Выбор между колесным и гусеничным ходом для спецтехники
Радиальные и диагональные шины. На рынке растет интерес к радиальным шинам для автогрейдеров и экскаваторов. Очевидно, близок тот переломный момент, когда в этих секторах техники радиальные шины превзойдут по популярности диагональные, главным образом по той причине, что у радиальных шин ниже общая стоимость владения. При покупке комплект радиальных шин обходится несколько дороже, но зато они, как правило, служат дольше, работают лучше и обеспечивают снижение эксплуатационных расходов по сравнению с аналогичными диагональными шинами.
Основная причина в том, как работают шины радиальной конструкции. У радиальных шин более эластичные боковины, чем у диагональных шин. В конструкцию бортов радиальных шин некоторые производители включают специальные брекеры, которые уменьшают напряжение на краях этого слоя, уменьшая темп износа и нагрев шины. Это и еще прочный радиальный брекерный пояс под протектором обеспечивают шине пятно контакта протектора с грунтом большей площади и более равномерно распределенное. Большее по площади пятно контакта обеспечивает лучшее сцепление шины с грунтом и более высокое тяговое усилие, а также способность не проваливаться в мягкий грунт, оно более эффективно передает мощность с колеса на грунт. Большое ровное пятно контакта также помогает продлить срок службы протектора, потому что износ идет более равномерно. А из шин радиальной конструкции рекомендуется выбирать те, у которых весь корд стальной.
Радиальные шины предназначены для поездок на большие расстояния, например, для междугородных грузовых автоперевозок, для грузовых автомобилей с шарнирно-сочлененной и жесткой рамой, а также для погрузчиков, которые совершают поездки на большие расстояния.
Диагональные шины предназначены для поездок на более короткие расстояния и обеспечения более высокой устойчивости машины. Исследования шин для автомобилей-тягачей показали улучшение топливной эффективности до 16% при переходе с диагональных на радиальные шины. Это весомый аргумент.
И не забудьте сверить соответствие размеров шин с указанными заводом-изготовителем машины. Если вы установите шины меньшего или большего наружного диаметра, то изменится передаточное отношение и при работе с подключенным передним мостом будет дополнительная нагрузка на трансмиссию, особенно при езде на твердом покрытии.
Цельнолитые и пенозаполненные шины. При движении по осколкам скал и подобным абразивным поверхностям, когда риск проколов и порезов шин особенно велик, рекомендуется использовать диагональные шины, заполненные пенополиуретаном, или цельнолитые шины. Они обеспечат наименьшие эксплуатационные расходы в тяжелых условиях работы на строительном объекте. С такими шинами время простоя техники по причинам, связанным с шинами, уменьшается за счет нескольких факторов: эти шины служат дольше в 3–5 раз по сравнению с гусеницами и пневматическими шинами, они не нуждаются в уходе, в них не нужно проверять давление воздуха и не нужно осматривать, на застряло ли что-то в канавках протектора. Прокол и разрыв таких шин, в принципе, невозможен, поэтому расходы на ремонт проколов и затраты сил и времени на замену шин исключаются. Некоторые производители предлагают линейки таких шин, «не боящихся проколов». Цельнолитые шины изготавливаются из резиновых смесей специального состава, предел прочности которого на разрыв более чем в два раза превышает аналогичную характеристику материала, из которого изготавливаются большинство пневматических шин. Обычно такие шины имеют варианты низко- и высокопрофильные. У высокопрофильных шин (для узких дисков) более высокие сосредоточенные нагрузки, у них меньше сопротивление при поворачивании руля и меньше сила трения, поэтому с такими шинами машине легче маневрировать на твердых поверхностях. Широкопрофильные устойчивее и лучше движутся по рыхлым грунтам.
Цена покупки. Еще один фактор, который обязательно учитывается, – цена покупки. Многие шины на первый взгляд выглядят одинаково, однако после подробного исследования и сравнения можно заметить различия. Шины специального промышленного назначения могут иметь более высокую цену. Но зато у них толще боковины, в составе больше каучука и лучше сохраняется наружная круглая форма колеса, не возникает овальности, от формы колеса зависит точность высоты разгрузки ковша. У контрафактных и второсортных шин эти характеристики намного хуже.
Правильное ТО шин. Как продлить срок службы шин. Мало правильно подобрать пневматические и цельнолитые шины для машины и условий ее работы. Правильный уход и обслуживание шин – основа долговечности и высокой работоспособности шин в эксплуатации, особенно в условиях движения по бездорожью. В бюджете парков строительных машин расходы на шины – очень значительная статья, поэтому надлежащее обслуживание шины имеет важнейшее значение для снижения расходов на их эксплуатацию.
Следует обучать операторов машин правильным приемам работы, обеспечивающим максимальный срок службы шин. Например, во время работы на асфальтовом или бетонном покрытии лучше сделать разворот на наиболее гладком участке, избегая разворотов на сильно шероховатых участках покрытия.
Заблаговременное проведение техобслуживания также способствует продлению срока службы шин. Когда машина долгое время не используется, давление в шинах понемногу падает. Давление в шинах следует регулярно проверять.
Для того чтобы продлить срок службы шин, также рекомендуется переставлять шины, которые изнашиваются быстрее других, на другие места; перевозить машины на новое место на прицепе, а не своим ходом; следить за весом груза, чтобы он не нарушил равновесия машины.
Стальные или резиновые гусеницы?
Гусеничный ход больше подходит для землеройных машин. На современном рынке представлено множество разновидностей гусеничных лент и траков, и их ассортимент растет. Узкие гусеницы обеспечивают более высокие скорости движения и сцепление с грунтом, что необходимо, например, при работе на склонах, а широкие гусеницы позволяют не проваливаться на слабых грунтах. Утолщенные усиленные траки необходимы для работы на строительном мусоре или осколках бетона.
Компания Ital Tractor Modena (ITM) входит в состав Группы компаний Titan International Inc. и занимается разработкой и производством компонентов гусеничной ходовой части под брендом ITM-Titan. ITM производит гусеницы с шагом звена от 90 до 350 мм, сухие и с герметизированными шарнирами с консистентной смазкой, подходящими для большинства марок и моделей иностранной строительной и специальной гусеничной техники, эксплуатирующейся в России. Преимуществами гусениц ITM-Titan являются новейшая полностью синтетическая смазка, разработанная инженерами ITM, в ее составе присадки, обеспечивающие высокую устойчивость к экстремальным нагрузкам, а также запатентованная ITM технология IPR, которая позволяет избежать сдвига между пальцами и щеками звеньев цепи. Технология PR предохраняет уплотнение от случайного выпадания из шарнира с жидкой смазкой и тем самым защищает гусеницу от попадания в шарнир абразивных частиц. Уплотнения новейших типов имеют особое пластиковое покрытие, гарантирующее низкий коэффициент трения и длительный срок эксплуатации. ITM предлагает более чем 5000 различных конфигураций гусеничных башмаков шириной до 2500 мм.
ПАО «Чебоксарский агрегатный завод» продает гусеницы и запасные части к ним для различных моделей тракторов отечественного и зарубежного производства. Часть из этих компонентов предприятие производит самостоятельно.
Резиновые гусеницы. Резиновые гусеницы известны уже более ста лет. Они отлично подходят для работ на земляной поверхности и активно используются при работах на слабых грунтах или поверхностях, которые желательно не повреждать, например, при садово-парковых и ландшафтных, а также сельскохозяйственных работах.
На рынке предлагается множество типов резиновых гусеничных лент с направляющими аппаратами разной конструкции. Очень важно подобрать траки правильной конструкции и типа для данной конкретной машины. Некоторые машины могут работать с гусеничными лентами разной ширины. Существуют резиновые гусеничные ленты со сплошным кольцевым стальным кордом (CSC) и такие, у которых кордовые стальные тросы имеют соединение. Утверждается, что гусеницы с кольцевым кордом прочнее на 40%. Выпускаются резиновые гусеничные ленты с неметаллическим кордом (NMC), которые также используются на компактных гусеничных машинах многих производителей.
Если машина эксплуатируется правильно, срок службы ее гусениц увеличивается, что приносит владельцу существенную экономию.
Нельзя сказать, какой тип современной ходовой части, колесная или гусеничная, однозначно лучше. В одних условиях лучше будет работать колесный ход, в других – гусеничный. Недаром для некоторых современных мобильных машин предлагаются опции – колесный или гусеничный ход.