Новинки асфальтоукладчиков
За счет высоких темпов развития, которые свойственны современному рынку оборудования для укладки асфальтового дорожного покрытия, ежегодная демонстрация новинок в этом секторе стала нормой. В этом году, помимо того что все основные производители представили свои последние достижения, основным событием стало подписание соглашения между Fayat Group из Франции и Atlas Copco из Швеции, в результате чего бренд Dynapac переходит к группе Fayat (которая также владеет BOMAG). Слияние должно завершиться к середине текущего года при условии одобрения со стороны регулирующих органов. Предполагается, что первоначально модельные ряды и дилерские сети обоих брендов будут сохранены.
Последним дополнением к модельному ряду BOMAG стал обновленный компактный асфальтоукладчик BF300-2. Эта машина комплектуется как гусеницами в версии BF300 С-2, так и колесным шасси – мод. BF300 P-2. Максимальная производительность составляет 300 т/ч при ширине укладки 5 м для BF300 С-2 и 4,4 м для BF300 P-2. Рабочий орган укладчика, плита Magmalife, также применяется и на других укладчиках BOMAG. Подогрев плиты происходит за счет устойчивых к внешним воздействиям электрических нагревательных элементов из литого алюминия, срок эксплуатации которых достигает 5000 час. Рабочая температура 120 °С достигается в течение 20 минут. В качестве опций для BF 300-2 предлагают переднюю гидравлическую заслонку бункера и систему очистки воздуха в зоне оператора. Последняя засасывает асфальтовые пары непосредственно над шнеком и отводит их в пространство над крышей асфальтоукладчика.
Дополнительные светодиодные фары обеспечат хороший обзор в темное время. Для освещения без бликов области вокруг укладчика во время ночных смен используется съемный панорамный фонарь Power Moon. В режиме работы Ecomode за счет оптимизации работы элементов гидравлики, системы охлаждения и снижения оборотов двигателя экономится топливо и снижается шум. Как показывает практика, такого режима вполне достаточно для выполнения большинства задач в течение рабочей смены. Тем не менее полная мощность может быть восстановлена в любой момент. Период, необходимый для монтажа уширения плиты с использованием системы крепления BOMAG Quick Coupling, сокращается почти вдвое.
Компания Caterpillar продолжает разработку гусеничных и колесных асфальтоукладчиков серии F. С помощью встроенного генератора мощностью 70 кВт с масляным охлаждением, рассчитанного на весь срок эксплуатации машин этой серии, обеспечивается быстрый и равномерный нагрев плиты и вибробруса, снижается расход топлива и увеличивается производительность. Система мониторинга следит за исправностью нагревательных элементов, а индикация температурных зон позволяет продолжать нагрев даже в случае отказа датчика температуры. Оператор может выбрать постепенный нагрев за 35 минут или же быстрый нагрев за 15 минут по своему желанию. В экономичном режиме частота вращения коленчатого вала двигателя составляет 1650 об/мин. Специальная система отвода газов направляет нагретые пары, образующиеся при выгрузке смеси в бункер и при движении смеси по конвейеру, за кабину оператора. Система регулирования уклона 2D или 3D (опция) интегрируется в асфальтоукладчик на заводе-изготовителе. Ходовая часть Mobil-trac с резиновыми гусеницами, по заявлению компании, обеспечивает маневрирование, плавность и скорость хода, сравнимые с колесными моделями.
Dynapac инвестировала значительные средства в развитие ассортимента и модернизацию укладчиков. Теперь они имеют панели оператора, сходные с теми, что устанавливаются на дорожных катках. Современное программное обеспечение и интерфейс с пиктограммами позволяют выводить доступную для интуитивного понимания информацию на 7-дюймовый дисплей, а встроенный USB-порт служит источником питания и одновременно точкой доступа для обмена данными. Одной из ключевых разработок компании считается система помощи водителям самосвалов TruckAssist, которая, как утверждается, повышает эффективность их работы, измеряя расстояние до самосвала. Система взаимодействует с водителем через набор сигналов светодиодных индикаторов, установленных на бортах бункера укладчика, которые ему хорошо видны. Зеленый сигнал, мигающий с различной интенсивностью, означает, что можно продолжать движение в направлении укладчика, красный – стоп, бегущий вверх оранжевый – кузов можно поднимать, а бегущий вниз – кузов нужно опускать.
Машины последнего поколения выпускаются со встроенной системой TruckAssist. Как опция она также может устанавливаться и на более старые модели. Для сокращения времени подготовки к работе, особенно если речь идет об укладке на точечных участках, может быть полезна система SetAssist (применяется на мод. SD1800 и SD2500/2550), которая запоминает положение шнека и плиты. Когда укладчик подъезжает к следующему месту укладки, одним нажатием кнопки оборудование укладчика возвращается в исходное положение, тем самым предотвращая случайные ошибки при установке.
Система управления парком техники Dyn@Link теперь может быть связана с программным обеспечением BPO ASPHALT от Volz Consulting GmbH. Этот удобный инструмент позволяет связать в режиме реального времени асфальтовый завод, водителей грузовиков и рабочую площадку. Некоторые параметры укладки, которые поступают в Dyn@Link, включая ширину плиты и толщину слоя, могут быть экспортированы для отчетов, а также могут служить в качестве исходных данных для BPO ASPHALT. Система позволяет документировать данные о проделанной работе, например, о доставке смеси, ее температуре, уплотнении, комментарии, изображения и другую информацию. BPO ASPHALT также может быстро создавать отчеты и анализировать их в интерактивном режиме.
Новый универсальный асфальтоукладчик Volvo P4820D ABG подойдет для укладки тротуаров, парковок, городских дорог, гравийных дорог и магистралей. Современные технологии облегчают управление этой машиной и делают ее экономичной. За счет компактных размеров P4820D ABG можно транспортировать на одной низкорамной платформе вместе со всем навесным оборудованием. Удлиненная ходовая тележка этого укладчика оборудована системой автоматического натяжения гусениц, а цепь не требует смазки. Двигатель Volvo, которым комплектуется укладчик, отличается низким расходом топлива и высокой производительностью. В режиме Есо экономия топлива может составлять почти 30%. Вентилятор системы охлаждения оборудован гидромуфтой с электронным управлением частотой вращения.
Интеллектуальное управление оборотами двигателя поддерживает резерв мощности, достаточный для пиковых нагрузок. В стандартный комплект входят шесть светодиодных рабочих фар, включая две фары для бокового освещения. По заказу можно установить еще четыре дополнительные фары. Уширители выполнены с использованием быстроразъемных соединений и не требуют применения специальных инструментов. Выглаживающие плиты Volvo крепятся на четырех направляющих в виде стальных труб. Легкозаменяемые трамбующие брусья из закаленной стали могут быть снабжены электрическим подогревом. При выполнении одного и того же типа работ оператору доступны параметры, сохраненные ранее в памяти машины. Функционал автоматизированной системы управления включает предупреждение о необходимости ремонта и планового обслуживания. Эти данные сохраняются в специальном журнале. Помимо этого бортовая информационная система MATRIS определяет оптимальный режим работы укладчика путем отслеживания текущих рабочих характеристик.
К особенностям колесного укладчика RP-170e в классе 2,5 м, новейшей модели американской компании Roadtec (входит в холдинг Astec Industries), можно отнести два рабочих места оператора, которые выдвигаются вправо и влево за пределы рабочей платформы с помощью гидропривода. Такое решение обеспечивает лучший обзор рабочей площадки. Машина с колесной базой 1,905 м обладает высокой маневренностью и демонстрирует хорошие ходовые качества. Бункер, вмещающий 10,4 т материала, имеет ширину 3,175 м. С укладчиком можно использовать различные плиты, например EZ-IV и EZ-V, которые производит компания Carlson, входящая в тот же холдинг. Укладчик комплектуется дизельным двигателем мощностью 130 кВт.
Источником энергии для электроподогрева плиты служит 3-фазный генератор постоянного тока на 34 кВт с гидравлическим приводом, а в качестве нагревательных элементов используются заменяемые 1,5-киловаттные ленточные нагреватели переменного тока из нержавеющей стали. Температурный контроллер настроен на 122 °С. Нагрев регулируется с помощью термореле и датчика температуры с цифровым индикатором, считывающего фактическую температуру поверхности. Для полного нагрева плиты достаточно 30 минут работы двигателя на 1400 об/мин.
Два больших приводных колеса укладчика с дисковыми тормозами смонтированы на тандемных тележках. Радиус поворота укладчика по внутреннему следу составляет всего 762 мм, а транспортная ширина 3,2 м. RP-170e имеет новый «антисегрегационный» дизайн с использованием больших шнеков диаметром 406 мм. Шнековый узел может быть поднят, опущен или наклонен, что помогает минимизировать сегрегацию в некоторых видах смесей, а также помогает загружать и укладывать смеси Superpave. Как и все асфальтоукладчики Roadtec, RP-170e оснащен системой вытяжки паров асфальта FXS из зоны оператора, которая использует два вентилятора для вытяжки дыма и выхлопных газов через отверстия в передней части капота.
Компания Vögele расширила свой модельный ряд асфальтоукладчиков, представив сразу несколько новых моделей. По заявлению производителя, гусеничный укладчик SUPER 1700-3i и колесный укладчик SUPER 1703-3i в классе 2,44 м относятся к разряду многоцелевых машин. Они могут использоваться для выполнения широкого спектра задач, в том числе в условиях ограниченного пространства, имеют высокую производительность (до 700 т/ч), маневренны и легко транспортируются. Машины оснащены системой подачи материала, разработанной с целью уменьшения температурной и фракционной сегрегации. Это происходит благодаря новой конструкции приемного бункера с восходящими конвейерами и шнеками с гидравлическим подъемом на 15 см. Гидравлическое уширение плиты позволяет работать в диапазоне ширины полосы от 2,44 до 4,75 м. Максимальная ширина укладки 5,95 м достигается за счет дополнительных сегментов. Машины оснащены бункерами на 13 т с раздельными гидравлическими приводами для конвейера и шнека. Четырехцилиндрового дизеля Cummins мощностью 129 кВт при 2000 об/мин достаточно для создания высокой тяги. Заказчики колесного асфальтоукладчика SUPER 1703-3i могут выбрать привод 6x4 или 6x6.
Более тяжелые модели SUPER 2000-3i и SUPER 2003-3i обеспечивают скорость укладки до 1400 т/ч и предназначены для использования в крупномасштабных проектах. Оба асфальтоукладчика оснащены ErgoPlus 3, последней версией операционной системы Vögele и 6-цилиндровыми двигателями Cummins мощностью 186 кВт. Для предотвращения перегрева используются большие радиаторы системы охлаждения, реверс воздушного потока и вентилятор с переменной скоростью вращения. Бункеры SUPER 2000-3i и SUPER 2003-3i вмещают 15 т смеси. На укладчики могут устанавливаться плиты VF 600, VR 600 и AB 600 с гидравлическим уширением до 6 м. При использовании плиты AB 600 с дополнительными болтовыми секциями максимальная ширина укладки составляет 8,5 м для гусеничной модели и 7,5 м для колесной модели. AB 600 обеспечивает высокую степень предварительного уплотнения и подходит для укладки холодного рециклированного асфальта для дорожного основания, а также асфальтобетона на основе полимер-битумных вяжущих.
Специалисты утверждают, что главным драйвером развития асфальтоукладчиков в ближайшие годы будут технологии, помогающие различному оборудованию (АБЗ, самосвалы, перегружатель, асфальтоукладчик, дорожные катки) плотнее взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени. Поскольку при выполнении конкретного проекта главным для подрядчика является результат, эффективность укладчика будет зависеть не только от его собственных характеристик, но и от того, насколько он интегрирован в общий процесс от подачи битума в смесительный узел завода до сдачи объекта в эксплуатацию.