Автокраны без перегруза

Круглый стол

С одной стороны, интерес потребителей автокранов смещается к большей грузоподъемности, с другой, рынок автокранов находится под давлением жестких весовых и габаритных ограничений.

О технических возможностях и ограничениях в создании автокранов рассуждают гости нашей студии:
Пётр Вагин, генеральный директор ОАО «ЧМЗ», г. Челябинск;
Вадим Шнейдер, директор по развитию ООО «ИМЗ АВТОКРАН», г. Иваново;
Александр Чирков, коммерческий директор ООО «СюйГун Ру», официального представителя XCMG в России, г. Москва.

Насколько востребованы сегодня реальным сектором автокраны грузоподъемностью более 25 т, выполненные в соответствии с требованиями к полной массе, нагрузкам на оси и габаритным размерам?

П. Вагин, ЧМЗ: За последние 25 лет интерес покупателей понемногу смещается в сторону более «тяжелых» кранов – грузоподъемностью 32 т и выше. Но по-прежнему автокраны грузоподъемностью 25 т занимают доминирующие позиции, около 70% рынка. Это самый крупный сегмент, получивший развитие за счет различной длины стрел. Порядка 70% в производственной программе ЧМЗ занимают автокраны этого сегмента. Сегодня ЧМЗ предлагает пять моделей автокранов в этом сегменте, с длиной стрелы 22 м; 24,5; 28,1; 31 и 33 м. Все автокраны с длиной стрелы до 31 м включительно в базовой комплектации соответствуют требованиям весового контроля, а для модели с длиной стрелы 33 м предусмотрена возможность оперативного демонтажа двух задних выносных опор и перевозки их отдельно от автокрана, и тогда автокран может передвигаться по дорогам общего пользования без штрафов. Доля автокранов грузоподъемностью 32–35 т в 2020 г. значительно подросла и составляет более 15% рынка. В этом секторе ЧМЗ предлагает заказчикам модели с длиной стрелы 33 м на трехосных и четырехосных шасси. Автокраны с колесной формулой 8х8 и 8х4 с базовым противовесом 1 т свободно могут добраться до строительного объекта, а вот для автокрана на трехосном шасси необходим демонтаж трех опор. Чудес не бывает – для высоких грузовых характеристик нужна масса, иначе это будет не 32-тонный кран, а немного усиленный 25-тонник. Крановые установки «ЧЕЛЯБИНЕЦ» г/п 40 т в комплектации без противовесов, смонтированные на четырехосные шасси, также соответствуют требованиям Правил перевозки грузов автомобильным транспортом.

В. Шнейдер, «АВТОКРАН»: Начиная с 2019 г. мы наблюдаем тенденцию, что 25-тонные краны теряют роль доминирующего продукта в автокрановом бизнесе. Если раньше на них приходилось 80% и даже больше, то сейчас эта доля снижается. Конечно, она пока больше 50%, но у потребителей наметился четкий тренд двигаться куда-то повыше. Сегодня в основном это 32-тонный сегмент, поэтому за два последних года мы представили два 32-тонных крана, которых у нас раньше в линейке не было.

Мигрируя в классы выше, сегодняшние эксплуатанты 25-тонников по привычке продолжают ожидать, что кран будет соответствовать всем ограничениям, установленным весовщиками, не потребует согласований и не попадет под штрафы. В этой концепции сделан 32-тонник КС-55717К-1 на шасси КАМАЗ-6540, который не только соответствует этим требованиям, но и перево­зит с собой противовес 3,2 т. Это тоже важно для потребителей, привыкших к 25-тонным кранам, которые едут в том же виде, в каком работают. Они не очень хотят видеть машину поддержки 32-тонного крана, которая за ним что-то повезет. Поэтому наш 32-тонник возит с собой и гусек, и противовес 3,2 т, оставаясь при этом в весовых нормах. А технически он может перевезти с собой и полный комплект противовесов 5,7 т.

Мы уделяем весовым нормам большое внимание при проектировании и везде, где возможно и где кажется невозможным на первых порах, мы обеспечиваем выполнение весовых норм. Так, наш 40-тонный кран КС-65740-7 на шасси КАМАЗ 8х8 тоже выполняет весовые нормы. Сегодня это единственный продукт с такими характеристиками на рынке. Наша конструкторская школа, наши технические возможности позволяют нам быть лучшими по этим параметрам. Этот кран позволит перемещаться, не согласовывая свой график заранее. Без этого, из-за необходимости неделю получать разрешение, вы не можете выслать кран на аварию, оперативно управлять своим парком, ведь не все возможно спланировать заранее.

А. Чирков, XCMG: Наиболее востребованы рынком краны грузоподъемностью от 25 т до 70 т. Но в линейке XCMG краны, которые попадают в эти критерии, только 25-тонные из-за особенности шасси. Модель XCT25L4_S, если с нее снять гусек, часть противовеса, вторую лебедку и крюк, будет соответствовать требованиям к полной массе и нагрузкам на оси.

За счет чего удается обеспечить высокие грузовысотные характеристики кранов, соответствующих ограничениям по нагрузкам на оси, ведь их полная масса должна быть сравнительно небольшой?

П. Вагин, ЧМЗ: С 2015 г. нагрузка на заднюю тележку шасси транспортного средства с односкатной резиной не должна превышать 15 т. Можно, конечно, много рассуждать, «хорошо это или избыточно», но это реальность сегодняшних требований. Для того чтобы автокран был легким и мог работать с тяжелыми грузами, мы должны максимально в базовой комплектации облегчить машину, при этом сделать ее устойчивой. Ведь когда мы становимся легче, нам нужна опора, чтобы не опрокинуться. Поэтому основная идея автокранов «Серии плюс» – применение идеологии отдельно возимых противовесов. Противовес компенсирует нехватку веса, но если мы будем стационарно устанавливать его на кран, то передавим заднюю тележку. Поэтому его нужно сделать съемным и возимым отдельно. При этом монтаж-демонтаж должен быть оперативным. Фактически по этому пути все пошли.

Облегчение силовых металлоконструкций – непростая конструкторская задача. Иногда для ее выполнения необходимы более тонкие и упругие листы. То есть мы говорим о пределе текучести металла не 390, как у 10ХСНД или 09Г2С, а уже в районе 700. В этом направлении есть и отечественные, и импортные производители. Поэтому берем и применяем высокопрочную сталь, делаем легче всю крановую установку. Все машины до 2014 г. весили на 2 т больше, чем современные. Раньше крановые установки весили около 14 т, сегодня мы делаем установки весом 12 т.

В. Шнейдер, «АВТОКРАН»: Мы начинаем с грузовысотных характеристик, а уже потом пытаемся вместить их весовые параметры. Все знают, что «ИВАНОВЕЦ» является счастливым обладателем уникального роботизированного производства стрел. Оно, помимо того, что создает овоидный профиль, за счет высокой точности и некоторых тонких технологических ухищрений, которые можно реализовать только в роботизированных линиях, позволяет нам делать стрелу существенно более легкой, чем у конкурентов, при аналогичных прочностных характеристиках. То есть на стреле мы выигрываем пару сотен килограммов. Дальше идет искусство проектирования опорной рамы, также активное применение откидных (поворотных) опор. Это тоже способствует облегчению. Само проектирование несущих конструкций, умение рассчитывать прочность и устойчивость во всех режимах, чем наши конструкторы овладели в совершенстве, позволяет нам выиграть еще и на опорной раме. Так, очень точно балансируя между задними и передними осями, мы постепенно набираем преимущество, которое транслируется в выигрыш до тонны. А 15 и 16 т на заднюю односкатную тележку – это две большие разницы.

Пример реализации подходов, описанных выше, наш новый 32-тонный кран КС-55717К-3 на шасси КАМАЗ-43118, который продолжил линейку «Air» – единственный на рынке 4-секционный автокран на шасси 6х6, который и поднимает 32 т, и на заднюю тележку нагружает 15 т, и передний мост КАМАЗа с максимальной нагрузкой 6500 кг не перегружает.

А. Чирков, XCMG: Высокие грузовысотные характеристики достигнуты в том числе благодаря применению U-образной стрелы, которая изготавливается из высокопрочной европейской стали. Система выдвижения стрелы и увеличенная площадь соприкосновения между секциями позволяют выполнять работы при малых углах наклона стрелы. Краны XCMG имеют многоступенчатый контроль высоты, способный обеспечить эффективную работу оборудования.

Возможно ли сегодня построить такой кран, используя исключительно отечественные материалы и комплектующие?

П. Вагин, ЧМЗ: О стали мы уже говорили. Сегодня ММК, «Северсталь» предлагают сталь в полтора раза дороже, чем шведы. Про качество стали – отдельный пункт. Часто приходится отказываться от отечественной продукции, потому что качество безобразное. А металлурги приезжают и говорят: «Всё в рамках ГОСТов». Как же в рамках ГОСТов – с задирами и разнотолщинностью? Пролоббировали когда-то ГОСТ с допусками такими, что невозможно применение таких сталей в высокоточных, объемных конструкциях.

На сегодняшний день по многим позициям компонентов гидравлики, специфичных для крановой отрасли, нет качественного предложения от отечественных производителей. Связано это, конечно, в том числе и с ограниченным спросом. Гидрораспределители с определенными характеристиками, массой, качеством и ценой в России не делает никто. Резинотехническая составляющая необходимого качества тоже вся импортная. И еще есть масса вещей, которых в России в промышленном масштабе по адекватной цене не делают. Поэтому, чтобы выпускать качественную и надежную технику, за которую не стыдно, никак не обойтись без импортных комплектующих.

В. Шнейдер, «АВТОКРАН»: Кран такой, конечно, построить возможно, но грузоподъемность его будет в пределах 25 т, и мы выпускаем такие краны. Это продолжатель нашего классического семейства КС-25 с 3-секционной овоидной стрелой длиной 21 м. Этот кран предназначен для потребителей, которым совершенство в характеристиках не так важно, как низкая стоимость автокрана.

При переходе в более тяжелые весовые категории мы попадаем в первую очередь на сталь для стрелы. Здесь сталь только шведская, и это не наша прихоть, тут природу обмануть трудно. Дальше начинаются вопросы по гидравлической системе, по лебедке и т.д.

Считают ли специалисты вашего завода технически возможным создание автокрана высокой грузоподъемности (50 т и выше), соответствующего требованиям к полной массе, нагрузкам на оси и габаритным размерам, и не планирует ли ваш завод создать такой автокран? Какие варианты таких кранов наиболее реальны: с отдельно возимым противовесом, со съемной стрелой, съемными опорами и т.д.?

П. Вагин, ЧМЗ: Наши автокраны грузоподъемностью 50 т полностью соответствуют требованиям по габаритам – длина крана не превышает 12 м! Это обеспечивает его высокую маневренность на стройплощадке. А вот что касается массы, то для такой грузоподъемности сделать такой легкий кран, технически невозможно! Только со спецразрешением на проезд по дорогам общего пользования или путем снятия большого количества металлоконструкций – стрелы, лебедки, опор.

В. Шнейдер, «АВТОКРАН»: Габаритные размеры мы обеспечили в нашей новинке – кране КС-6577К-3, хотя здесь очень много тонких компоновочных моментов, чтобы вписаться в габаритную длину 12 м, в высоту 4 м и в ширину 2,55 м. Такой уплотненный со всех сторон «кирпич» весит много, и сегодня мы не ставим перед собой задачу уложиться в весовые ограничения, тем более на вездеходном шасси. Однако мы скрупулезно соблюдаем все технические требования производителя шасси, чтобы «КАМАЗ» не имел к нам претензий, а клиент не имел проблем с разваливающимся шасси.

В концепции автокрана 50-тоннику даже теоретически невозможно вместиться в весовые ограничения на четырех осях. Без перевеса на трех осях можно максимум построить 32-тонный кран, на четырех осях – 40-тонный, это мы продемонстрировали. На пяти осях можно было бы, наверное, построить 50-тонник, но 5-осное вездеходное автомобильное шасси – это что-то странное для нашего рынка, а мы стараемся держаться в рамках серийного производства.

А. Чирков, XCMG: Технически это возможно, но завод XCMG пока не планирует создание таких кранов. Если такой кран и будет создан, то он будет не 4-осным, как сейчас (модель XCT55_S или XCT70_S), так как используется спецшасси в отличие от отечественных кранов. Соответственно, чтобы распределить нагрузку на оси, нужно сделать большее количество осей или, как вариант, уменьшить запас прочности, облегчив конструкцию крана. При этом необходимо сохранить грузовысотные характеристики, а на самом деле улучшить их, так как масса самого крана уменьшилась и соответственно снизилась его устойчивость. Поэтому варианты таких кранов будут с отдельно возимым противовесом, гуськом, крюками и, возможно, со съемными опорами.

Что бы вы хотели пожелать нашим читателям в новом 2021 году?

П. Вагин, ЧМЗ: Хочу пожелать читателям «Основных Средств», чтобы 2021 год был лучше, чем предыдущий, веселее, чтобы не было болезней, чтобы цены на нефть поднялись, а на евро опустились.

В. Шнейдер, «АВТОКРАН»: Я бы хотел, чтобы в 2021 году мы развили, а не упустили под тяжестью экономического прессинга только-только намечающийся подход к выбору техники, когда клиент начинает выбирать технику не только по цене, не только по наличию и доступности, но и начинает анализировать свои задачи, начинает выдвигать конкретные требования к производителю. Выбирайте технику ту, которая соответствует вашим задачам. Очень хотелось бы, чтобы в 2021 году это только развивалось, именно в этом путь к цивилизованному рынку и удовлетворенности покупателя.

А. Чирков, XCMG: Дорогие читатели «Основных Средств», уверен, что 2021 год будет намного более ярким и продуктивным, и хочу пожелать в новом году благополучия и успешного воплощения задуманных планов! И конечно, здоровья вам и вашим близким!

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи