Вопреки спаду

Константин Закурдаев
В России на производителях строительной автотехники экономический спад отразился наиболее чувствительно: стройки заморожены почти повсеместно, а вместе с ними замерли и продажи автомобилей, применяемых там. Тем не менее за первые шесть месяцев этого года на российский рынок все же выведено несколько интересных моделей самосвалов отечественного и зарубежного производства.
Volvo FMX в 4-осном варианте специально создан для работы на стройплощадках
Односкатная ошиновка всех колес Tatra Т163 Jamal повышает проходимость
DAF FAD CF85 с 460-сильным дизелем и автоматизированной КП
Китайский Shaanxi SX3255DR385 с передним ведущим мостом несколько потерял в грузоподъемности
МАЗ-5550В5 – первый 2-осный самосвал завода, укомплектованный рестайлинговой кабиной
4-осный МАЗ-6516А8 г/п 25 т перешел в разряд серийных моделей
Трехосный самосвал МАЗ-651705-210Р1 и в сложных дорожных условиях перевозит до 19 т грузов
Конструкторы снизили допустимую нагрузку на ведущие мосты уральского самосвала, и его грузоподъемность уменьшилась до 14,2 т
Новый «Урал-6370» г/п 18,7 т специально разработан для бездорожья
 
До конца года в Кременчуге изготовят опытно-промышленную партию бескапотных самосвалов КрАЗ-С20.0 г/п 20 т

Самым громким дебютом полугодия считают появление в России нового строительного автомобиля Volvo FMX, первый образец которого показали заказчикам именно в модификации с самосвальной платформой. По сути это специально разработанный для условий стройплощадок вариант традиционного Volvo FM с наиболее прочной рамой и наиболее грузоподъемной задней тележкой. В чем же его основные отличия?

Начнем с того, что на кабине Volvo FMX новый бампер с мощной защитной дугой, он лучше противостоит повреждениям и обеспечивает увеличенный угол въезда. Силовой агрегат прикрыт снизу стальной защитой. Для увеличения клиренса выше подняли топливные баки. Воздухозаборник двигателя вынесен в наименее запыленную зону, в задней части рамы смонтирован прочный и надежный фаркоп, рассчитанный на 25-тонный прицеп. Автомобиль получил не боящиеся царапин боковые зеркала, его головные фары забраны решетками, а противотуманки перенесли в упрочненные угловые секции бампера. Немаловажно, что Volvo FMX оснастили улучшенной автоматизированной коробкой передач I-Shift, позволяющей забуксовавшей машине выбираться из грязи с помощью так называемой раскачки, а также оборудованной специальным датчиком, передающим информацию о степени загрузки кузова, благодаря чему обеспечиваются плавные старт и переключение передаточных ступеней. Российским заказчикам Volvo FMX предложат с колесной формулой 6х4, 8х4 и 6х6. Его сборку начнут на заводе компании в Калуге уже этой осенью.

Интересная зарубежная новинка – четырехосный самосвал DAF CF. Да, эта модель представлена в нашей стране уже не первый год, но в начале июня компания VH DAF во время проводимого в нескольких российских городах DAF Road Show продемонстрировала заказчикам ее наиболее оснащенный вариант DAF FAD CF85 (8х4) с 18-кубовым кузовом Meiller задней разгрузки. Главная изюминка этого автомобиля – наличие автоматизированной 12-ступенчатой коробки передач, значительно облегчающей труд водителя. Из других особенностей оснащения можно отметить люк в крыше, проблесковый маячок, противосолнечный козырек, CD-магнитолу, круиз-контроль, климат-контроль, электропривод стеклоподъемников, электропривод оборудованных подогревом боковых зеркал, холодильник и четыре мощных фары-прожектора на крыше. Отличается и двигатель: он развивает 460 л.с. против 410 л.с. у основной массы других 4-осников компании. Самосвал рассчитан на перевозку 23 т груза, а его полная масса – 41 т.

В первой половине этого года начала продвижение в России новой модификации своего самосвала и чешская Tatra. Речь идет о Т163 Jamal – автомобиле, оснащенном 12,7-литровым дизелем мощностью 407 л.с. и кузовом геометрической вместимостью 14…16 м3. Дело в том, что главная особенность этой модификации – полностью односкатная ошиновка всех колес, что существенно повышает ее проходимость по сравнению с модификацией, у которой на задних колесах стоят сдвоенные шины. Вместо них новинку «обули» в одинарные шины более широкого профиля размерности 24.00R21 с развитыми грунтозацепами. При этом масса перевозимого самосвалом груза составляет 24 т, а его полная масса – 40 т. Секрет столь выдающихся грузоподъемных характеристик в том, что допустимая нагрузка на каждый из задних мостов автомобиля достигает 16 т!

Необходимо отметить, что постепенно на нашем рынке восстанавливаются и продажи китайских моделей. Как результат появление новинок из Поднебесной. Например, компания Shaanxi предложила российским заказчикам свою популярную модель F2000 в варианте с полным приводом всех колес (ошиновка задних колес оставлена двускатной). Этот самосвал, получивший обозначение SX3255DR385, оборудован 9,7-литровым дизелем мощностью 333 л.с. и кузовом задней разгрузки на 18 м3 – это на 2 «куба» меньше, чем у заднеприводной модификации. По сравнению с ней меньше у полноприводного самосвала и полная масса: 25 т против 33,5 т, что неудивительно: перегруженную машину в сложных дорожных условиях не выручит даже полноприводная трансмиссия, так что для работы на бездорожье требуется облегченный вариант. Кроме того, в России в скором времени должен вступить в силу новый технический регламент, значительно ограничивающий полную массу автомобилей, которым разрешен выезд на дороги общего пользования. На него уже обратили внимание и другие автопроизводители, но об этом чуть ниже.

На быстрое восстановление российского рынка строительной техники надеются и основные автопроизводители из стран СНГ. И подкрепляют свои надежды выводом на него все новых моделей самосвалов. Немалую активность а данном направлении проявляет Минский автозавод: в его арсенале появились сразу две «самосвальные» новинки. Первая из них – 2-осный МАЗ-5550В5 с рестайлинговой кабиной. Получается, что предприятие взяло курс на модернизацию внешнего облика всех выпускаемых грузовиков, а не только «магистральников», о чем говорили раньше!

Вторая новинка – 3-осный полноприводный МАЗ-651705-210Р1 с односкатной ошиновкой всех колес: оказался заразительным пример Камского автозавода, внедрившего в серию около двух лет назад автомобили, по характеристикам не уступающие дорожным образцам, а по проходимости их значительно превосходящие (семейство КамАЗ-65221/ 65222). Минский самосвал-внедорожник полной массой 33,5 т рассчитан на перевозку 19 т груза и укомплектован самосвальным кузовом задней разгрузки геометрической вместимостью 10 м3. В моторном отсеке – привычная ярославская «восьмерка» мощностью 330 л.с., с которой агрегатирована 9-ступенчатая механическая КП. Применяемые шины – белорусские «Бел-95» размерности 16.00R20.

По проторенной Камским автозаводом дорожке идет и автозавод «Урал» – в начале июня дебютировал его дорожно-внедорожный самосвал с колесной формулой 6х6 и односкатными колесами (те же 16.00R20). По ходовой части эта модель, получившая название «Урал-6370», значительно унифицирована с ранее освоенным в производстве 3-осным заднеприводным самосвалом «Урал-63685», но повышенная проходимость наложила на ее конструкцию свой отпечаток. Например, чтобы избежать перегруза, конструкторы уменьшили вместимость разгружаемого назад кузова с 16 до 12 «кубов», а эффектный развитый бампер заменили более утилитарным, но одновременно и более прочным бампером с четырьмя круглыми фарами. Кроме того, подключение передней оси к трансмиссии повлекло увеличение снаряженной массы автомобиля, из-за чего его грузоподъемность при сохранении полной массы 33,5 т снизилась с 20 до 18,7 т.

Вторая уральская новинка – облегченная модификация выпускаемого серийно 3-осного заднеприводного самосвала «Урал-63685». В соответствии с новым техническим регламентом допустимая нагрузка на ее заднюю тележку уменьшена с 26 до 18 т. По этой причине грузоподъемность самосвала снизилась с 20 до 14,2 т, а полная масса теперь не превышает 25 т. За счет этого, а также за счет применения менее мощного, а значит, менее дорогого дизеля ЯМЗ-236БЕ2.10 мощностью 250 л.с. по цене новинка будет доступнее, если сравнивать с более тяжелой базовой моделью, которую, впрочем, завод также пока планирует сохранить в производстве.

Перечисленные выше самосвалы, разработанные на заводах стран СНГ, – это только те модели, которые впервые представили широкому кругу заказчиков в первые шесть месяцев текущего года. Но не забудем и о том, что за этот период еще несколько новых моделей, увидевших свет в 2008–2009 гг., получили статус серийных. Например, четырехосный самосвал МАЗ-6516А8: показав два года назад опытный образец данной машины, Минский автозавод без лишней шумихи освоил ее серийное производство, и модель уже появилась в дилерских прайс-листах. Камский автозавод в этом году перевел из разряда опытных в разряд серийных моделей КамАЗы с модернизированной кабиной, включая полный спектр самосвалов. А во втором полугодии опытно-промышленную партию своих самосвалов-бескапотников семейства С20.0 должен изготовить АвтоКрАЗ – сейчас как раз завершаются их заводские испытания. Так что в 2011 г., когда, по прогнозам аналитиков, строительная отрасль в России должна восстановиться на докризисном уровне, компаниям, столкнувшимся с необходимостью обновить парк самосвальной техники, будет из чего выбирать!

компании по теме статьи
компании по теме статьи