О правильном выборе телескопического погрузчика
Мировой рынок телескопических погрузчиков, как и другие, испытал негативное воздействие пандемии COVID-19. Эксперты отмечают значительное падение продаж и количества заказов на аренду погрузчиков.
Телескопический погрузчик – одна из самых популярных в Европе строительных машин, а наиболее популярные марки – JCB и Manitou. Импорт телескопических погрузчиков в Россию в последнее время рос на 10–30% в год. Ведущими брендами являются также JCB и Manitou. В 2019 г. их доля составила в общей сложности 74,6% от всего объема импорта. На третье место в российском импорте в последние годы выдвинулась марка DIECI. По статистике, наибольшим спросом у российских потребителей пользуются модели с неповоротной стрелой грузоподъемностью (г/п) 3–4 т и высотой подъема 6–7 м.
Компания JCB предлагает несколько линеек телескопических погрузчиков для строительной и сельскохозяйственной отраслей, для работы с отходами и мусором. Машины Loadall оснащаются экономичными двигателями Dieselmax экологического класса Stage V, которые обеспечивают до 5% экономии топлива по сравнению с моделями предыдущего поколения.
Компания позиционирует телескопические погрузчики линейки JCB Teletruk как «пять в одном», то есть одна универсальная машина способна заменить сразу пять машин разного типа. Эта техника используется в разных отраслях – от транспорта, складов и логистики до промышленного производства и сельского хозяйства. Этот ряд включает в себя пять базовых моделей г/п 2,5 и 3,5 т с дизельными, газовыми и электрическими двигателями. У них стрела расположена сбоку, каретка вил способна поворачиваться на 111° и смещаться вбок, что очень удобно для манипуляций с грузами. Телескопические погрузчики Teletruk имеют уменьшенный радиус поворота 2,4 м, тогда как у погрузчиков предыдущего поколения он составляет 3,7 м.
Все телескопические погрузчики JCB оснащаются телематической системой LiveLink.
Окупаемость или универсальность?
Сразу заметим, что запросы у разных групп пользователей телескопических погрузчиков различаются. Для руководителей предприятий, имеющих в собственности телескопические погрузчики, одним из самых важных вопросов является быстрая окупаемость вложенных средств, и не только затраченных на покупку, но и всех затрат на владение машиной за весь срок службы, а также величина остаточной стоимости машины на вторичном рынке.
Очень популярна аренда телескопических погрузчиков. Руководители арендных фирм, а также компаний, арендующих телескопические погрузчики, и частные владельцы/ операторы машин больше внимания уделяют наличию универсальных возможностей каждой единицы оборудования, увеличению производительности, которое может обеспечить телескопический погрузчик, и в то же время предпочитают машины в более простых комплектациях, без дорогих опций, увеличивающих стоимость владения.
Впрочем, в конечном счете окупаемость и универсальность машины связаны между собой, так что рекомендации по подбору телескопического погрузчика могут относиться ко всем потребителям телескопических погрузчиков.
Грузонесущие и грузоподъемные погрузчики
Приступая к подбору телескопического погрузчика, стоит определиться, будет ли он использоваться для подъема и транспортировки грузов или только для подъема и позиционирования.
Подъем и позиционирование. Для использования в режиме подъема и позиционирования больше всего подходят телескопические погрузчики, имеющие аутригеры.
Так, «хит продаж» компании Bobcat, телескопический погрузчик мод. T41.140SLP эксплуатационной массой 10 290 кг с двигателем мощностью 71,2 кВт при использовании аутригеров способен поднять груз 4100 кг на высоту 13 656 мм, а без аутригеров – всего 2500 кг на высоту 13 300 мм.
Недавно Bobcat выпустила новую линейку телескопических погрузчиков Waste Expert («Специалист по переработке мусора») специально для работы в отрасли сбора и переработки ТКО. Грузоподъемность этих машин составляет от 3,4 до 4,3 т, высота подъема – от 6,5 до 8 м.
Для того чтобы работать в тяжелых условиях, машины линейки Waste Expert комплектуются мостами Dana Spicer для повышенных нагрузок и оснащаются усиленными защитными конструкциями, которые, по заявлению компании, являются самыми мощными на рынке. Рамы коробчатого сечения, сварные. Центр тяжести располагается низко, колесная база большая, сзади расположен противовес. Благодаря этому машины способны поднимать и переносить грузы, а также подавать их на большую высоту.
Машины этой линейки комплектуются дизельным двигателем Bobcat D34 экологического класса Stage IV и могут поставляться на рынки стран с развивающейся экономикой, в том числе в Россию. Доступны три модификации двигателя по мощности: 75, 100 и 130 л.с. Гидростатическая трансмиссия обеспечивает погрузчикам скорость до 40 км/ч и способность буксировать прицепы.
Конструктивное преимущество телескопических погрузчиков всех типов – хорошая устойчивость и минимальная возможность опрокидывания, а аутригеры еще больше повышают устойчивость погрузчика и соответственно увеличивают высоту подъема и вылета стрелы с грузом. Стрелы у таких погрузчиков состоят из 3–5 секций и обеспечивают достаточно большие вылеты по горизонтали рабочего органа (чаще всего – вил).
Подъем и транспортировка. Телескопические погрузчики, предназначенные для подъема и транспортировки грузов, обычно рассчитаны на поездки на сравнительно большие расстояния с грузом на стреле, но не имеют большого вылета. Их стрела состоит не более чем из 2–3 секций.
Такие погрузчики не оснащаются аутригерами и за счет этого имеют меньшую массу, что обеспечивает более высокое тяговое усилие при наличии достаточно мощной силовой передачи и полноприводной трансмиссии, способность преодолевать более крутые подъемы, а также лучшую маневренность на тесных стройплощадках, в том числе за счет всех четырех управляемых колес. Телескопические погрузчики обычно имеют три режима рулевого управления: передними колесами, четырьмя «след в след» и «крабовым ходом». К тому же в цене таких погрузчиков отсутствует стоимость аутригеров.
Турецкая компания MST выпускает телескопический погрузчик мод. MST ST 7.40 (г/п 4 т; высота подъема 6,35 м), имеющий три режима рулевого управления и компактные размеры, что обеспечивает машине высокую маневренность в условиях сильно ограниченного пространства, в низких, тесных помещениях и даже в контейнере. Вентилятор системы охлаждения имеет функцию реверса для очистки радиатора от пыли и мусора, которые часто засоряют ячейки радиаторов при сельскохозяйственных работах. Для тех покупателей, которым вылет стрелы модели ST 7.40 покажется недостаточным, компания MST предлагает модель телескопического погрузчика ST 9.40, который находится в одной ценовой нише с компактной моделью ST 7.40, но имеет более значительные грузовысотные характеристики.
В гидростатической двухступенчатой трансмиссии с аксиально-поршневым насосом переменного объема используются компоненты от компаний Rexroth и Dana. Кабина комфортная, соответствует стандартам безопасности ROPS/ FOPS, положение рулевого колеса регулируется. Имеется система контроля перегрузки.
Мод. MST ST 7.40 и MST ST 9.40 (4 т; 8,7 м) будут особенно интересны представителям сельскохозяйственной отрасли. Машины комплектуются экономичным дизельным двигателем Perkins мощностью 100 л.с., основным гидравлическим насосом Casappa. Управление стрелой осуществляется с помощью эргономичного джойстика «3-в-1».
На всех телескопических погрузчиках MST штатно устанавливается система кондиционирования. В задней части погрузчиков имеется сцепное устройство для буксировки прицепов.
Кроме того, компания MST предлагает телескопические погрузчики с высотой подъема от 7 до 17 м для строительства, работы в портах и на складах, на переработке мусора.
Груз может переноситься на вилах или на грузоподъемном крюке на конце стрелы. Некоторые производители предлагают для своих телескопических погрузчиков грузоподъемные крюки, устанавливающиеся на конце стрелы, так что они не мешают работать с другим навесным оборудованием и их не нужно снимать, когда крюк не используется.
У телескопических погрузчиков новейших поколений появилась функция «отрицательного подъема», позволяющая брать и опускать груз ниже уровня опорной поверхности, на которой стоит машина. Эта способность расширяет универсальные возможности машин. «Отрицательный подъем» особенно актуален для работы в портах и на складах.
Погрузчики с неповоротной и поворотной стрелой
Каждый из двух типов телескопических погрузчиков имеет свои преимущества и назначение. Телескопические погрузчики неповоротного типа, у которых не вращаются кабина и стрела, хорошо подходят для транспортировки грузов на стреле. Неповоротная стрела может располагаться сбоку либо перед кабиной. Среднее расположение стрелы обеспечивает меньший перекос рамы при подъеме тяжелых грузов. Погрузчики с неповоротной стрелой пользуются у российских потребителей большой популярностью. Они составляют более 70% всего рынка телескопических погрузчиков.
Немецкая компания Weidemann выпускает полноприводные телескопические погрузчики с рулевым управлением на четыре колеса (3 режима, угол поворота колес 2x38°). Предлагаются две линейки телескопических погрузчиков: с прямым и боковым расположением стрелы.
Погрузчики Weidemann имеют низкий центр тяжести, гидростатическую трансмиссию со 100%-ной подключаемой блокировкой дифференциала и превосходную устойчивость. Компания предлагает на выбор большой ассортимент шин.
Ряд моделей погрузчиков Weidemann оснащаются частично автоматизированной системой-ассистентом для оператора vls (Vertical Lift System – система вертикального подъема). Она обеспечивает плавный, практически вертикальный подъем и опускание, что существенно повышает устойчивость машины и оптимизирует рабочий процесс. Система vls наилучшим образом зарекомендовала себя в сфере сельского хозяйства.
В комплектациях для сельскохозяйственного применения на погрузчики Weidemann могут устанавливаться вал отбора мощности и трехточечная задняя навеска в сочетании с соответствующим задним гидравлическим оборудованием.
Телескопические погрузчики Weidemann имеют высококачественную порошковую окраску, более прочную и качественную, чем обычное лакокрасочное покрытие.
Телескопические погрузчики, у которых кабина и стрела располагаются на платформе и могут поворачиваться на 360°, удобны для подъема и подачи грузов в труднодоступные места. Но машины этого типа стоят существенно дороже неповоротных и дороже в эксплуатации вследствие более сложной конструкции, поэтому их доля на рынке намного меньше. Однако постепенно продажи в этом секторе телескопических погрузчиков растут.
Универсальность: использование вместо других машин
Специалисты отмечают тенденцию: телескопические погрузчики все шире начинают использоваться вместо других дорожно-строительных машин.
Замена мобильных кранов. Так, по мнению специалистов телескопические погрузчики с поворотной платформой могут с достаточной экономической эффективностью и производительностью заменять небольшие мобильные подъемные краны. На строительной площадке они могут быть быстро подготовлены к работе. По высоте подъема и углам загрузки и выгрузки телескопические погрузчики значительно превосходят фронтальные и вилочные погрузчики. Некоторые производители предлагают для своих машин дистанционное управление, с которым удобнее работать при выполнении крановых операций, чем из кабины погрузчика.
Мнение о том, что телескопические погрузчики с поворотной платформой могут быть полноценной альтернативой кранов, разделяет и компания JCB, которая выпустила свою первую модель с поворотной платформой Hydraload 555-210R в июне 2020 г. Как утверждается, модель имеет самую высокую грузоподъемность (5,5 т) из всех европейских моделей своего класса. Максимальная высота подъема – 20,5 м.
Аутригеры раскладываются автоматически нажатием одной кнопки, с одновременным выравниванием машины. Стрела и двигатель на раме расположены низко для улучшения обзора с места оператора. Есть комплект камер видеонаблюдения, в том числе камера на оголовке стрелы.
В качестве мобильных подъемников. Телескопический погрузчик с неповоротной стрелой плохо подходит для работы с рабочей платформой высотного доступа, рекомендуется использовать для этого машины с поворотной платформой. Их рабочая зона обширна, оставаясь на месте, они доставляют платформу с людьми в различные места, не теряя рабочего времени на переезды, опускания и подъемы, тогда как с неповоротной стрелой погрузчик должен часто менять место стоянки, опуская платформу, прежде чем сдвинуться с места.
Белорусское ОАО «Пинский завод средств малой механизации» (ОАО «СММ») выпускает телескопический погрузчик мод. ПТ-3010 «Телпи», который может комплектоваться рабочей платформой для подъема людей, инструмента и материалов на трехсекционной стреле на рабочую высоту до 9,9 м с максимальным вылетом 7,4 м.
Эксплуатационная масса погрузчика – 8,7 т, г/п – 3 т. Дизельный двигатель Kubota развивает мощность 71,4 кВт. Кабина погрузчика соответствует стандартам безопасности ROPS/ FOPS. Управление функциями стрелы и навесного оборудования осуществляется многофункциональным джойстиком, имеется система защиты от опрокидывания. Мосты и гидродинамическая трансмиссия фирмы Dana, гидравлика итальянской фирмы Hidrocontrol. «Телпи» имеет три режима рулевого управления, развивает транспортную скорость до 30 км/ч. Высокая проходимость обеспечивается большими по диаметру колесами на шинах с развитыми грунтозацепами, а также 320-миллиметровым дорожным просветом. Погрузчик широко применяется в строительстве и сельском хозяйстве, комплектуется трехточечной задней навеской и способен буксировать прицеп.
Однако погрузчики с поворотной стрелой, которые предполагается использовать с рабочей платформой, должны быть оборудованы аутригерами.
Сменное навесное оборудование. Огромные возможности телескопическим погрузчикам дает использование сменного навесного оборудования. Заметим, что у машин, предназначенных для работы с навесными орудиями, стрела обычно расположена низко.
При подборе навесного оборудования для телескопического погрузчика необходимо выполнять рекомендации производителя и проконсультироваться с дилером. Например, при работе с ковшом – выемке грунта и подаче ковша с материалом на секции стрелы, а также на тросы и цепи механизма ее телескопирования действуют высокие нагрузки, которые способен выдержать не всякий стреловой механизм.
В горнодобывающих предприятиях вилочные погрузчики со специальными захватами используют для замены огромных колес на карьерных самосвалах, для демонтажа и установки многотонных узлов и агрегатов горнодобывающих машин.
Еще одним из способов расширить возможности телескопического погрузчика является использование гидравлического позиционера вил, при помощи которого оператор может не покидая кабины изменять расстояние между вилами при подъеме грузов разной ширины. Оператору не нужно тратить силы и время на регулировку расстояния между вилами вручную, тем более, что вилы не всегда свободно передвигаются по загрязненной и ржавой поперечине каретки (если ее не обслуживали должным образом).