Сельхозтракторы на западноевропейском рынке в 2016 г.
В качестве основных потребительских качеств тракторов приняты именно такие их конструктивные особенности, без наличия которых трактор как мобильное тяговое средство не способен надлежащим образом выполнять свое предназначение как объект техники, в том числе: уровень мощности тракторного двигателя, влияющий на тяговые возможности и производительность машинно-тракторного агрегата (МТА) и соответствующий тяговому сопротивлению выбранных для данного трактора машин-орудий; тип управления двигателем; тип реверса; тип трансмиссии, а также число и набор передач переднего и заднего хода; скорости вращения заднего независимого ВОМ; тип управления гидрораспределителем заднего навесного устройства; наличие переднего навесного устройства, а также грузоподъемность переднего и заднего навесных устройств и тип их управления; цена трактора.
Указанные основные потребительские качества позволяют выявить, какие тракторы в той или иной степени востребованы у большинства потребителей и пользуются их повышенным спросом.
Ниже проанализированы сравнительные таблицы диапазонов изменения основных потребительских качеств для серий наиболее массовых современных тракторов средней и высокой мощности (от 80 л.с. и выше), в том числе универсальных колесных классической компоновочной схемы 4К4а (таблица 1); пахотных с шарнирно-сочлененной рамой и всеми ведущими колесами одинакового размера 4К4 б’ (таблица 2); универсальных интегральных со всеми ведущими колесами одинакового размера 4К4б (таблица 3); а также пахотных гусеничных тракторов (таблица 4), выпускаемых 10 ведущими зарубежными фирмами (Case IH, Claas, Challenger, Deutz Fahr, Fendt, John Deere, Kubota, Massey Ferguson, New Holland и Valtra) дальнего зарубежья, а также тракторов из Беларуси ПО МТЗ (Belarus) и отечественных тракторов из России производства ЗАО «Агротехмаш» (Terrion), ОАО «Ростсельмаш» (Versatile) и ЗАО «ПетТЗ» (Kirovets), тоже предлагаемых к продажам на западноевропейском рынке в 2016 г.
Компания | Серия | Мощность, л.с. (Т-турбонаддув) | Реверс | Трансмиссия | Число оборотов заднего ВОМ, об/мин | Управление гидрораспредели-телем заднего НУ | Грузоподъемность переднего/ заднего НУ, т и его управление | Цена, $ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Belarus | 8, 9, 1221, 1523 с реверсивным постом управления, Special с реверсивным постом управления | 82–355(T) c электрон.управл. | С разрывом потока мощности (через нейтраль) – отсутствует | Механическая ступенчатая, 18/4, ходоуменшитель (по заказу) гидромех., 36/24 | 540/1000/синхронный 540–100 | Механическое – электронное | –/3,2, механическое –/6,5, электрогидравлич. | 18 750–146 800 |
Case-IH (CША) | Farmall AT4i, C и U Efficient Power, Puma, Magnum | 86–389(T) c электрон. управл. | С разрывом потока мощности (через нейтраль) – под нагрузкой | Синхрон., 12/12 – с перекл. передач под нагрузкой, 18/4 | 540/540Е/синхpон. – 540/1000 | Механическое – электронное | –/3,5 – 4,9/8,6 электрогидравлич. | н.д. – 225 800 |
Claas (Германия) | Atos 200, Elios 200, Atos 300, Axos 300, Arion 400 Axion | 88(T) – 390(T) c электрон. управлен. | С разрывом потока мощности (через нейтраль) – под нагрузкой | С перекл. передач под нагрузкой, 12/12 – бесступ. | 540/540Е – 540/100 | Механическое – электронное | 1,9/3,6, электрогидравлич. – 5,0/11,3, электрогидравлич. | н.д. – 251 760 |
Deutz Fahr (Германия) | Agrotrac, Agrotron | 126(Т) с электрон. управлен.– 263(Т) с электрон. управл. | С разрывом потока мощности (через нейтраль) – под нагрузкой | Cинхрон. с ходоум. 16/12 – c перекл. под нагрузкой и ходоум., 27/27 | 540/1000 – 540/540Е/ 1000/1000 Е | Электронное – электронное | –/5,8 механическое – 4/0/10,0 электрогидравлич. | 86 700 – 163 050 |
Fendt (Германия) | 200 Vario, 300 Vario, 700 Vario, 800 Vario, 900 Vario | 80(T) c электрон. Управлен. -/– 366(T) с электрон. управлен. | Под нагрузкой – под нагрузкой | Бесступ. – бесступ. | 540/540Е/1000 –540/540Е/1000 | Электронное – электронное | 2,5/4,2 электрогидравл. – 5,5/11,8 электрогидравлич. | 108 700 – 220 000 |
John Deere (США) | 5G, 5М, 6МС, 7R | 80(Е) с 220(T) с электрон. управлен. | С разрывом потока мощности (через нейтраль) – под нагрузкой | С перекл. под нагрузкой, 12/12 – с перекл. под нагрузкой, 20/20 | 540/54Е – 540/100 | Механич. – электронное | –/2,6 гидравл. – 5,2/7,5 электрогидравлич. | н.д./ 180 000 |
Kubota (Япония)) | М40/М60, М-GX | 85(T) – 109(T) | Под нагрузкой – под нагрузкой | С перекл. под нагрузкой, 15/15 – с перекл. под нагрузкой, 24/24 | 540/1000 – 540/1000 | Механич. – механич. | –/4,1 мех.– –/5, электрогитравлич. | н.д./ н.д. |
Мassey Ferguson (США) | 5600 | 110(T) c электрон. управлен. | Под нагрузкой | С перекл. под нагрузкой, 16/16 | 540/540E/1000 и синхрон. | Электронное | 2,5/5,2 электрогидравлич. | н.д./ н.д. |
New Holland (США) | Т4, ТD 5, Т 5, Т 6000, Т 7000, Т 8 | 86(Т) с электрон. управлен. – 340 (Т) с электрон. управлен. | С разрывом потока мощности (через нейтраль) – под нагрузкой | С перекл. под нагрузкой, 12/12 – бесступ. или с перекл. под нагрузкой | 540/1000 – 540/540E/1000 | Механич. – электронное | 1,6/3,8 механич. – 5,8/12,9 электрогидравлич. | н.д./ 221 000 |
Terrion (Россия) | АТМ 3180М, 4200, 5280 , 7360 | 182(Т) с электрон. управлен. – 365(Т) с электрон. управлен. | Под нагрузкой – под нагрузкой | С перекл. под нагрузкой, 24/24 – бесступ. | 540/540E/1000/1000E – 540/540E/1000/1000E | Электронное – электронное | 3,7/7,5 электрогидравл. – 6,0/9,0 электрогидравлич. | 91500 – н.д. |
Valtra (Финляндия) | A, N | 88(T) с электрон. управлен. – 111(Т) с электрон. управлен. | Под нагрузкой – под нагрузкой | С перекл. под нагрузкой, 12/12 – с перекл. под нагрузкой, 20/20 | 540/1000 – 540/540E | Электронное – электронное | 2,5/3,3 электрогидравл./3,5/7,7 электрогидравлич. | 86 025 – 130 750 |
Видно, что ряд моделей названных серий колесных тракторов классической компоновки 4К4а средней (до 280 л.с.) и высокой мощности (свыше 280 л.с.) подавляющего большинства зарубежных компаний, в первую очередь таких, как Deutz Fahr, Fendt, John Deere, Valtra и др., существенно превышают по своим основным потребительским качествам аналогичные тракторы Belarus. В частности, по типу реверса (с разрывом потока мощности (через нейтраль) против более совершенного реверса под нагрузкой; по типу трансмиссии (ступенчатой с подвижными шестернями или синхронизированной против более прогрессивных трансмиссий с переключением передач под нагрузкой или бесступенчатой); по числу оборотов заднего ВОМ (2-скоростного 540/ 1000 против 3-скоростного 540/ 540E/ 1000 или 4-скоростного 540/ 540E/ 1000/ 1000E с экономичными скоростями вращения, расширяющими возможности агрегатирования); по управлению гидрораспределителем навесного устройства (механического для всех моделей, кроме максимальных по мощности, против более эффективного электронного); отсутствию переднего навесного устройства наряду с задним, позволяющим составлять комбинированные МТА, а также грузоподъемности заднего навесного устройства (3,2–6,5 т против 5,5–11,8 т, позволяющих навешивать более тяжелые машины-орудия) и типа его регулирования (преимущественно механического против более эффективного электрогидравлического).
Компания | Серия | Мощность, л.с. (Т-турбонаддув) | Реверс | Трансмиссия | Число оборотов заднего ВОМ, об/мин | Управление гидрораспределителем заднего НУ | Грузоподъемность переднего/ заднего НУ, т, и его управление | Цена, $ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Case IH | Steiger | 457(Т) с электрон. управлен. – 557(Т) с электрон. управлен. | Под нагрузкой – под нагрузкой | С перекл. под нагрузкой, 16/16/2 – с перекл. под нагрузкой, 16/16/2 | 540/1000 – 540/1000 | Электрогидр. – электрогидр. | 4,9/9 электрогидр. – 4,9/9,0 электрогидр. | 301 000 – 395 000 |
John Deere | 8R, 9R | 320(Т) с электрон. управлен. – 560( Т) с электрон. управлен. | С разрывом потока мощности – с разрывом потока мощности | С перекл. под нагрузкой, 16/16/5 – с перекл. под нагрузкой, 18/6 | 540/1000 – 1000 | Электрогидр. – электрогидр. | 6,4/9,5 электрогидр. – –/9,1 электрогидр. | 240 000 – 490 500 |
Kirovets | 744 стандарт, 744 премиум | 300(Т) с электрон. управлен. – 428(Т) с электрон. управлен. | Под нагрузкой – под нагрузкой | С перекл. под нагрузкой, 16/16/8 – с перекл. под нагрузкой, 16/8 | 1000 – 1000 | Электрогидр. – электрогидр. | –/8,5 электрогидр. –/8,5 электрогидр. | 91 000 – 130 000 |
New Holland | T9 | 457(Т) с электрон. управлен. – 542(Т) с электрон. управлен. | Под нагрузкой – под нагрузкой | С перекл. под нагрузкой, 16/16/2 – с перекл. под нагрузкой, 16/2 | 1000 (по заказу) – 1000 (по заказу) | Электрогидр. – электрогидр. | –/9 электрогидр. – –/ 8,9 электрогидр. | 300 000 – 331 000 |
Rostselmash (Versatile) | 2000 | 375(Т) с электрон. управлен.– 575(Т) с электрон. управлен. | н.д./ н.д. | Механич. (12/4) – автомат. (16/4) | 1000 (по заказу) – 1000 (по заказу) | Электрогидр. – электрогидр. | –/6,8 (по заказу) – –/6,8 (по заказу) | 230 000 – 370 000 |
Вместе с тем уровень тракторов Belarus серий 1523 B 3, 1523.4 и Special превышает уровень аналогичных зарубежных тракторов благодаря оснащению их реверсивным постом управления для работы как при прямом ходе, так и на реверсе, что способствует росту прогрессивных потребительских качеств тракторов Belaus.
Что касается разработанных ЗАО «Агротехмаш» отечественных колесных тракторов 4К4а Terrion, которые созданы с использованием основных узлов и агрегатов по лицензии немецких компаний, то они по уровню своих основных потребительских качеств в целом соответствуют уровню аналогичных зарубежных тракторов.
Таким образом, можно полагать, что выпускаемые ЗАО «ПетТЗ» отечественные тракторы Kirovets с шарнирно-сочлененной рамой 4К4б’ высокой мощности, а также аналогичные тракторы Rostselmash, выпускаемые ОАО «Ростсельмаш» по лицензии фирмы Versatile, по своим основным потребительским качествам, благодаря осуществлению в последние годы мероприятий по повышению их технического уровня, фактически соответствуют уровню тракторов-аналогов зарубежных компаний.
Как видно, основные потребительские качества интегрального трактора 4К4б, не только данной модели серии Xerion, но и других моделей этой серии, характеризуются самым высоким техническим уровнем, однако в России такие модели отсутствуют, в связи с чем они, несмотря на их немалую цену, пользуются спросом, особенно крупных сельскохозяйственных предприятий.
Как правило, все упомянутые модели зарубежных гусеничных тракторов также характеризуются самым высоким техническим уровнем, однако в России подобные гусеничные тракторы, соответствующие тяговым классам около 8 и выше, не выпускаются. И поэтому они, несмотря на их немалую цену, пользуются спросом, особенно у крупных сельскохозяйственных предприятий. Об этом свидетельствуют объемы продаж таких тракторов крупным российским агропредприятиям и подрядчикам в 2016 г.
Компания | Серия | Мощность, л.с. (Т-турбонаддув) | Реверс | Трансмиссия | Число оборотов заднего ВОМ, об/мин | Управление гидрораспределителем заднего НУ | Грузоподъемность переднего/ заднего НУ, т, и его управление | Цена, $ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Claas | Xerion 40000 | 401(Т) с электронным управлением | Под нагрузкой | Бесступенчатая | 1000 | Электрогидр. | 8,1/13,6 электрогидр. | 310 000 |
Наряду с отмеченными основными потребительскими качествами существует также и целый ряд специфических потребительских качеств, не являющихся основными и, по существу, их дополняющих. Так, предлагаемые к продажам на западноевропейском рынке колесные тракторы 4К4а указанных выше и других отечественных заводов-изготовителей все еще отстают от уровня аналогичных универсальных тракторов зарубежных компаний по целому ряду дополнительных потребительских качеств, без которых трактор не может полностью реализовать свои функциональные качества.
К этим дополнительным потребительским качествам в том числе относятся: система очистки ОГ; регулируемая подвеска переднего моста и кабины (штатно или по заказу), улучшающая комфортность работ на тракторах; уровень коэффициента запаса крутящего момента двигателя, способствующего автоматическому преодолению возникающих при работе перегрузок без необходимости переключения передач в трансмиссии; оснащение тракторных двигателей более эффективным электронным регулированием впрыска топлива под высоким давлением до 200 МПа; наличие полностью реверсивных и расширение применения бесступенчатых коробок передач, что существенно улучшает эксплуатационные свойства тракторов; оснащение более надежными маслопогруженными многодисковыми муфтами сцепления и тормозами (с одновременным торможением задних и передних колес); оснащение взаимозаменяемыми многоступенчатыми коробками передач с увеличенным числом передач до 24/24 и 40/40; комплектование штатно или по заказу ходоуменьшителями, расширяющими сферу использования тракторов; уровень максимальных транспортных скоростей до 40–50 км/ч; оборудование объемными гидроприводами рулевого управления; оснащение силовым, позиционным и комбинированным регулированием глубины обработки почвы; снижение уровня шума в кабинах до 70–71 дБ(А) с оборудованием их эффективными кондиционерами и рукоятками-джойстиками для управления различными режимами работы; широкое оснащение комплексными и локальными средствами автоматизации нового поколения для значительного повышения эксплуатационных характеристик систем тракторов и МТА; оборудование тракторов системами электронного кнопочного управления и программирования двигателей, трансмиссий, ходовых систем, гидроприводов различного назначения и др. В целом перечень этих потребительских качеств является весьма обширным, затрагивая многие аспекты каждой из составных систем тракторов, которые для колесных и гусеничных моделей, даже при различных уровнях их мощности могут отличаться друг от друга, выходя за разумный объем данной статьи.
Компания | Серия | Мощность, л.с. (Т-турбонаддув) | Реверс | Трансмиссия | Число оборотов заднего ВОМ, об/мин | Управление гидрораспределителем заднего НУ | Грузоподъемность переднего/ заднего НУ, т, и его управление | Цена, $ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Case IH | QuadTrac (с сочлененной рамой) | 457(T) c электр. управл. – 757(Т) с электр. управл.) | Под нагрузкой – под нагрузкой | С перекл. под нагрузкой, 16/16/2 – с перекл. под нагрузкой, 16/2 | – | Электрогидр. – электрогидр. | –/8,9 электрогидр. –/8,9 электрогидр. | 418 000 – н.д. |
Challenger | MT 700E, MT 800C, MT 800E | 301(Т) с электрон. управлен. – 590 (Т) с электрон. управлен. | Под нагрузкой – под нагрузкой | С перекл. под нагрузкой, 16/16/2 – с перекл. под нагрузкой, 16/2 | 540/540E/ 1000 – 1000 | Электрогидр. – электрогидр. | –/11,8 электрогидр. –/14,0 электрогидр. | 405 000 – н.д. |
John Deere | 8RT, 9RT | 320(Т) с электрон. управлен. – 560(Т) с электрон. управлен. | Под нагрузкой – под нагрузкой | С перекл. под нагрузкой, 16/16/5 – с перекл. под нагрузкой, 18/6 | 1000 – 1000 | Электрогидр. – электрогидр. | –/12,8 электрогидр. –/9,1 электрогидр. | 280 000 – 490 500 |
Versatile | Delta Track (с сочлененной рамой) | 435(Т) с электрон управлен. – 575(Т) с электрон. управлен. | н.д./ н.д. | С перекл. под нагрузкой, 16/16/4 – с перекл. под нагрузкой, 16/4 | 1000 (по заказу) – 1000 (по заказу) | Электрогидр. – электрогидр. | –/6,8 (по заказу) –/6,8 (по заказу) | 420 000 – 460 000 |
Учитывая оснащение поставляемых на западноевропейский рынок в 2016 г. колесных и гусеничных тракторов средней и высокой мощности ведущих зарубежных компаний многими из перечисленных не только основными, но и большинством дополнительных потребительских качеств более высокого по сравнению с тракторами отечественных изготовителей технического уровня, стоимость зарубежных тракторов в несколько (в 2–3) раз выше стоимости аналогичных по мощности и тяговому усилию отечественных тракторов. Несмотря на это объемы продаж зарубежных тракторов отечественным покупателям на внутренний рынок России в последние годы остаются стабильно высокими.