Техника управления будущим

Система FMS, датчик уровня топлива LLS

С. Андреев

Дмитрий Сергеевич Свистунов рассказывает о работе хозяйства



Топливный бак с датчиком LLS в разрезе



Установка датчика LLS



Аграрный сектор и сегодня остается проблемным в российской экономике: низкая доходность, тяжелое «послеперестроечное» наследие – запущенная инфраструктура, отсутствие школы кадров, устаревшая техника. Сельскому хозяйству нужны дополнительные финансовые вливания, но бизнес не торопится вкладываться в низкодоходные предприятия. В этой статье на живом примере мы расскажем о некоторых путях повышения рентабельности хозяйства.

В сельскохозяйственном бизнесе риски очень высоки: холод и засуха, вредители и болезни, неожиданное падение цен на зерновые культуры… В таких условиях предприятие не может позволить себе терять урожаи из-за халатности персонала и не должно допускать хищений дорогостоящего топлива. Осознавая это, все больше предприятий стремятся максимально контролировать свои затраты: целевая эксплуатация техники, точное планирование объемов работ для каждой единицы техники, неукоснительное соблюдение норм выработки и трудовой дисциплины. Как выяснилось, немалую экономию может принести и точное определение норм расхода топлива.
Примером успешно хозяйствования стала компания ОАО «Передний Край», внедряющая комплексные методики контроля за работой техники, которая начала осваивать плодородные земли Краснодарского края в 2001 г. Во владении компании более 2000 га земель, здесь выращивают зерновые и картофель, возделывают виноградники. Всего в хозяйстве 50 ед. техники – тракторы, комбайны, грузовые автомобили.
Рассказывает Дмитрий Сергеевич Свистунов, помощник генерального директора ОАО «Передний Край»:
«У нас в Краснодарском крае дизтопливо теперь стоит чуть ли не 25 рублей за литр. Мы решили искать систему, которая позволила бы контролировать эксплуатацию техники персоналом и расход горючего. То, что нам предлагали, либо не проходило по цене, либо не давало нужных функций контроля, либо же заявленные параметры не вызывали доверия. Однако нам повезло: на одной из выставок мы ознакомились с системами контроля расхода топлива FMS от компании ОМНИКОММ и, изучив возможности FMS, решили использовать ее».
ЗАО «Передний Край» закупило 31 комплект систем FMS и датчиков уровня топлива LLS. Все системы FMS были укомплектованы модулями беспроводной передачи данных ZigBee. Результаты внедрения превзошли самые смелые ожидания руководства.

Д.С. Свистунов:
«Мы установили системы контроля расхода топлива FMS на тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82, Т-150, «Беларус», а также на автомобили КамАЗ. Основной расход топлива у нас всегда был на тракторах Т-150. До внедрения систем FMS мы с трудом устанавливали нормативы расхода топлива. При пахоте пятикорпусным плугом по нашим старым нормам Т-150 тратил за рабочую смену около 120 л горючего. После внедрения FMS мы не поверили своим глазам: расход сократился до 60…80 л. Наполовину!
На трактор МТЗ мы установили датчик и заправили полный бак – 120 л. Утром трактор отправился в поле, а вечером мы сняли показания. Я был поражен – всего 10,5 л расхода топлива за целый день работы! Раньше минимальный расход в день был 40 л, а при интенсивных работах – до 60 л!
Но самое главное – теперь стало понятно, почему у нас не выполняются нормы работ! Раньше трактористы объясняли невыполнение плана разными причинами: и нормативы слишком высокие, а зарплата низкая, и год жаркий, и земля сухая… Не имея представления о реальных условиях работы, мы начинали им верить. Теперь же можно контролировать, когда двигатель трактора заводится, когда выключается, сколько времени он работает. Я смотрю данные FMS и как на ладони вижу, кто сколько часов отработал, а в какое время техника простаивала. И я отвечаю трактористу: «Говоришь, не справляешься? Так ты и работал не восемь часов, а четыре!»
Выяснилось, что в день тракторы никогда у нас по восемь часов не работали, как положено. Четыре часа, четыре с половиной, ну пять от силы. Мне объясняют: «То сломалось, это отвалилось». И тут уже мы начинаем выяснять, какая деталь вышла из строя, кто производитель, какова стоимость детали, кто ее устанавливал. Так, звено за звеном, мы внедряем контроль за работой техники.
Системы FMS дали нам возможность организовать четкое нормирование. Теперь мы знаем реальные возможности техники, можем планировать посевную кампанию и требовать соблюдения дисциплины от персонала. Наш экономист, агроном, генеральный директор – все довольны».
Как объяснил Д.С. Свистунов, аграрное предприятие требует неукоснительно соблюдать нормы и технологию вспашки, обработки, посева и уборки культур. Так, на виноградниках производится огромное количество операций. Виноград начинает плодоносить только через несколько лет, и недобросовестность персонала становится заметной только спустя очень длительное время. Так, если оператор хочет положить себе в карман больше денег, он экономит топливо, вспахивая землю на недостаточную глубину. В итоге виноградные культуры не смогут давать нормальный урожай. В карман-то он положит несколько тысяч рублей, а ущерб хозяйству на миллионы! Системы FMS позволили контролировать процесс работы, соблюдение правил и норм.
По словам Д.С. Свистунова, ощутимую задержку в развитии ОАО «Передний Край» испытывает из-за консервативного мышления сотрудников. Люди сетуют на уровень заработной платы, при этом не проявляя практически никакой инициативы, не стремятся совершенствовать рабочий процесс, чтобы заработать больше. У многих трактористов компании «Передний Край» во дворах стоят цистерны на 200…300 л с «сэкономленным» топливом. Люди до сих пор не видят разницы между личным имуществом и собственностью предприятия. Руководству приходится воспитывать сотрудников личным примером: например, генеральный директор сам покупает виноград в своей компании, платит деньги в кассу… Никаких привилегий!
И усилия руководства действительно приносят плоды! Люди перенимают энтузиазм, передовые сотрудники увлекают за собой остальных. Как рассказал нам Дмитрий Сергеевич, нередки случаи неожиданного преображения безынициативного работника в новатора и опору руководства.

Д.С. Свистунов:
«Проблемы с кадрами в провинции самые ощутимые. Мы стремимся привлекать квалифицированных, грамотных сотрудников. Стараемся назначать достойную зарплату, чтобы привлечь молодежь, инициативных людей «с горящими глазами». В перестройку всё здесь разворовали, растащили, распродали. Как говорится, ломать – не строить! Нам стоит огромного труда все это поднять. Однако мы движемся, развиваемся. Так, недавно приобрели виноградоуборочный комбайн ERO за большие деньги. Но мы пошли на это, поскольку он заменяет ручную работу 40 человек. С ним себестоимость килограмма винограда в 16 раз ниже, чем при ручной уборке! В перспективе это огромная экономия денежных средств.
Системы контроля расхода топлива FMS стали для нас важным шагом в развитии. Раньше, при старой системе, мы не могли отследить затраты на топливо и запчасти. Сейчас мы стараемся контролировать весь процесс. Системы FMS помогают нам контролировать наш бизнес, можно сказать, управлять своим будущим!»