Автоматические системы управления на линиях BRT
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
Полосы для движения автобусов BRT
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме

Что взамен?

Запчасти оригинальные, аналоги, альтернативные и улучшенные

Напомним, что существуют три основных «класса» запасных частей. Оригинальные – те, что рекомендуют использовать сами производители техники, продают под своим брендом в собственных техцентрах и магазинах. Аналоги – запчасти, выпущенные легальными, как правило, солидными компаниями под своими брендами и по надежным технологиям (порой эти компании даже производят те самые оригинальные запчасти по заказу производителей машин), по качеству часто приближаются или соответствуют оригинальным, но обычно аналоги не имеют официальной сертификации компании – производителя машин. Контрафакт – это откровенная подделка, которую выдают за оригинал, часто выпускаются в упаковке, копирующей упаковку оригинальных запчастей, но по качеству намного хуже оригинала, производятся без соблюдения правильных технологий, единственный их плюс – по цене контрафакт намного дешевле оригинала. Все детали, отличающиеся от классических оригиналов (за исключением контрафакта), мы будем называть альтернативными.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оригинальные запчасти и аналоги

Одно из основных преимуществ оригинальной запасной части – ее качество и соответствие технической документации изготовителя техники гарантируется как производителем компонента (читай – поставщиком конвейера), так и непосредственно самим сборочным заводом (читай – маркой/ брендом). Запасные части, которые реализуются через торговую сеть и через фирменные станции технического обслуживания в упаковке с логотипом производителя техники, проходят обязательный входной контроль. Иными словами, помимо гарантии производителя детали покупатель получает еще одну – от изготовителя машины. Именно за это и идет дополнительная наценка. Именно за эту гарантию и платит тот, кто не хочет терпеть убытки из-за простоя техники по причине выхода ее из строя вследствие установки запасных частей несоответствующего качества.

Однако после окончания срока гарантии на автомобиль или специальную технику владелец машины, как правило, переходит в режим экономии средств. Вместо дорогих оригинальных он стремится приобретать альтернативные запасные части, потому что экономия может составлять до 50% и более. Разумеется, мы не имеем в виду контрафакт, которого в периоды кризисов значительно прибавляется, иначе бы разница в стоимости оригинальных и не оригинальных деталей легко перевалила за 100%.

Запчасти с улучшенными свойствами

Но цена альтернативных запчастей не всегда меньше оригинальных. Как такое возможно? Дело в том, что для ряда компаний помимо стандартной линейки оригинальных деталей, которые поступают в запчасти и на сборочный конвейер, производят автокомпоненты с так называемыми «улучшенными» свойствами или характеристиками. Почему же их, обладающих преимуществом, не поставляют на сборочный конвейер? Ответ прост – они дороже стандартных, а значит, в условиях массового производства приведут к удорожанию продукции, пусть небольшому, но реальному! А сборочные предприятия предпочитают использовать детали, оптимальные по соотношению цена/ качество.

Собирая свою продукцию из компонентов, свойства которых известны, производитель имеет возможность прогнозировать ресурс своей техники, то есть давать гарантию на узлы и агрегаты. А теперь представьте, что в агрегат, обладающий определенным ресурсом, устанавливают деталь, которая по ходимости превосходит все остальные. Что владельцу машины с того, что при списании узла, агрегата или машины в них помимо изношенных компонентов будет находиться и еще вполне работоспособная деталь? А ведь он за нее заплатил больше, чем за оригинальную, и, значит, вправе рассчитывать на то, что каждый вложенный рубль принесет прибыль. Для получения экономического эффекта все компоненты должны обладать улучшенными свойствами. Но это уже переход на иной технологический уровень производства.

А зачем вообще нужны запасные части с улучшенными характеристиками и где они дадут экономический эффект? Альтернативные запасные части с улучшенными характеристиками прежде всего будут полезны там, где в конструкции машины имеется некий инженерный просчет, то есть в узле в процессе эксплуатации обнаруживается некая деталь, которая имеет меньший (по отношению к другим деталям) ресурс и чаще выходит из строя. Это может быть вызвано ее работой в жестком режиме (с перегрузкой), выбором более дешевых и доступных материалов или технологий производства. Вот именно для того, чтобы исключить слабое звено из цепи, обеспечить полноценную и безотказную работу техники, и разрабатываются детали с улучшенными свойствами.

Для того чтобы устранить недостаток конструкции, порой не требуется серьезных вмешательств в технологию, бывает достаточно укомплектовать их отдельными улучшенными деталями. Такими, например, могут быть фрикционные накладки тормозных колодок или дисков сцепления. Современные улучшенные фрикционные материалы способны проработать в узлах до их списания! Как известно, при буксировке тяжелых многоосных тралов реактивные тяги тягача воспринимают колоссальные нагрузки, и именно по этой причине ряд компаний выпускает в запчасти детали, у которых сайлентблоки заменены на улучшенные аналоги, в которых вместо резины применен полиуретан. Однако не следует надеяться, что улучшенный компонент принципиально изменит потребительские свойства всего агрегата. Увы, чудес не бывает, и прибавка в пробеге, равная, скажем, 5%, уже может считаться большим подспорьем.

Идем дальше. Улучшенными свойствами и качествами наделяются только детали, сравнительно быстро выходящие из строя, то есть такие, на которые имеется устойчивый спрос. Блоки цилиндров, картеры коробок передач и мостов и прочие крупные компоненты редко выходят из строя. По этой причине их зачастую даже нет на складах дилеров, а все поставки осуществляются с центрального склада, и часто не российского, а европейского. К тому же они сложны в производстве, а значит, в качестве альтернативы их никто производить не станет. Данная тенденция прослеживается и в отношении элементов силовой конструкции, а также обшивки.

А что такое детали с улучшенными свойствами и как их отличить от обычных (оригинальных или аналогов)? Начнем с простого. Любые улучшения отражаются как в сопроводительной документации на автокомпоненты, так и в их маркировке. Например, если вместо надписи «Long Live», что само по себе уже означает, что перед вами деталь, имеющая увеличенный срок службы, будет надпись «Double Long Live», то это свидетельствует о том, что данная запчасть имеет еще более продолжительный срок службы. Данную маркировку, например, часто можно встретить на муфтах привода вентиляторов систем охлаждения, ведь от надежной работы вентилятора зависит состояние всего двигателя.

Композиционные материалы уже давно и успешно используются вместо резины в деталях для тяжелой техники, например мощных карьерных самосвалах и «сочлененниках». Отличить стандартную деталь от усиленной можно по цвету – резина черная, полиуретан цветной (от белого до красного, синего, зеленого и т. д.). Если машина предназначена для северных районов, то для нее самыми актуальными из улучшенных деталей будут сальники, работающие при экстремально низких температурах. Такие изготавливаются либо из особых сортов резины, либо из композиционных материалов. Обладать улучшенными свойствами могут и гидроцилиндры самосвалов. Для машин, работающих в особо тяжелых условиях, с высокой цикличностью подъема/ опускания кузова, предлагаются гидроцилиндры, у которых внутренняя рабочая поверхность имеет покрытие хромом. Такой агрегат, установленный на рядовой самосвал, переживет саму машину!

Запчасти-аналоги

Сказанное выше об ассортименте запчастей справедливо и в отношении деталей-аналогов. Никто из их производителей не станет изготавливать не востребованные на рынке запчастей блоки цилиндров двигателей и картеры мостов. Зато производится все, что касается изнашивающейся «начинки» агрегатов, – практически для любой оригинальной детали можно подобрать аналог.

Производители стремятся унифицировать агрегаты с другими моделями. Это означает, что в двигателях внутреннего сгорания, скажем, для комплектации дорожных машин используются идентичные детали цилиндро-поршневой группы: гильзы цилиндров, поршни, кольца, подшипники скольжения. Одним словом, все изнашиваемые детали можно приобрести от альтернативных производителей. Однако у двух запасных частей – аналога и оригинальной – на деле может оказаться общее происхождение. Не секрет, что, например, детали той же цилиндро-поршневой группы изготавливают несколько крупных компаний и они же являются поставщиками компонентов на сборочные конвейеры. В таком случае, приобретая запчасть-аналог, владелец получает оригинал по более низкой цене.

(Продолжение следует)

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС ПРАКТИКА И СОВЕТЫ УЗЛЫ, АГРЕГАТЫ, КОМПОНЕНТЫ
Основные Средства 05'2013 16 мая 2013

Комментарии (0)