Реорганизация юридического лица путем слияния и его статус после таких действий

Советы юристов
Слияние юридических лиц – одна из форм реорганизации, предусмотренной действующим законодательством. С внешней стороны данной процедуре могут предшествовать как негативные, так и позитивные обстоятельства: как альтернатива ликвидации организации с низкой рентабельностью или стремление расширить бизнес, укрепить лидерские позиции на рынке; возможны варианты, при которых слияние компаний разных направлений деятельности вызвано стремлением уйти от неблагоприятной репутации, а возможно, и диверсифицировать производство, получить высокую рентабельность и инвестиционную привлекательность.

Принимая решение о реорганизации юридических лиц, следует опираться на нормы гражданского, налогового, антимонопольного законодательства, а при необходимости руководствоваться судебной практикой, международными правовыми актами Российской Федерации. Точное и неукоснительное соблюдение требований законодательства в процессе реорганизации юридических лиц позволяет избежать ряда негативных последствий в виде санкций, возможных ошибок, потери прибыли, статусов вновь созданной организации.

Необходимо обратить внимание на положения ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. От 29.07.2017 г.) «О защите конкуренции», согласно которой слиянию коммерческих организаций должно предшествовать согласие антимонопольного органа, если суммарная стоимость их активов по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает 7 млрд руб., или суммарная выручка таких организаций от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 10 млрд руб.1. Кроме того, согласно положениям п. 3 ч. 13 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018 г.) необходимость в повторном получении лицензий при реорганизации в форме слияния отпадает только в том случае, если у каждого из реорганизуемых юридических лиц есть лицензия на один и тот же вид деятельности2. Слияние финансовых компаний требует получения одобрения Банка России.

Как правило, процедуре официальной регистрации реорганизации в форме слияния предшествует:

  • принятие решения о реорганизации;
  • уведомление кредиторов, контролирующих органов, общественности;
  • разрешение вопросов по обязательствам реорганизуемых лиц;
  • разрешение кадровых вопросов;
  • подготовка финансовой отчетности для формирования передаточного акта.

Особое внимание следует уделить как приведению в соответствие документации, составляющей правовую основу деятельности юридического лица, так и глубокому анализу финансово-хозяйственной деятельности реорганизуемых юридических лиц, так как ошибки, допущенные на данном этапе формирования портфеля реорганизации, могут существенно повлиять на успешность деятельности вновь создаваемого субъекта. В частности, передаче вновь создаваемому юридическому лицу могут подлежать спорные обязательства, и при этом очень важно иметь на руках сведения о правах и обязанностях реорганизуемых лиц, которые должны быть включены в передаточный акт.

К примеру, в рамках искового производства, по результатам обжалования которого Верховным Судом РФ вынесено определение от 19 июня 2017 г. (дело № А32-19741/2010) обществу с ограниченной ответственностью, созданному в результате реорганизации, не удалось доказать право требования дебиторской задолженности в размере 7 962 860 руб. 32 коп. по делу о банкротстве, в связи с отсутствием указания о таковой в передаточном акте3.

Непрофессиональная подготовка портфеля реорганизации обернулась для вновь созданного общества с ограниченной ответственностью проигранным делом в отношении спорной задолженности по налогам и сборам в общей сумме 6 202 604 руб. 48 коп. Оставляя в силе принятые судом решения, Верховный Суд РФ в своем определении от 10 мая 2017 г. № А45-10681/2015 указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие уплату спорных сумм налогов. Данные выводы основаны на том, что с момента, когда образовалась спорная переплата в результате реорганизации в форме слияния до момента обращения в суд, прошло более трех лет. Вместе с тем, согласно положениям налогового и гражданского законодательства правопреемник должен был быть осведомлен о состоянии расчетов реорганизованных юридических лиц4.

Сохранению рентабельности вновь создаваемого юридического лица при подготовке портфеля реорганизации способствует максимальное соблюдение условий добросовестности и осмотрительности. В связи с тем, что реорганизация является дополнительным основанием для осуществления налогового контроля, судебной практике известно немало случаев выявления на данном этапе нарушений налогового законодательства.

Исходя из определения Верховного Суда РФ от 14 декабря 2017 г. по делу № А50-17405/2016 обществу с ограниченной ответственностью не удалось оспорить решение налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль организаций в связи с исключением из состава расходов оплаты процентов по договору займа в размере 24 904 277 руб. 30  коп. В ходе судебного разбирательства установлено, что объем долга по договору займа был отнесен на заявителя, который в свою очередь стал правопреемником заемщика, при этом действия заемщика по получению займа и последующая его реорганизация не обусловлены экономическими или иными деловыми причинами и направлены на получение необоснованной налоговой выгоды5.

Подобные выводы сделаны по делу № А75-11761/2013, где согласно определению Верховного Суда РФ от 3 апреля 2017 г. конкурсный управляющий общества обратился в суд с заявлением о признании недействительным перечисления правопредшественником должника денежных средств в сумме 8 783 545 руб. 17 коп. и применении последствий недействительности указанных действий. Признавая оспариваемые действия недействительными, суд исходил из того, что перечисление денежных средств произведено в преддверии реорганизации правопредшественника должника в форме слияния (после подписания передаточного акта и после исключения сведений об ответчике из ЕГРЮЛ по причине реорганизации), то есть частично после утраты юридическим лицом правоспособности6.

Как правило, конечный портфель для официальной регистрации и внесения изменений в ЕГРЮЛ составляет:

  • протокол принятия решения о реорганизации (уполномоченного органа каждого реорганизуемого юридического лица);
  • протокол принятия решения о создании нового юридического лица;
  • договор слияния;
  • копии учредительных документов реорганизуемых юридических лиц;
  • справки реорганизуемых юридических лиц об отсутствии задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • копии учредительных документов вновь создаваемого юридического лица;
  • копии документов, подтверждающих факт обнародования информации о реорганизации, а также госпошлина и заявление в налоговую службу в установленной форме.

Сведения о процедуре реорганизации юридических лиц опубликованы на официальном сайте Федеральной налоговой службы7.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что правовой статус юридического лица, созданного в результате реорганизации путем слияния, напрямую зависит от принятых прав и обязанностей правопредшественника и юридической чистоты проведенных преобразований. Практика показывает, что способствует этому, во-первых, точное и неукоснительное соблюдение требований законодательства; во-вторых, профессиональный подход к анализу финансово-хозяйственной деятельности реорганизуемых юридических лиц; в-третьих, максимальное соблюдение условий добросовестности и осмотрительности.


1http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/d4e9d68787aaa2cc9af52e9da917609211338de6/

2http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/a7c58e11f7f03c1eb0a20347e1c545deb70d8395/

3http://sudact.ru/vsrf/doc/YEMFy9HCE6lH/?vsrf-txt=%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5&vsrf-case_doc=&vsrf-lawchunkinfo=&vsrf-doc_type=&vsrf-date_from=&vsrf-date_to=&vsrf-judge=&_=1519621772020&snippet_pos=428#snippet

4http://sudact.ru/vsrf/doc/pRr61iSqBxgB/?vsrf-txt=%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5&vsrf-case_doc=&vsrf-lawchunkinfo=&vsrf-doc_type=&vsrf-date_from=&vsrf-date_to=&vsrf-judge=&_=1519621772020&snippet_pos=742#snippet

5http://sudact.ru/vsrf/doc/AErnjNvR0UxC/?vsrf-txt=%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5&vsrf-case_doc=&vsrf-lawchunkinfo=&vsrf-doc_type=&vsrf-date_from=&vsrf-date_to=&vsrf-judge=&_=1519621772020&snippet_pos=2116#snippet

6http://sudact.ru/vsrf/doc/KU4os83bOBd4/?vsrf-txt=%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5&vsrf-case_doc=&vsrf-lawchunkinfo=&vsrf-doc_type=&vsrf-date_from=&vsrf-date_to=&vsrf-judge=&_=1519621772020&snippet_pos=756#snippet

7https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registration_ip_yl/reg_yl/reorganization/