвета машины недостаточно, то под гусеницы подкладывают шпалы.
Компания Goldhofer AG поставляет несамоходные модульные транспортные средства серии THP/SL, представляющие собой универсальное решение для перевозок любого крупногабаритного тяжеловесного груза. Серия THP/SL включает модели с нагрузкой на осевую линию до 16 т – THP/SL-S, с нагрузкой до 26 т – THP/SL-L и с нагрузкой до 45 т – THP/SL. Выпускают модули с 2, 3, 4, 5 и 6 осевыми линиями, из которых наиболее востребованы модули с 4 и 6 линиями, плюс сплиты, или «половинки», с таким же количеством осевых линий. Сплиты служат для увеличения стандартной ширины модуля 3000 мм в полтора раза в случаях, когда стыковка двух полноразмерных модулей в две линии невозможна или избыточна.
Для перевозок строительной техники предпочтительнее модули THP/SL-S и THP/SL-L: они легче, и сумма возмещения вреда дорогам будет меньше. Модель THP/SL-S оснащают односкатными колесами, то есть осевую линию составляют 4 колеса со стандартными шинами для тяжеловозов размером 245/70 R 17,5 или 285/70 R 19,5. Стандартные шины упрощают и удешевляют эксплуатацию.
Для перевозок строительной техники модули часто используют в комбинациях 2+4, 3+4, 3+5, 4+6 с экскаваторной (балка «под брюхо») или сплошной экскаваторной рабочей площадкой между модулями, или с наиболее дорогостоящей, но и универсальной периметральной платформой. В передней части низкорамной экскаваторной платформы предусмотрены трапы для удобного заезда-съезда машины. Для таких тихоходных машин, как гусеничные краны, буровые, сваебойные и т.д., въезд даже на низкорамную платформу требует определенных усилий и навыков от всех участников операции. Перед погрузкой машины передний модуль отстыковывают от платформы, тягач с передним модулем отъезжает, освобождая место, машина въезжает на платформу, тягач возвращает передний модуль в исходное положение и стыкуется с платформой. Машину фиксируют, платформу поднимают, и автопоезд может выдвигаться в пункт назначения.
Особенность серии THP/SL в осевых агрегатах, соединенных с платформой через опорно-поворотный подшипник большого диаметра. Конструкция, с одной стороны, более ремонтопригодна, чем шкворневое соединение, с другой – менее компактна. Компания Goldhofer дает пожизненную гарантию соединению через подшипник или шкворень.
Гидравлическая маятниковая подвеска обеспечивает большой ход 550–600 мм и принудительное рулевое управление с углом поворота до 60°, что обеспечивает маневренность, устойчивость и проходимость автопоезда.
Маятниковой гидравлической подвеской оснащают не только модульные транспортные средства, но и автомобильные полуприцепы модульного типа, такие как полуприцепы серии STZ-VP. Модульная концепция позволяет сформировать транспортное средство с нужными параметрами из набора компонентов. От модульных транспортных средств модульные полуприцепы отличаются более простой конструкцией, меньшим количеством вариаций и меньшей универсальностью. Осевые линии с 4 колесами с односкатной ошиновкой шинами размером 245/70 R 17,5 или 285/70 R 19,5 с нагрузкой до 16 т.
Для серии STZ-VP в набор компонентов входят передние тележки с количеством осевых линий от 1 до 4, задние колесные тележки с количеством осевых линий от 3 до 6, сменные низкорамные грузовые площадки-гусаки. Передняя колесная тележка оснащена стыковочными узлами: спереди с гусаком, сзади с платформой, задняя тележка стыкуется с платформой, для перевозки экскаватора на ней предусмотрена ниша для рукояти. Гидрофицированные гусаки предлагают в двух вариантах: для стыковки с передней тележкой и для стыковки с грузовой платформой.
Однобалочная грузовая площадка доступна для полуприцепов с фронтальным заездом, для их более грузоподъемного варианта с подсоединяемой передней колесной тележкой, для автомобильных полуприцепов модульного типа с возможностью комбинировать колесные тележки, площадки, гусаки, вставки и для модульных транспортных средств, несамоходных и самоходных. Однобалочные площадки выполняют моноблочными и с возможностью раздвижения. Также предусматривают механические уширители, которые можно устанавливать как вдоль нижней поверхности балки, так и вдоль верхней. В первом случае, если позволяет дорожный просвет, на настилы уширителей закатывают гусеничную или колесную машину, во втором случае образуется сплошная грузовая площадка, на которой перевозят на только технику, но и промышленное оборудование и иные неделимые грузы. Получается многофункциональная транспортная система, ограниченная только прочностью уширителей и настилов.
Не вся гусеничная техника сравнится по проходимости и броневой мощи с бульдозерами. Есть много гусеничных машин и родственных им колесных, требующих деликатного обращения, – это асфальтоукладчики, холодные фрезы, установки направленного горизонтального бурения. Сюда же можно отнести дорожные катки. Для этих машин характерен малый угол въезда, 6–10°, и большая высота, и для их перевозки предпочтителен тяжеловоз с минимальной погрузочной высотой. Это может быть полуприцеп с фронтальным заездом либо полуприцеп с задним заездом с длинными трапами двойного сложения или аппарелями, чтобы машина с небольшим углом заезда могла бы по ним подняться, а затем спуститься. То же самое относится к каткам с гладкими стальными вальцами, для которых к тому же желательны трапы с деревянным настилом, как и деревянный настил на платформе.
Компания «Политранс» (г. Челябинск) для перевозок колесной и гусеничной строительной техники предлагает широкую линейку полуприцепов – от 3 до 7 осей, с раздвижной и нераздвижной платформой, а также с передним (фронтальным) заездом. Наиболее востребованными моделями для перевозки такой техники являются 3- или 4-осные полуприцепы.
Трехосный полуприцеп с пониженной средней частью грузовой платформы (т.н. «ломаная рама») «Политранс 94183-010» по спецификации 0D00 предназначен для перевозки строительной и сельскохозяйственной техники высотой до 3,3 м и массой до 33 т. Длина платформы составляет 12 102 мм, длина ее пониженной средней части – 6500, а высота – 700 мм. По ширине полуприцеп выполнен в разрешенном габарите 2550 мм. Полуприцеп рассчитан на эксплуатацию с тягачом с высотой ССУ 1050–1350 мм.
Заезд на платформу выполняется по трапам двойного сложения с гидравлическим приводом. Трапы обеспечивают комфортный угол въезда 8°. Для обеспечения устойчивости полуприцепа при погрузочно-разгрузочных работах и разгрузке задней оси в кормовой части предусмотрены дополнительные опоры. Для лучшего сцепления техники трапы оснащены тракозацепами, а на грузовой платформе уложен комбинированный настил. Практически по всей площади платформы уложен деревянный настил. Таким образом, полуприцеп удобен для перевозок любой гусеничной и колесной строительной техники, включая асфальтоукладчики, фрезы и гладковальцовые катки. Полуприцеп оснащен выдвижными уширителями. Балки уширителей хранятся на гусаке. Там же два запасных колеса, лебедка для их подъема-спуска и инструментальный ящик.
В ходовой части использованы фиксированные (неповоротные) осевые агрегаты BPW или SAF на пневматической подвеске с двускатной ошиновкой шинами размером 235/75 R 17,5. Пневматическая тормозная система – Wabco.
Полуприцеп ТСП 94184-0000030 с четырьмя осями по спецификации 002 позволяет перевозить технику и грузы массой до 40 т. Грузовая платформа имеет погрузочную высоту 900 мм. Полная длина грузовой платформы до трапов составляет 11 170 мм. Трапы двойного сложения с гидравлическим приводом, в разложенном состоянии обеспечивают угол въезда 9°, то есть полуприцеп подготовлен к перевозке асфальтоукладчиков, фрез и таких не часто встречающихся машин, как перегружатели асфальта. На современных асфальтоукладчиках и перегружателях предусмотрен наклон навеса и выхлопной трубы для снижения габарита. На малых и средних фрезах также предусмотрена возможность опускать навес и разгрузочный конвейер. Для перевозки больших фрез целесообразнее использовать полуприцеп с низкорамной грузовой платформой.
Грузовая платформа и трапы накрыты стальным настилом с наваренными прутками для лучшего сцепления с гусеницами. Для обеспечения безопасности при перевозке техники на платформе предусмотрены три пары упоров и четыре пары коников. При необходимости ширину платформы можно увеличить с помощью выдвижных уширителей. Настилы для уширителей, два запасных колеса и инструментальный ящик хранятся на гусаке.
В ходовой части использованы три фиксированных осевых агрегата и один – последний – самоподруливающий. Оси на пневматической подвеске Gigant с двускатной ошиновкой шинами размером 235/75 R 17,5. Тормозная система – пневматическая с ABS Wabco. Полуприцеп рассчитан на эксплуатацию с тягачом с высотой ССУ 1050–1350 мм.
Колесные строительные машины – погрузчики, экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, автогрейдеры – перевозят в основном на 2-, 3-, 4-осных полуприцепах с задним заездом с трапами одинарного сложения или аппарелями. Машины с большим дорожным просветом и углом заезда без труда въезжают и съезжают с платформы по трапам со стальным настилом. На платформе могут разместиться две машины, а на гусаке еще и мини-погрузчик. На многих моделях полуприцепов предусмотрены небольшие трапы для заезда на гусак.
Основная проблема у колесных машин, как и у остальной строительной техники, – большая высота, которая осложняет подбор как транспортного средства, так и маршрута. Чтобы уменьшить высоту экскаватора, производители тяжеловозов предусматривают нишу для экскаваторной рукояти между колесами задней тележки. Глубина и ширина ниши ограничены параметрами подвески осевых агрегатов. При необходимости с колесной машины демонтируют кабину, хотя все стараются избегать подобных операций. Конструкторы строительных машин учитывают проблемы транспортировки и по возможности упрощают монтаж-демонтаж кабины и рабочего оборудования, а также наклон выхлопной трубы.
Со своей стороны производители полуприцепов специально для колесных машин выпускают полуприцепы с задним заездом и пониженной погрузочной высотой. Возвышающиеся над платформой колесные арки не составят препятствия для строительной машины. Другой вариант с пониженной высотой – полуприцеп с нишами для колес. Такие полуприцепы строят для машин с большими колесами – фронтальных погрузчиков, а также сельскохозяйственных тракторов и комбайнов. Для ниш предусматривают настилы, позволяющие перевозить на этом полуприцепе другие грузы.
Таким образом, транспортное машиностроение предлагает как универсальные решения для перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов, так и специализированные для перевозок строительной и другой специальной техники: это могут быть однобалочные площадки (постели, рамы) и полуприцепы с пониженной платформой и с нишами для колес для перевозок высокой колесной техники.