Цифровизация на службе охраны труда и управления логистическими потоками

Мониторинг безопасности работы десятков тысяч специалистов, обучение уникальным операциям, предотвращение более сотни возможных происшествий и вклад в повышение уровня безопасности, соответствующего международным бенчмаркам на инжиниринговом рынке, – результаты российского центра НИПИГАЗ в области цифровизации процессов по охране труда.

За последние три года в рамках реализации крупнейших инвестиционных проектов России НИПИГАЗ внедрил три масштабных цифровых решения в области охраны труда и промышленной безопасности: обучающие VR-комплексы, мониторинговые беспилотные облёты и тестовая эксплуатация систем видеоаналитики.

Обучение

Основным решением в области обучения сотрудников – ключевым превентивным фактором сокращения травматизма – является обучающий комплекс с применением VR-технологий, состоящий из двух пакетов. Он используется в том числе на крупнейшем проекте – строительстве Амурского ГПЗ «Газпрома», которым НИПИГАЗ управляет в качестве генерального подрядчика. Комплекс разработан с фокусом на работы на высоте и грузоподъемные операции, так как данные виды работ являются наиболее травмоопасными. Сотрудники проходят обучение, сталкиваясь со смоделированными сложными ситуациями, созданными наподобие реальных кейсов и наиболее вероятных происшествий, а также сдают тестирование по итогам усвоения и отработки знаний. Сотрудникам дается возможность получить реальный опыт в безопасной обстановке, получить четкие инструкции правильного поведения в сложных ситуациях, а также продемонстрировать свои приобретенные навыки.

При разработке данного цифрового решения учитывался комплексный подход к формированию и закреплению поведенческих стереотипов безопасного выполнения работ. Средняя пропускная способность одного комплекта составляет 80 человек в месяц. Первый комплект используется для обучения новых сотрудников НИПИГАЗа, привлекаемых к проекту, и уже работающих в рамках периодической проверки знаний по ОТ. Использование второго комплекта будет осуществляться для закрытия ежемесячной потребности обучения и контроля знаний ключевых сотрудников подрядчиков.

Видеоаналитика

Для обеспечения контроля безопасного выполнения работ НИПИГАЗом в тестовом режиме внедрена система промышленной видеоаналитики, состоящая из мобильных камер и основанная на применении искусственного интеллекта, машинного обучения и нейронных сетей. Год назад был запущен процесс обучения системы. Она проводит детальную аналитику рабочих процессов на площадке в реальном времени для обучения нейросети. По достижении необходимого уровня точности распознавания опасных ситуаций система будет запущена в использование и продолжит свое параллельное обучение для повышения ее эффективности с каждым годом.

Система нацелена на автоматическое распознавание соблюдения правил охраны труда, в том числе применения систем безопасности работ на высоте, средств индивидуальной защиты – очки и каска, нахождения работников в опасной зоне, а также аномального поведения работников, задымления и других. При обнаружении нарушения система сразу же отправляет оповещение ответственным сотрудникам охраны труда, что позволяет оперативно среагировать на происшествие или предотвратить потенциальную опасность.

БЛПА-мониторинг (беспилотные облёты)

Контроль соблюдения правил ОТ, ПБ и ООС на системной основе поддерживается цифровым сервисом мониторинговых облётов с применением беспилотных летательных аппаратов (БЛПА), которая уже запущена на площадке. Применение сервиса позволяет проводить оперативный удаленный мониторинг и предотвращение нарушений на высотных и труднодоступных участках проведения работ на установках, эстакадах, а также прилегающих территориях строительной площадки объекта.

Мониторинг выполняется с использованием высококачественной камеры с возможностью зумирования на конкретные детали рабочей площадки, что позволяет выполнять облёты без создания дополнительных рисков. Видео с камеры беспилотного летательного аппарата транслируется в реальном времени на планшет ответственного сотрудника. Система не требует специальных условий обслуживания, масштабной инфраструктуры и длительного обучения сотрудников для ее использования.

Оксана Козлова, директор по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды НИПИГАЗа: «Реализация крупнейших инвестиционных проектов сопряжена с управлением и обеспечением безопасности десятков тысяч сотрудников подрядных организаций. Современные цифровые решения являются одним из инструментов повышения качества и упрощения данных задач. Мы видим, что цифровизация не только приносит прямой результат, но и меняет привычные процессы – повышает вовлеченность, сокращает трудозатраты, создает возможность удаленного мониторинга. Уровень безопасности на проектах НИПИГАЗа традиционно находится на уровне отраслевых глобальных бенчмарков, и в этом заслуга в том числе нашей практики по поиску и внедрению в деятельность инновационных инструментов».

Евгений Уланов, руководитель направления по цифровизации НИПИГАЗа: «Первые цифровые решения на проектах НИПИГАЗа использовались еще до полноценного вхождения в обиход самого понятия «цифровизация». Компания всегда нацелена на поиск инструментов, которые упрощают процессы, позволяют переключить сотрудников с рутинных операций на фокусные задачи, повышение качество работ. Текущие результаты использования трех групп решений в области охраны труда мы оцениваем как высокие. Они позволяют сотрудникам получить необходимую практику в безопасной обстановке, а также контролировать выполнение всех ранее выученных правил работы на площадке. В ближайшее время мы планируем внедрить новые инструменты в этой области, а также продолжим работу по совершенствованию текущих».

НИПИГАЗ также разработал комплексную систему диспетчеризации и моделирования транспортно-логистических потоков мегапроектов, позволяющую повышать гибкость операций и создавать функцию единого контроля логистики. Первой система внедрена на проектах создаваемого Амурского газохимического кластера: Амурского ГПЗ «Газпрома» и Амурского ГХК СИБУРа и Sinopec.

Система позволяет управлять и распределять транспортно-логистические потоки на автомобильной и железнодорожной инфраструктуре проектов, а также осуществлять мониторинг и управление речной навигацией. Система способна в реальном времени моделировать транспортную ситуацию с учетом всевозможных инфраструктурных ограничений и событий, потенциально возникающих на пути следования.

Определение местоположения транспортных средств осуществляется посредством данных, поступающих с бортовых GPS/ГЛОНАСС-трекеров. Визуальные схемы внутреннего и внешнего периметров строительных площадок обновляются в режиме реального времени: с указанием мест установки дорожных знаков и их типов, мест ДТП, ремонтов дорог, перекрытий и прочих изменений.

Возможность работы с цифровой «копией» всех дорог, а также объектов дорожной инфраструктуры позволяет эффективно управлять движением транспорта и прогнозировать загруженность в краткосрочной и среднесрочной перспективе, рассчитывать прогнозные сроки поставки различного оборудования на строительные площадки с помощью функционала моделирования.

В целях регулирования транспортной нагрузки на КПП и подъездные дороги, а также более оперативного управления загрузкой внутреннего периметра система получает данные с камер, расположенных на подъездных дорогах и КПП, обладающих функционалом распознавания регистрационных номеров для анализа и дальнейшей обработки в системе.

Для повышения эффективности доставки и распределения грузов по складским площадям система объединяет все данные в единой аналитической базе с прогнозом прибытия грузов, а также с возможностью планирования времени выгрузки на складских площадках, что позволяет оптимизировать работу складов и заблаговременно готовить необходимую технику.

Возможность проведения в системе анализа полученных данных дает возможность эффективно рассчитывать реальный объем работ, выполняемый каждой единицей техники на площадке, и оценивать работу подрядчиков, использующих в своей работе на проекте транспортные средства.

Система подразумевает использование мобильных устройств для возможности проведения полевых работ: проведение технического осмотра транспортных средств, осмотр дорог и обозначение проблемных участков. Эта возможность позволяет существенно сократить трудозатраты сотрудников транспортной инфраструктуры на проведение рутинных операций, а также упрощает информирование всех заинтересованных лиц относительно возможных ограничений в логистике на проектах, связанных с проведением работ на площадках.

Система снижает риск срыва поставок товарно-материальных ценностей на строительную площадку, возникновения аварийных ситуаций в процессе транспортировки и возникновения потенциально опасных происшествий. Это решение также позволяет предотвратить создание сверхнормативной нагрузки на транспортную инфраструктуру, простой транспорта под выгрузкой, несвоевременную доставку персонала на строительную площадку и многое другое.