Мобильные компрессоры
Линейка легких компрессоров Atlas Copco серии 8 недавно пополнилась последней моделью компрессора XAS 88G, который сочетает функции источника сжатого воздуха и источника электроэнергии. К преимуществам нового компрессора можно отнести оптимизируемый в зависимости от нагрузки расход топлива и встроенный генератор мощностью 9 кВА. Три влагозащищенные розетки 2x400В 16А и 1x230В 16A расположены над задним бампером. Для защиты электрической цепи предусмотрен автоматический выключатель 4P 13A. Винтовой блок с рабочим давлением 7 бар обеспечивает поток воздуха 5 м3/мин. Компрессор XAS 88G приводится в действие двигателем Kubota, который при номинальных оборотах обеспечивает мощность 33 кВт. Пользователи имеют возможность подключить максимально три единицы пневматического инструмента и две единицы электроинструмента в полусинхронном режиме. Допускается параллельная работа компрессора и генератора.
Одноосный компрессор 14/144 – это новейшая модель Doosan Portable Power и самая большая среди одноосных моделей компрессоров Doosan. Она оснащена 6-цилиндровым дизельным двигателем Cummins QSB6.7 мощностью 168 кВт при 2000 об/мин. Мод. 14/144 обеспечивает подачу 14 м3/мин воздуха с рабочим давлением 13,7 бар. Что касается улучшений в конструкции, компания Doosan теперь предлагает в комплекте новый вариант генератора на 8,5 кВА специально для удовлетворения требований, предъявляемых к современному сварочному оборудованию. Компрессор может обеспечить электроэнергией осветительные приборы и электрические инструменты, а также пневматическое оборудование и имеет удобно расположенный топливный бак с большой горловиной. Опция генератора доступна еще на двух моделях. Это мод. 7/31+ производительностью 3 м3/мин с давлением 7 бар, а также более мощная мод. 7/41+ производительностью 4 м3/мин с давлением 8 бар.
Между тем чешская компания Atmos предложила новое решение для снижения расхода топлива, в результате чего установленный на компрессоре двигатель Caterpillar при полной нагрузке развивает 1800 об/мин, что увеличивает общий срок службы компрессора. С частичной нагрузкой компрессор может работать в экорежиме при 1500 об/мин. Atmos выпускает две модели, которые приводятся в действие двигателями Caterpillar. Мод. PDC90 с двигателем CAT C4.4 подает воздух со скоростью 7,5–12 м3/мин при давлении от 7 до 14 бар. PDС190 с двигателем CAT C 7.1 обеспечивает подачу 19,9–25,2 м3/мин воздуха при давлении 8,6; 10; 12 и 14 бар. Система безопасности Atmos отслеживает температуру охлаждающей жидкости и давление масла в двигателе, а также температуру масла в винтовом блоке. Для своих компрессоров Atmos использует одноосные шасси AL-KO или Knott с независимой подвеской колес. Компрессоры могут буксироваться со скоростью до 80 км/час и имеют шумозащитный кожух. Кроме того, доступны различные варианты сцепных устройств, встроенный циклонный сепаратор конденсата и теплообменник для осушения воздуха.
Мод. Mobilair M 27 немецкой компании Kaeser Kompressoren оснащена шасси с фиксированным или регулируемым по высоте дышлом, а также тормозом. Мод. M27 имеет массу 555 кг и бак для дизельного топлива объемом 40 л. Производительность машины составляет 2,6 м3/мин (при давлении 7 бар). Вариант с генератором 6,5 кВА обеспечивает производительность 1,9 м3/мин при давлении 7 бар. По заказу доступно оборудование для последующей обработки сжатого воздуха и пакет для запуска двигателя в холодную погоду. В дополнение к буксируемой модели есть также стационарная версия машины, которая может быть установлена, например, на платформу грузовика.
Итальянский производитель Rotair предлагает две линейки воздушных компрессоров с дизельными двигателями на шасси. Компактная серия MDVN (2–8,5 м3/мин) состоит из девяти моделей с двигателями Kubota и Perkins. Компрессоры серии MDVS, производительность которых составляет от 10 до 25 м3/мин, представлены девятью моделями с различными опциями. Компрессоры Rotair отличаются низким уровнем шума, низким уровнем выбросов и оснащены системой жидкостного охлаждения двигателя.
Американская компания Sullair, принадлежащая Hitachi Group, предлагает двухосный мобильный винтовой воздушный компрессор 600H производительностью 17 м3/мин при 10 бар. Модель оснащается двигателями Caterpillar или John Deere по выбору клиента. Компрессор поставляется также в одноосном варианте исполнения с двумя колесами или в стационарной версии. К особенностям мод. 600H можно отнести независимую торсионную подвеску, фитинги для смазки ступичных подшипников и запираемую приборную панель. Кроме того, она оснащена пневматическим впускным клапаном и позволяет регулировать производительность по всему диапазону.
Компактные дизельные компрессоры серии Red Rock производительностью от 2 до 5,4 м3/мин являются недавним дополнением к ассортименту компрессоров Chicago Pneumatic. Все модели серии, а их более десяти, могут транспортироваться с помощью обычного легкового автомобиля без оформления специального разрешения. Производительности этих компрессоров достаточно для эффективной работы, как минимум, двух единиц пневмоинструмента. При необходимости они могут быть оснащены генератором мощностью до 12 кВА. Кожух компрессоров Red Rock изготовлен из полиэтилена. Все они оборудуются двигателями Kubota, имеют герметичную раму и обладают массой менее 750 кг. Средние компрессоры Chicago Pneumatic серии Control Pressure позволяют изменять давление и производительность нажатием кнопки. В зависимости от модели компрессоры Control Pressure способны обеспечить производительность от 5,5–7,0 до 9,8–11,5 м3/мин при рабочем давлении 7–14 бар.
Отечественные производители
Бежецкий завод «АСО» производит винтовые компрессорные установки в разном исполнении для решения множества задач. Ассортимент продукции завода включает стационарные и передвижные компрессоры, а также компрессоры на автомобильном шасси, с горизонтальным или вертикальным расположением ресивера, с электрическим приводом, приводом от ВОМ трактора или от дизельного двигателя. Две модели дизельных передвижных компрессоров с винтовыми блоками EVO6 смонтированы на одноосном двухколесном шасси с резиново-жгутовой подвеской и тормозом наката. АСО-ВК22ПД производительностью 2,5 м3/мин при давлении 8 бар работает от дизельного двигателя Д-120 мощностью 22 кВт. АСО-ВК36ПД производительностью 5 м3/мин при давлении 8 бар работает от дизельного двигателя Deutz F3M мощностью 36 кВт. Оба двигателя имеют воздушное охлаждение. Недавно в серийное производство запущены винтовые компрессорные установки АСО-ВК7,5, АСО-ВК11, АСО-ВК15, АСО-ВК18 с электрическим приводом мощностью 7,5; 11; 15 и 18,5 кВт с четырьмя вариантами настройки давления от 8 до 16 бар. В зависимости от настроек изменяется производительность компрессора. Установки предлагаются в двух вариантах исполнения: с ресивером и без него. В качестве рабочего органа компрессоров используется винтовой блок EVO3-NK (Германия). В новых высокоэффективных винтовых компрессорных установках с электрическим приводом АСО-ВК160 и АСО-ВК200 производительностью 26 и 30 м3/мин при рабочем давлении 8 бар используется винтовая пара GHH-RAND (Германия).
Компрессорный завод «Арсмаш» (г. С.-Петербург) выпускает продукцию под маркой «ЗИФ». Модельный ряд ЗИФ включает 5 видов передвижных компрессоров на шасси от ЗИФ-ПВ 5/1,0 производительностью 5,25 м3/мин до самого мощного ЗИФ-ПВ 12/0,7 с двигателем Д-245, который имеет производительность 12 м3/мин при рабочем давлении 7 бар. Компрессор предлагается с винтовым блоком Rotorcomp или блоком собственного производства. Он может эксплуатироваться при температуре от –40 до +40 °С. Использование муфты сцепления для передачи мощности от двигателя к винтовому компрессорному блоку облегчает запуск оборудования в зимний период и увеличивает срок службы компрессора.
Челябинский компрессорный завод предлагает большой ассортимент винтовых компрессорных установок на колесном шасси с приводом от дизельного двигателя производительностью от 2,5 до 30 м3/мин с рабочим давлением 6–30 бар. Легкие компрессорные установки КВ-3/8, КВ-5/10, КВ-6/7 с двигателями Deutz могут обеспечить работу трех отбойных молотков и одного перфоратора. Малый вес позволяет буксировать их легковым автомобилем в исполнении на одноосном шасси. Средние компрессорные установки KB-10/16, КВ-12/12 на двухосном шасси комплектуются как минскими, так и импортными двигателями и используются для опрессовки трубопроводов, прокладки оптико-волоконных линий связи или для обеспечения сжатым воздухом пескоструйных аппаратов. Тяжелые компрессорные установки КВ-20/30, КВ-20/25, КВ-20/16, КВ-25/16, КВ-30/10 с ЯМЗ применяются, кроме того, для буровзрывных работ. Они оснащены автоматической системой управления с помощью впускного клапана VMС (Италия), который реагирует на изменение рабочего давления в маслоотделителе. Из доступных опций можно отметить предпусковой подогреватель с таймером. Он служит для подогрева охлаждающей жидкости или подогревает картер двигателя, обеспечивая устойчивый запуск при температуре окружающей среды до –35 °С. Магистральная масленка распыляет масло в сжатом воздухе, создавая масляный туман, который обеспечивает смазку пневмоинструмента и препятствует образованию льда.
Сжатый воздух как источник энергии необходим как для приведения в действие пневмоинструмента, так и для решения множества других задач. При выборе компрессора необходимо уточнить технические параметры рабочего оборудования, такие как расход сжатого воздуха и рабочее давление. Слишком мощный воздушный компрессор может повредить инструмент либо будет работать частично вхолостую. Слишком слабый компрессор не обеспечит достаточную производительность подключенного оборудования. Между тем специалисты рекомендуют для оптимальной работы инструмента в паре с компрессорной установкой закладывать дополнительно 20–25% потребления сжатого воздуха. На рабочих площадках часто требуются два источника энергии. Генератор понадобится, когда электроэнергия нужна для освещения или для оборудования с другим типом привода, например, для насоса, дрели или для сварочного аппарата. Совмещение компрессора с генератором исключает необходимость использования внешних источников питания. Как правило, для привода генератора используется дополнительный шкив с клиновым ремнем на двигателе или шестерня. Чтобы избежать колебаний напряжения, которые могут привести к повреждению подключенного оборудования, двигатель должен быть оборудован системой управления оборотами. При рассмотрении варианта компрессора с генератором необходимо убедиться, что мощности двигателя хватает, чтобы обеспечить полноценную и одновременную работу компрессора и генератора.