Лайфхак: как проверить контрагента
В настоящее время существует немало способов осуществить проверку контрагента через различные сервисы и порталы, и каждая организация или предприниматель выбирает для себя наиболее удобный способ сделать это. Сервисы эти могут быть платными и бесплатными. Во внимание принимается быстрота проверки, актуальность данных, наличие информации о судебных делах, в которых принимал участие контрагент, и вообще любая информация, связанная с деятельностью контрагента.
Для крупных компаний, использующих справочно-правовые системы, есть возможность проверять контрагентов через их сервисы, которые обычно входят в состав пакета, а для ознакомления предоставляется бесплатный доступ к ним на некоторое время. Это достаточно удобный способ, так как такие сервисы ищут информацию по нескольким источникам, включая суды и органы исполнительной власти.
Бесплатно проверить контрагента также несложно. Для этого надо воспользоваться специальными сайтами, предлагающими проверку таких данных, как:
- дата открытия организации, адреса, телефоны, ФИО директора и учредителей, уставный капитал и другая общая информация;
- адреса массовой регистрации;
- банкротство юридических лиц и информация о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
- информация о бухгалтерской отчетности юридических лиц;
- судебные дела, в которых участвовала организация;
- сведения о юридических лицах, которые не представляют налоговую отчетность более года и т. д.
Список на этом не заканчивается, а значит, проверить контрагента более тщательно и проявить тем самым должную осмотрительность не составит большого труда (согласно письму ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@ «О рассмотрении обращения» налоговые инспекторы могут сослаться на непроявление должной осмотрительности при выборе контрагентов).
Для того чтобы у налоговой инспекции не возникло причин усомниться в ответственном подходе компании или индивидуального предпринимателя к выбору контрагента, можно воспользоваться следующим алгоритмом действий.
Шаг 1. Запрашиваются документы организации: устав организации, свидетельство о государственной регистрации, приказ о назначении руководителя, проверяются полномочия подписанта и срок истечения полномочий. Используя эти данные, будут осуществлять следующий шаг.
Шаг 2. Поиск информации по различным сайтам. На помощь приходят такие сайты, как:
- сервис сайта ФНС России http://egrul.nalog.ru. Позволяет получить выписку из ЕГРЮЛ о компании;
- база арбитражных дел http://kad.arbitr.ru. Позволяет отследить участие контрагента в судебных делах;
- http://bankrot.fedresurs.ru – Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
- сервис http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr поможет узнать сведения о ликвидации или реорганизации компании;
- сервисы https://service.nalog.ru/addrfind.do и https://service.nalog.ru/disqualified.do дают понятие о том, не является ли адрес регистрации массовым и не отстранен ли руководитель фирмы от должности. Кстати, «массовый адрес» и «массовый учредитель» – явные признаки фирм-однодневок, поэтому на это стоит обращать особое внимание;
- сервис https://service.nalog.ru/zd.do. В настоящее время этот сервис работает в тестовом режиме, но им также можно воспользоваться, для того чтобы узнать, имеется ли задолженность по уплате налогов у контрагента;
- через сайт http://www.gks.ru/accounting_report можно попробовать получить данные о бухгалтерской отчетности.
- http://reestr-dover.ru. Этот сайт полезен, если подписывать документы будет не руководитель организации, а его представитель по доверенности, действие которой и можно проверить с помощью данного сайта.
Шаг 3. На этом этапе надо искать данные об организации по более узконаправленным сервисам. Например, есть возможность посмотреть заключенные государственные контракты и узнать, не состоит ли контрагент в списке недобросовестных поставщиков на сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru. Также можно заглянуть на сайт Генеральной прокуратуры РФ https://proverki.gov.ru, где можно найти данные о плановых и внеплановых проверках как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя.
Шаг 4. Собрать все данные о контрагенте в единую папку: все выписки, информацию, запросы и т. д.
Если все этапы проверки контрагента пройдены и ничего не вызывает сомнений в его благонадежности, то можно смело заключать с такой организацией сделку. В любом случае есть неоспоримые доказательства осмотрительности при выборе контрагента, которые собраны в единое дело и могут быть предоставлены соответствующим органам в случае каких-либо разбирательств.
Стоит отметить, что ФНС России планировала запуск сервиса «Прозрачный бизнес», в котором раскрывалась бы информация для всех желающих, которая ранее представляла налоговую тайну (например, сведения о доходах и расходах, о налоговых правонарушениях). Сервис был бы полезен при проверке контрагентов, но на данном этапе требует некоторых доработок, поэтому воспользоваться им пока нет возможности.
Кроме перечисленных выше сайтов и сервисов, с помощью которых можно проверить благонадежность и финансовую состоятельность контрагентов, удобным является сайт http://kontragenta.net/. Он дает доступ к различным базам ресурсов (как платных, так и бесплатных), информацию, касающуюся юридических и физических лиц. Удобство заключается именно в том, что все необходимые ресурсы собраны в одном месте.
В заключение следует отметить, что у каждой организации есть свои правила проверки контрагента, но для оптимизации работы необходимо не только постоянно мониторить изменения и новшества в данном вопросе, но и оценивать совокупность полученных данных. Ведь профессиональная оценка информации по рассматриваемому контрагенту напрямую влияет на безопасность ведения совместной деятельности.