Маршрут мусоровоза задан на карте навигатора
Верным путем идете, мусоровозы!

Телематика в мусоровозах

Электронные телематические навигационно-диспетчерские системы контроля машины в процессе работы на маршруте, автоматические системы и функции все шире используются компаниями, занимающимися сбором и вывозом мусора, ведь возможности телематики «контролировать постоянно, исправлять немедленно» помогают повышать эффективность рабочих процессов.

В отрасли вывоза и утилизации отходов имеется немало проблем. По данным печати, около 50% всего мусора вывозится незаконно, то есть прибыль идет не коммунальному предприятию, а в карманы нечистых на руку водителей, очень много случаев, когда мусор выбрасывается не на полигонах ТБО, а в несанкционированных местах, где образуются стихийные свалки. Имеются случаи нарушения графика вывоза мусора, хотя водители при этом отмечают в табелях своевременное выполнение. Жители не понимают, почему у них переполнены мусорные баки, а руководство коммунального предприятия уверено, что от клиентов все вывезено в срок. Ну и, конечно, накрутка счетчиков пробега автомобиля и списание лишнего топлива. Данные манипуляции для водителей коммунального, да и не только, транспорта являются традиционными.

Мусоровозы старых выпусков сложнее и дороже оборудовать современной телематической аппаратурой

Современное телематическое оборудование помогает эффективно решить эти проблемы и оптимизировать всю коммерческую деятельность компании. В сфере вывоза и утилизации ТБО инновационные телематические технологии обеспечивают возможность обмена данными и «диалога» между собой машин, находящихся друг от друга на значительном расстоянии, и людей с машинами, позволяют организовывать оптимальные маршруты движения мусоровозов, вести документацию, согласовывать действия руководителей отдельных подразделений и т. д., то есть объединить отдельные операции в единый управляемый процесс и за счет этого сделать его более эффективным, экономить средства и повышать безопасность работ.

Телематическая система ведет учет загружаемых баков

Состав телематической аппаратуры

Трекер, дисплей. В состав телематической аппаратуры мусоровоза входит система навигации GPS/ ГЛОНАСС с трекером, передающим в реальном времени информацию на центральный компьютер. Он защищен от погодных воздействий и получает питание от аккумуляторов. В кабине установлен сенсорный дисплей, который обеспечивает и оператору, и находящемуся в центральном офисе диспетчеру неслыханные ранее возможности управления и получения информации.

Дисплей управления можно настраивать по желанию оператора, в частности, можно регулировать скорость движения и усилия рычагов загрузочного устройства. Руководитель в целях безопасности может заблокировать возможность несанкционированной или случайной перенастройки дисплея управления рычагами загрузочного механизма. Эти технологии ранее использовались в строительных погрузчиках и других машинах, а теперь стали применяться и в мусоровозах.

Такой мусоровоз больше похож на машину из фантастического фильма

Видеокамеры, тепловизоры, радары. Оператору мусоровоза для работы в условиях тесноты во дворах, где приходится двигаться задним ходом и на пути машины могут оказаться случайные люди, дети, необходим хороший обзор «слепых» зон. Этот обзор может быть обеспечен системой видеокамер, передающих изображение на экран в кабине. Однако качество изображения, транслируемое камерой, зависит от освещенности. Если камера не дополнена подсвечивающим прожектором, она не сможет работать в темное время.

Видеокамера системы предупреждения столкновений при движении мусоровоза задним ходом (компания Sentinel)

В этом случае может помочь радар допплеровского или импульсного типа. Решением проблемы получения изображения в темноте также может быть использование инфракрасного тепловизора. Картина передается на экран в кабине со скоростью около 30 кадров в секунду. Рабочий диапазон температур для обычной системы тепловидения: от –20 до +2000 °С. В дополнение к тепловидению способность видеть в темноте могут также обеспечить приборы ночного видения, работающие на основе технологий цифрового усиления и повышения качества изображения в видимом спектре световых лучей.

Датчики телеметрического оборудования («АТЛ Телематика») на мусоровозе с крюковым погрузчиком
Датчики телеметрического оборудования («АТЛ Телематика») на мусоровозе с боковой загрузкой

Зоны видимости аппаратуры настраивают так, чтобы они частично накладывались друг на друга. Аппаратура должна быть в защищенном от погодных воздействий исполнении, прочной и надежной. Хорошо, если камеры установлены заподлицо с поверхностью кузова, имеют углы обзора 120–150° и оснащены накопителем информации («черным ящиком»), чтобы записывать и хранить все, что будет заснято. Система звуковым (голосовым) сигналом предупреждает водителя о препятствии на пути автомобиля, предлагая остановиться, и может самостоятельно остановить автомобиль, если водитель не реагирует на предупреждение. Если препятствие исчезает с пути автомобиля, система вновь позволит ему продолжить движение задним ходом.

Бортовые системы взвешивания позволяют контролировать массу загружаемого и перевозимого мусора в статике или динамике, то есть процесс работы мусоровоза становится «прозрачным» в режиме реального времени, можно видеть вес, приходящийся на каждую ось, а встроенный звуковой сигнализатор предупреждает о перегрузе.

В этих системах обычно используются тензодатчики, 4 или 6 шт., на которых фактически висит надстройка, а также масса загружаемого мусора определяется по величине давления в гидроцилиндрах загрузочного устройства.

Компоненты телематической навигационно-диспетчерской системы сопровождения, подобное же оборудование устанавливается на мусоровозах

Кроме перечисленных выше, достоинством таких систем является их универсальность – они пригодны для установки на автомобили с подвеской любого типа и с любым типом загрузочного устройства, точность показаний составляет ±1% и выше, диапазон рабочих температур от –30 до +60 °С, источник питания автономный, информация сохраняется в специальном блоке. Монтаж бортовой системы взвешивания занимает примерно один рабочий день.

Бортовая система самодиагностики заблаговременно предупреждает оператора о возможности аварии, а также генерирует коды неисправности, которые помогают оператору и механикам быстро отыскать и устранить неисправность, сократив время простоя машины.

При наличии телематической аппаратуры сервисному механику не придется выслушивать такие замечания операторов: «Сегодня я пару раз слышал странный шум на поворотах» или «Сегодня машина разгонялась как-то слабовато». Бортовая диагностика может точно указать, какие параметры, компоненты или системы мусоровоза не в порядке, и даже сделать прогноз, какая неисправность может возникнуть вскоре, а также указывать оптимальные сроки проведения техобслуживания на основе параметров состояния определенных компонентов и систем машины.

[b]Компоненты телематической системы («МЦМ Телематика»):[/b] 1 – камера контроля состояния водителя; 2 – считыватель радиочастотных меток на мусорных баках; 3 – система кругового обзора; 4 – видеокамера зоны у бордюра; 5 – видеокамера зон позади и по бокам машины; 6 – парковочная система определения препятствий; 7 – шина CAN; 8 – датчики механических и гидравлических систем; 9 – бортовая система взвешивания; 10 – система контроля давления в шинах; 11 – телеметрическая бортовая система диагностики двигателя и прочих узлов; 12 – датчик давления в гидроцилиндрах подъемного механизма

Что дает телематическая навигационно-диспетчерская система

Благодаря телематической навигационно-диспетчерской системе сопровождения оператор в кабине мусоровоза, а также диспетчер и руководители в центральном офисе в реальном времени получают обширную информацию о работе машины. В систему управления и на экран также поступает много сведений от бортовых датчиков и систем измерения, в том числе от датчиков температуры и уровня масла в гидросистеме, давления в шинах и расхода топлива.

Руководителю всегда известно, находится ли машина на установленном маршруте, с какой скоростью она движется и какие действия выполняет оператор, сколько времени затрачивается на каждую остановку и на работу на холостом ходу, каков пробег, сколько контейнеров разгружено и какова масса мусора в кузове машины, какая часть запланированной работы уже выполнена. При возникновении каких-либо проблем во время работы мусоровоза руководитель может оперативно вмешаться и помочь с их устранением.

При загрузке система автоматически фиксирует вес мусора

Организация и учет. Некоторые навигационно-диспетчерские системы способны организовывать и согласовывать маршруты всех мусоровозов парка компании, при необходимости изменять маршрут, направлять операторов на выполнение другой работы.

Эти системы дают возможность увеличить качество обслуживания клиентов: позволяют избежать путаницы с мусорными баками, сменными кузовами и контейнерами, которые порой забывают на длительное время в каком-то месте или их по ошибке забирает другая машина и увозит не туда, куда надо. Система в реальном времени автоматически ведет учет разгруженных баков, считывая радиочастотные метки, установленные на них. Кроме того, система позволяет клиентам подавать заявки на разовые работы буквально одним нажатием пальца на смартфоне, а компании принимать их. Такая информация, как место расположения, время и вид работы, мгновенно выкладывается на веб-карту на компьютере диспетчера и в смартфоне оператора мусоровоза, назначенного для выполнения этой работы.

Система автоматически включает тормоза, когда камера фиксирует препятствие сбоку от автомобиля

Формирование отчетов. Телематические системы могут сравнивать данные по разным маршрутам, собирать информацию от всех автомобилей компании, подсчитывать производительность мусоровоза и эффективность действий оператора, предоставлять статистические отчеты по всему парку и отдельным автомобилям, отрезкам времени, отдельным участкам, отдельным водителям или по конкретному событию, показывать общий и удельный расход топлива и т. д.

Экономический эффект. Такие отчеты позволяют обнаружить «узкие места» в организации рабочего процесса, найти пути экономии средств и т. д. На первом месте среди «экономических эффектов» от применения телематических систем сопровождения стоит экономия топлива, далее уменьшение страховых взносов и расходов на обслуживание и ремонт техники. Опыт эксплуатации подобных систем в ЖКХ показывает, что расходы на горюче-смазочные материалы снижаются на 10–30%. Оборудование, таким образом, окупится за 2–4 месяца.

Стоимость всех процедур по оснащению машин датчиками зависит от набора дополнительных параметров, которые заказчик хочет взять под контроль, а также от технического состояния транспортного средства. На более современных машинах установка систем обходится дешевле, нежели на старой коммунальной технике.

Радар системы предупреждения столкновений при движении мусоровоза задним ходом (компания Sentinel)

Работа на холостом ходу. Бесполезная работа на холостом ходу – это большая проблема и одна из статей затрат в отрасли сбора и вывоза мусора. По многолетней привычке оператор может оставлять машину работать на холостом ходу, когда ее легко можно выключить. Возможность сократить время работы на холостом ходу – одно из главных преимуществ телематических систем сопровождения мусоровозов. Когда руководители с помощью таких систем начинают отслеживать работу мусоровозов, обычно удается достичь 10–20%-ного (и даже до 50%) уменьшения времени простоев и работы на холостом ходу.

Компания Volvo CE проводила исследования по расходу топлива своих грузовиков во время работы в горнодобывающем карьере. Самосвал, груженный скальной породой, был оснащен системой измерения расхода топлива. Самосвалом поочередно управляли несколько разных операторов, движение по маршруту осуществлялось на постоянной или изменяющихся скоростях, с разным количеством времени работы на холостом ходу, с остановками и без них. Эти испытания показали: когда автомобиль двигался быстрее, чем необходимо, и поэтому должен был дожидаться своей очереди на погрузку-разгрузку, расход топлива получался на 30% выше, чем когда самосвал ездил с расчетной скоростью и прибывал к месту назначения (погрузки-разгрузки) точно вовремя. Телематические системы дают возможность провести подобный мониторинг для мусоровозов, оборудованных телематической аппаратурой, и он, несомненно, может принести аналогичные ощутимые результаты.

Видеокамера зоны сбоку от грузовика

Уменьшение износа узлов. Электронный «мозг» позволяет автоматически управлять работой машины и обеспечивает более плавное движение рычагов, уменьшает их рывки и дрожание во время разгрузки мусорных баков. Эти рывки и дрожь отрицательно действуют на автомобиль. В результате снижения негативного воздействия срок службы кузова и шасси увеличивается.

Обучение водителей. Телематическое оборудование и электронные системы управления – это не только инструмент для контроля водителей, но и удобная форма их обучения. Водитель может применять какие-то неоптимальные приемы вождения, например, слишком резко тормозить, забывать переключать передачи на высоких оборотах двигателя или включать тормоз-ретардер. Телематика не критикует оператора за неправильные привычки, она подсказывает, какие приемы вождения будут оптимальными, и тем самым помогает ему вырабатывать новую, более рациональную форму работы.

Картинка на экране системы помощи при движении задним ходом – видны зоны по бокам от транспортного средства

Продукты отдельных компаний

Приведем в пример одну из крупных американских компаний по вывозу мусора и отходов. В ней работают 18 000 водителей. Когда компания ввела телематическую систему DriveCam, разработанную компанией Lytx, удалось сократить количество и тяжесть аварий, а также трудозатраты на ведение документации. С помощью системы DriveCam компания стала бороться с ложными обращениями за страховыми выплатами. Например, недавно одна женщина обратилась с заявлением, что в ее автомобиль врезался мусоровоз компании, тогда как на самом деле врезалась она, двигаясь задним ходом. Компания предъявила видеозапись этого происшествия, сделанную системой DriveCam, и доказала свою невиновность. Только на этом случае компания сэкономила сумму, достаточную для оплаты обслуживания системы DriveCam в течение целого года. А вот еще случай: один из операторов остановился на красный свет светофора, и другой автомобиль врезался в него сзади, но попытался обвинить в наезде задним ходом. Благодаря видеосъемке системы DriveCam компании удалось снять ответственность со своего водителя. В результате было сэкономлено $30–40 тыс. Теперь ложные обращения по страховым выплатам прекратились.

Благодаря телематической системе руководитель всегда видит, где находится мусоровоз

Компания Zonar разработала целый ряд телематических систем и продуктов. Например, система Zonar V3 представляет собой просто устанавливающийся прибор, который обеспечивает широкие возможности по GPS/ ГЛОНАСС-навигации в сочетании с передачей в реальном времени информации о состоянии агрегатов и систем машины. Обычно в мусоровозах подвижные детали и узлы, особенно загрузочное устройство, часто выходят из строя, и такой прибор, несомненно, поможет специалистам по обслуживанию техники.

Российские компании тоже предлагают подобное телематическое навигационно-мониторинговое оборудование.

«МЦМ Телематика» (ГК МЦМ) для управления автопарком предприятия разработала Runovo Intelligence Management Platform – интеллектуальную управленческую платформу с безграничными возможностями, обеспечивающую ощутимый экономический эффект.

В такой тесноте системы предотвращения столкновений очень помогают

Компания «АТЛ Телематика» разрабатывает и внедряет широкий спектр отраслевых телематических и навигационных продуктов и программ, предлагает комплексное решение для контроля работы мусоровозов – телематическую платформу SVETOFORGPS, онлайн-мониторинг «Светофор», систему идентификации мусорных баков, датчик угла наклона ЭСКОРТ-ДУ-180, который позволяет подсчитать количество загруженных контейнеров, датчик уровня топлива ЭСКОРТ-ТД-500.

Компания «М2М телематика» также предлагает для мусоровозов системы мониторинга и управления транспортом с использованием GPS-навигации и передачи данных по GPRS.

Бортовые системы взвешивания для мусоровозов в нашей стране предлагают компании Dinamica Generale и VEI (обе итальянские), Vishay PG (США), Zoeller (ФРГ), Welvaarts (Нидерланды) и др.

Телематическая система помогает избежать ошибок и путаницы со сменными кузовами
 

Разработка и совершенствование подобных систем для отрасли управления отходами и ТБО, несомненно, будет продолжаться, ведь для этого имеются серьезные предпосылки и перспективы.

компании по теме статьи
компании по теме статьи