Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
Коробки передач грузовых автомобилей
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
 1
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
Мини-погрузчики (ч. 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота

Импорт фронтальных погрузчиков в Россию в 2015 г.

Продолжаем подводить итоги сложного для российского рынка 2015 года. В центре очередного обзора выступят колесные фронтальные погрузчики. Сразу хотелось бы отметить, что при анализе не учитывались данные по мини-погрузчикам с бортовым поворотом на колесном и гусеничном ходу, а также техника для подземных работ.

По итогам 2015 г., по данным «АСМ-Холдинга», производителями рассматриваемых машин выступило 11 предпри­ятий, из которых основу отечественного рынка составляют ООО «Амкодор-Брянск», ЗАО «Орёл-Погрузчик», ООО «Краснокамский РМЗ» и ООО «Леньковский СельМашЗавод», на долю которых пришлось 90,4% всего объема произведенной продукции в России в 2015 г. Главной технической особенностью фронтальных погрузчиков отечественного производства является их сборка на базе тракторов с использованием специального навесного оборудования. Доля таких машин в 2015 г. составила 61,6%, а главными производителями стали ООО «Краснокамский РМЗ» и ООО «Леньковский СельМашЗавод». Учитывая данный фактор, доля российских компаний в общем объеме рынка в 2015 г. (без учета машин на тракторном шасси) составила 8,4%.

В этой связи основной упор в анализе будет сделан на импортной составляющей. Сравнительная динамика ввоза фронтальных погрузчиков в Россию четко показывает, насколько сложным и провальным оказался 2015 г. для иностранных участников рынка. Общий объем поступлений за весь год едва превысил данные за I квартал 2013 г. А ведь именно 2013 г. явился наиболее успешным для отрасли после кризиса 2008 г. Общее падение импортных поступлений в 2015 г. составило 69,4% по отношению к аналогичным данным за 2014 г. и 76,3% к данным за 2013 г.

Такое существенное сокращение поставок отразилось и на марочной структуре рынка, где видны значительные изменения в расстановке сил. На протяжении последних нескольких лет с большим отрывом лидировала компания Shandong Lingong Construction Machinery Co., Ltd (SDLG), доля которой достигала 20%. По итогам рассматриваемого периода падение объемов ввоза китайского производителя составило 78,6%, что является одним из худших показателей среди ведущих участников рынка. Но даже с таким падением импортных поступлений SDLG заняла вторую позицию.

В лидерах за счет меньших темпов падения поставок, которое составило 57,2%, находится XCMG. Наибольшей популярностью среди покупателей пользовались различные модификации погрузчиков XCMG LW300 и XCMG LW500. Про компанию Qingzhou Huizhong Machinery Co., Ltd (HZM) в русскоязычном сегменте Интернета находится немного информации, да и на сайте производителя не удалось найти даже даты образования компании. Несмотря на это компания находится на третьей позиции в рейтинге ведущих импортируемых марок и считает российский рынок приоритетным направлением в экспорте. Основными моделями являются компактные и средние фронтальные погрузчики.

Компания Shandong Engine­ering Machinery Co. Ltd занимается производством колесных погрузчиков под маркой SEM в Китае на протяжении 50 лет и стала 100%-ным дочерним предприятием Caterpillar в 2008 г. В 2014 г. компания SEM перешла к Caterpillar (Qingzhou) Ltd и продолжает производить продукцию под маркой SEM. В 2015 г. импорт в Россию погрузчиков данной марки вырос на 3,9%, что стало неплохим результатом для бренда в самый разгар кризиса. Отметим, что уже в 2011 г. объ­емы импорта фронтальных погрузчиков SEM в Россию превысили аналогичные значения своего «большого брата», а в 2015 г. соотношение составило 133:56 не в пользу марки Caterpillar, что легко объясняется большей ценовой доступностью первой. При этом немаловажным фактором выбора является и то, что на заводе Caterpillar (Qingzhou) Ltd используется система контроля качества Caterpillar Production System (CPS).

Азиатский импорт оказывает огромное влияние на российский рынок. Доля Китая, Японии и Южной Кореи достигала в разные времена более 90%. По итогам 2015 г. их доля составила 87,9%, а лидируют с огромным преимуществом погрузчики китайской сборки. Всего по итогам рассматриваемого периода в Россию было ввезено более 70 различных марок, собранных в Поднебесной. Среди брендов с исключительно китайским происхождением встречаются и мировые гранды рынка дорожно-строительной техники, а именно Liebherr, Caterpillar, Volvo и Komatsu, имеющие в Китае сборочные производства.

Япония расположилась на второй позиции. По сравнению со своим азиатским соседом марочная структура Страны восходящего солнца выглядит менее скромно, всего 14 марок. А основа импортируемой техники представлена Komatsu и Hitachi. Далее в рейтинге стран-производителей идут европейские страны Швеция (Volvo), Великобритания (JCB и Caterpillar) и Финляндия (Avant и Wille). На остальные 12 стран приходится только 7% импорта.

Структура рынка фронтальных погрузчиков по видам представлена преимущественно средними колесными погрузчиками, на долю которых приходится 75% всего импорта в рассматриваемом сегменте. За малыми колесными погрузчиками 24%, а основными брендами являются Sanlin, Yigong, HZM, Laigong и Avant. Наименее емким является рынок тяжелых колесных погрузчиков – всего 1% от суммарных показателей импорта в натуральном выражении. Если рассматривать рынок в «деньгах», то доля тяжелой техники уже составит 12%. Самым дорогим и тяжелым экземпляром стал Caterpillar 993K. Этот гигант весит 134 т и имеет номинальную грузоподъемность 25 т, при этом его статистическая стоимость составляет $1,3 млн.

Всего в 2015 г. в импортных операциях с российской стороны принимало участие порядка 300  компаний. По причине большого количества китайских марок основная часть организаций – это торговые компании, выполняющие посреднические функции. Тем не менее в пятерке лидеров присутствуют и официальные дилеры во главе с ООО «Хайгер Бас Рус», которая входит в структуру «Русбизнесавто» (марки SDLG и Bull) и ООО «Прайм Машинери» – входит в состав немецкого индустриального концерна Zeppelin GmbH и является компанией со 100%-ным иностранным капиталом (марка SEM).

2016 год окажется еще более сложным для всех участников рынка без исключения, так как к экономическим проблемам, связанным с изменениями курса валют и сложностями с привлечением активов, добавилась новая «головная боль» в виде постановления правительства, в рамках которого с 1 января 2016 г. был введен утилизационный сбор, величина которого даже многих бывалых участников рынка повергла в шок. И это неудивительно, ведь минимальная оплата за новый погрузчик массой до 4 т составит 150 тыс. руб., а за тяжелый погрузчик массой свыше 34 т и возрастом свыше трех лет заплатить придется 10,5 млн руб. Эта составляющая, безусловно, отразится на конечном покупателе, который еще не успел отойти от подорожания техники из-за роста курса валют. Грядущее сокращение импортных поступлений подтверждают и оперативные данные импорта в I квартале 2016 г., согласно которым спад составил 82,1% к аналогичному периоду 2014 г. и 84% к I кварталу 2013 г.

РЫНОК (статистика, анализ) Погрузчик
Андрей Ловков Основные Средства 06'2016 8 июня 2016

Комментарии (0)