Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
Гидравлика «в возрасте»
Сложности ремонта
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
 1
Тяжелый металл (ч. 1)
Обзор рынка бульдозеров
Как выбрать генератор?
Критерии выбора
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП

Выбираем мини-погрузчик на гусеничном ходу

Рекомендации по выбору

Игорь Павлов
При выборе гусеничного мини-погрузчика рекомендуется проанализировать следующие характеристики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Траектория подъема

Прежде всего нужно решить, с какой геометрией подъема нужна вам машина: радиальной или вертикальной?

При вертикальном подъеме, как понятно из названия, ковш поднимается по прямой (и следовательно, вылет будет максимальным при любой высоте подъема). Машины с вертикальным подъемом обычно тяжелее, чем с радиальным, то есть способны поднимать более тяжелые грузы при более высокой устойчивости. Машину удобно использовать, например, при штабелировании грузов на высоте, погрузке самосвалов с высокими бортами или вагонов, так как они могут подъехать ближе к самосвалу, им проще выгружать материалы из ковша на середину кузова или платформы. Кроме того, при вертикальном подъеме оператору лучше видны рабочие орудия, когда стрела поднимается выше 1,8 м. Хотя погрузчик с вертикальным подъемом может иметь более высокую продажную цену, специфические возможности его использования обычно окупают первоначальные затраты, к тому же на вторичном рынке стоимость у таких машин выше.

У погрузчиков с радиальной траекторией максимальный вылет получается примерно на высоте грузовой платформы автомобиля, машины такого типа особенно подходят для выполнения работ с подъемом грузов до середины максимальной высоты или ниже – например, при засыпке траншей и ям, погрузке и разгрузке автомобилей с платформами без бортов, разравнивании и планировке. Погрузчики такого типа легче, компактнее, в итоге они немного дешевле и имеют лучшую развесовку, что улучшает качество выполнения планировочных работ. К тому же у машин с радиальной траекторией подъема больше вылет на середине высоты подъема, что позволяет выгружать ковш или переносить груз за невысокие стенки и ограды. Некоторые специалисты считают, что преимуществами погрузчиков с радиальным подъемом являются меньшее количество поворотных шарниров в рычажном механизме, хорошая скорость подъема, обзор и в ряде случаев сравнимая по величине высота подъема и вылет при максимальном подъеме.

Производительность гидросистемы

Если погрузчик предполагается часто использовать с различным сменным навесным оборудованием, особенно имеющим высокое энергопотребление, таким как холодный планировщик, мульчеры и косилки, снегоуборщики, дисковые баровые установки, рекомендуется выбирать машину с мощной гидросистемой, которая обеспечит высокую производительность этого оборудования и, следовательно, рентабельность машины. За исключением самых малых моделей, у большинства производителей гусеничные мини-погрузчики могут в качестве опции комплектоваться гидросистемами с повышенными расходами в контурах привода рабочего оборудования. Выбирая конкретную модель, поинтересуйтесь, имеются ли к ней нужные навесные орудия и достаточна ли производительность гидросистемы для их привода? Рассмотрите возможность приобретения опций, которые помогут вам выполнять работы быстрее и проще – например, систему плавного хода, благодаря которой уменьшается просыпание материала из ковша при транспортировке, или быстродействующий адаптер, сокращающий время замены навесного оборудования.

В контурах гидроцилиндров подъема и наклона, так же, как и в контурах привода рабочего оборудования (со стандартной и увеличенной производительностью), обычно применяются шестеренчатые гидронасосы. Исключение составляют лишь модели, оборудованные самыми высокопроизводительными гидросистемами, в которых могут применяться аксиально-поршневые насосы переменного объема, как в контурах оборудования самой машины, так и в контурах рабочего оборудования.

Электрогидравлические системы управления джойстиками очень популярны у потребителей и активно вытесняют обычные механические системы с рычагами и педалями, так как при управлении джойстиком приходится прикладывать значительно меньшие усилия.

Проходимость и устойчивость

Благодаря низкому давлению на грунт, хорошему сцеплению и низкому положению центра тяжести гусеничные мини-погрузчики могут работать в дождливую погоду и в местах со слабым грунтом, где их колесные собратья неустойчивы и беспомощны. Погрузчик с бортовым поворотом менее устойчив на склонах, скользит на льду. При выемке грунта экскаваторным оборудованием гусеницы обеспечивают лучшее сцепление с поверхностью, чем колеса погрузчика с бортовым поворотом, у которого в момент внедрения ковша в грунт передние колеса приподнимаются и все сцепление обеспечивают лишь задние колеса. У гусениц площадь контакта с грунтом больше и больше сила сцепления, следовательно, машина будет меньше пробуксовывать, а также меньше повреждать почву при работе на травяных лужайках в парках.

При движении на гусеницах угол наклона рабочего инструмента выдерживается погрузчиком более стабильно, чем на эластичных шинах, особенно когда работа ведется большими и тяжелыми навесными орудиями. При планировке более стабильное положение отвала является важным преимуществом гусеничного мини-погрузчика по сравнению с погрузчиком с бортовым поворотом с его короткой базой. Выбирая конкретную модель, определите, на какой поверхности придется чаще всего работать машине, будет ли достаточно места для маневрирования.

Грузоподъемность

Производители классифицируют гусеничные мини-погрузчики по «номинальной грузоподъемности», которая подсчитывается как 35% (норма устойчивости по SAE) или 50% от опрокидывающей нагрузки. Большинство производителей рекомендуют покупателям брать для гусеничных машин цифру 50% от опрокидывающей нагрузки, чтобы сравнивать грузоподъемность с моделями погрузчиков с бортовым поворотом аналогичной эксплуатационной массы. А вот для целей эксплуатации считать грузоподъемность как 50% от опрокидывающей нагрузки для гусеничных мини-погрузчиков не рекомендуется. Дело в том, что SAE выбрало уровень 35% от опрокидывающей нагрузки потому, что гусеничные мини-погрузчики часто работают на слабых грунтах: при превышении нагрузки грунт может провалиться, и погрузчик опрокинется. Учтите, что опрокидывающая нагрузка отнюдь не мера мощности гидросистемы машины, а мера ее устойчивости с поднятым загруженным ковшом на полном вылете. Поэтому, в принципе, погрузчик может выполнить работу с нагрузкой, равной опрокидывающей. Выбирайте модель, грузоподъемность которой заведомо превышает массу самых больших грузов, которые вам может понадобиться поднимать.

Ходовая часть

Конструкции ходовой части у разных производителей различаются, в частности, способом зацепления ведущего колеса с гусеничными траками, конструкцией опорных катков, возможностями выбора ширины траков и колеи, а также типов траков. Некоторые производители также предлагают подвес­ки катков различной конструкции в качестве стандартного или опционного оборудования. При выборе конкретной модели рекомендуется выяснить ремонтопригодность узлов ходовой. Полностью сварная рама лучше выдерживает нагрузки, а стальные накладки на резиновые траки, контактирующие с катками, увеличивают ресурс гусеничной ленты.

Более подробно особенности устройства ходовой части гусеничных мини-погрузчиков будут рассмотрены в следующей статье.

Условия работы оператора

От удобства управления зависит производительность работы оператора, поэтому управление джойстиками, как уже говорилось, набирает популярность. Большинство производителей предлагают просторные герметизированные кабины, в которых поддерживается избыточное давление и обеспечивается хороший обзор, с удобно расположенной для безопасного входа и выхода дверью. Количество машин с системами отоп­ления, кондиционирования и оттаивания стекол, особенно среди моделей наибольших типоразмеров, растет. Общий тренд – гусеничные погрузчики становятся легче в управлении, а рабочее место оператора больше защищено от пыли, грязи, шума и вообще комфортнее.

Эксплуатационные затраты и рентабельность

По сравнению с колесным погрузчиком с бортовым поворотом продажная цена гусеничных мини-погрузчиков аналогичной грузоподъемности выше, и они, как правило, дороже в эксплуатации. Тем не менее при правильном использовании вы­игрыш в производительности и дополнительные рабочие возможности гусеничной машины значительно перевешивают вышеназванные отрицательные факторы. Гусеничный мини-погрузчик окупается примерно за 18 месяцев и затем начинает приносить чистую прибыль.

Если говорить о выборе между гусеничными мини-погрузчиками разных типоразмеров, то, по данным американских исследователей, продажная цена гусеничных мини-погрузчиков малых типоразмеров (г/п от 300 кг) значительно отличается от цен на машины больших типоразмеров (г/п более 1000 кг) и составляет примерно 36% от цены последних. В то же время эксплуатационные затраты на 1 моточас работы у мини-погрузчиков малых типоразмеров отличаются от затрат «больших» мини-погрузчиков не столь значительно – они составляют 44%. Отсюда вывод: приобретая более дешевый малый гусеничный мини-погрузчик, вы не сможете экономить на ежедневных эксплуатационных расходах так же много, как вы сэкономили на покупке, и, видимо, есть смысл покупать погрузчик с некоторым запасом по грузоподъемности.

Выбирая конкретную модель, не забудьте выяснить, какой объем ежедневного обслуживания ей требуется, поинтересуйтесь периодичностью смены масел и условиями гарантии, наличием сервисного центра поблизости от места эксплуатации погрузчика.

* * *

Хотя гусеничные мини-погрузчики набирают популярность на рынке, следует учесть, что универсальные погрузчики с бортовым поворотом продолжают широко использоваться в различных отраслях. Гусеничный мини-погрузчик – это нишевый продукт для специфических условий эксплуатации, он способен выполнить те работы, которые недоступны погрузчику с бортовым поворотом. Выбирая, постарайтесь изучить весь ассортимент предложений, представленный на рынке, и, остановившись на конкретной модели, сначала попробуйте ее в работе на режимах максимальной нагрузки. Выбирайте марку, известную своей надежностью, конструкция которой вам хорошо знакома.

МЫ ВЫБИРАЕМ... СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Мини-погрузчик
Игорь Павлов Основные Средства 12'2013 18 декабря 2013

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru