Конференция HEAVY WIND 2021
В конференции приняли участие компании «Башни ВРС», «Ветропарки ФРВ», «НоваВинд», Siemens Gamesa Renewable Energy. Также присутствовали делегаты от компаний «Вестас Рус», «Энел Рус», «Роснефть» (строительство ветропарков для проекта «Восток Ойл»), «НОВАТЕК» (строительство ветропарка для проекта «Ямал СПГ»),«РусГидро» и «Новалифт-С» (представитель компании Bronto Skylift). В числе спикеров были представители Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ), Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) и многие другие. Конференцию открыл председатель РАВИ Игорь Брызгунов, доложивший о состоянии и перспективах развития ветроэнергетического рынка России.
По итогам КОМ ВИЭ (Конкурсные отборы мощности возобновляемых источников энергии), проведенных с 2013 по 2019 гг., были распределены проекты суммарной мощностью 3569,11 МВт. Общая установленная мощность по состоянию на 20.04.2021 г. достигла 1175,4 МВт, вырабатываемая 878 ВЭС, и более 1500 МВт мощности проектируют и строят в настоящее время.
Лидеры российской ветроэнергетики – Фонд развития ветроэнергетики (ФРВ), АО «НоваВинд», ПАО «Энел Россия». ФРВ, созданный Группой «РОСНАНО» и ПАО «Фортум», получил право на строительство 1858,3 МВт ветрогенерации, из которых 633,8 МВт уже введены в эксплуатацию и 476,8 МВт предстоит ввести в 2021 г.
Общий объем портфеля АО «НоваВинд», дивизиона госкорпорации «Росатом», составляет 1192,5 МВт установленной мощности, из которых 360 МВт введены в эксплуатацию. Ответственная за строительство ВЭС – проектная компания АО «Ветроэнергетическая отдельная генерирующая компания-2» («ВетроОГК-2»), созданная «Росатомом».
АО «НоваВинд» совместно с голландским технологическим партнером – компанией Lagerwey участвует в предприятии Red Wind B.V., которое занимается производством компонентов ВЭУ в г. Волгодонске. Мощность производства – около 120 комплектов в год.
В 2021 г. ПАО «Энел Россия» ввело в коммерческую эксплуатацию Азовскую ВЭС в Ростовской области мощностью 90,09 МВт. В Мурманской области идет строительство Кольской ВЭС мощностью 200,97 МВт. Также компания получила право на строительство Родниковской ВЭС в Ставропольском крае мощностью 71,25 МВт с пуском в эксплуатацию в 2024 г. Суммарная мощность ветроэнергетических проектов «Энел Россия» составляет 362,31 МВт.
Что касается территориального распределения отобранных мощностей, то лидирует степная зона – Краснодарский край (650 МВт), Ростовская область (514,49 МВт), Ставропольский край (383,95 МВт), Республика Адыгея (250 МВт), Астраханская область (183 МВт), Республика Калмыкия (165,3 МВт). Значительные мощности уже введены и еще будут введены в Ульяновской области (366 МВТ) и Мурманской области (350,97 МВт).
Правительство РФ ставит перед ветроэнергетикой амбициозные цели не только по обеспечению энергией внутренних потребителей, но и поставке ее на внешний рынок: на период с 2025 по 2029 гг. установлен целевой показатель экспорта – 5%, на период с 2030 по 2032 гг. – 10% и на период с 2033 по 2035 гг. – 15%. Надо полагать, что эти показатели носят индикативный характер и могут корректироваться в зависимости от конъюнктуры энергетических рынков.
Докладчик уделил особое внимание такому новому тренду, как добровольный спрос на зеленую энергию. Участники рынка по собственной инициативе создают спрос на энергию, производимую на основе возобновляемых источников (ВЭИ), для достижения своих экономических, природоохранных, социальных и, что сегодня особенно актуально, имиджевых целей. Добровольное ежесуточное потребление зеленой энергии по всему миру уже превышает 3,3 млрд кВт.ч. Лидерами «озеленения» стали технологические компании Google, Amazone, Apple, которых привлекает статус экологически ответственного потребителя. Активная позиция техногигантов и ажиотаж вокруг зеленой энергетики стимулируют ее рост: ежедневно заключаются добровольные контакты на постройку новых генерирующих объектов объемом по 73 МВт. Таким путем трансформируется традиционная энергетика.
С упорством, достойным лучшего применения, Евросоюз ликвидирует энергетику, не соответствующую его представлениям экологичности, не создав при этом достаточно мощной и надежной замены. Зеленая энергетика значительно дороже традиционной, и для покрытия разницы Евросоюз разрабатывает так называемый углеродный налог – СВАМ (Carbon Border Adjustment Mechanism) – на импортируемые в ЕС товары, который планируют запустить с 2023 г. Смысл налога в том, что на ввозимые в ЕС товары, в первую очередь продукцию металлургии, химической промышленности, а также энергетики, будет необходимо представлять аудированный отчет об углеродном следе и компенсировать этот след разрешениями на выбросы. При этом разрешения выпускает сам Евросоюз, и их стоимость привязана к котировкам цен на выбросы европейской Системы торговли выбросами EU ETS. По прогнозам, к 2025 г. углеродный налог может достигнуть 20–25% от цены экспортного товара.
Докладчик сообщил, что переход промышленности на зеленую энергию помог бы экспортерам уйти от европейского углеродного налога. В качестве примера экономической целесообразности ветроэнергетики он привел проект ВЭС «Свирица», которая будет построена в Волховском районе Ленинградской области, где река Свирь впадает в Ладожское озеро. Ветропарк из 19 ветрогенераторов займет 75 га. Завершены проектные работы, строительство начнут в I квартале 2022 г., плановый ввод в эксплуатацию – 2023 г. Проектная мощность ВЭС – 68,4 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии – 190 тысяч МВт.ч. По замыслу, себестоимость электроэнергии ВЭС «Свирица» будет сохраняться на уровне 5 руб/кВт.ч в течение 15 лет, так как не зависит от цен на углеводороды, в то время как отпускная цена будет расти практически по линейному графику от текущих 6 рублей за киловатт-час до 20,3 рублей в 2040 г. То есть планируется неуклонный рост маржи, что и привлекло инвестора. Прогноз сформирован на основании инфляционных показателей Банка России и не учитывает девальваций рубля. Есть обоснованные сомнения, что себестоимость может оставаться на одном уровне в течение сколько-нибудь длительного периода, особенно в условиях инфляции.
В числе докладчиков был Валерий Смолянинов, руководитель департамента реализации проектов компании Barrus Project, которая эксплуатирует более 200 осей модульных транспортных средств и полуприцепов-тяжеловозов, в том числе лопастевозы. Докладчик рассказал о транспортных проектах для российской ветроэнергетики – Barrus перевозила оборудование для 360 ВЭУ общей мощностью 1010,7 МВт, в том числе для Целинской, Салынской, Котовской, Адыгейской, Кочубеевской, Кармиловской, Бондаревской, Медвеженской, Марченковской ВЭС и ВЭС Тикси.
Так, для Целинской и Салынской ВЭС в Республике Калмыкия компания перевезла в течение 2019–2020 гг. 48 комплектов ВЭУ общей массой 8573 т. Комплект включает три лопасти длиной 62 м, гондолу массой 69 т, башню массой 62 т и ступицу массой 32 т. Перевозки к месту монтажа выполняли из портов Ульяновска, Волгодонска, Ростова-на-Дону и Аксая.
В течение 2018–2021 г. компания перевезла 288 комплектов ВЭУ для строительства ВЭС Адыгейской, Кочубеевской, Кармиловской, Бондаревской, Медвеженской, Марченковской ВЭС, в том числе 864 лопасти длиной 49 м. В 2020–2021 г. компания также выполнила проект по перевозке 21 комплекта ВЭУ для Котовской ВЭС в Волгоградской области.
В ожидании роста объемов строительства ветропарков компания планирует обновление и расширение парка спецтехники в период с 2022 по 2030 гг., в том числе полуприцепов, позволяющих перевозить лопасти длиной свыше 72 м, а также систем для перевозки увеличенных секций башен – адаптеров производства Goldhofer и других поставщиков.
О специфике работы за Полярным кругом рассказал начальник отдела внешнеэкономической деятельности ООО «Оборонлогистика» Егор Барсков. Компания работает в структуре Министерства обороны РФ с 2011 г. и располагает флотом из девяти судов, включая паромы RO-RO, железнодорожный паром, автомобильно-пассажирские паромы и сухогрузы. В Арктике со своим и привлеченным флотом компания начала работу в 2018 г. С 2018 по 2020 гг. перевезли около 70 тыс. т воинских, военно-строительных и коммерческих грузов, по программе очистки Арктики вывезли 12 тыс. т металлолома и устаревшей техники. Особенность работы в Арктике, помимо погодных условий, в том, что почти во всех портах либо полностью отсутствует портовая инфраструктура, либо ее недостаточно для разгрузки-погрузки крупногабаритных тяжеловесных грузов. Поэтому грузоподъемные средства необходимо везти с собой.
В числе интересных коммерческих проектов докладчик назвал перевозку лопастей ветрогенераторов из порта Тяньцзинь (Китай) по Северному морскому пути (СМП) в порт Вааса (Финляндия). Преимущество СМП в сравнении с традиционным через Суэцкий канал в сокращенном времени перевозки и меньшем фрахте, отсутствии платежей и рисков прохода по Суэцкому каналу, отсутствии рисков прохода по пиратоопасным районам.
Российская ветроэнергетика благодаря удачно выбранной Правительством РФ политике развивается быстрыми темпами. Возможно, что в скором времени ее вклад в энергетическое обеспечение страны станет существенным и появится возможность более глубокой модернизации энергетики. Ветроэнергетика представляет собой высокотехнологичное направление, стимулирующее развитие машиностроения и разработок в области композитных материалов, включая технологию утилизации отработавших лопастей. И на вопрос, способна ли ветроиндустрия при необходимости развиваться опережающими темпами, можно дать утвердительный ответ.