Обзор новинок магистральных тягачей
Практически сразу после изобретения автомобиля начались попытки создания машин для перевозки груза. С годами росло понимание, что простой грузовичок маловат и королем автострад станет новый тип автомобиля – седельный тягач, машина способная работать с полуприцепом, выгодно отличаясь от обычного грузовика возможностью перевозки грузов большим объемом. Пионером в области производства классического вида седельного тягача был паровой автомобиль компании De Dion-Bouton et Trepardoux в далеком 1894 г., ими был решен вопрос, как использовать единственную свою модель машины с различными полуприцепами. Изначально паровой тягач таскал за собой обычную карету, а позднее пассажирские тележки на пару десятков человек. Скорость такого паромобиля достигала 17 км/час, а мощность была эквивалентна упряжке с шестью лошадьми.
Следующей вехой развития седельных тягачей стал 1914 г., когда немецкий эмигрант Аугуст Фрюхауф изготовил в Детройте прицеп, который крепился передней частью на легковом автомобиле, используя в качестве тягача знаменитый грузовик «Форд-ТТ». Начав серийное производство с нескольких экземпляров, компания Fruehauf к середине 1930-х гг. выпускала до 25 000 штук прицепов в год, увеличив количество седельных тягачей в США почти в пять раз.
В нашей стране первый седельный тягач собственной разработки появился в 1932 г. с выпуском на Московском автозаводе модели АМО-7. Автомобиль, предназначенный для буксировки пятитонного полуприцепа, создавался по проекту НАТИ на базе АМО-3 с укороченной рамой и установленным сцепным устройством. Можно сказать, что с этого времени и началось триумфальное шествие магистральных тягачей по дорогам всего мира. Ну а в наши дни современным автомобилестроителям в конкурентной борьбе приходится постоянно выпускать новые модели, улучшая характеристики своих машин. О новинках среди магистральных тягачей и пойдет речь в этом обзоре.
Сравнительно недавно в компании Volvo дебютировала модель с индексом LNG, новый газовый Volvo FM LNG – грузовик стандарта Euro 6, назначение которого региональные и дальние перевозки многотонных грузов, но в отличие от обычной серии FM с меньшим на 20% выбросом CO2 и с уменьшенным расходом топлива. Отдельно стоит отметить, что все перемены никоим образом не сказались на производительности и ходовых качествах автомобиля – рабочие характеристики газовой версии тягача ни в чем не уступают привычному дизельному тягачу. Газовый двигатель эффективно использует топливо, но в силу низких цен на газ получается хорошая экономия горючего. По сравнению с традиционными газовыми моторами экономия голубого топлива и вовсе составляет 15–25%, кроме того, новые двигатели могут работать как на сжиженном природном газе, так и на биогазе.
Для достижения максимальной дальности перевозки баки новой модели заполняются газом под давлением, при хранении его температура колеблется от –140 до –125 °C, а давление достигает параметров от 4 до 10 бар. При движении топливо разогревается, происходит сжатие перед подачей в двигатель, где для воспламенения добавляется небольшое количество дизельного топлива. Для достижения заветных 100% снижения выбросов CO2 предусмотрена возможность использования вместо дизеля гидрированных растительных масел в связке с биогазом. Аналогичным образом обновилась и серия FH, также получив газовую версию. Сейчас в Европе идет активная работа по расширению инфраструктуры для газового транспорта, хочется надеяться, что к старту продаж Volvo FM LNG и Volvo FH LNG, заявленному производителем на весну 2018 г., количество газовых заправок вырастет, хотя как опция в новых тягачах имеется топливный бак повышенного объема, гарантирующий запас хода на газовом двигателе в 1000 км.
Компания Mercedes-Benz также обновила седельный тягач Actros MP4. Модель Mercedes-Benz Actros MP4 1853LS 4x2 образца 2017 г. стала экономичней на 6%, также добавив быстродействия и эффективности электронным системам автомобиля. Мотор после доработки развивает максимальный крутящий момент с 800 об/мин, хотя пару лет назад этот показатель достигался с 900 об/мин. Обороты максимальной мощности понизились еще на 200 об/мин, до отметки 1600 об/мин. Система впрыска X-Pulse выдает показатели магистрального давления 1160 бар, а давление впрыска 2700 бар. Двигатель второго поколения избавился от целого ряда деталей, таких как регуляторы давления наддува и подачи, а также от датчика контроля рециркуляции газов. Изменился и насос гидроусилителя – теперь при скорости 60 км/ч он потребляет всего 190 Вт вместо 460 Вт у машин 2015 г. выпуска. Генератор получил новый регулятор напряжения, теперь электроэнергия не подается постоянно, а регулируется в диапазоне от 24 до 30 В, в зависимости от ситуации, которую он получает от LIN-сигнала.
Вообще количество всевозможных датчиков в тягаче перевалило за 400 штук, и за обеспечением их исправной работы следят с помощью спутников. Электроника становится все более умной, система Uptime при обнаружении неисправности в онлайн-режиме самостоятельно подберет ближайший сервис, проверив наличие необходимых деталей, а если водитель не захочет ехать на ремонт, система ограничит мощность двигателя, с последующим ограничением максимальной скорости до 20 км/ч. Автоматизированная коробка передач получила новый алгоритм, оптимизировав переключение скоростей и сократив их количество при движении на уклонах. Безопасность обеспечивает система Sideguard Assist, следя за неподвижными и движущимися препятствиями с правой стороны кабины, своевременно информируя водителя, например, о наличии пешеходов или велосипедистов.
В этом году компания MAN представила сразу две серии тягачей, получивших обновление. Так, MAN TGS и MAN TGX могут похвастаться новыми моторами упрощенной конструкции и новой системой обработки выхлопных газов по технологии SCR. Такое техническое решение упрощает техническое обслуживание, а уменьшение количества деталей делает мотор более надежным. Силовые установки нового поколения могут работать на топливе с высоким содержанием серы, для вариантов Euro 4, Euro 5 и Euro 6 вводятся новые единые уровни мощности, объем бака для AdBlue увеличен до 65 л. Также переработке подверглась система переключения передач и трогания с места. Медленное движение на холостом ходу при замкнутом сцеплении, без задействования педали газа обеспечивает система Idle Speed Driving, поддерживая постоянную скорость движения.
Функция Speed Shifting даст возможность коробке передач быстрее переключаться между тремя высшими передачами, адаптивный круиз-контроль ACC с функцией Stop-and-Go автоматически регулирует расстояние до впереди идущего транспорта, но стоит отметить, что оба этих помощника доступны только при комплектации машины 12-ступенчатой коробкой передач. Обновились и кабины, помимо традиционного комфорта короткие версии С и М видоизменили рабочее место водителя, а кабины от L до XXL щеголяют новшествами в жилой зоне, где холодильник полностью убирается под спальное место, туда же переехали и системы хранения, расширив пространство для отдыха. Информативная приборная панель порадует водителя очень крупными цифрами на дисплее, показывающими скорость тягача. Как дополнительная опция в серии TGX предусмотрен «акустический пакет», заметно снижающий уровень шума в кабине.
К наличию у IVECO грузовиков на метане все привыкли, но компания продолжает и дальше развивать модельный ряд в этом перспективном направлении. Так, Stralis NP после рестайлинга получил обновленную кабину и более мощный двигатель – теперь у него объем 13 л при мощности в 460 л.с. (против 9 л и 400 л.с. ранее), вырос и межсервисный интервал – теперь вместо 75 000 км он составляет 90 000 км. Запас хода при установке двух баков равен 1600 км.
Также компания предлагает новый тягач строительной версии – облегченный Stralis X-Way. Тягач сочетает в себе проверенное годами шасси модели Trakker с экономичностью и безопасностью нового Stralis. Такие машины хорошо подходят для рабочих площадок, где нет серьезного бездорожья. Максимально облегченные шасси легче аналогичных у конкурентов, к примеру, вес шасси 8х4 всего 8900 кг, в основном легкость достигнута за счет применения алюминиевых баков и уменьшенной до 7 мм толщины лонжеронов рамы. IVECO Stralis X-WAY доступен к заказу с разными вариантами подвески, осей, трансмиссии и двигателей, как опцию можно заказать гидростатический полный привод Hi-Traction. Вариантов кабин несколько: с низкой крышей AD – короткая, дневная, низкая или средняя AT – со спальным отсеком, и с высокой крышей AS – со спальным отсеком.
Обновленные модели DAF увидели свет в 2017 г. DAF CF и DAF XF нового поколения Pure Excellence даже внешне в цвете Jamaika blue с эффектом «металлик» отличаются от привычного фирменного оранжевого цвета машин автоконцерна. Запущенные в производство летом прошлого года новинки быстро нашли своего клиента. Улучшенная аэродинамика в виде нового козырька, обтекателя на крыше, заглушек и направляющих на решетке радиатора, а также удлинители колесных арок экономят 0,5% топлива. Основной упор был сделан на изменение характеристик двигателя, с применением нового турбонагнетателя система подачи воздуха стала совершенней. Слово «новый» можно повторять практически к каждой детали, считайте сами: блок EGR, турбина, распредвал, моторный тормоз, исполнительный механизм клапанов, поршни, форсунки, система впрыска – это то, что обновилось в «сердце» грузовика. В обновленной линейке моторов стало больше лошадиных сил, теперь можно выбирать 13-литровый двигатель мощностью от 428 до 530 л.с. или 11-литровый с силовой установкой от 299 до 435 л.с.
В итоге все улучшения двигателей снизили расход топлива на 3%. Автоматическая коробка передач TraXon также улучшилась, изменившееся программное обеспечение расширило функции коробки при движении на подъемах, допуская максимальное использование наката при движении под гору. Модернизированные задние оси стали менее шумными с увеличенным сроком службы. Система дожига отработавших газов EAS также изменилась, став легче на 50 кг и уменьшившись в габаритах на 40%. Новая панель приборов балует водителя возможностью выбора расположения кнопок. Начав производство новых моделей на заводе в Европе летом 2017 г., эти тягачи с начала 2018-го уже доступны к заказу в России.
Renault Trucks продолжает расширять модельный ряд обновленной серии T, правда, в основном это сводится к выпуску специальных версий с привлекательным внешним дизайном и богатой комплектацией оборудования. Так появилась ограниченная серия грузовиков T-High Edition, отмеченная в феврале 2018 г. премией за дизайн на международной выставке Ambiente во Франкфурте. Тягач заметно выделяется насыщенным черным цветом с алюминиевыми ступицами, карбоновым покрытием и красными линиями, которые перекликаются по цвету с дверными ручками.
А специально к чемпионату мира по футболу 2018 г. Renault Trucks представляет седельный тягач коллекционной серии T-High Mundial Edition. Самая высокая модель в линейке производителя имеет запоминающееся оформление на футбольную тему с мячом на капоте. Начинка традиционная для серии Т: с удобной кабиной с сиденьями на пневмоподвеске, вместительными местами хранения, трансформируемой верхней полкой в отсек для вещей и с дистанционным управлением функциями комфорта с места отдыха. Двигатель DXi13 мощностью 520 л.с. работает в паре с автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач Renault Optidriver, которая соединена с GPS и использует рельеф местности на карте для подбора передач. В наличии системы AFU и EBL, первая помогает при экстренном торможении, вторая подает световые сигналы, помогая водителю, также в комплекте система OPTIBRAKE, обеспечивающая мгновенную остановку машины.
Scania 2017 модельного года наконец-то добралась и до России, старт продаж состоялся осенью 2017 г. У обновленных тягачей Scania Next Generation за счет аэродинамически совершенной кабины на 9% снижено сопротивление потоку воздуха, энергозатраты с применением в задних фонарях светодиодов также снизились. Стоит отметить плавающий режим технического обслуживания, теперь бортовой диагностический комплекс через Интернет связан с единой системой управления автомобилем. Он самостоятельно принимает решения о замене фильтров, масла и технических жидкостей или о времени заезда на сервис. Силовые установки стандартов Euro 4; 5 и 6 предлагаются на выбор: объемом 13 л с мощностью в 400 л.с. или объемом 16 л и 730 л.с. под капотом.
Электрический ограничитель скорости позволяет двигаться со скоростью, например, 85 км/ч вместо 89-ти, сберегая тем самым до 3% топлива. Адаптивный круиз-контроль поддерживает постоянную скорость даже на низких оборотах, а роботизорованный комплекс переключения передач Opticruise дает возможность водителю выбрать из трех возможных вариантов свой режим переключения скоростей. В новинках может быть два типа кабины: стандартная R и увеличенная S с ровным полом. Впервые кабины получили боковые шторки безопасности. Кресло водителя сместилось влево на 20 мм и вперед на 65 мм, увеличив обзорность. Версии с газовым двигателем получили новый 410-сильный мотор, который может работать как на сжиженном, так и на сжатом метане.
КАМАЗ в качестве новинки вывел на рынок модернизированную версию своего седельного тягача КАМАЗ-5490 NEO, и радует, что изменения внесены с учетом пожеланий заказчиков. Доработки в конструкции грузовика направлены на улучшение потребительских свойств и повышение надежности. Так, колесная база увеличилась на 200 мм, снизив нагрузку на задний мост, передняя подвеска получила комплект малолистовых рессор и резино-металлические шарниры, не требующие периодического обслуживания. Кроме усиления подвески ее и обслуживать стало проще, а цена сервисных работ снизилась. Датчик нагрузки на заднем мосте передает данные на бортовой компьютер, отслеживая нагрузку на ведущий мост. Верхняя часть 3-компонетных крыльев задних колес сделана съемной и плоской, избегает контакта крыла и полуприцепа, да и такое решение лучше защищает от брызг, продлевая срок службы сцепного устройства.
Кабина получила люк с сервоприводом, большое количество мест для хранения вещей. Сиденье водителя с пневмоподвеской и подогревом. В базе электронный тахограф, кондиционер, автономный отопитель кабины, электронный тахограф, как опция идет установка импортных шин, предпускового подогревателя двигателя и второго спального места. Но конечно, все ждут от КАМАЗа магистрального тягача под индексом -54901, засветившегося в качестве прототипа на выставках прошлого года. Серийный выпуск намечен только на 2019 г., предварительно коробка передач будет автоматическая от ZF, двигатель, скорее всего, Liebherr, созданный на основе «мановского» D26, с мощностью в диапазоне от 380 до 550 л.с.
В соседней Республике Беларусь Минский автомобильный завод предлагает обновленный седельный тягач МАЗ-5440С9-520-031. Изменился и интерьер кабины, и ее цветовая гамма – теперь пластиковая приборная панель серого цвета, а кабина изнутри обита бежевым материалом. Столик между сиденьями с двумя подстаканниками и отделением для хранения мелочей. Свое место занял и дисплей нового бортового компьютера с увеличенной диагональю экрана. Предназначенный для грузоперевозок на дальние расстояния, в том числе и на международные рейсы, тягач оснащен 6-цилиндровым мотором ЯМЗ с Euro 5 и системой SCR.
Интересен и МАЗ-643029-1420-012, несмотря на то, что это пока больше демо-модель.Тягач в первую очередь привлекает двигателем, точнее, идеей использования нового двигателя совместного белорусско-китайского производства. На сегодняшний день на грузовике установлен китайский двигатель Weichai мощностью 430 л.с., который соответствует нормам Euro 4. Но скорее всего, это временно, пока строится завод «МАЗ-Вейчай», по планам начало производства намечено на 2019 г., и вполне вероятно, тогда тягач получит мотор стандарта Euro 5. Заявленная плановая норма нового предприятия – до 20 000 моторов ежегодно.
Китайский Foton Daimler Automotive Co., Ltd осенью прошлого года предложил российскому рынку новый магистральный тягач Auman EST A. Вобравший в себя все лучшее грузовик разрабатывался больше четырех лет и стал настоящим флагманом коммерческой линейки автопроизводителя. Зависимая задняя подвеска пневматическая, четырехточечная с автокоррекцией высоты, передняя – независимая, на полуэллиптических листовых рессорах. Двигатель Cummins ISG12 китайского производства мощностью 418 л.с. в базовой комплектации, коробка передач на выбор – механическая или автоматическая от ZF. В деталях тормозных механизмов детали Knorr-Bremse и WABCO, Bosch поставил систему впрыска Common Rail. В стандарте ABS и ESP, кабина с системой предотвращения опрокидывания ROPS. В «начинке» имеется противобуксовочная система ASR и система электронного распределения тормозных усилий EBDS. Как опция предлагается даже система слежения за дорожной разметкой LDWS. Для Auman EST A производителем заявлен межсервисный интервал в 60 000 или 90 000 км в зависимости от выбора масел, а гарантийный срок эксплуатации – 3 года без ограничения по пробегу.
Как видим, даже несмотря на сложные времена, появляются всё новые и новые модели магистральных тягачей, с каждым днем совершенствующие перемещение грузов из пункта А в пункт Б. Перевозчику исходя из расстояний остается только грамотно выбрать машину именно под себя, выбирая газовую или дизельную версию двигателя, подбирая грузовик, который сделает длительные поездки более комфортными, экономичными, экологичными, благо автопроизводители предлагают для этого широчайший выбор тягачей – настоящих трудяг дальнего боя.