Вездеход от уплотнительной техники

Грунтовые катки BOMAG серии DH-5

Д. Абрамов, региональный менеджер
по продажам ООО «ФАЙАТ БОМАГ РУС»
Специфика работы грунтовых катков часто связана с работой на рыхлых, переувлажненных грунтах и крутых откосах. Рабочая площадка грунтового катка порой имеет сложнопроходимые участки или вовсе представляет собой раскисший глинистый грунт. Это делает проходимость одним из важнейших качеств грунтовых катков. Поэтому грунтовые катки BOMAG сконструированы для того, чтобы доставлять огромную уплотнительную энергию в самые труднодоступные места строительных площадок, но самыми выдающимися внедорожными свойствами среди всех обладают машины серии DH-5 – настоящие вездеходы среди катков.

Трансмиссия большинства грунтовых катков – это гидростатический привод с одним насосом и несколькими гидромоторами привода вальца и задних колес, подключенными параллельно. Такая система отлично работает в большинстве случаев, кроме одного – если начинается пробуксовка. Ведь если, например, валец катка теряет сцепление с поверхностью (попадает на лед, в грязь, на стальную поверхность трала) и срывается в пробуксовку, весь поток гидромасла, генерируемый насосом хода, потечет по пути меньшего сопротивления – через гидромотор буксующего вальца. Давление в гидросистеме упадет до значения, индуцированного нагрузкой на валец, то есть до весьма низкой величины. Задние колеса остановятся и не смогут больше тянуть каток вперед, даже если они имеют отличное сцепление с поверхностью, ввиду того, что их крутящий момент теперь очень мал.

То же самое происходит с автомобилем, одно из колес которого попало на лед или оказалось вывешенным в воздухе – автомобиль застревает. Таким образом, в случае стандартного грунтового катка, как и в случае автомобиля, режим работы одного из колес с пробуксовкой вреден, так как приводит к снижению тяги на втором колесе и в конце концов к остановке машины.

Кроме того, риск развития пробуксовки ограничивает максимальный уклон, который может преодолевать грунтовый каток. Ведь при движении, например, передним ходом на гору, появляется стягивающая составляющая силы тяжести, создающая момент относительно точки контакта задних колес с поверхностью, в результате действия которого происходит частичная разгрузка вальца с переносом веса на задние колеса. То есть меньшая часть веса катка теперь прижимает валец к поверхности, уменьшается сила сцепления, и валец становится более склонен к срыву в пробуксовку. При движении на крутую гору задним ходом колеса оказываются разгружены, а валец нагружен, и если колеса сорвутся в пробуксовку, каток немедленно остановится и не сможет дальше продолжать подъем.

С пробуксовкой в трансмиссиях такого типа борются различными средствами: применяют делители потока – гидравлические дифференциалы с блокировкой или гидромоторы с активным управлением рабочим объемом. И те и другие способы имеют свои недостатки и не решают проблему кардинально.

Инженеры компании BOMAG не идут на компромиссы и наделили катки DH-5 полностью независимым приводом вальца и колес. Эти машины имеют два гидронасоса хода и соответственно два отдельных гидравлических контура хода – один контур на привод вальца и другой – на привод задних колес. Благодаря такой конструкции трансмиссии пробуксовка, например, вальца совершенно никак не будет влиять на тягу колес и наоборот – то есть каток имеет максимальную тягу в любых возможных обстоятельствах. Кроме того, так как пробуксовка вальца уже не страшна, эти катки имеют повышенный крутящий момент на вальце, а значит, больше максимальную тягу по сравнению с катками стандартных серий.

Электронная система управления катков DH-5 в реальном времени оценивает параметры движения машины – рабочее давление в гидравлических контурах привода, продольный уклон, скорости вальца и колес, и исходя из этих и множества других данных, управляет насосами и моторами хода таким образом, чтобы достичь максимально возможной проходимости. Это позволяет каткам BOMAG серии DH-5 преодолевать уклоны более 60%.

Все, что нужно делать оператору, это установить желаемую скорость хода и управлять машиной с помощью джойстика, все остальное сделает электронная система управления. Гидростатическая трансмиссия с двумя насосами – это максимум из того, что можно сделать в конструктивном плане для повышения проходимости грунтового катка.

Еще одна деталь, обеспечивающая великолепную проходимость катков BOMAG, – задняя ось. Во всех грунтовых катках BOMAG применяется задняя ось с межколесным дифференциалом NoSpin®. Такой тип дифференциала также известен под названием Detroit Locker. Предназначен для использования во внедорожной технике и обеспечивает постоянную 100%-ную блокировку дифференциала, автоматически разблокируясь при появлении разности скоростей колес. Строго говоря, это не самоблокирующийся дифференциал, а саморазблокирующийся. В нормальном состоянии полуоси колес жестко соединены между собой – заблокированы, оба колеса получают всю доступную мощность поровну. Это значит, что даже если одно из колес окажется вывешенным в воздухе, каток не потеряет тягу, как это произошло бы с автомобилем.

Полная мощность привода будет доступна второму колесу (в отличие от системы с раздельным приводом колес и гидравлической блокировкой, где в случае вывешивания одного из колес второму остается только половина мощности). В то же время при движении в поворотах внешнее колесо стремится вращаться с большей скоростью, и дифференциал размыкается по принципу обгонной муфты, позволяя внешнему колесу обгонять внутреннее. При выравнивании скоростей вращения колес дифференциал снова полностью блокируется.

Энергией каток снабжает проверенный и надежный двигатель Deutz TCD 2012 L04 мощностью 103 кВт/140 л.с. А система EcoMode, всегда обеспечивая оптимальный режим работы двигателя, существенно повышает ресурс и топливную эффективность машин, снижая уровень шума.

Кроме того, все грунтовые катки серий D-5 и DH-5 в стандартной комплектации оснащены системой непрерывного контроля уплотнения BOMAG Economizer, которая позволяет оператору катка в реальном времени наблюдать за ходом уплотнения. Эта простая для использования система, за которой стоят годы научно-исследовательской работы, позволяет обойтись без лишних проходов и тем самым достичь значительной экономии времени, топлива и моторесурса машины, а также позволяет существенно повысить качество работ.

Грунтовые катки BOMAG серии DH-5 – это непревзойденное качество, бескомпромиссная проходимость, интеллект в каждой детали.

компании из статьи
компании из статьи