Британский генерал JCB 456ZX

Леонид Малютин

Британская компания JCB по праву считается одним из «законодателей мод» в мире строительной техники. Стильный дизайн, эргономичность и функциональность – визитные карточки ее машин, не только блистающих на подиумах престижных выставок, но и добросовестно выполняющих свои обязанности в далеко не стерильных условиях, целиком оправдывая ожидания владельцев. На этот раз нам удалось познакомиться и с новеньким погрузчиком, и с машиной, уже «понюхавшей пороха» на крупной столичной стройке.

На полигоне в подмосковной Чёрной Грязи нас поджидал новенький погрузчик, ярким желтым пятном оживляя унылый осенний пейзаж. Двадцатитонник JCB 456ZX главенствует в линейке фронтальных погрузчиков, насчитывающей 18 моделей, начиная с 4,7 т. Компания занимает прочные позиции на мировом рынке как производитель компактных легких и средних машин, а также активно вторгается в другие сегменты. Это подтверждают успех гусеничных экскаваторов полной массой до 47 т и разработка и производство легких сочлененных самосвалов (весной 2004 г. пошел в серию сочлененник JCB 722 грузоподъемностью 20 т). Производственные возможности завода в Манчестере и конструкторский потенциал создают возможности для экспансии в сегмент фронтальных погрузчиков полной массой более 20 т.

После знакомства с новой машиной, чтобы получить более полное представление о ней, мы выехали на строительство тоннелей Краснопресненской магистрали в районе Троице-Лыково г. Москвы, где работают сразу несколько погрузчиков JCB 456ZX. Одна из основных задач, которую они выполняют, – это загрузка в самосвалы грунта, подаваемого на поверхность из забоя.

Органы управления

Легко поднявшись по ступенькам в просторную кабину, добротно облицованную светлым твердым пластиком, с комфортом устроившись в кресле с многочисленными регулировками и подстроив рулевую колонку, чувствуешь себя как на капитанском мостике. Обзор отличный, обилие света благодаря большой площади остекления с тонированными стеклами, отчего дизайн еще больше выигрывает, развитая система регулируемых вручную внутренних и наружных зеркал. Наружные зеркала и заднее стекло с электроподогревом – немаловажно для русской зимы. Тихо шелестит отопитель, быстро нагревая кабину. Большой информативный дисплей в поле зрения. Панели управления освещением убраны под потолок, где еще есть ниша для магнитолы. Рулевое колесо вращается без усилий, но из одного крайнего положения в другое надо сделать пять полных оборотов. Невольно подумалось, что штурвал вместо рулевого колеса или дублирующий его джойстик был бы весьма уместен. Под педалью «газа» чувствуется мощь дизеля Cummins рабочим объемом 8,3 л. Шестицилиндровый мотор с турбонаддувом и интеркулером мощностью 161 кВт и крутящим моментом 994 Н·м обеспечивает надежную тягу, управляемость и производительную работу.

Элегантный дизайн погрузчика, характерный для всей техники JCB, радует глаз и весьма функционален. Нас приятно удивило, что погрузчики, работая на дорожном покрытии из железобетонных плит с толстым слоем скользкой серой глиняной жижи, не «по уши в грязи», хотя крылья и не полностью закрывают колеса.

Такое комфортабельное кресло увидишь не в каждом автомобиле

Кроме того, подобный дизайн способствует снижению массы машины и упрощает доступ к агрегатам двигателя. Вождение по слою грязи, особенно подмерзшей, – занятие, близкое к экстриму. И здесь очень выручают усиленные мосты с дифференциалом повышенного трения, которые входят в базовую комплектацию. Дифференциал эффективен при движении по слабым грунтам, препятствуя пробуксовке, и на твердом покрытии предохраняет шины от преждевременного износа.

Пользоваться тормозами следует аккуратно, поскольку достаточно несильно надавить на педаль, чтобы их заблокировать и войти в занос. На хорошем покрытии погрузчик встает как вкопанный, и, если не пристегиваться, на скорости можно запросто выйти из кабины через ветровое стекло. Машина приемистая, набирает максимальную скорость на дистанции менее 100 м. При этом на дисплее отображается смена диапазонов автоматической коробки передач (КП). У КП ZF четыре диапазона вперед и три назад, которые выбираются левым подрулевым переключателем. Чтобы не снимать руку с руля, под большой палец на джойстике управления рабочим оборудованием выведен трехпозиционный переключатель направления движения.

Подъем в кабину не затруднен

На случай установки на погрузчик гидрофицированного навесного оборудования рядом с джойстиком уже предусмотрен рычажок, управляющий дополнительной гидромагистралью. Рядом на панели есть интересная кнопка с символом рулевого колеса. Если двигатель заглох, например, топливо закончилось, то этой кнопкой включается аварийный электродвигатель с насосом, дублирующим основной насос рулевого управления, что позволяет рулевым колесом выровнять положение погрузчика. Гидроцилиндры рулевого управления размещены далеко от земли и защищены элементами рамы. Повредить их можно, наверное, только умышленно.

Погрузчик легко поднимает полный ковш, в который помещается 6 т груза. Например, кузов самосвала КамАЗ он загружает в два приема, МАЗ – в три. Учитывая высокую маневренность, его суточная производительность целиком зависит от подачи самосвалов под погрузку. При движении по неровной поверхности на несущие конструкции погрузчика передаются немалые ударные нагрузки от ковша с грузом. В гидроцилиндры стрелы встроена система стабилизации с азотно-масляными аккумуляторами, чтобы заместить ударные нагрузки колебательными и тем самым сохранить ресурс машины и обеспечить комфортные условия работы оператора. Система активизируется сразу при запуске двигателя.

Почти все точки обслуживания доступны с земли

Комплектация погрузчика не ограничена базовой со стандартной стрелой. Для него разработаны удлиненная стрела, несколько ковшей для работы с разными материалами, от песка до скальных грунтов, в том числе гидрофицированные двухчелюстные, ковши большой вместимости и бульдозерные отвалы для погрузки и перемещения легких материалов: мусора, щепы и т. п., захваты для погрузки бревен, а также механизм быстрой смены ковша. В зависимости от твердости материала можно подобрать сменные зубья и сегменты оптимальной формы. Список рекомендованных шин для разных условий работы насчитывает 12 позиций. Предусмотрена возможность установки централизованной системы смазки, обеспечивающей постоянную подачу смазки и упрощающей обслуживание, а для большей безопасности на ROPS-FOPS кабину может монтироваться защитная решетка.

Отдельно хотелось бы отметить, что в функциональности погрузчика, отработавшего в течение полугода 2000 машино-часов, кроме утраты девственной чистоты кабины, никаких изменений мы не заметили. Правда, 2000 часов – не тот срок, после которого можно судить о ресурсе такой машины, как погрузчик JCB 456ZX. Благодаря высокой производительности, легкости управления и надежности он становится одним из ключевых элементов большой стройки.


 

«ОДНОКЛАССНИКИ»

Caterpillar 962G Series II. Представитель новой серии погрузчиков, сменившей «960-ю» в 1999 г. Работу оператора делают комфортабельнее и производительнее автоматическая КП, диапазоны которой можно понижать педалью тормоза, и система плавного хода с азотно-масляными аккумуляторами, которая может работать и в автоматическом режиме. Есть и «изюминка»: вместо рулевого колеса можно заказать штурвал с переключателем трансмиссии.

Komatsu 400-5. Как и положено японской машине, погрузчик насыщен электроникой, которая не только проследит за работой агрегатов и систем погрузчика, но и сама повернет ковш при наборе в него материала, проинформирует о массе груза в ковше и определит, сколько уже погружено в самосвал.

Новая продвинутая гидросистема оптимально использует мощность двигателя. В базовую комплектацию входят кондиционер и централизованная система смазки. Дополнительно на левую консоль можно установить джойстик рулевого управления.

Volvo L120E. Этот представитель последнего поколения погрузчиков компании Volvo увидел свет в 2002 г. Его «фамильная» черта – патентованная система опрокидывания ковша TP-Linkage, сохраняющая положение ковша при любом вылете стрелы. Стильный дизайн – сильная сторона этой серии. В базовую комплектацию входит кондиционер, а гидропневматическая система стабилизации стрелы BSS устанавливается по заказу, как и джойстик рулевого управления.

Благодарим компании ЗАО «ЛОНМАДИ» и ООО «Тоннель-2001» за предоставленную возможность ознакомиться с техникой.