Колесный экскаватор –
что может быть универсальней?
Современные колесные экскаваторы благодаря своей многофункциональности часто заменяют работу многих специальных машин. Широкий спектр применения, большой выбор навесных агрегатов, изготавливаемых для этих машин промышленностью, приводит к тому, что заинтересованность покупателей в приобретении колесных экскаваторов неуклонно растет.
Колесные многофункциональные экскаваторы Gallmac: универсальны и уникальны
Многофункциональным экскаваторам Gallmac, выпускаемым итальянской компанией Tesmec SpA, присущи все свойства, характеризующие мощную землеройную машину. В то же время в их конструкции использованы технические решения, свойственные фронтальным погрузчикам. Такое сочетание позволяет применять с многофункциональными экскаваторами Gallmac многие виды навесного оборудования и выполнять функции многих узкоспециализированных машин.
Быстрое соединение Gallmac, изученное и разработанное итальянской компанией Tesmec, позволяет мгновенно, в течение всего нескольких секунд, поменять рабочую насадку, при этом оператору не надо выходить из кабины.
Отвал и выдвижные опоры придают отличную устойчивость многофункцинальным экскаваторам Gallmac, а низкопрофильная рама машины способна выдерживать значительные нагрузки.
Стрела, состоящая из 3 звеньев, плюс смещение стрелы по центру (off-set) совместно с вращающейся платформой, а также возможность движения «крабовым ходом» позволяют эффективно выполнять многофункциональным экскаваторам итальянской компании работы значительной сложности на небольших площадках, ответственные строительные операции в густо застроенных районах современных городов. Уникальная конструкция машины демонстрирует производительность, превышающую в 2–3 раза эффективность работы аналогов других производителей. По утверждению специалистов Tesmec, при выполнении отдельных задач, например при погрузочных работах с использованием ковша погрузчика либо палетных вил, в пересчете на тонну переработанного груза многофункциональный экскаватор Gallmac показывает расход топлива в разы ниже, чем экскаваторы-погрузчики и фронтальные погрузчики подобной же мощности. Высокая производительность как на ограниченных площадях, так и при выполнении обычных для экскаваторов дорожно-строительных работ, присущая машинам Gallmac, недостижима сегодня конкурентами бренда. Это связано со скоростью вращения полноповоротной платформы и большой площадью рабочей зоны, исключающей необходимость в частых переездах или маневрировании машины.
Дополнительным преимуществом многофункциональных экскаваторов Gallmac является возможность работы в местах, часто недоступных для экскаваторов других производителей.
Выполняя функции фронтального либо вилочного погрузчика, машины Gallmac могут поднимать грузы с отрицательного уровня, с глубины до 4 м, и на 8 м эти грузы поднимать над опорной поверхностью. Колесный фронтальный погрузчик с телескопической стрелой и экскаватор с полноповоротной платформой – редкое сочетание в одной машине.
При использовании некоторых видов навесного оборудования многофункциональные экскаваторы Gallmac решают такие задачи, которые ранее выполнялись только специальными машинами. Например, технике Gallmac под силу обслуживание линий электропередач и благодаря использованию корзин для подъема людей, оснащенные спецзахватами многофункциональные экскаваторы Gallmac привлекаются для укладки и демонтажа тротуарной плитки и бордюрных камней, для итальянских машин не является проблемой разделка дорожных дефектов фрезерной головкой при ремонте дорожных покрытий, а также прокладка траншей с помощью цепного грунтореза.
Экскаваторы Аtlas: универсальность, умноженная на надежность
Колесные экскаваторы немецкой компании Atlas не имеют конкурентов как с точки зрения разнообразия предлагаемых функций и качества их выполнения, так и исходя из используемых для этого технических решений. Экскаваторы производятся в диапазоне собственной массы 14– 24 т, это 6 моделей: 140W, 150W, 160W, 170W, 190W и 220W.
Сегодня потребитель старается покупать универсальную технику, и экскаваторы Atlas полностью соответствуют этому. Колесные машины с успехом используются на любой строительной площадке, незаменимы при проведении небольших объемов мелиоративных работ и отлично справляются с выполнением тяжелых дорожно-строительных операций.
Полноповоротные экскаваторы Atlas имеют большую мощность, отличную устойчивость, они очень производительны. Но основными преимуществами этих машин являются: оптимальное распределение массы между осями, инновационная конструкция рукояти, эффективная система управления и низкое потребление топлива.
В 2010 г., после отделения компании Atlas от концерна Terex, экскаваторы Atlas претерпели значительную модернизацию, основой для которой стали замечания и пожелания клиентов, эксплуатирующих машины. Нынешним руководством компании проводились даже специальные опросы операторов, был инициирован широкий круг исследований. В результате доработок улучшились основные параметры: повысились рабочая скорость, точность движений, безопасность выполнения работ, экономичность.
Одним из главных качеств, привлекающих покупателей, является интуитивный принцип управления. Простое и легкое для понимания оформление дисплея рассчитано на удобный контроль основных параметров машины. Оператор машины может действовать в традиционном режиме, самостоятельно выбирая и согласовывая параметры работы агрегатов машины в соответствии с выполняемой задачей, однако производителем предлагаются на выбор 3 автоматических режима: Fine, Eco, Power. Выбрав один из них, оператор может не отвлекаться на какие-либо регулировки и работать более производительно.
Просторная кабина со значительной площадью остекления и широким входом создает комфортные условия работы и отличную обзорность. Тихая работа двигателя и использование современных звукоизоляционных материалов обеспечивают очень низкий уровень шума в кабине. Кроме этого на кабине установлена камера, передающая изображение происходящего за экскаватором на цветной монитор LCD, находящийся в кабине.
В базовом исполнении в гидросистеме экскаваторов Atlas предусмотрено 2 гидроконтура, что позволяет в полной мере использовать возможности машины, например работая скальным ковшом, мощными захватами и другим подобным оборудованием. С целью расширения возможностей машины на рукоять может монтироваться переходная плита и устанавливаться гидромолот.
С целью повышения устойчивости машин Atlas производитель предлагает покупателям опционно установку дополнительных опор, увеличение колесной базы до 2,75 мм, а также монтаж рукоятей различных типоразмеров, позволяющих выполнять широкую гамму операций.
Выбор режима работы инструмента – на панели оператора
Одной из последних разработок инженеров компании Hitachi, с успехом продемонстрированной на последней 30-й Международной выставке Bauma, стал экскаватор мод. ZX140W-5. Модель характеризуется очень широким спектром производственных возможностей. По оценкам экспертов, для небольших строительных компаний подобная машина просто незаменима, поскольку отлично справляется и с выполнением операций по выемке грунта, и готова произвести самые различные технологические операции, для чего производитель предлагает большой выбор дополнительного навесного инструмента.
Управление работой оборудования несложно – новейшая система предусматривает автоматический выбор режима работы для 11 основных навесных агрегатов. «Иконки» со схематичным изображением инструментов вынесены на монитор в кабине, и оператору нужно только нажать на соответствующую кнопку. Действующая система программирования рабочего давления надежно защищает от подачи гидрожидкости под повышенным давлением по трубопроводу, питающему тот или иной инструмент.
Мощный (90,2 кВт) дизельный двигатель Isuzu последнего поколения, несмотря на соответствие высоким экологическим требованиям Stage III, установленным в ЕС, очень производителен и экономичен. Максимальная глубина копания ZX140W-5 – почти 5,3 м, а вырывное усилие достигает 104 кН. Низкий расход топлива поддерживается также за счет использования в машине модернизированной гидросистемы Hios III.
При разработке кабины экскаватора в Hitachi учли, что машина должна полноценно трудиться на стройплощадках, густо заполненных другой строительной техникой и имеющих ограниченное рабочее пространство. Для комфортной и эффективной работы была перепроектирована правая сторона кабины, передняя часть экскаватора также получила новый дизайн по сравнению с кабинами прежних лет.
Установленный справа от оператора многофункциональный LCD-монитор совсем не сокращает поле обзора. Такие мониторы сегодня устанавливают на всех машинах серии Zaxis-5, на экран выводится большой объем технической информации, в том числе передается изображение с видеокамеры заднего вида, благодаря чему оператор видит все, что происходит за машиной.
В компактных габаритах – «глубокое» содержание
Многие строители, эксплуатировавшие экскаваторы Komatsu PW 118 MR-8, считают, что эта машина, как никакая другая, эффективна при выполнении работ в стесненных условиях и при участии в дорожно-строительных технологиях, при прокладке канализации и при сносе различных объектов.
Модель PW 118 MR-8 с габаритами 7,5х2,5х4 м и массой 12,3 т является результатом совместной деятельности японских и европейских инженеров. Современные технологии, разработанные в Японии, сочетались в конструкции PW 118 MR-8 с требованиями европейского рынка. Экскаваторы производятся компанией Komatsu Utility Europe на заводе в итальянском г. Эсте.
Небольшой радиус поворота и компактные линейные размеры обеспечивают машине широкий спектр возможностей. Значительное вырывное усилие (44,5/73,5 кН) и стрела с горизонтальным вылетом до 7,65 м позволяют вынимать грунт с глубины до 4,33 м.
Экономию топлива обеспечивает используемая система автоматического регулирования скорости оборотов, а также система автоторможения, снижающая до минимума скорость вращения двигателя, как только рычаги управления попадают в нейтральное положение. Обеспечить очень низкий уровень выбросов NOx в выхлопных газах позволяет использование в двигателе технологии Ecot3.
Сведения об эффективности работы машины через специальный экодатчик выводятся на монитор в кабине. Кроме того, имеется контроллер EMM, который анализирует все ключевые параметры работы машины, например давление масла, температуру охлаждающей жидкости, состояние зарядки АКБ и т. д. В случае отклонения от нормы на мониторе появляется предупреждение. Оператор также заранее предупреждается о необходимости плановой замены масла или фильтров машины.
Упрощает работу оператора возможность выбора одного из пяти запрограммированных режимов работы – от режима максимальной экономии топлива до режима максимальной мощности. Производительность машины повышает использование системы Common Rail, которая позволяет наиболее эффективно использовать энергию сгорающего топлива и снижать выброс углекислого газа за счет электронного управления впрыском топлива. А применение гидравлической системы CLASS позволяет увеличить скорость движения рабочих органов, а также добиться ювелирно точного выполнения команд оператора.
В машине действуют три режима рулевого управления. Оператор может управлять либо только передними колесами, либо всеми колесами экскаватора, или же использовать «крабовый ход». Возможность выбора схемы рулевого управления обеспечивает превосходную маневренность и гибкость управления машиной. Причем режимы включаются простым нажатием переключателя на панели в кабине. Зеленая лампочка информирует, какой режим управления действует.
Просторная кабина экскаватора оснащена раздвижными дверями. Такое конструкторское решение особенно полезно в ситуациях, когда рабочая площадка очень ограничена. Для проветривания на крыше установлен удобно открывающийся люк. Для создания дополнительного комфорта в работе предусматривается возможность настройки положения рычагов управления и кресла, а автоматический кондиционер, работающий в режиме «зима/ лето», обеспечивает круглый год оптимальные температурные условия работы. За счет большой площади остекления оператор может наблюдать за всем, что происходит со всех сторон кабины.
Экскаваторы могут быть «многодорожными»
Колесный экскаватор Liebherr A922 Rail пришел на смену уже известной и оцененной пользователями модели A900 C ZW. Собственные массы новой и старой моделей примерно совпадают и находятся в диапазоне от 19,6 до 25 т в зависимости от комплектации. Однако, как утверждает производитель, новая машина более экономична, чем А900, как при использовании на ж/д путях, так и при движении по трассе. Это стало возможным благодаря оснащению дизельным двигателем Liebherr В 834 мощностью 110 кВт, разработанным в сотрудничестве с конструкторами компании MAN. Двигатель обеспечивает выполнение требований по уровню токсичности выхлопных газов Stage IIIB и серийно оснащается разработанным в Liebherr фильтром твердых частиц (DPF), работающим совместно с окислительным катализатором (DOC). Предусматривается возможность по желанию покупателя замены модуля фильтров модулем глушителя.
Экскаватор А922 Rail комплектуется четырьмя выносными опорами. В зависимости от условий эксплуатации машина может перемещаться либо с помощью шин по пересеченной местности, либо по стандартной ж/д колее, либо с помощью специальных стальных колес по узкоколейным ж/д путям. Покупателям дополнительно предлагается установка стрелы длиной 3,4 м с регулируемым вылетом, а также монтируемая сбоку экскаватора стрела длиной 3,6 м. Для новой модели специально разработаны захваты, позволяющие эффективно работать под контактной сетью, доступные в длине 1,85; 2,05; 2,25; 2,65 м.
Обращает на себя внимание новый тип кабины с большой площадью остекления. Как и в предыдущей модели А920, в кабине предусмотрены места для оператора и пассажира.
Экскаваторы Mecalac могут делать практически всё
Французская компания Mecalac предлагает экскаваторы класса 7–15 т, предназначенные для профессионального использования в строительстве, в том числе и дорожном. Но очень эффективны машины этой марки в коммунальной сфере. Дело в том, что экскаватор Mecalac превосходит по своим функциональным возможностям практически все экскаваторы-погрузчики аналогичного класса, используемые у нас сегодня.
Основные «плюсы» этих экскаваторов обусловлены применением в конструкции оригинальных технических решений. Шарнирное соединение в конструкции рамы придает машине маневренность и небольшой радиус поворота, достоинством конструкции является низкое расположение центра тяжести и распределение масс между передней и задней частями рамы в отношении 50/50. Вращающаяся кабина и «излом» стрелы в средней части позволяют выполнять работы на одинаковом расстоянии от оси машины, начиная сразу за габаритами машины. Запатентованные быстросоединительные муфты надежно выполняют функции соединения гидрорукавов, оператор покидает свое рабочее место только для подключения дополнительных источников энергии, если такие необходимы для функционирования навесного инструмента.
Двигатель, топливный бак, резервуар для гидрожидкости и гидронасосы размещаются на задней части рамы, что снижает шумовой фон в кабине. Использование шин для движения по бездорожью в сочетании с равномерным распределением масс по осям и низким центром тяжести позволяет преодолевать подъемы с углом до 45°. Независимые стабилизаторы быстро выравнивают машину на склонах. Полный привод и блокировка дифференциалов обоих мостов позволяют машине двигаться практически по любой поверхности.
Одним из наиболее привлекательных факторов при покупке этих экскаваторов, по оценкам покупателей, является конструкция стрелы. Она позволяет эффективно выполнять такие задачи, которые обычно под силу только намного более массивным машинам. К тому же техника Mecalac уверенно выполняет работы в условиях ограниченного пространства, ее можно увидеть на тесных городских улочках, под эстакадами и виадуками. Экскаваторы успешно эксплуатируются в таких местах, где невозможно установить классический колесный экскаватор.
А навесной инструмент, предлагаемый производителем, не ограничивается большим выбором ковшей различных видов и размеров. У покупателей востребованы отрезные круги для работы по бетону и асфальту, гидравлические молоты и ножницы, буры, выполняющие отверстия диаметром до 800 мм, навесные стрелы для подъема тяжелых грузов, зубья-рыхлители, косилки для травы, снежные отвалы, щетки для подметания, захваты для установки бордюров, дорожные катки.
Предела совершенству нет, это явно демонстрирует в том числе и опыт производства экскаваторов. В какой-то момент, возможно, уже трудно будет отнести ту или иную универсальную машину к определенному виду спецтехники. Зато как удобно, когда весь комплекс работ, предполагаемых определенной строительной технологией, выполнить может лишь один экскаватор, используя особенности своей конструкции и пользуясь набором навесных агрегатов и инструментов, и при этом ручной труд практически исключен.