Автомобильные краны-манипуляторы
Краны-манипуляторы малой серии, до 5 тм, ажиотажным спросом в нашей стране не пользуются, и совершенно незаслуженно. Грузовысотные характеристики у них пусть и не впечатляющие, зато устанавливаются малые КМУ на любые типы транспортных средств. Пожалуй, автобусы – единственный вид транспорта, который изобретательные европейские инженеры игнорируют как носитель для своих «младших» моделей манипуляторов. Да, именно европейские, ведь отечественные производители, равно как азиатские и американские, таких «малышей» просто не выпускают.
Проектируются малые КМУ с единственной целью – облегчать погрузку грузового автомобиля, позволяя водителю обходиться без помощника, работать, что называется, в одно лицо. Кроме грузчиков мини-КМУ является непосредственной альтернативой вилочному погрузчику или гидроборту. Если присмотреться к оборудованию наших складов, баз и производственных территорий, выяснится, что часто там находится вилочный погрузчик, который бóльшую часть времени попросту простаивает. А между тем там, где нет интенсивных грузопотоков, применение мини-КМУ на бортовых грузовиках намного выгоднее содержания вилочного погрузчика. Например, в грузовом автосервисе вилочный погрузчик используется время от времени для разгрузки ящиков с запчастями, силовых агрегатов в сборе, перевозки демонтированных двигателей между корпусами. А бóльшую часть времени деньги и налоги, в него вложенные, висят балластом на предприятии. Гидроборт как погрузочно-разгрузочное оборудование, конечно, во многом превосходит КМУ, но незаменим он прежде всего там, где грузятся фасованные в колесные тележки товары. Для погрузки же штучных тяжелых предметов лучше подходит КМУ, к тому же мини-КМУ даже в сравнении с гидробортом-«половинкой» намного проще и дешевле.
Большинство производителей для КМУ малой серии применяют упрощенную конструкцию без промежуточной секции, такая схема хорошо известна благодаря автоэвакуаторам. Она оправданна везде, где от манипулятора не требуется особой гибкости, например при классической погрузке-разгрузке по принципу «снял–поставил». Обычно на Западе такую конструкцию КМУ шифруют латинской буквой «T», хотя манипуляторы эти больше соответствуют кириллической «Г». Однако буква эта в нашем языке воспринимается неоднозначно, отчего лучше пользоваться прямым заимствованием, называя их «Т-тип». Колонна манипулятора опирается на поворотное устройство с червячным механизмом и чугунным основанием. Непосредственно к колонне крепится стрела, состоящая из основной секции и нескольких выдвижных. Кроме того, все производители мини-КМУ предлагают еще и механический удлинитель, увеличивающий расстояние, до которого может дотянуться манипулятор. Данные максимального действия в таблице технических характеристик для большинства как раз даны с учетом такого удлинителя. Но на практике мало кто будет им пользоваться, ведь грузоподъемность на максимальном вылете невысока, а установка удлинителя требует времени. Так что эта функция скорее про запас, чем для регулярного применения.
Шестигранный профиль секций стрелы у малых КМУ вовсе не дань моде, а практическая необходимость. Чем больше ребер жесткости, тем прочнее стрела, таким образом, требуемую жесткость можно получить при меньшей собственной массе манипулятора, что для КМУ малой серии принципиально важно. Низкий вес и компактные размеры позволяют устанавливать КМУ на любые транспортные средства, в том числе на пикапы, легкие прицепы, специальные автомобили с узкой колеей для работы в исторических городских центрах и просто в стесненных условиях. На легких и средних грузовиках распространена установка мини-КМУ непосредственно в кузов, да еще и под тент. Для работы манипулятора достаточно расшнуровать его с одной стороны. Небольшая масса позволяет обходиться механическими выдвижными опорами, а за безопасность погрузочных работ отвечает система защиты от перегруза, которая при достижении 90% максимальной грузоподъемности издает звуковые и световые сигналы. Широко применяемый для мини-КМУ электрогидравлический привод не только позволяет устанавливать их на легкие грузовики и прицепы, но и заметно упрощает их монтаж на среднетоннажные и большегрузные шасси. Мощности от имеющихся у этих грузовиков КОМ можно использовать по другому назначению.
Погрузка и разгрузка с помощью манипулятора, приводимого в действие за счет спрятанной в дополнительные аккумуляторы электроэнергии, происходит практически без звука, снижается, таким образом, общий уровень городского шума. Выпускаются модели с рабочим напряжением 12 и 24 В. Производители предлагают следующие варианты пульта управления: первый, непосредственно вблизи колонны. Этот вариант целесообразен, когда манипулятор устанавливается в углу бортового кузова и используется небольшой рабочий угол поворота. Второй вариант – выносной проводной пульт, он добавляет некоторую свободу оператору и дешевле радиоуправления. В частности, он удобен при установке КМУ на мусоровозы с задней загрузкой, на крыше кузова или вблизи загрузочной камеры. Радиоуправление, бесспорно, предоставляет оператору максимум возможностей, при этом для мини-КМУ предлагают как варианты стандартного пульта ранцевого типа, так и миниатюрный блок для управления одной рукой (до 6 функций).
Средний манипулятор малой серии «отбирает» 200–300 кг от грузоподъемности, что вполне приемлемо для 0,8–1,5-тонного грузовика или пикапа. Оперировать при этом он будет с грузом около тонны, то есть загрузить свое шасси сможет за раз. В строительстве, например, такой грузовичок может хорошо работать на подхвате: подвезти мини-технику, сменные детали больших строительных машин (колеса, ковши, гидромолоты, виброплиты, буры), кроме того, различные фасованные в мешки стройматериалы (песок, щебень). Открытые бортовые платформы с мини-КМУ эффективно применяются для доставки и установки туалетных кабин, дорожных ограждений, разнообразных временных конструкций.
Однако малые манипуляторы не стоит воспринимать исключительно как средства погрузки-разгрузки. Такое важное дополнение к манипулятору, как гидравлическая лебедка, позволяет работать с грузами ниже уровня земли. Таким образом, можно подавать предметы в шахты колодцев, под мосты, эстакады, то есть манипулятор малой серии пригодится и для работы в составе специального автомобиля для ремонтных работ или на борту передвижной автомастерской. В нашей стране КМУ малой серии предлагают известные и хорошо зарекомендовавшие себя европейские производители: Palfinger, Amco Veba, Fassi, Ferrari, Atlas, HIAB.
Модель | Общее число секций (основная плюс выдвижные) | Грузовой момент, тм | Минимальный (рабочий) вылет/ грузоподъемность, м/ кг | Максимальный вылет/ грузоподъемность, м/ кг | Угол поворота колонны, град | Масса установки с аутригерами, без масла, кг |
---|---|---|---|---|---|---|
Palfinger PC 1500 Compact | 4 | 1,4 | 1,20/ 990 | 4,20/ 270* | 335 | 164 |
Palfinger PC 2700 Compact | 4 | 2,5 | 1,50/ 1700 | 5,00/ 500* | 335 | 228 |
Palfinger PC 3800 Compact | 4 | 3,6 | 1,50/ 2000 | 5,00/ 720* | 345 | 262 |
Amco Veba 601Т/2S | 3 | 1,0 | 1,15/ 800 | 3,67/ 230* | 328 | 164 |
Amco Veba 602Т/2S | 3 | 1,3 | 1,15/ 1100 | 3,67/ 315* | 335 | 193 |
Amco Veba 603Т/2S | 3 | 2,0 | 1,33/ 1485 | 4,14/ 400* | 335 | 240 |
Amco Veba 604Т/3S | 4 | 2,8 | 1,48/ 1830 | 5,20/ 460* | 335 | 321 |
Ferrari-310-А2 | 3 | 0,9 | 1,90/ 485 | 2,79/ 310 | 350 | 175 |
Ferrari-317-А2 | 3 | 1,4 | 1,90/ 750 | 2,79/ 490 | 350 | 310 |
Ferrari-326-А3 | 4 | 2,3 | 2,20/ 1075 | 4,19/ 510 | 350 | 410 |
Ferrari-350-A3 | 4 | 3,4 | 2,50/ 1300 | 5,91/ 520 | 410 | 399 |
Atlas-Т 05.2 A27 | 3 | 0,5 | 0,98/ 500 | 2,47/ 210 | 330 | 91** |
Atlas-Т 13.2 А27 | 3 | 1,3 | 1,15/ 990 | 3,80/ 300* | 330 | 150** |
Atlas-Т 16.2 A27 | 3 | 1,6 | 1,15/ 1350 | 3,80/ 350* | 330 | 150** |
Atlas-Т 26.2 A28 | 4 | 2,6 | 1,36/ 1850 | 5,36/ 450* | 360 | 250** |
Atlas-Т 35.2 A28 | 4 | 3,5 | 1,52/ 2170 | 5,79/ 550* | 360 | 320** |
Hiab 008 T-2 | 3 | 0,9 | 1,10/ 840 | 3,80/ 230* | 322 | 145** |
Hiab 017 T-2 | 3 | 1,6 | 1,25/ 1320 | 4,20/ 385* | 330 | 210** |
Hiab 026 T-3 | 4 | 2,6 | 1,30/ 1900 | 5,80 440* | 330 | 295** |
Hiab 033 T-3 | 4 | 3,2 | 1,40/ 2470 | 6,00/ 530* | 330 | 335** |
Fassi M10A.12 | 3 | 1,12 | 1,10/ 995 | 3,55/ 300* | 325 | 155 |
Fassi M15A.12 | 3 | 1,53 | 1,20/ 1300 | 3,95/ 385* | 325 | 180 |
Fassi M25A.13 | 4 | 2,55 | 1,50/ 1700 | 5,75/ 415* | 325 | 260 |
Fassi M30А.13 | 4 | 3,0 | 1,50/ 2000 | 5,75/ 480* | 325 | 260 |
**Масса без опор.