Рынок автокранов в России
Объемы производства автокранов в последние пять лет ежегодно претерпевают существенные изменения. Так, в 2012 г., по данным Росстата, было выпущено 4,8 тыс. автокранов, через год, в 2013 г., объем выпуска вырос до 5,4 тыс. ед. техники. Но уже в 2014 г. производство автокранов сократилось на 39% по отношению к предшествующему периоду, составив 3274 ед. А по результатам 2015 г. оно сократилось еще на 37%. По итогам 2016 г. российскими производителями было выпущено 3702 автокрана против 2066 в предшествующий период. Прирост составил 79,2%. Основными производителями стали предприятия Приволжского и Центрального федеральных округов.
Уже долгое время в первых рядах производителей автокранов в России остаются ОАО «Автокран» (г. Иваново), АО «Клинцовский автокрановый завод» (Брянская обл.), АО «Галичский автокрановый завод» (Костромская обл.), ОАО «Челябинский мехзавод».
Импорт автокранов с учетом стран Евразийского экономического союза (по данным ФТС России). в 2016 г. составил 83 ед. техники общей стоимостью $16,8 млн. По сравнению с 2015 г. объем ввоза сократился. При этом, если в денежном выражении падение составило 15,2%, то в количественном исчислении импорт упал на 21%.
Лидером среди стран-производителей импортируемых автокранов по итогам 2016 г. стала Республика Беларусь. На ее долю пришлось 44,6% от всего количества ввезенных в Россию автокранов. При этом доля белорусской техники выросла на 14,1% по отношению к 2015 г. На втором месте немецкие краны на автомобильном ходу. Доля их в 2016 г. составила 20,5% против 16,2% в предшествующий период. Третье место досталось автокранам, произведенным в России, но вернувшимся на родину по различным причинам. При этом за год выросла не только доля такой техники в общем объеме импорта (с 7,6 до 15,7%), но и количество автокранов – с 8 до 13 ед. Далее расположились китайские автокраны. В 2015 г. их доля составляла 29,5%, что позволяло китайским производителям располагаться на второй строчке рейтинга. Однако по итогам 2016 г. объем импорта китайских автокранов сократился с 31 до 9 ед., что привело к снижению доли Китая до 10,8%.
Без учета импорта из стран ЕАЭС в Россию в 2016 г. поступило 46 автокранов. Из них 12 ед. производства немецкой компании Liebherr-Werk Ehingen GmbH (26,1%)2. При этом годом ранее на территорию России также было доставлено 12 автокранов марки Liebherr, но доля производителя была немного скромнее – 17,1%. На втором месте расположился представитель Китая Xuzhou Heavy Machinery Co., Ltd , обеспечивший российский рынок шестью автокранами марки XCMG. Доля производителя за год выросла с 2,9 до 13,0%. Далее среди иностранных производителей следует Manitowoc Crane Group Germany GmbH с долей в импорте 8,7% (4 автокрана марки GROVE). Стоит отметить тот факт, что год назад лидирующую позицию среди производителей в импорте автокранов занимала китайская компания Zoomlion Heavy Industry Science & Technology Co. Ltd с долей 34,3%. Однако в 2016 г. российскими импортерами не было приобретено ни одного автокрана ее производства.
Несмотря на рост производства, экспорт автокранов в 2016 г. оказался меньше, чем годом ранее. Российскими экспортерами за границу было отправлено 205 автокранов (с учетом экспорта в страны ЕАЭС) общей стоимостью $24,9 млн. По отношению к 2015 г. объем экспорта упал на 60,8% в количественном исчислении и на 34,6% в денежном выражении.
Лидирующую позицию среди стран-партнеров в экспорте автокранов занимает Республика Казахстан. В 2016 г. туда ушло 36 ед. техники (17,6%) против 180 шт. в 2015 г. (34,4%). На втором месте по итогам 2016 г. расположилась Туркмения, куда было отправлено 26 ед. техники, или 12,7%. Тройку лидеров среди стран-партнеров замкнул Узбекистан, получивший из России 23 автокрана, или 12,9% всего экспорта. Далее следуют: Эфиопия (20 автокранов), Армения (17 автокранов), Турция (16 автокранов), Нидерланды (9 автокранов) и еще 24 страны.
Без учета экспорта в страны ЕАЭС российскими экспортерами было отправлено за границу в 2016 г. 142 автокрана (на 53,4% меньше, чем годом ранее). Почти 60%3 экспорта составляет техника производства основных российских производителей: АО «Клинцовский автокрановый завод» (37,3%), ОАО «Автокран» (8,5%), АО «Галичский автокрановый завод» (7,6%), ОАО «Челябинский мехзавод» (6,3%).
В ближайшей перспективе рынок автокранов в России продолжит движение вверх, в первую очередь за счет роста отечественного производства. Доля импорта, которая сейчас составляет порядка 2,5–2,7%, не вырастет – российские производители выпускают достаточно конкурентоспособную технику, а курс рубля повышает шансы выбора потребителями именно отечественных машин. Импорт по большей части будут составлять автокраны тяжелого класса (грузоподъемностью свыше 100 т), производство которых в России еще недостаточно освоено.