Десять шагов к успеху в работе уличных подметальных машин
Рабочее спецоборудование
Шаг 1: уплотнения. При проведении проверок и регулировок руководствуйтесь указаниями, изложенными в инструкции по эксплуатации машины (далее – инструкция). Чтобы вакуумно-уборочная машина работала с высокой производительностью и экономичностью, разрежение в воздуховодах должно присутствовать постоянно и быть достаточным по величине. Поэтому, начиная осмотр машины, особое внимание уделите всем уплотнениям, герметизирующим полости, в которых вентилятором создается разрежение: уплотнения задней крышки и люков бункера, воздуховодов и циклонного пылеотделителя.
Все затвердевшие, замятые и потерявшие форму уплотнители следует заменить, а если изготовителем машины предписывается заменять уплотнения с определенной периодичностью и устанавливать уплотнители на герметик, необходимо в точности выполнять эти указания.
В дальнейшем при эксплуатации уплотнения задней двери бункера и сопряженные с ними поверхности, а также уплотнения между соплом-подборщиком и бункером следует очищать и мыть после каждой выгрузки смета.
Шаг 2: система увлажнения и обеспыливания. Правильное увлажнение имеет важное значение для подавления пыли во время работы подметальной уборочной техники. Часто забывают, что влага в воздушном потоке обеспечивает увлажнение пыли и мусора, поступающих в сопло-подборщик, не позволяя им засорять сетчатый фильтр, уменьшает абразивное воздействие частиц мусора на лопасти вентилятора и служит смазкой для других трущихся деталей машины, например, фартуков сопла-подборщика.
Поэтому очень важно тщательно проверить и очистить водяной фильтр. Затем осмотрите все форсунки, через которые распыляется вода, чтобы убедиться, что они не засорены и работают правильно. И наконец, убедитесь, что водяной насос создает достаточное давление. Отремонтируйте или замените все неисправные компоненты водяной системы
Шаг 3: сопло-подборщик, всасывающий рукав, фартуки и шторы. Осмотрите сопло-подборщик (у некоторых машин может быть два сопла), очистите от грязи, убедитесь, что оно не имеет повреждений, а отверстие не засорено мусором.
У многофункциональных шарнирно-сочлененных полноприводных коммунальных машин линейки ММК «Саратовского машиностроительного завода «Элеватормельмаш» (г. Саратов) передняя створка всасывающего патрубка регулируется из кабины, что позволяет собирать как крупный (гравий и т.п.), так и мелкий мусор. Емкость бункера у мод. ММК-1000 и ММК-1500 – 1 и 1,5 м3 соответственно. Бункеры поднимаются для разгрузки на высоту 1600 мм. Гидростатическая трансмиссия производства Чехии.
Предприятие выпускает также прицепную подметально-уборочную машину элеваторного типа ПУМ-001 «Магистраль», оборудованную двумя лотковыми и центральной (задней) щеткой и электронным программируемым контроллером с ЖК-дисплеем.
Проверьте регулировку пружин подвески и опорных колес/ полозьев и убедитесь, что отверстие для всасывания воздуха расположено правильно. От этой регулировки зависит производительность уборочной машины. Учтите, что по мере заполнения бункера сметом рама автомобиля опускается ниже и положение сопла-подборщика относительно дороги изменяется. Положение погнутого сопла отрегулировать очень сложно.
Уплотняющие фартуки и шторы должны достигать дороги, чтобы не пропускать потоки воздуха, не давать вырываться пыли и обеспечивать под соплом-подборщиком разрежение оптимальной величины. Если фартуки и шторы повреждены и уже не удается обеспечить достаточного уплотнения, необходимо их заменить.
Воздуховоды следует внимательно осмотреть, т.к. под абразивным воздействием твердых частиц мусора могут постепенно возникать сквозные отверстия, через которые воздух с пылью начинает выходить наружу.
У новой вакуумно-уборочной шарнирно-сочлененной машины УКМ-1500 компании АО «Кургандормаш» (г. Курган) всасывающая шахта расположена между передних колес, что предотвращает ее повреждение при наезде на препятствия.
«Кургандормаш» производит семь моделей вакуумных подметально-уборочных машин с различными базовыми шасси, оснащенных агрегатом для разбрасывания песка или песко-соляной смеси. При производстве рабочего оборудования используются технологии компании FAUN.
Шаг 4: бункер и его внутреннее оборудование. При подготовке уборочной машины к весенне-летней эксплуатации бункер следует прежде всего тщательно вычистить, вымыть и продезинфецировать. Отложения грязи создают сопротивление воздушному потоку, что снижает производительность машины, под отложениями может развиваться коррозия. Убедитесь, что задняя крышка бункера закрывается плотно и надежно.
У компактной вакуумной подметально-уборочной машины мод. VOS 2000 компании ÇEKSAN ROAD SWEEPING MACHINES (Турция) бункер емкостью 2 м3 изготавливается из алюминия. Для разгрузки бункер поднимается. Гидросистема оснащена радиатором охлаждения.
Турецкие уборочные машины приобретают всё большую популярность на нашем рынке благодаря хорошему сочетанию цена-качество.
ÇEKSAN предлагает также подметально-уборочную машину мод. HMT 1600 с бункером 1,6 м3.
Демонтируйте сетчатый фильтр (или откиньте в положение для обслуживания) и вычистите. Убедитесь, что он не поврежден (в некоторых моделях – два сетчатых фильтра). Если воздух не рециркулирует, а выходит из бункера в атмосферу, на выходе может располагаться диффузор или циклон для отделения пыли. Его тоже следует очистить и промыть.
Шаг 5: вентилятор системы всасывания. Проверьте состояние вентилятора (их может два) и его приточного отверстия. Очистите всю грязь и мусор с лопастей крыльчатки. Такие отложения могут вызвать вибрацию вентилятора и в конце концов привести к разрушению крыльчатки и подшипников вала.
Лопасти испытывают сильное абразивное воздействие частиц пыли, содержащихся в воздушном потоке, и в результате постепенно укорачиваются, уменьшая производительность вентилятора. Во всех вакуумных уборочных машинах предусмотрены специальные лючки в кожухе вентилятора для осмотра крыльчатки. Если при осмотре обнаружатся трещины или отверстия в лопастях, возникшие в результате эрозии металла, утрата балансировочных грузиков, а также при первых же признаках вибрации крыльчатку следует заменить, иначе она может разрушиться прямо во время вращения с высокой скоростью, что очень опасно. Одновременно меняются и подшипники вала вентилятора.
У вакуумных подметально-уборочных машин SCARAB MAGNUM PLUS и М6 вакуумный вентилятор и фильтр очистки отработанного воздуха (площадью 1,5 м2) расположены горизонтально в верхней части бункера для смета, что позволяет более эффективно использовать его внутреннее пространство.
Компания Scarab Sweepers (Великобритания) входит в холдинг Fayat Group. Спецоборудование SCARAB монтируется как на самоходные шасси собственного производства, так и на серийные шасси грузовых автомобилей, иностранных и отечественных.
При обследовании крыльчатки следует проявлять осторожность, т.к. в результате износа края лопастей могут стать очень острыми. Рекомендуется провернуть крыльчатку на 360° рукой, одетой в перчатку, чтобы избежать порезов и заражения от грязи, покрывающей лопасти. Во время осмотра крыльчатки требуется надежно заблокировать двигатель от случайного включения: извлечь ключ из замка зажигания и установить табличку «Не заводить!». Одновременно с осмотром крыльчатки следует осмотреть кожух вентилятора. При обнаружении любых неисправностей кожух следует заменить на новый.
Шаг 6: подметальные щетки. Механические щетки на дорогах с неровным покрытием подметают мусор более эффективно, чем вакуумное всасывающее сопло. Поэтому в настоящее время около 90% всех машин для уборки дорог и улиц оснащаются механическими щетками. Проверьте состояние и регулировку положения центральной цилиндрической и лотковых щеток.
Так, в шарнирно-сочлененных многофункциональных вакуумно-подметальных машинах Hako-Citymaster, линейку которых выпускает Hako-Werke GmbH (Германия), усилие прижатия подметальных щеток к дорожной поверхности оператор может регулировать из кабины. Бункер для смета из нержавеющей стали поднимается для выгрузки на высоту до 1400 мм.
Немецкая коммунальная уборочная техника уже давно популярна у отечественного потребителя. Почти все комплектующие машин (исключая ДВС) изготавливаются Hako-Werke GmbH в Германии.
Посмотрите, нет ли отложений грязи на вале и втулках привода щеток. Отложения следует отчистить, чтобы предотвратить повреждение уплотнения вала.
Отрегулируйте ширину пятна контакта ворса щеток с дорожным покрытием, как указано в инструкции. По мере того, как ворс щеток изнашивается, их положение следует корректировать. Регулировка осуществляется путем перестановки опорных колес, натяжением пружин подвески либо за счет гидро- или пневмопривода. Когда пятно контакта уже невозможно отрегулировать, ворс на щетке нужно заменить. Кроме того, в инструкции указывается допустимая величина износа ворса. Если усилие прижатия щеток к очищаемой поверхности и скорость вращения оператор может регулировать из кабины, износ щеток происходит намного медленнее.
Так, у вакуумно-подметальных модулей серии SK от Aebi Schmidt усилие прижатия и скорость вращения щеток можно регулировать прямо во время работы при помощи джойстика.
Международная компания Aebi Schmidt Group со штаб-квартирой в Швейцарии предлагает огромный ассортимент коммунальной уборочной техники (самоходной, прицепной и модульной/ съемной). Aebi Schmidt активно расширяется: в 2019 г. она приобрела права на подметальное оборудование City Ranger у группы компаний Nilfisk Group, а в 2020 г. присоединила финскую компанию Arctic Machine Oy.
Для совершенствования управления целым парком уборочных машин компания предлагает телематическую платформу IntelliOPS, осуществляющую мониторинг работы техники в реальном времени и составляющую аналитические отчеты.
Шаг 7: гидросистема. Гидравлическая система – одна из важнейших в уборочных машинах, и ее обслуживанию после зимнего периода следует уделить максимум внимания.
Так, в уличных подметально-уборочных машинах компании Dulevo International S.p.A. (Италия) используется гидростатическая трансмиссия с насосом переменной производительности и гидромотором, гидроусилитель рулевого управления четырьмя колесами, гидропривод регулировки положения центральной цилиндрической щетки, два вакуумных вентилятора с гидроприводом, гидропривод встряхивания воздушного фильтра (для очистки от пыли), гидропривод подъема бункера для смета.
Компания Dulevo разрабатывает и производит огромный ассортимент уборочной техники, и в том числе коммунальных подметальных машин для улицы.
Признаками ненормальной работы гидросистемы могут быть замедленная работа, необычные звуки (свист, вибрация), повышенная температура жидкости и т.д. Нормальная температура жидкости указывается в инструкции, обычно – до 80 °С.
Прежде всего проверьте внешний вид, уровень и вязкость гидравлической жидкости. При необходимости долейте или, если подошел срок, замените жидкость и гидравлический фильтр. Гидросистему машины следует заправлять жидкостью такой вязкости и сорта, которые рекомендуются в инструкции. Проверьте давление в гидросистеме. При первых же признаках уменьшения давления замените ненадежные, изношенные или неисправные детали и узлы гидросистемы.
Компания Bucher Schörling (Швейцария), подразделение группы Bucher Industries AG, производит обширную линейку вакуумных подметально-уборочных машин – от магистральных и до субкомпактных. Гидравлическая система опускания/ подъема подметальных щеток машин гарантирует точное следование контуру убираемой поверхности, будь то ступеньки, канавки или бордюры. Гидропривод обеспечивает полное опрокидывание бака для смета и разгрузку в контейнеры и баки.
Кроме того, техника Bucher Schörling оснащается программируемой системой управления подметанием PSS (Programmable Sweeping System), которая делает удобной работу оператора и повышает качество уборки.
Осмотрите РВД и трубки гидросистемы, замените все ненадежные и имеющие признаки повреждений. Проверьте настройку редукционного клапана/ клапанов гидросистемы. Проверьте, как срабатывают гидроцилиндры, особенно гидроцилиндр подъема бункера. Если они работают неравномерно, скорость и усилие недостаточные, необходимо выявить причину и устранить ее. Причинами неисправностей могут быть аэрация жидкости, кавитация при работе гидронасоса, внутренние перетечки в узлах гидросистемы и пр.
Оборудование шасси
Шаг 8: двигатель и технические жидкости. Двигателям в зимних условиях работать тяжелее, также испытывают повышенные нагрузки и другие агрегаты и системы шасси машины. Поэтому в зимний период возможен повышенный расход охлаждающей и других эксплуатационных жидкостей.
После зимнего периода следует выполнить сезонное обслуживание двигателя шасси (а также автономного двигателя рабочего оборудования, если имеется), а еще тщательно проверить уровень и состояние всех технических жидкостей: антифриза, тормозной жидкости, трансмиссионного и гидравлического масел (в т.ч. в усилителе рулевого управления) и др. Проверку следует проводить так, как описано в инструкции (двигатель и соответствующая система машины должны быть прогреты или не прогреты). Если внешний вид и анализ вязкости (относится к маслам) указывают на возможное ухудшение рабочих характеристик жидкости, ее следует заменить, даже если регламентный срок замены еще не наступил. Если где-либо обнаружится подтекание жидкости, неисправность следует обязательно устранить. Если проверка не выявила ухудшения состояния жидкости, следует долить до нормального уровня, причем только жидкости, рекомендованные производителем машины.
В ассортименте коммунальной техники ООО «ТВЕРЬКОММАШ» («Тверской завод коммунального машиностроения», г. Тверь) имеются три модели электрических подметально-уборочных машин на самоходных шасси с кабинами автомобильного типа. Одним из решающих преимуществ этой техники является низкий уровень шума. Кроме того, экономия на стоимости техобслуживания составляет до 70%, а на затратах на топливо – до 90% по сравнению с обычными машинами.
Основа линейки коммунальной техники «ТВЕРЬКОММАШ» – семейство подметально-уборочных машин ТКМ из семи моделей с обычными двигателями, с бункерами для смета емкостью от 4 до 9,5 м3. Рабочее спецоборудование этих машин от турецкой компании ERDEMLI.
Распространенные ошибки – использование неоригинальных, нерекомендованных производителем фильтров и игнорирование светового сигнала «проверьте двигатель» на панели приборов. Чем дольше вы не будете принимать мер, тем дороже может оказаться впоследствии ремонт. Не рекомендуется извлекать и вытряхивать/ продувать элемент воздушного фильтра чаще, чем указано в инструкции, т.к. фильтр может повредиться со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
Шаг 9: шины. Если машины были «обуты» в зимние шины, замените их на всесезонную резину. Проверьте состояние зимних шин, вымойте их и поставьте на хранение в прохладном, сухом месте.
Если зимние шины сняты с дисков, рекомендуется хранить их в вертикальном положении, а не «стопкой» и каждый месяц поворачивать на 1/4 окружности, чтобы свести к минимуму деформацию за время хранения. Если шины смонтированы на диски, специалисты рекомендуют хранить их в подвешенном состоянии, чтобы сэкономить место и также избежать деформации шин.
В установленных всесезонных шинах следует тщательно проверить и установить указанное в инструкции давление. Даже если шины выглядят достаточно накачанными, давление в них может не соответствовать норме. Недостаточное давление – наиболее частая причина выхода шин из строя, так как при езде на шинах с низким давлением выделяется много тепла. Если давление будет выше рекомендованного, а при нагреве в движении воздух в шинах расширится, это приведет к ухудшению топливной экономичности и управляемости машины, увеличит риск разрывов и проколов шин, а также вероятность попадания автомобиля в аварию. Учтите, что при высоких температурах шины изнашиваются быстрее.
Шаг 10: тормоза. В зимнее время тормоза используются с повышенной интенсивностью. Поэтому следует тщательно проверить и при необходимости отрегулировать и заменить изношенные детали тормозных механизмов, особенно если при торможении слышится визг или скребущие звуки. Затем в ходе эксплуатации необходимо регулярно проверять работу тормозов.
RAVO выпускает вакуумные подметально-уборочные машины серий CD (с выталкивающей плитой в бункере), ST и STH (с самосвальной разгрузкой), которые, как утверждается, способны надежно работать в сложных российских климатических условиях в среднем 15 лет. Имеется мод. RAVO Compact CNG, работающая на сжатом и сжиженном метане.
Распространенная ошибка владельцев – недостаточное техническое обслуживание подметально-уборочной машины. Такая небрежность или «экономия» может привести к громадному увеличению эксплуатационных затрат. Здесь можно вспомнить старую поговорку «Скупой платит дважды». Кроме того, некачественное обслуживание может ухудшить безопасность работы машины для оператора и окружающих людей.