Первый «сельхозник» НАМИ

Создание автомобиля народнохозяйственного назначения повышенной проходимости НАМИ-072

В 1964 г. «Лаборатория перспективных разработок автомобилей высокой проходимости» (АВП) отдела автомобилей высокой проходимости НАМИ приступила к созданию автомобиля народнохозяйственного назначения повышенной проходимости НАМИ-072.

В народном хозяйстве, особенно при производстве сельскохозяйственной продукции такой грузовик был востребован. Поэтому типовой ряд грузовых автомобилей, разработанный странами – членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), был дополнен типовым рядом автомобилей повышенной проходимости. Приложение к протоколу 28-го заседания постоянной комиссии СЭВ по машиностроению, прошедшего в январе 1965 г., предусматривало создание автомобиля с колесной формулой 4х4 грузоподъемностью 4400 кг.

М.В. Шитковская

Ведущим конструктором по разрабатываемому автомобилю назначили инженера Марию Владимировну Шитковскую. М.В. Шитковская (1910 г. р., Запорожье) поступила на работу в конструкторское бюро автомобильного отдела в октябре 1937 г., где она участвовала в проектировании ряда машин: автобуса вагонного типа, малолитражного автомобиля КИМ-10, тяжелого грузовика для Ярославского завода и др.

В отличие от автомобиля ГАЗ-66 грузоподъемность разрабатываемого автомобиля должна была составлять 4,5 т. К конструкции автомобиля НАМИ-072 было решено как можно шире использовать выпускаемые промышленностью агрегаты. При проектировании НАМИ-072 проходимость двухосного грузовика типа 4х4 была увеличена высокой нагрузкой на управляемые колеса и использованием широкопрофильных шин, как это было сделано на автомобиле «Урал-375».

В 1964 г. КБ АВП досрочно закончило рабочий проект НАМИ-072. Работа велась по теме 40-64, в рамках экспериментально-конструкторских работ по автомобилям семейства «Урал». В 1965 г. на ЗОКе (Завод опытных конструкций НАМИ) производилось изготовление деталей и агрегатов автомобиля. КБ разработало две модификации: НАМИ-072С с самосвальным кузовом ММЗ с трехсторонней разгрузкой и тягача НАМИ-072Т с седельным устройством.

Автомобиль НАМИ-072 был изготовлен в начале второго квартала 1966 г. На автомобиле применялись широкопрофильные бескамерные шины размерностью 1100х400-533. Ссылаясь на зарубежные автомобили с бескамерными шинами – REO типа 6х6 (REO Motor Car), имеющегося в НАМИ, и GMC типа 6х6, имеющегося на МосЗИЛе, которые не оснащались запасными колесами, разработчики НАМИ-072 предусмотрели варианты автомобиля как с запасным колесом, так и без него. Запасное колесо должно было поставляться потребителю за отдельную плату в качестве дополнительного оборудования. Наряду с этим, учитывая отечественные условия эксплуатации, с целью обеспечения надежной эксплуатации, в ступицах колес автомобиля, заимствованных от «Урал-375», были сохранены компоненты системы подкачки шин.

В основной модели автомобиля с бортовой платформой без запасного колеса кузов устанавливался как можно ближе к кабине. В варианте с запасным колесом использовалась конструкция держателя запасного колеса и гидроподъемника «Урал-375». Отказ от запасного колеса уменьшал массу автомобиля на 220 кг, улучшал распределение нагрузки по осям за счет сдвига платформы вперед, что позволило увеличить грузоподъемность автомобиля с 4 т до 4,5 т без нарушений допустимой осевой нагрузки на дорогу.

Техническая характеристика самосвального автопоезда на базе самосвала НАМИ-072С типа 4х4
Параметр Значение
Грузоподъемность автопоезда, кг 8000
Масса автопоезда в снаряженном состоянии, кг 7790
База тягача, мм 3500
База прицепа, мм 2000
Габаритные размеры автопоезда, мм 10 530х2450х2550
Внутренние размеры кузова, мм тягача: 3300x2350x635
прицепа: 2800x2335x485
Тип двигателя ЗМЗ-41
Число цилиндров 8
Диаметр цилиндра, мм 100
Наибольшая мощность при 3600 об/мин, л.с. 140
Наибольшая скорость автопоезда, км/ч 79,5
Расход топлива (контрольный), л/100 км 32
Размер шин тягача 1100x400x533 ОИ-П46 (Урал-377)
Давление воздуха в шинах, атм. 3
Дорожный просвет, мм 340

НАМИ-072 разрабатывался с высокой степенью унификации с агрегатами автомобилей «УралАЗ», ЗИЛ и ГАЗ. На автомобиле устанавливался 8-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель жидкостного охлаждения мод. ЗМЗ-41 Заволжского моторного завода с верхним расположением клапанов. Цилиндры двигателя размещались под углом 90°, имели диаметр 100 мм, ход поршня 88 мм. При степени сжатия 6,7 двигатель рабочим объемом 5,53 л развивал мощность 140 л.с. при 3600 об/мин. Для НАМИ-072 двигатель оборудовался вентилятором охлаждения ГАЗ-13, компрессором и насосом гидроусилителя. Для обеспечения эффективного охлаждения двигателя на автомобиль был установлен радиатор ЗИЛ-130. Перед ним монтировался масляный радиатор автомобиля «Урал-375». На двигатель устанавливалось сухое двухдисковое сцепление вновь разработанной конструкции, выполненное с использованием фрикционных дисков и других деталей сцепления ГАЗ-53.

К картеру сцепления была прифланцована трехходовая коробка передач ЗИЛ-130, имеющая пять ступеней. У коробки был удлинен рычаг переключения и изменен первичный вал. Кроме этого с коробки передач сняли стояночный тормоз и соответственно изменили крышку заднего подшипника.

Для автомобиля НАМИ-072 разработали новую раздаточную коробку. Трехвальная двухступенчатая коробка имела передаточные отношения 0,916 и 1,59. На нижнем валу раздаточной коробки устанавливался симметричный блокируемый межосевой дифференциал, распределяющий крутящий момент поровну на передний и задний мосты. К раздаточной коробке крепился ручной тормоз ЗИЛ-130.

Карданная передача автомобиля состояла из трех карданных валов открытого типа, передающих крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке и от нее к мостам. В конструкции карданных валов использовались шарниры ЗИЛ-130.

НАМИ-072

На автомобиль НАМИ-072 устанавливались передний и задний мосты автомобиля «Урал-375» с двойным редуктором. Его передаточное отношение составляло 8,9. К картеру заднего моста приваривались площадки для крепления рессор и кронштейн крепления амортизаторов. При этом были удалены кронштейны балансирной подвески.

Рама автомобиля шириной 865 мм изготавливалась с применением укороченных лонжеронов автомобиля ЗИЛ-130. Первая поперечина и поперечина крепления кабины были разработаны заново, а остальные выполнены с использованием штампованных элементов поперечин ЗИЛ-130 и «Урал-375». Передний бампер с крюками и буксирный прибор взяли от ЗИЛ-130. Лаборатория несущих систем выполнила графоаналитический расчет рамы. На раме автомобиля крепились два топливных бака ГАЗ-66 емкостью 105 л каждый.

На автомобиль монтировались передние рессоры «Урал-375». Они устанавливались на кронштейны измененной конструкции. Для достижения жесткости кронштейн крепления рулевого управления объединялся с кронштейном рессоры. Подвеска снабжалась телескопическими амортизаторами МАЗ-500. Задняя подвеска НАМИ-072 состояла из двух упругих элементов: передней рессоры «Урал-375» и дополнительной рессоры (подрессорника) МАЗ-500. Кронштейны рессор объединялись с опорными площадками подрессорника, также использовались амортизаторы МАЗ-500.

Установленные в кабине ГАЗ-66 рулевое колесо и рулевая колонка не изменялись. Рулевое колесо соединялось с рулевым механизмом ЗИЛ-130 карданным валом. Длина заимствованной от «Урал-375» продольной тяги рулевой трапеции была изменена.

Также был сохранен главный тормозной цилиндр ГАЗ-66. В привод тормозов был введен вспомогательный цилиндр. Его установили на кронштейне с внутренней стороны левого лонжерона и соединили с главным цилиндром.

Для шин мод. ОИ-П46 в НАМИ были разработаны диски колес. Шины Омского завода предназначались для автомобилей «Урал-377М» типа 6х4. Конструкция шины разрабатывалась в НИИ шинной промышленности совместно с шинным заводом в соответствии с предварительными техническими требованиями «УралАЗа» и НАМИ. Рабочее давление воздуха в шине при нагрузке 2800 кг составляло 3 атм, максимальная рабочая скорость – 72 км/ч, средняя рабочая скорость – 40 км/ч.

На автомобиль НАМИ-072 устанавливалась бортовая платформа ЗИЛ-130 с небольшим изменением основания и крепежных деталей. Также, как уже упоминалось выше, по предложению всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» на шасси НАМИ-072 был создан самосвал сельскохозяйственного назначения НАМИ-072С с трехсторонней разгрузкой грузоподъемностью 4,3 т (автопоезд – 9 т). НАМИ-072С получил самосвальный кузов Мытищинского машиностроительного завода мод. ММЗ-554. При этом рама автомобиля укорачивалась и на нее устанавливался специальный надрамник для крепления гидравлического подъемника телескопического типа. Емкость кузова с надставными бортами равнялась 8,9 м3.

Помимо самосвала была сделана эскизная компоновка седельного тягача НАМИ-072Т. При этом на укороченную раму при снятом буксирном приборе устанавливалось седельное устройство ЗИЛ-130В.

Масса автомобиля НАМИ-072 в снаряженном состоянии составляла 4945 кг. На переднюю ось приходилось 58% его массы, на заднюю – 42%. Полная масса составляла 9595 кг. При этом на переднюю ось приходилось 44% массы, а на заднюю – 56%. Удельная грузоподъемность автомобиля составляла 0,94.

Испытание автомобиля на проходимость

Автомобиль прошел заводские и лабораторные испытания. Лабораторные и лабораторно-дорожные исследования НАМИ-072 проводились с целью выявления эксплуатационных качеств, конструктивных и производственных дефектов. На автомобиль была установлена аппаратура для контроля температуры масла в двигателе и раздаточной коробке, мерные линейки для замера топлива в баках. Исследования проводились после пробега в 4,5 тыс. км автомобиля по шоссе.

По результатам испытаний, автомобиль развивал скорость 87,5 км/ч. При буксировке прицепа общей массой 6,5 т максимальная скорость ограничивалась мощностью двигателя и составляла 79,5 км/ч. Минимально устойчивая скорость движения автомобиля с нагрузкой 4,5 т составила 15 км/ч, а автопоезда – 20 км/ч. Контрольный расход топлива при скорости 50 км/ч составил 30/100 км. Средний расход по шоссе – 34–35 л на 100 км.

Определение максимальной силы тяги на крюке производилось на асфальтовом шоссе (120-й км Ленинградского шоссе). При неблокированном меж­осевом дифференциале максимальная сила тяги на крюке составила 6000 кг и ограничивалась пробуксовкой передних колес. При блокированном меж­осевом дифференциале тяговое усилие замерить не удалось из-за самовыключения понижающей передачи раздаточной коробки.

Зимой 1966–1967 гг. в районе г. Рогачево были проведены исследования проходимости автомобилей НАМИ-072, ГАЗ-63, ЗИЛ-157К, «Урал-377Д». Опыты по исследованию проходимости автомобилей методом «пройдет – не пройдет» проводились на заснеженном поле с глубиной покрова 400–450 мм. Одновременно проводились маршрутные заезды по заснеженным дорогам. В апреле в районе станции «Турист» было проведено исследование проходимости автомобиля на грунтовых дорогах в весенний период. Испытания проводились совместно с автомобилями ЗИЛ-157К, «Урал-377Д» и «Урал-375». В июне 1967 г. в районе г. Ступино на песчаном плесе р. Оки и в песчаных карьерах были проведены сравнительные испытания проходимости автомобилей НАМИ-072 и ЗИЛ-157К.

20 августа автомобиль-самосвал НАМИ-072С поступил на Центральную государственную машиноиспытательную станцию Всесоюзного объединения «Сельхозтехника» (г. Солнечногорск). Автомобиль опробовался на вывозе ржи от комбайна СК-4, а также в составе автопоезда с прицепом ИАПЗ-838 полезной грузоподъемностью 4300 кг. Испытания закончились 10 октября. МИС рекомендовала установить «помощники», облегчающие закрытие боковых бортов, и понизить погрузочную высоту.

С 16 октября по 22 декабря 1967 г. автомобиль НАМИ-072С испытывался на Солнечногорской автобазе Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Пробег автомобиля составил 4210 км. Последние четыре дня автомобиль работал на вывозе удобрений на поля совхоза им. Калинина, уверенно двигаясь по снежной целине, где автомобили типа 4х2 работать не могли. Средняя скорость составила 12 км/ч, а расход топлива – 84 л/ 100 км. НАМИ-072 был рекомендован для применения в народном хозяйстве.

Урал-377 и НАМИ-072

В 1968 г. самосвал НАМИ-072С получил диплом первой степени Всесоюзного конкурса на лучшие работы по унификации и агрегатированию в машиностроении.

К сожалению, в серийное производство автомобиль так и не пошел.