31.01.2022

Как китайские крестьяне прорубили туннель в горах

Каменный туннель Гуолян известен во всем мире своей экзотической красотой и исключительной опасностью для автомобилистов, которые отважатся совершить поездку по нему. Это подлинное чудо, автомобильная дорога, проложенная высоко в горах Тайханшань, в китайской провинции Хэнань.

История создания этой дороги такова: горная деревня Гуолян расположена на высоте 1700 м над уровнем моря и до начала 1970-х годов была совершенно изолирована от остального мира. В ней не было ни электричества, ни телефона. Попасть в нее можно было только пешком, карабкаясь по узким крутым ступеням каменной лестницы, вырубленной в скале. Отшлифованная ногами тысяч пешеходов лестница была скользкой, а в дождь и прочую непогоду – и вовсе смертельно опасной.

Крестьяне много раз обращались к властям с просьбами построить дорогу. Но чиновники подсчитали примерную стоимость строительства и решили, что тратить такие миллионы, чтобы соединить с миром поселение с 350 жителями, неразумно.

И вот тогда обитатели Гуолян поступили истинно по-китайски: сделали дорогу сами. Под руководством главы поселения 13 мужчин, простых крестьян, пять лет, с 1972 по 1977 год, непрерывно врубались в сплошную скалу, используя лишь молоты и зубила да трудолюбивые руки. Им не хватало инструмента, у них совершенно не было опыта, некоторые из этих беззаветных тружеников погибли под завалами, но их работу продолжили другие. Туннель рос, пока не были проложены все 1200 м.

Туннель имеет высоту более 5 м. В самых широких местах (4 м) могут разъехаться два автомобиля, в других едва протиснется одна машина. Большие участки автомобиль проезжает, чуть не зависая колесами одной стороны над пропастью в сотни метров глубиной. Для освещения и вентиляции пробито 30 окон наружу.

Туристы со всего мира, посещающие теперь деревню Гуолян, просто не могут себе представить, что этот грандиозный труд выполнен вручную всего лишь маленькой кучкой крестьян. Вы будете смеяться, но большую часть платы за проезд по туннелю (около $12 с автомобиля) получает не бюджет деревни, а чиновники, некогда отказавшие жителям в постройке дороги. Бюрократия бессмертна, к сожалению!