Конференция HEAVY RUSSIA 2019
Рынок логистики КТГ
Первую сессию обзором российского рынка логистики крупногабаритных тяжеловесных грузов (далее КТГ) открыла Людмила Николаевна Симонова, управляющий партнер исследовательского агентства M.A.Research. Прежде всего выступающая напомнила, что по итогам 2018 г. темпы роста рынка логистики КТГ в 2% оказались ниже всего рынка транспортно-экспедиторских услуг, который вырос на 5,6%. Объем рынка логистики КТГ оценивается примерно в $2 млрд. Основным фактором роста в 2018 г. стали инвестиции в основной капитал, при этом рынок логистики КТГ четко следует динамике инвестиций.
2019 год в сравнении с 2018-м выглядит совсем провальным, что связано с очень низким темпом роста инвестиций в основной капитал. В первом полугодии 2019 г. рост составил всего 0,6% при сокращении бюджетных инвестиций на 11,4%. Есть мнение, что причина такого торможения связана с опозданием запуска национальных проектов, и как только начнется их полномасштабная реализация, ситуация, возможно, выровняется.
Достаточно сильно возросли поставки из ЕС б/у оборудования, которое не входит в список санкционных товаров. Этот специфический сегмент демонстрировал в 2018 г. рост на 9,1%, чего нельзя сказать о 2019 г., в течение которого наблюдалась отрицательная динамика импорта и сокращение международных перевозок товаров инвестиционного назначения на 1,2%. Все это происходило на фоне насыщения рынка и ухудшения общемировой ситуации.
Далее Людмила Николаевна ознакомила слушателей с прогнозом на 2020–2024 гг., который строила на консервативном сценарии прогноза социально-экономического развития РФ до 2024 г. с учетом реальных инвестиционных проектов программы модернизации энергетических мощностей, а также проектов в нефтехимии, металлургии и развития Дальнего Востока и Сибири, которые находятся хотя бы в начальной стадии реализации. Рост рынка логистики КТГ ожидается около 2,5%, что будет ниже среднего показателя по рынку грузоперевозок, при этом по консервативному прогнозу Минэкономразвития инвестиции в основной капитал будут расти на 3,4% в год.
Программа модернизации энергосети на период до 2031 г. охватывает практически все теплоэлектростанции суммарной мощностью 41 ГВт. Эта мощная программа предусматривает инвестиции объемом 1,9 трлн рублей. На период 2022–2024 гг. прошли конкурсный отбор 45 объектов установленной мощностью 10,4 ГВт с инвестициями порядка 125 млрд рублей.
Продержаться до 2022 г. перевозчикам КТГ поможет второе мощное направление – строительство атомных электростанций за рубежом: в Турции, Египте, Венгрии, Бангладеш, Китае, Финляндии и т. д., где ожидаются значительные объемы грузоперевозок КТГ. По оценкам Росатома, в 2020–2024 гг. сухопутный грузопоток КТГ составит 164 тыс. т, а морской – 312 тыс. т.
Крупнейшие проекты цветной металлургии включают модернизацию и строительство новых производств на Кольском ГМК, ГМК «Норильский никель», Баимском ГОК, Удоканском месторождении, Быстринском ГОК, Тайшетском алюминиевом заводе.
В нефтехимической промышленности тоже ожидаются высокие темпы роста на уровне 4–5% с учетом инфляции. Ожидается введение значительного числа крупных объектов – это Амурский газохимический комплекс, Усть-Кутский завод полимеров, Нефтегазохимический комплекс «Татнефти», ГХК «Газпрома» и «Русгазодобычи» в Усть-Луге, этиленовый комплекс «Нижнекамскнефтехима», ГХК «Лукойл» в Буденновске.
На проектах Восточной Сибири и Дальнего Востока добыча газа будет расти, соответственно будут реализовываться проекты, связанные с газодобычей, газопроводами и поставками газа в КНР.
Однако общим фоном будет служить глобальный экономический если не спад, то застой. А по оценкам ЦБ РФ и Минэкономразвития, при снижении роста глобальной экономики до 2%, что весьма вероятно, российская экономика войдет в длительную рецессию.
Тенденции
Марат Яруллин, директор по проектной логистике компании FESCO, постоянный участник и докладчик Heavy Russia, в своем выступлении также подчеркнул прямую связь инвестиций в основной капитал с логистикой КТГ. По его оценке, среднегодовой темп роста инвестиций на капитал с 2019 по 2024 гг. более оптимистичен – от 5,1 до 5,6%. Есть определенные драйверы роста, и они связаны именно с проектной логистикой, то есть с точечными проектами, которые с высокой эффективностью возвращают вложенный капитал в течение 5–6 лет.
В 2019 г. инвестиции в основной капитал по фактическим проектам оцениваются в объеме 8,4 трлн рублей. Принимая долю логистических затрат в проектах на уровне 7%, целевой рынок проектной логистики в 2019 г. составит 430 млрд рублей с ростом до 551 млрд рублей в 2023 г.
Основные направления инвестиций:
- добыча полезных ископаемых – 21%;
- инфраструктура – 20%;
- химическая промышленность – 13%;
- деревообработка – 9%;
- энергетика – 6%;
- машиностроение – 4%;
- прочие – 27%.
Распределение инвестиций отражает, насколько передовую, высокотехнологичную, инновационную экономику построили за последние 30 лет, совершенно не ориентированную на вывоз нулевых и низких переделов.
В 2019 г. основными тенденциями в российской экономике стали: проекты по сжижению природного газа и проекты на Северном морском пути (СМП), экспортные проекты ЕРС, ветроэнергетика, крупные инфраструктурные проекты, уход пяти ведущих западных экспедиторов с российского рынка, слияние инженерных компаний, а также офшорные проекты с участием российских компаний. Тенденции, безусловно, позитивные, важно не упустить открывающиеся окна возможностей, как, например, уход крупных западных игроков под давлением санкций. Как показывает опыт проведенных под санкциями лет, потеря любого из западных игроков не приводит к негативным последствиям, скорее, наоборот.
Среди рисков Марат Яруллин обратил внимание на глобальное потепление. Если действительно таковое явление имеет место быть, то оно может положительно сказаться на продолжительности навигации по СМП и развитии северных проектов.
Ветроэнергетический рынок РФ
Игорь Брызгунов, президент Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ), ознакомил аудиторию с российской ветроэнергетической индустрией, которая тесно связана с логистикой КТГ, так как компоненты ветряной электростанции – башня, гондола, лопасти – представляют собой крупногабаритные тяжеловесные грузы, для которых даже созданы специализированные транспортные средства перевозки по дорогам.
Технический потенциал ветроэнергетики РФ – более 1000 ГВт мощности. Для сравнения: сегодня по всему миру ветрогенераторами вырабатывается порядка 550 ГВт. Оценка ветроэнергнетического потенциала показала, что наиболее перспективны Калмыкия, Ставропольский, Краснодарский край, Ростовская, Ленинградская, Волгоградская, Астраханская области, а также территории за Полярным кругом и прибрежные зоны северо-востока страны, Камчатка и Сахалин.
Во всем мире ветроэнергетика запускается и развивается благодаря государственной поддержке, и РФ не исключение. 28 мая 2013 г. Председателем Правительства РФ был подписан пакет мер по стимулированию использования возобновляемых источников энергии. В 2015 г. стартовало строительство первого проекта.
Сегодня на рынке три мощных игрока-инвестора, которые имеют партнерские отношения или покупают оборудование у трех вендоров. Это ПАО «Фортум», которое покупает ветрогенераторы у датской компании Vestas A/S. ПАО «Фортум» в альянсе с «Роснано» должно ввести 1800 МВт мощностей. Vestas локализует производство компонентов в РФ: лопасти производят в Ульяновской области, гондолы в г. Дзержинске Нижегородской области, а башни покупают в Таганроге у компании «Башни ВРС», совместного предприятия испанского производителя башен Windar Renovables, «Роснано» и ПАО «Северсталь».
Второй игрок – компания Siemens Gamesa Renewable Energy S.A., которая производит гондолы и ступицы в Санкт-Петербурге, башни покупает у «Башни ВРС». У Siemens Gamesa объем строительства ветропарков в РФ более 360 МВт, и в ближайшие пять лет этот объем должен существенно увеличиться.
Третий игрок – АО «НоваВинд», дивизион «Росатома», полностью локализует производство ветрогенераторов в России. «НоваВинд» и нидерландский технологический партнер компания Lagerwey создали совместное предприятие Red Wind B.V., которое отвечает за поставки ветроустановок «под ключ» и производство компонентов ветрогенераторов в Волгодонске.
До 2023 г. должны ввести в Краснодарском крае 860 МВт мощностей, в Ростовской области – 514,49 МВт, в мурманской области – 350,97 МВт, в Ульяновской области – 321 МВт, в Республике Адыгея – 250 МВт и т. д. Всего же – 3149,36 МВт. Строящиеся мощности обеспечат работой перевозчиков КТГ, причем как водными путями, так и по суше.
Ожидается, что в течение 2024–2035 гг. будет запланирован ввод 3300–3500 МВт.
Каждый год будет проводиться конкурс на строительство ветропарков на пять лет вперед на 300–350 МВт. Объемы перевозок КТГ возрастут, и возрастут существенно, так как уровень локализации с сегодняшних 44% в 2024 г. поднимется до 90%.
Таким образом, у перевозчиков КТГ есть возможности для работы и даже для роста, и эти возможности целиком и полностью зависят от крупных инвесторов, в первую очередь федерального бюджета. Наверно, такая зависимость создает дополнительные риски для бизнеса, только возрастающие на фоне негативных экономических явлений, но такова специфика этого сегмента.